В смежных науках. УЛИНОВА И.Х. ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ: ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Согласно пункту 5.8.1 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 218, Роспатент, в том числе осуществляет государственную регистрацию географических указаний и наименований мест происхождения товаров [1].

 В целях более предметного рассмотрения указанного полномочия приведу нормативное правовое определение, установленное частью 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации [2]:

- под географическим указанием понимается обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара;

- под наименованием места происхождения товара понимается обозначение, представляющее собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара.

 С учетом изложенного и принимая во внимание тезис, сформулированный Ю.В. Бромлеем, можно сделать вывод в отношении двух указанных выше определений, что товар, производимый на территории конкретного географического объекта, является результатом деятельности этноса, как исторически сложившегося на определенной территории устойчивой межпоколенной совокупности людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самосознании (этнониме) [3].

 При этом согласно некоторым детализированным определениям для группы лиц, компактно проживающих на территории одного географического объекта, этническая группа - «это группа с общими культурными традициями и с чувством тождественности» [4].

 Следовательно, товар, зарегистрированный в реестре Роспатента, потенциально обладает характеристиками результата традиционных видов деятельности этносов (совокупности людей), исконно проживающих на территории одного географического объекта.

 Для более глубинного понимания сущности товара, производимого на территории одного географического объекта, целесообразно, на мой взгляд, рассмотреть характеристики «традиций» в видах деятельности с учетом современных изменений в лице «инноваций» в культуре.

 Термин «традиция» (от лат. traditio, tradere – передавать), на самом общем уровне применяемый для обозначения элементов социокультурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени, имеет множество научно-дисциплинарных конкретизаций [5]. Так, особые оттенки интерпретации «традиции» существуют в исторической науке, искусствоведении, этнографии, обществоведении, науковедении и др.

 Являя собой комплексы представлений, обычаев, привычек и навыков человеческой деятельности, передаваемых из поколения в поколение, культурные традиции выступают одним из регуляторов общественных отношений; они представляют собой выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Традиции присутствуют в любой культуре и во всех областях общественной жизни. Традиции возникают в результате трансформации индивидуального опыта в опыт коллективный, посредством отбора и стереотипизации группового фонда инноваций (т.е. принятых новаций), источником которых является человек [6].

 Сфера традиций в культуре не ограничивается четкими рамками. Традиции являют собой устойчивые и стабильно транслируемые феномены культуры, имеющие самые разные воплощения и конкретизации. Указанные феномены на определенное время получают широкое распространение в социокультуре и транслируются во времени. Отмеченное свойство традиций, включая фактор их распространенности, неизменности и воспроизводства, увеличивает вероятность их вхождения в сферу культурного наследия.

 В данном случае уместно говорить о том, что каждая культура, в независимости от ее инновационного потенциала, имеет некую традиционную сердцевину, предстающую как ее «геном», обеспечивающий необходимый минимум для того, чтобы культура могла сохраняться и устойчиво воспроизводиться. Отмеченное обстоятельство позволяет говорить о том, что традиции играют роль сдерживающего фактора или упорядочивающего начала, противостоящего «хаосу», предохраняющего культуру от распада и обеспечивающего ее сохранение и ретрансляцию. Традиции являются необходимым компонентом культурогенеза, без которого реализация данного процесса была бы невозможной.

 Именно традиционная составляющая лежит в основе самобытности и уникальности различных культур, включая их этнические вариации. Через различные традиционные комплексы сохраняются и воспроизводятся соответствующие им культуры, обеспечиваются основы формирования этнокультурной идентичности, создается почва для межкультурных контактов и диалога, передаются ментальные и мировоззренческие структуры, транслируются этико-эстетические и ценностно-смысловые составляющие восприятия и переживания реальности.

 Яркими примерами данных тезисов являются зарегистрированные в реестре Роспатента по географическим указаниям и наименованиям мест происхождения товара следующие товары: осетинская костюмная кукла (285), Агинские национальные костюмы (265), национальные осетинские костюмы (в том числе праздничные, обрядовые и свадебные) (242), Тойробшо Агинский бурят (головной убор) (266), Хлудневская глиняная игрушка (282), Вятская корзина (230) и пр.

 Противоположное традициям явление представляют инновации культуры. На самом общем уровне инновации в культуре выражены в возникновении неких новых культурных феноменов (артефактов, смыслов, норм, ценностей и т.п.), которые изначально не имеют широкого хождения, а механизмы их воспроизводства не носят устойчивого характера. Определяющим качеством инноваций в культуре является то, что они обеспечивают ее обновление, изменение и развитие. Даже в самых традиционных культурах обязательно находит свое проявления фактор инноваций, поскольку без них культура не сможет выполнять роль эффективного адаптивного инструментария человека. По данному поводу Э.С. Маркарян указывал, что «так же, как и генетическая программа биологического вида, культурная традиция исторической общности людей никак не может предвидеть всего реального многообразия условий и ситуаций даже самой стабильной среды ее существования. Адаптация к непредвиденным культурной традицией многообразным условиям и ситуациям, в которых приходится действовать людям, происходит благодаря индивидуальной модификации традиционных моделей деятельности» [7], т.е. через их обновление.

 К примерам модификации традиций и их составляющих из зарегистрированных в реестре Роспатента по географическим указаниям и наименованиям мест происхождения товара можно отнести следующие примеры: хлеб Городищенский (231), Посикунчики Коми-Пермятские с пистиками (мучное кулинарное изделие) (216), Котовская неваляшка (326) и пр., где с учетом внедрения иннований традиционная рецептура и способы производства претерпевают изменения в части снижения себестоимости товара и его производства с целью конкурентоспособности на рынке.

 Таким образом, исходя из сказанного и проведя анализ товаров, содержащихся в реестре Роспатента по географическим указаниям и наименованиям мест происхождения товара, можно сделать следующие выводы.

 На момент формирования статьи в реестре содержится 362 товара, из них 5 прекратили свою силу. При этом зарегистрированный массив данных условно можно поделить на следующие традиционно-инновационные виды деятельности в разрезе категорий/классификаций:

- напитки (национальные, рецептурные, из природных источников) – 151 запись в реестре;

- продукты питания, включая рецепты блюд – 118 записей в реестре;

- предметы декоративно-прикладного искусства – 68 записей в реестре;

- природные богатства географического объекта – 13 записей в реестре;

- живопись, техника росписи – 12 записей в реестре.

 При этом анализ зарегистрированных в реестре Роспатента по географическим указаниям и наименованиям мест происхождения товаров показал, что многие товары гражданам зачастую неизвестны, поскольку не нашли должной рекламы и популяризации как на региональном, так и на федеральном уровнях.

 В этой связи одним из значимых вариантов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации при использовании географических указаний и наименований мест происхождения товаров, на мой взгляд, может послужить создаваемые цифровые платформы по региональному туризму Российской Федерации, содержащие полноценную экосистему для любителей путешествий, посредством которых можно получить информацию о различных вариантах отдыха, достопримечательностях и маршрутах, в том числе гастрономических. Указанные цифровые платформы смогут помочь российским регионам и бизнесу в продвижении туристических продуктов, включая товары, зарегистрированные в реестре Роспатента по географическим указаниям и наименованиям мест происхождения товаров.

 Также одним из вариантов в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации посредством использования географических указаний и наименований мест происхождения товаров может послужить проведение международных и всероссийских мероприятий в регионе, где обязательным фактором участия в программе будет включение региональных товаров.

 Одним из показательных примеров включения в программу международных мероприятий послужили национальные блюда в виде чак-чак и эчпочмак на прошедшем с 22 по 24 октября 2024 года XVI саммите БРИКС в Казани с участием делегаций из 36 стран мира.

 

Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы «Выявление и оценка влияния использования географических указаний и наименований мест происхождения товаров на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации» (НИР ----2024).

 Список источников

  1. 1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 218 (ред. от 21.04.2022) "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (вместе с "Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности") (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2022) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127617/ (дата обращения: 19.11.2024).
  2. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 22.07.2024) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/11b7a515e3a042b436472a2a5a679e5cf09f13f8/ (дата обращения: 19.11.2024).
  3. 3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М.: Наука. 1983. С. 57-58.
  4. 4. Theodorson G.A., Theodorson A.G. A modern dictionary of sociology. New York, 1969, P. 4.
  5. 5. Мурахтанов А.В., Воротилина Т.Л. Понятие традиции в социальных науках: содержание, структура, значение // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. – 2002. – № 1. – С. 53-58. 
  6. 6. Бондарев А.В. Третье рождение культурологии: Вклад Э.С. Маркаряна в разработку культурологической теории культуры // Маркарян Э.С. Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи / Отв. ред. и составитель А.В. Бондарев. Москва – Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга. 2014. – С. 596-597.
  7. 7. Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений // Методологические проблемы исследования этнических культур: материалы симпозиума. Ереван: Изд-во АН АрмССР. 1978. – С. 85.

Сведения об авторе

Улинова Инна Хонгоровна - кандидат культурологии, Заместитель начальника управления - начальник отдела цифрового развития Федеральной службы по интеллектуальной собственности

К оглавлению выпуска

11.10.2024, 10 просмотров.