Работы молодых ученых и практиков. КУЛИКОВА Ф.А. TELEGRAM-КАНАЛ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Введение
Современное библиотечное дело выводит задачу обеспечения отрасли молодыми кадрами на уровень стратегического ориентира. Отсутствие эффективной системы профессиональной ориентации учащихся в сфере библиотечного дела приводит к недостаточному притоку молодых специалистов и общему старению кадрового состава библиотек. [1] Курс сегодняшней молодежной политики в стране, в том числе, направлен на профессиональную ориентацию, создание и строительство социальных и карьерных лифтов для молодых людей. [7]
Данные запросы на молодых специалистов приводят к выводу о том, что библиотеки нуждаются в молодых и креативных специалистах, чье мировоззрение, система ценностей и компетенций отвечают запросам общества и вызовам времени, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям информационного общества. Молодые специалисты (выпускники высших учебных заведений; будущие специалисты, которые еще проходят обучение), в свою очередь, ищут работу, которая соответствовала бы их интересам и предоставляла возможности для профессионального роста. Гипотеза нашего исследования состоит в предположении, что Телеграм как одна из популярных платформ в молодежной среде может стать эффективным инструментом для взаимодействия потенциального работодателя и молодого специалиста.
Актуальность проблемы
Для выявления основных проблемных зон, препятствующих трудоустройству молодых специалистов, нами был проведен опрос студентов Московского государственного института культуры (МГИК), который показал, что многие молодые люди хотели бы работать по специальности, чтобы практиковать навыки и умения, но в процессе поиска сталкиваются с различными сложностями, которые препятствуют трудоустройству. В числе основных трудностей при поиске работы респонденты назвали недостаточную информированность о возможностях трудоустройства (50%), отсутствие желаемых вакансий (31,3%), невозможность самореализации (31,3%), отсутствие опыта работы (12,5%) и др. Эти ответы отражают опыт изучения молодыми людьми предложений на специализированных рекрутинговых Интернет-площадках и в социальных сетях. Это говорит о необходимости разработки инструментов, позволяющих грамотно – с использованием базовых принципов отраслевого кадрового менеджмента – «упаковать» предложения рынка труда в библиотечно-информационной сфере, привлекая интерес к ним молодых кадров. Задачей нашего исследования стал поиск информационного канала, который позволил бы выстроить эффективную коммуникацию между библиотеками, имеющими вакансии, и соискателями этих вакансий.
Телеграм-канал как инструмент рекрутинга
Библиотечный кадровый менеджмент - особо значимое направление исследований и управленческих практик, которое начало развиваться с появлением новых технологий и изменением потребностей пользователей в начале прошлого века. В ситуации экономической нестабильности и высокой конкуренции именно высококвалифицированные и заинтересованные в своем деле сотрудники способны обеспечить конкурентоспособность библиотеки. [2]
Многие отечественные ученые в своих научных работах подвергают анализу и разрабатывают эффективные методы привлечения, управления, и мотивирования молодых кадров в библиотечных учреждениях: Э.Р. Сукиасян, В.К. Клюев, М.П. Захаренко, И.Б. Михнова, И.М. Суслова, Л.В. Абрамова и др.
Современные библиотеки сталкиваются с новыми проблемами: необходимо не только предоставлять традиционные услуги, но и разрабатывать новые форматы работы, внедрять технологии и реагировать на меняющиеся потребности потребителей. На сегодняшний день существует спрос на сотрудников, способных работать с информационными системами, обеспечивать доступ к электронным ресурсам и консультировать пользователей по вопросам поиска информации. По этой причине стоит острая необходимость поиска нового механизма взаимодействия работодателей и работников библиотек.
В качестве платформы для выполнения поставленных задач был выбран Telegram. Это один из самых популярных мессенджеров в РФ[1], за счет своей скорости, удобства и разнообразия функционала. Молодежь активно использует эту платформу для общения, получения информации и даже обучения. В этой связи наши предложения по совершенствованию коммуникации между молодыми специалистами и будущими работодателями связаны с созданием специализированного канала, который выступает связующим звеном между соискателями и работодателями и обладает рядом преимуществ. Среди них:
- Широкий охват аудитории. Telegram является одной из самых популярных мессенджер-платформ среди молодежи, что, при качественном продвижении, позволяет охватить значительное количество потенциальных кандидатов.
- Простота использования. Создание и управление каналом не требует значительных ресурсов, а интерфейс платформы интуитивно понятен.
- Мультимедийные возможности. Telegram поддерживает различные форматы публикаций (текст, изображения, видео), что позволяет сделать информацию о вакансиях более привлекательной и доступной.
- Интерактивность. Возможность мгновенной обратной связи с подписчиками через комментарии и опросы.
- Свободный доступ. За размещение вакансий и резюме не взимается оплата, как на многих сайтах-агрегаторах вакансий.
Технологическое обоснование функционирования Telegram-канала
Канал представляет собой специализированный информационный ресурс, посвященный трудоустройству молодых специалистов на работу в библиотеках. Он является ценным инструментом для актуализации и распространения информации о вакансиях.
Одним из главных конкурентных преимуществ нашего Telegram-канала является сочетание его целенаправленности с узкой специализацией. Здесь собрана информация исключительно о вакансиях в библиотеках, что позволяет пользователям канала быстро и эффективно находить нужные объявления.
Работа с вакансиями начинается с анализа и отбора релевантных предложений в сети Интернет и от личных запросов работодателей. После получения максимально полной информации о предложении, данные оформляются в публикацию. Заинтересованный пользователь не может напрямую связаться с работодателем. Для начала необходимо оставить заявку, заполнив минимально необходимые данные о себе и резюме. Сделано это в целях повышения эффективности подбора кандидатов, так как данный механизм позволяет сократить количество нерелевантных откликов и предоставить работодателю вариант, отвечающий установленным требованиям.
На данном этапе работы канал выступает как связующее звено между потенциальными сотрудниками и работодателями, что удовлетворяет потребности и тех, и других. Содной стороны, предоставляется информация о наличии вакансий и возможностях трудоустройства для студентов, а с другой стороны, оказывается помощь работодателю в процессе поиска релевантных кандидатов.
Telegram-канал в данном случае выступает централизованной площадкой непосредственного диалога между потенциальными работниками: студентами, выпускниками и библиотеками, нуждающимися в притоке молодых кадров.
Оценка эффективности работы и перспективы развития
Для оценки эффективности результатов будет учитываться активность пользователей: охваты, реакции, количество пользователей. Немаловажным фактором оценки работы будет обратная связь студентов и работодателей, оставляющих заявки, оценка и анализ которой будет происходить посредством опросов в самом канале.
В перспективе данный информационный ресурс имеет потенциал для дальнейшего развития. При расширении сети партнеров и сотрудничестве с профильными образовательными учреждениями акцент будет смещен непосредственно на процент трудоустроенных кандидатов, который может быть оценен посредством мониторинга откликов, коммуникации с кандидатами и получения обратной связи от работодателей, оставляющих заявки.
Заключение
Телеграм-каналы представляют собой перспективную платформу для привлечения молодых специалистов в библиотеки. Их использование позволяет не только расширить аудиторию потенциальных сотрудников, но и создать более динамичное и привлекательное представление о библиотеке как о месте работы. Внедрение таких цифровых инструментов в стратегию рекрутинга может стать важным шагом на пути к модернизации библиотек и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
В условиях непрерывных изменений в мире информационных технологии важно находить новые способы взаимодействия с молодежной аудиторией. Telegram способен стать мощным инструментом для привлечения молодых кадров в библиотеки, создавая платформу для обмена знаниями, идеями и опытом. Эффективное использование данной платформы поможет не только улучшить имидж библиотек, но и обеспечить устойчивое развитие профессии библиотекаря в будущем.
Телеграм-канал может стать мощным инструментом для привлечения молодых кадров в библиотеки. Современная ситуация показывает, что молодежь ищет не только работу, но и возможность самореализации и участия в значимых проектах. Использование Telegram в этом контексте открывает новые горизонты как для библиотекарей, так и для молодых специалистов. Настало время адаптировать методы работы к новым реалиям и инфодинамике XXI века.
В связи с этим особое значение приобретает деятельность по вовлечению молодых специалистов библиотеки в социальную жизнь коллектива, коллегиальные органы управления библиотекой, создание условий для развития творческой активности, реализации инициатив молодых сотрудников.
Примечания
[1] По итогам 2023 года Telegram стал самой популярной соцсетью России в топе интернет-ресурсов. Данные приводит Mediascope.
Список источников
1. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года № 608-Р. [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiDvdZZ8AcSNuu.pdf (Дата обращения: 31.10.2024)
- 2. Соловьева Л. Х. Вуз и библиотека: совместная подготовка кадров для библиотечно-информационной отрасли // Менеджмент качества в библиотеках : Кадровый менеджмент — основа управления качеством в библиотечной деятельности : Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14 декабря 2015 года) / Сост. Т. В. Король. — СПб. : Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского, 2015. — 128 с.
- 3. Колгина М.В. М-фактор: представления молодежи о работе в библиотеке как основа для развития и профессионализма [Электронный ресурс]. - URL:https://libryansk.ru/files/text_news/2021_02/kolgina.pdf
- 4. Захаренко М. П. Формирование профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов: факторы и условия : дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / Захаренко Марина Павловна ; науч. рук. Ю. Н. Столяров ; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - Москва, 2012. - 287 с.
- 5. Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент : (избранные статьи) / Э. Р. Сукиасян. - Санкт-Петербург : Профессия, 2011. - 430 с.
- 6. Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России: по материалам эмпирического социологического исследования: Аналитический отчет/Авт.-сост. М. П. Захаренко; Рос. гос. б-ка для молодёжи. – М., 2012. – 80 с.
- 7. Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-p. [Электронный ресурс]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/rPqTKcZXAGKm9YF3xVcoANoHZSUnnpE6.pdf
Сведения об авторе
Куликова Фаина Андреевна - студентка 3 курса библиотечно-информационного факультета Московского государственного института культуры
11.10.2024, 14 просмотров.