Книжная культура: история и современность. БЕРЕЗИНА А.В., КУЛАКОВА А.В. ПОДРОСТКОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ КЛУБ: ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ КНИГИ В КНИГУ
Для многих специалистов по чтению подростков – педагогов, психологов, социологов, библиотекарей – не секрет, что именно в подростковом возрасте часто происходят «сбои» в чтении, снижается его объем, падает интерес, чтение начинает вызывать скуку и раздражение, уходит из практик проведения досуга (подростки могут продолжать читать только для того, чтобы получить нормальную оценку по литературе). Для большинства подростков основными мотивами чтения становятся потребность в приятном и/или полезном времяпрепровождении, мотивы принуждения, эскапизма. [1, 2, 3, 4, 5, 7].
Но так как чтение важно для полноценного личностного развития подростков, педагогам и библиотекарям приходится в большей степени задумываться о том, как сделать занятия, связанные с чтением, увлекательными, вызывающими интерес у современных подростков, со всех сторон окруженным соблазнами быстрого получения удовольствия. Ответом на этот вопрос может быть создание подросткового читательского клуба, который будет проводится на основе тех принципов, которые адекватны возрастным особенностям подростков и учитывают современные реалии.
Клуб можно определить, как объединение людей на основе принципов добровольности, общности интересов и активности ее членов. Клубная форма работы подходит современным подросткам, так как является неформальной, но в то же время, имеет четкие правила, позволяет подросткам легче проходить процесс взросления и решать задачи развития, соответствующие возрасту.
На встречах в клубе важен не только предмет встречи (то содержание, по поводу которого члены клуба собираются), но и сама по себе коммуникация его членов. У подростков существует потребность в пространстве для свободного выражения своего мнения, содержательного общения со сверстниками (а также поддерживающего их взрослого), развития творческого потенциала.
Организуя читательский клуб для подростков, нужно сначала определиться с целью и задачами клуба. Целью клуба может быть:
- - формирование читательских компетенций и литературного развития подростков;
- - привлечение подростков к чтению той или иной литературы;
- - общее культурное и личностное развитие членов клуба;
- - развитие общих учебных навыков;
- - социализация.
Таким образом, клубы для подростков могут быть как литературными, то есть строящимися вокруг обсуждения художественных произведений, так и клубами общения, в которых книги – художественные, познавательные, научно-популярные, публицистические и т.д. – используются как средство получения информации по той или иной теме, интересующей ее членов. В зависимости от выбранной цели, будет строится работа, подбираться конкретные приемы и методы. Конечно, цели могут пересекаться, однако, в большинстве случаев одна из целей все-таки является основной, превалирующей.
Опыт проведения подростковых читательских клубов показывает, что они имеют свою специфику по сравнению с клубами взрослых людей. С одной стороны, подростки уже достаточно взрослые: имеют свои интересы в выборе тематики для обсуждения и книг для прочтения, свою точку зрения на события действительности, готовы отстаивать свои взгляды, интересуются мнением сверстников и авторитетных для них взрослых, могут предлагать разные активности и практики для того, чтобы сделать встречи в клубе интересными. С другой стороны, у подростков еще недостаточно развиты организаторские способности, умения планировать, им не всегда бывает легко освоиться в коллективе сверстников, даже среди единомышленников. Таким образом, подросткам нужны дополнительные активности, чтобы раскрепоститься и включиться в работу. И им необходим взрослый, который является интересным собеседником, авторитетом в той или иной области, но при этом ведущий себя демократично, не навязывая свою позицию и точку зрения, дающий свободу самовыражения. На взрослом также лежит ответственность за организацию, поддержания общих рамок существования клуба: соблюдение принятых в клубе правил поведения, помощь в планировании работы клуба, создание условий для включения в клуб новых членов и т.д.
Принципы, на которых должна строиться работа подросткового читательского клуба, на наш взгляд должны быть следующими:
- 1) Регулярность. Важно, чтобы встречи происходили в одно и то же время и, желательно, в одном и том же месте. Подростки достаточно загружены другими активностями, связанными с обучением (школа, репетиторы, другие кружки и т.д.), им важно заранее выделить определенное время в своем расписании. Кроме того, участие в клубе предполагает чтение книг (достаточно больших по объему), или подготовку к выступлениям. На это тоже нужно время, а регулярность встреч дает возможность понимания, какое время подросток может уделять чтению, подбору информации, в целом – подготовке к следующей встрече.
- 2) Добровольность. У подростков должна быть возможность приходить не на все встречи, а только на те, которые им интересны и важны. Они могут не читать книгу, если не успевают. Имеют право не дочитывать книгу до конца, если она им не нравится [6]. Также принцип добровольности распространяется и на участие в обсуждении, играх и других активностях, которые проводятся в клубе. Все это важно, так как жизнь подростков и так очень сильно регламентирована, требует постоянного напряжения, отчетов о своих достижениях… А клуб – это место, где хочется расслабиться и получить удовольствие.
- 3) Гибкость. Подготовка к встрече клуба предполагает планирование со стороны ведущего – взрослого: в какие игры играть, какие вопросы для обсуждения задать, какое содержание книги будет интересно обсудить. Однако при этом всегда должна предусматриваться возможность отказа от первоначального плана занятия. У подростков достаточно часто возникает спонтанное обсуждение тех тем, которые их затронули при чтении конкретной книги. И если это спонтанное обсуждение запускается, очень важно идти за подростками, помогать им развивать и формулировать именно те вопросы, разбираться с теми проблемами, которые волнуют их в данный момент. Литература предлагает много тем, актуальных для подростков: отношения между людьми (дружеские, романтические, семейные и т.д.); отношение в обществе к инаковости, непохожести; важность культуры и искусства для формирования человечности и т.д.
- 4) Равность позиций (точек зрения). Ни одна позиция, ни одна точка зрения не может считаться лучше или хуже, быть более или менее правильной, чем другие. И как бы очевидно не звучало это правило, его стоит проговорить вслух со всеми участниками и периодически озвучивать перед встречей, особенно, если присоединяются новые участники. Важно разнообразие понимания того или иного явления, события или персонажа. Различие точек зрения дает возможность посмотреть на героев и события книги глазами «другого», увидеть то, что сам не видел, понять, что бывает разное восприятие и понимание и научиться это принимать, мирно сосуществовать в одном пространстве друг с другом. Руководитель клуба может говорить наравне с участниками, однако желательно высказываться при этом после участников-подростков, чтобы не оказывать влияния на их суждения.
- 5) Слушать и слышать друг друга. Без этого принципа не будет работать предыдущий. В обсуждении имеет возможность участвовать каждый участник встречи. Во взрослых читательских клубах обычно это правило поддерживают сами участники, но подростки к этому еще недостаточно готовы. Поэтому здесь это часто ответственность ведущего: поддерживать атмосферу слушания, принятия, предлагать (но не заставлять!) высказываться тем, кто еще не говорил.
- 6) Демократический выбор книг и тем для обсуждения. Книги для обсуждения могут выбираться с помощью простого открытого голосования. Например, каждый участник, в том числе и ведущий, может предложить 1-2 книги для обсуждения. Книги записываются на флипчарте, а затем каждый может выбрать 3 книги (отметить их галочкой), о которых ему больше всего хотелось бы поговорить. Начинаем с тех книг, которые набрали больше всего голосов. Можно выбрать книги в начале учебного года, но можно и внести изменения в список в любой момент, если появится такое предложение и оно будет поддержано другими участниками клуба.
Опишем несколько основных направлений, видов деятельности и практик работы в рамках подросткового клуба:
- Игры на знакомство / включение / сплочение группы. Эти практики особенно важны, когда группа только формируется или приходит новый участник. Подросткам бывает нелегко влиться в новый коллектив, раскрепоститься. В игровой обстановке этот процесс происходит гораздо спокойнее и быстрее. Существует достаточно большой арсенал игр на знакомство и сплочение: многие из них описаны в программах психологических тренингов («Снежный ком», «Ассоциации», «Восточный базар» и другие). Их можно проводить как в классическом варианте, так и адаптируя под тематику клуба или конкретной встречи. Например, игру «Снежный ком» можно проводить, давая задание называть не только имена участников, но и любимые книги по фантастике, любимых авторов, персонажей, чем-то схожих с нами и т.д. В игре «Ассоциации» можно предлагать задавать вопросы на ассоциации с персонажами, фантастическими животными, мирами и другими атрибутами фантастических произведений.
- История написания книги. Можно говорить об авторе, разных изданиях книги, разных переводах (если это книга иностранного автора), разных иллюстрациях (если есть) – сравнивать их, интересоваться тем, какие больше нравятся подросткам и почему. В настоящее время у нас есть возможность обращаться и к видео интервью авторов, смотреть небольшие ролики про то, как сам автор видит свои книги. Кроме того, технологии и соцсети позволяют связываться с авторами и просить их сказать несколько напутственных слов участникам клуба.
- Просмотр и обсуждение экранизаций. Для многих подростков начало знакомства с книгой начинается с хорошей экранизации: именно фильм провоцирует подростков на поиск оригинала (иногда бывает и наоборот, чтение книги приводит к просмотру фильма). Если книга экранизирована, ее обсуждение можно также проводить на встречах в клубе. Сравнивая оригинал и экранизацию, мы можем увидеть их сходство и различия, достоинства и недостатки. Отталкиваясь от видения сюжета и персонажей произведения режиссером фильма, подросткам часто бывает легче сформулировать и свое представление о них.
- Обсуждение иллюстраций и художественного оформления книги. Так же, как и при обсуждении экранизаций, здесь можно говорить о совпадении или несовпадении образов героев в воплощении художником и в воображении подростков. А также о тех эстетических и эмоциональных реакциях, которые вызывают обложка и иллюстрации. Можно устроить конкурс на лучшую обложку (иллюстрацию) либо предложить группе создать обложку (иллюстрацию), например, в технике коллаж, которую, как правило, с интересом воспринимают подростки. Также можно показать участникам клуба произведения искусства известных художников или современных авторов и предложить подросткам выбрать наиболее подходящую, по их мнению, картину для иллюстрации эпизода или произведения в целом. Это может быть их домашним заданием.
- Обсуждение разных переводов. Если книга переводная и у нее есть более, чем один перевод, можно говорить о том, какой перевод кажется более подходящим, в чем причина различий в использовании тех или иных слов, как особенности перевода отражаются на восприятии текста и т.д.
- Чтение отрывков из книги. Отрывки из книг читаются обычно в двух случаях: для того, чтобы начать обсуждение, или для того, чтобы подтвердить свою точку зрения. В первом случае в отрывке должна просматриваться какая-то проблема, он должен быть эмоционально захватывающим, ставящим перед читателями вопрос, который интересно обсудить, на который нет однозначного ответа (тогда обсуждение получается наиболее живым).
- Обсуждение содержания книги, представленной в ней социально-психологической реальности. Такое обсуждение в принципе возможно, даже если подростки не читали книги. Это обсуждение не сюжета или героя, а некоторой реальности, которая в книге прописана. Так, например, во многих фантастических книгах описана возможность путешествия во времени, или путешествие в необычное место, или мир, в котором люди наделены теми или иными способностями и т. д. В реалистических книгах поднимаются разные темы, связанные с личностью и поведением человека, особенностями жизни, различным устройством общества. И мы можем обсудить, какие плюсы и минусы дает наличие этого явления или этих возможностей. Можно для этого разделиться на две команды и одной предложить подумать над плюсами, другой – над минусами. Команды предлагают свои ответы по очереди. Другой вариант проведения обсуждения, когда каждый желающий может предложить «плюс» или «минус». Обычно сначала легко накидываются плюсы, ведь как это прекрасно, путешествовать во времени, можешь побывать где угодно, найти время себе по душе, все будет предсказуемо и т.д. Однако, в процессе обсуждения начинают отчетливо видеться и минусы, ведь тогда преступники могут скрываться от правосудия, или все люди разбегутся из настоящего, потому что будут выбирать себе время по душе, жизнь опять станет непредсказуемой и т.д.
- Путешествие из книги в книгу. Книжный маршрут у подростков стремится к углублению темы, к более детальному её изучению. Для подросткового читательского клуба желательно подбирать книги так, чтобы интересующая тема становилась всё более живой и понятной для читателя за счёт новых знаний и тех выводов, которые он сам сделает. Если в ходе беседы подростков заинтересовала определенная тема в книге, то в продолжение темы мы можем предложить им новую книгу или книги и постараться изучить тему с разных ракурсов, добавляя все больше оттенков смысла. Так, например, тему первой любви можно раскрыть через путешествие от книги Зюзюкина И.И. «Из-за девчонки» к книге Фраерман Р. И. «Дикая собака Динго». Тема травли прослеживается при чтении рассказа Брэдбери Р. «Всё лето в один день» и книг Паласио Р.Х. «Чудо» и Железникова В. «Чучело». Общение со сверстниками можно обсуждать с подростками, читая книгу Файн Э. «Как курица лапой», рассказы Н. Дашевской «Ой, то не вечер», «Каштан», «Подросток N» и др., А. Игнатовой «Верю- не верю»).
Такое принцип организации встреч помогает увидеть тему глубже, приучает смотреть на ситуацию с разных сторон. При этом важно проанализировать (найти сходства и различия), какие новые нюансы мы увидели в обсуждаемой теме с каждой новой книгой? Какие новые детали, элементы мы открыли для себя при изучении интересующей нас темы.
Приведем пример такого книжного путешествия. Для младших подростков будет интересна тема взросления и необычных мест. Мотив внутреннего конфликта, который предстоит решить любому подростку становится одним из главных в этом возрасте. Книга Дмитрия Ищенко «В поисках мальчишеского бога» рассказывает о нетипичных каникулах и приключениях подростка Вани на Кольском полуострове, куда его взял отец вместо долгожданной летней поездки на море, где Ваня хотел отпраздновать свой день рождения. В книге короткие и ёмкие главы, больше похожие на дневниковые записи или заметки путешественника, что обычно привлекает подростков.
Темы для обсуждения: взросление, риск и опасности, дружба и взаимовыручка, выживание, необычные каникулы, приключения, открытия, экстремальные условия, необычные места планеты, северная природа, география России, Кольский полуостров, Баренцево море.
Как обсудить прочитанное?
- - Предвосхищая чтение, остановитесь в самом начале повествования, на моменте, когда Ваня узнает, что ему предстоит поездка на Север вместо морского курорта. Он предполагает, что это унылая, непримечательная, отсталая местность. Обратитесь к оглавлению и попробуйте предположить, что же с ним случится в этом путешествии.
- - Конечно, эта книга о взрослении, но она начинается с географической темы. Последуем и мы за этой темой. Первым делом смотрим на карту и изучаем месторасположение Кольского полуострова и поселка Цыпнаволок. Какие там особенности климата, ландшафта, кто там живет? По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность населения, проживающего на территории населённого пункта, составляет 35 человек. При этом, это труднодоступное место весьма популярно у современных туристов.
- - Представьте, что Вы турагент и Вам досталось продавать туры на Кольский полуостров. Как Вы будете рекламировать это место?
- - Какое испытание или приключение Вы бы хотели пройти, из тех, что выпали на долю главного героя (посетить заброшенный дом, осмотреть заброшенный корабль, сходить в гости к смотрителю маяка, на стоянку древних людей, ловить рыбу в море, попасть в заброшенный бункер)?
- - Что такое взросление? Оно ведь происходит незаметно, но человек становится другим.
- - Что хорошего в таких путешествиях и нужны ли они? Плюсы и минусы путешествий с преодолением трудностей (походы, экспедиции)?
- - Поговорите о стереотипах. Ване казалось, что это заброшенное место на краю земли, где не может быть ничего интересного для него. Другое дело отдых на теплом море. Почему не стоит заранее судить?
- - Что такое «мальчишеский Бог»? Как его найти и что для этого надо делать? И как не потерять с ним связь? В книге есть подсказки, как обрести мальчишеского Бога:
Пока у тебя есть запал совершать открытия, искать, открывать неизведанное, значит,
он с тобой. Значит, ты ещё мальчишка, готовый идти вперёд, как бы трудно ни было.
- - Что может стать мальчишеским богом (музыка, путешествия, волонтерство, спорт)?
- - Какие еще необычные места хотелось бы посетить или изведать?
В развитие темы о взрослении можно предложить подросткам другие книги. Например, предложить прочитать книгу Николая Внукова «Один». Эта книга основана на реальных событиях. Писатель Николай Внуков написал это произведение после того, как прочел в газете заметку о мальчике-подростке, который потерялся во время шторма, и больше месяца выживал на необитаемом острове в Тихом океане. Знание о том, что это реальная история, как правило, даёт совсем другой настрой на чтение. Смог бы современный подросток выжить в таких условиях и что помогло Саше выжить (собственная смекалка и знания, которые он получил от отца)? Можно вспомнить другие известные истории про выживание на острове («Робинзон Крузо» тоже реальная история, списанная с шотландского мореплавателя и пирата Александра Селькирка), чем они схожи и чем различаются? Какие главные качества нужны для выживания? Почему человека неизменно меняет эта история и он становится взрослее?
Про выживание в действительно суровых условиях книга Гали Моррелл «Катя, папа и Северный полюс. Путешествие Матвея Шпаро». Это книга о чудесах Арктики и знаменитой экспедиции на Северный полюс полярных путешественников Матвея Шпаро и Бориса Смолина, состоявшаяся в полярную ночь в 2008-2009 году. Это знакомство с суровым Северным полюсом, бытом и условиями современных полярных экспедиций, а также увлекательный рассказ о сложных географических явлениях (если движешься на дрейфующей льдине, то может оказаться, что ты не продвинулся ни на шаг). Эта книжная история для кого-то вполне может стать реальностью. Полярники Матвей Шпаро и Борис Смолин каждый год возглавляют Всероссийскую молодежную экспедицию "На лыжах – к Северному полюсу!". Любой может стать участником экспедиции, если пройдет отбор.
В продолжение темы о нетипичных для современного подростка каникулах можно предложить прочитать книгу Ольги Колпаковой «Луч широкой стороной». Это путешествие в другую точку России, на Алтай. И снова вместо привычного морского летнего отдыха семья едет в деревню, где любимые гаджеты не работают. Тема взросления тут тоже звучит отчетливо. За короткий период Динка (13 лет), Дима (15 лет) и Леха (9 лет) увидят совсем другую жизнь и даже обретут понимание, а что им действительно в этой жизни интересно, в чем их призвание.
«Место силы нужно искать внутри. Внутри человека. Куда человек, туда и место силы.
Где ты, там и центр мира».
Как происходит изменение главных героев книги? Их представления и ожидания в начале каникул и восприятие ситуации и себя в конце.
- - Игры на погружение в книгу (по мотивам книги). Хотя в подростковом возрасте роль игры отходит на второй план можно использовать игровые формы проведения литературных занятий с подростками или включать в занятия игровые элементы. У многих современных подростков отмечаются значительный интерес к некоторым формам игровой деятельности, которые Л.С. Выготский выделял как характеристики игры дошкольника, а именно удовлетворение нереализуемых в повседневной жизни потребностей, создание воображаемой ситуации, придумывание определенных правил, реализуемых через советующие роли. В работах педагогов и психологов описывается эффективный педагогический опыт, в котором именно игра (специально организованная взрослыми) оказывается в центре жизни старших подростков, позволяет получить особый опыт общения и самовыражения.
После бурных обсуждений у подростков накапливается много энергии, которая требует выхода. Также часто хочется не только обсуждать книгу, но и побыть на месте героя, погрузиться в его реальность. Поэтому завершаться встречи могут играми, которые или напрямую берутся из книг (так, например, в «Земле Санникова» описаны игры онкилонок), или придумываться на основе содержания книги (например, попрыгать в «резиночку» после обсуждения книги А. Жвалевского, Е. Пастернак «Время всегда хорошее»). Можно использовать и готовые настольные игры: «Игросказ», «Имаджинариум», «Я твоя понимай», если они соответствуют сюжету или дают возможность самим побыть в роли авторов историй.
- - Творческая работа. Подростки, которые ходят в читательский клуб, часто любят не только читать книги, но и сочинять, рисовать, создавать что-то интересное своими руками. Если по сюжету книги можно придумать какое-то творческое задание, этому можно посвятить некоторое время. Так, обсуждая книгу В. Ледерман «Календарь ма(й)я» и вспоминая, что такое на самом деле календарь мая, можно написать свои предсказания: «Что будет с человечеством через 100 лет?». Сами подростки, если их затрагивает та или иная книга, часто пишут письма авторам (и их не обязательно отправлять адресату, здесь главное стремление сформулировать свои мысли). Многим нравится рисовать свои иллюстрации к книгам. Важно, чтобы всему этому тоже давалось место на встречах клуба. У многих подростков есть склонность к собственному сочинительству. Сочинительство для подростков по сути является выражением самих себя, дает возможность определиться с собственными жизненными приоритетами, целями, ценностями – выстроить систему своего мировоззрения, разобраться в своих чувствах, научиться с ними справляться. В ходе занятий подростки могут создавать свои собственные тексты (индивидуально, в парах или коллективно); обсуждать, редактировать работы сверстников; создавать творческие продукты (например, книги с собственными стихами, рассказами или сказками в подарок; коллективные сборники рассказов, сказок, отзывов о книгах; печатные или электронные журналы и т.д.). Кроме того, хорошим решением является создание в конце года общего альбома, в который входят эссе, письма, рисунки участников читательского клуба. Туда же можно добавлять описания игр, интересные фотографии и т.д. Такой альбом печатается на всех участников. Дома подростки могут не просто хранить его как память, но и возвращаться мысленно к обсуждениям книг.
Читательский подростковый клуб может стать для подростков тем местом, в котором они смогут увидеть в чтении не скучное занятие, а источник удовольствия, самопознания, интересной деятельности, которую можно разделить со сверстниками. Благодаря этому, книга станет для подростка собеседником, помощником в сложных ситуациях и источником вдохновения.
Список источников
- 1. Березина, А. В. Чтение подростков: проблемы и перспективы / А. В. Березина // Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования / Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российская государственная детская библиотека". Выпуск 4. – Москва, 2016. – С. 48-55.
- 2. Березина, А. В. Мотивы чтения российских подростков поколения Z / А. В. Березина // Культура: теория и практика. – 2021. – № 5-6(44-45).
- 3. Березина, А. В. Современный подросток как читатель: особенности чтения подростков первой четверти XXI столетия / А. В. Березина, Е. А. Колосова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2023. – Т. 22, № 2(167). – С. 69-75.
- 4. Как вырастить читателя / А. В. Березина, Е. А. Колосова, Н. Г. Малахова, Е. В. Хорошавина ; под общ. и науч. ред. А. В. Березиной. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Библиомир", 2022.
- 5. Колосова, Е. А. Классное и Внеклассное чтение детей и подростков в зеркале социологии / Е. А. Колосова, В. П. Чудинова // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО : По материалам Расширенного заседания Отделения российской словесности РАО, Москва, 18 октября 2023 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр "Наука" Российской академии наук, 2024. – С. 18-24.
- 6. Пеннак Д. Как роман: педагогическое эссе. – Москва : Самокат, 2016.
- 7. Чудинова, В. П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст / В. П. Чудинова // Обсерватория культуры. – 2018. – Т. 15, № 6. – С. 668-681.
Сведения об авторах
Березина Александра Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии семьи и детства Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, доцент кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры
Кулакова Анна Викторовна - юрист, экономист, организатор и руководитель авторского читательского клуба для детей и подростков
10.12.2024, 77 просмотров.