Педагогические проблемы библиотечно-информационных наук. БОРОНИНА Н.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ
Индивидуализация образовательно-познавательных траекторий, активное развитие разнообразных форм и методов информального образования, запрос со стороны государства на специалистов, готовых к развитию своих надпрофессиональных компетенций – все это определяет необходимость активизации социально-педагогического потенциала научных библиотек в виде интеллектуально-развивающей и научно-просветительской деятельности. [1,2,3,4,5,6,7,8]
Интеллектуально-развивающая и научно-просветительская деятельность (ИРНПД) научных библиотек – это целенаправленная деятельность по созданию библиотечно-информационной среды, обеспечивающей условия для научного просвещения, самообразования и саморазвития широких кругов населения в условиях цифровой трансформации общества, вовлечения их в активный научный поиск и научно-исследовательскую работу («гражданская наука»). [9]
Теоретические проблемы в области использования ИРНПД в качестве инструмента библиотечно-информационной педагогики наметили проблему создания педагогической модели социально-педагогической реализации современной библиотеки.
Смоделированная автором педагогическая модель интеллектуально-развивающей и научно-просветительской среды (ИРНП-среды) научной библиотеки включает три основных компонента (блока):
- Концептуальный блок;
- Организационно-содержательный блок;
- Рефлексивно-результативный блок.
Концептуальный блок отражает цель, методологическую основу и принципы, которые, регламентируют все компоненты социально-педагогической деятельности библиотеки.
Организационно-содержательный блок моделирует создаваемую научной библиотекой ИРНП-среду социально-педагогического взаимодействия в русле субъект-субъектного подхода, когда библиотекарь и пользователь выступают полноправными партнерами в решении интеллектуальных задач, обмене информации.
Содержание социально-педагогического взаимодействия определяется задачами следующих типов:
- Конструктивно-прогностическими (планирование всего педагогического цикла);
- Организационно-деятельностными (вопросы оперативного управления библиотекой с учетом особенностей, которые накладываются отраслевой направленностью научной библиотеки);
- Аналитико-рефлексивными (оценка результатов педагогического воздействия, тут же происходит корректировка организационно-деятельностных установок) .
Кроме того, в данном блоке подвергается анализу весь ресурсный фонд библиотеки. ИРНПД позиционируется как педагогический инструмент, инструментарий которого включает: управление библиотечно-информационной средой и библиотечную педагогику, использующую как традиционные, так и цифровые методы.
Рефлексивно-результативный блок – объединяет результаты педагогического воздействия и рефлексивный компонент
Выделенные результаты педагогического воздействия (когнитивные, мотивационные деятельностные, ориентационные) в равной степени относятся к обеим сторонам педагогического процесса – и к пользователю, и к библиотекарю.
Особенностью проектируемого результата является не формирование образовательного уровня, а формирование интереса, мотивации на самообразование, на познание, информационную потребность, которые должны снова привести пользователя в библиотеку, позволить выбрать траектории индивидуального развития и образования, стимулировать интеллектуальную деятельность, изобретательство, участие в программах гражданской науки и другие формы активности.
Кроме того, рефлексивный компонент позволит библиотекарю, как субъекту, осуществляющему воздействие, провести анализ положительных моментов и совершенных ошибок, спланировать, каким образом следует развивать и совершенствовать ИРНП-среду для более эффективного осуществления средового воздействия, какие элементы ИРНПД как педагогического инструмента стоит отрегулировать: предложить руководству внести изменения в принимаемые организационно-управленческие решения, скорректировать используемые формы и методы библиотечной педагогики, дополнить, усовершенствовать или заменить применяемые цифровые методы библиотечной педагогики.
В описываемой модели библиотекарь является непосредственным участником отношений и сам меняется в процессе осуществления педагогического воздействия, ввиду чего при каждой рефлексивной итерации он опирается уже на новые результаты, которые не только видит у субъекта-пользователя научной библиотеки, но и ощущает на эмоциональном уровне (свои новые информационные потребности, развитие сферы личных интересов, желания самосовершенствования в новых областях знаний и др).
Представленная модель включает в себя полный цикл педагогического воздействия посредством ИРНПД и может быть использована как инструмент оценки и развития социально-педагогического потенциала научных и научно-технических библиотек, как инструмент социально-педагогического проектирования и разработки программ и проектов библиотечно-информационного обслуживания населения на базе научных библиотек, а также как инструмент аудита данного вида библиотечно-информационной деятельности.
Для подтверждения жизнеспособности и результативности педагогической модели интеллектуально-развивающей и научно-просветительской среды (ИРНП-среды) автором была проведена апробация авторской модели с позиций проверки её целесообразности для реализации актуальной государственной повестки и определения условий её внедрения в масштабах отрасли.
Выбор инструментария опытно-экспериментального исследования обусловлен спецификой гипотезы, построенной на положениях средового подхода, и требует проверки всего комплекса элементов авторской модели в их системной интеграции, а не просто набора отдельных педагогических мероприятий. Гипотеза опытно-экспериментального исследования состоит в предположении о том, ИРНП-среда активизирует социально-педагогический потенциал научных библиотек, если деятельность по формированию этой среды как педагогического явления будет ориентирована на создание и обеспечение условий (концептуальных; организационно-содержательных; инструментальных; а также ресурсов, в том числе, информационных и кадровых;), находящихся в системной взаимосвязи и целесообразных актуальным направлениям деятельности современных библиотек.
Процедура апробации включала констатирующий, практический (внедренческий), обобщающий этапы.
Констатирующий этап включал анализ вовлеченности научных библиотек в ИРНПД как в деятельность, несоответствующую их типологическим особенностям и функциям, но создающую дополнительные возможности для современной научной библиотеки и повышающую её социальную значимость в цифровой экономике.
В ходе исследования было проведено изучение 52 уставов научных библиотек на предмет получения данных, позволяющих определить долю библиотек, уставы которых содержат упоминания о культурно-досуговой, просветительской и иных видах деятельности, расширяющих функциональную и пользовательскую направленность научных библиотек в условия цифровой трансформации общества. Исходя из поставленной задачи, в каждом уставе подробное рассмотрение получил раздел «Основные виды деятельности».
По результатам анализа данного раздела уставов можно констатировать, что, осознавая необходимость перемен в условиях цифровой трансформации общества, научные библиотеки начинают использовать в работе с пользователем ранее не свойственные им формы деятельности, в том числе присущую в первую очередь публичным (общедоступным) библиотекам культурно-досуговую деятельность. Это позволяет расширить контингент пользователей за счёт неспецифических для научной библиотеки направлений деятельности по организации свободного времени, однако, анализ их реализации посредством изучения материалов официальных сайтов обследуемых библиотек показал отсутствие в большинстве случаев системного характера этой деятельности и ориентации на цели макроуровня, связанные с государственной политикой в области научного просвещения населения и активизации современных форм его участия в исследованиях и разработках. В ходе констатирующего этапа посредством содержательного анализа отражённых мероприятий было выявлено недостаточное внимание к интеллектуальному досугу и развивающей направленности осуществляющих мероприятий, их несистемность.
Полученные данные подтвердили наличие противоречия между ресурсами научной библиотеки и обеспеченностью необходимым, теоретически обоснованным, комплексным педагогическим инструментарием, позволяющим создать в научных библиотеках условия для саморазвития и самообразования в условиях формирования цифровой экономики. Таким образом, была констатирована научно-практическая задача создания и внедрения педагогической модели, способной активизировать социально-педагогический потенциал научной библиотеки.
Практический (внедренческий) этап включал опытно-экспериментальную проверку авторской модели посредством её внедрения на базе двух научных библиотек: Государственной публичной научно-технической библиотеки России (ГПНТБ России) и Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН). Выбор баз опытно-экспериментальной работы обусловлен единством вида библиотеки (определяемого на основании статьи 4 пункта 2 Закона «О библиотечном деле»), целевой и функциональной направленности библиотеки, идентичностью пользовательского контингента.
Опытно-экспериментальная работа включила организационные действия по созданию системной ИРНП-среды, включая достижение системного взаимодействия концептуальных и организационно-содержательных компонентов, ресурсов и специально разработанного педагогического инструментария.
Для целей исследования объектом педагогического исследования определены пользователи научной библиотеки. В ключе педагогической концепции средового воздействия опытно-экспериментальная работа подразумевает оценку результативности социально-педагогического влияния ИРНП-среды на пользователей научной библиотеки.
Оценочный компонент результативности авторской модели реализован посредством двухуровневых опросов дифференцированных группы пользователей (по критерию соответствия целевой аудитории – отраслевые молодые специалисты и студенты профильных учебных заведений, пришедшие в библиотеку с целью удовлетворения профессиональных потребностей, и молодые пользователи, не относящиеся к данной категории, пришедшие в библиотеку с целью удовлетворения непрофессиональных информационных потребностей, но относящиеся к той же возрастной категории с учетом идентичности параметров информационной культуры личности) на до внедрения авторской модели ИРНП-среды и по прошествии 6-12 месяцев после проведения действий по внедрению авторской модели.
В основе этого этапа исследования лежит метод опроса на основе разработанного опросного листа, позволяющего оценить в динамике влияние ИРНП-среды научной библиотеки, созданной по авторской модели, на самообразования и саморазвития населения по следующим критериям:
– оценка пользователями повышения собственного уровня знаний в целом и в конкретных областях науки и техники; понимания роли науки и техники в современной экономике; ориентации в актуальных задачах и проблемах научно-технического развития;
- осознание пользователем появления у него новых информационных потребностей, интереса и мотивации к научным исследованиям и разработкам;
- повышение уровня активности пользователя в самообразовании, участие пользователя в программах гражданской науки и т.п.;
- осознание пользователем изменений моделей поведений в области научных исследований и разработок, появление желания к построению индивидуальной траектории саморазвития и профессиональной деятельности, связанной с наукой и техникой (обучение, повышение квалификации и т.д.);
- оценка конкретным пользователем роли библиотеки в процессе его интеллектуально-развивающей и научно-просветительской деятельности;
- готовность определить перспективы собственного развития в области науки и техники;
- оценка эмоционального фона, вследствие произошедших изменений.
На этапе апробации авторской модели первичному анкетированию подверглись пользователи научной библиотеки от 18 до 35 лет, посещавшие библиотеку в период проведения опытно-экспериментальной работы. По окончанию посещения библиотеки им была предложена анкета, содержавшая ряд вопросов, позволяющих оценить эффективность педагогического воздействия на предмет отражения когнитивных, мотивационных, деятельностных и ориентационных результатов и, кроме того, определить наличие рефлексивного компонента у субъекта воздействия. Респондентам было предложено оставить свои контактные данные (адрес своей электронной почты или аккаунт в социальной сети ВКонтакте), для проведения повторного анкетирования по истечению срока проведения опытно-экспериментальной работы. Всего было опрошено 546 респондентов. Согласились повторно пройти анкетирование 64 % от числа опрошенных (349 человек в натуральном выражении). Именно они и были приняты за 100% при проведении повторных расчетов.
Принимая во внимание особенности проводимых экспериментальных исследований оценочные критерии носили качественный характер и выражались в словесной форме. В качестве критериев оценки динамики приняты рефлексивность, результативность, осознанность, ориентированность, системность.
Опрос проводился в период с февраля 2022 г. по март 2024 г. Методика опроса подразумевала вводный блок вопросов, после которого осуществлялось деление пользователей библиотеки на две группы по признаку участия в ИРНПД на момент проведения анкетирования. Первую группу составили респонденты, участвовавшие в любых проявлениях ИРНПД в библиотеке, вторую — не участвовавшие в ней. В зависимости от этого деления пользователям были предоставлены блоки вопросов А или Б, общий блок вопросов В, а также ряд вопросов частного характера, касающихся возрастных особенностей респондента и его уровня образования.
По оценке осмысления результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, можно говорить о положительной динамике по всем критериям, характеризующим эффект от воздействия, которое осуществлялось согласно авторской педагогической модели средового воздействия ИРНП-среды научной библиотеки. Кроме того, анализ результатов преобразующе-действенного эксперимента свидетельствует о том, что предложенная автором в качестве педагогического инструмента интеллектуально-развивающая и научно-просветительская деятельность позволяет эффективно достигать поставленной в ходе опытно-экспериментальной работы цели. Пользователи библиотеки увеличили интенсивность участия в мероприятиях библиотеки, стали подходить к вопросу саморазвития более осознанно, скорректировали свои траектории интеллектуального и эмоционального развития, сформировали новые личностные качества, нашли мотивационные доводы для самообразования.
Опираясь на результаты, продемонстрированные экспериментальной группой, можно говорить о том, что несмотря на необходимость постоянного совершенствования педагогических инструментов в процессе развития ИРНП-среды, обусловленную динамичным развитием цифровых технологий, предложенная автором педагогическая модель средового воздействия является эффективной и может быть экстраполирована в масштабах библиотечной отрасли.
Обобщающий этап апробации нацелен на определение условий внедрения авторской педагогической модели и отражения их в методических разработках. Выводы, сделанные в ходе констатирующего и практического этапа исследования, позволили предположить, что ключевым условием внедрения предлагаемой педагогической модели выступает способность кадрового ресурса конкретной библиотеки к осуществлению ИРНПД. Это предположение было проверено посредством обследования с помощью социологических методов персонала научных библиотек на основе специально разработанного оценочного листа, позволяющего критически проанализировать каждый компонент авторской модели ИРНП-среды.
Опрос проводился до начала опытно-экспериментальной работы, описанной нами ранее, носил анонимный характер, не имел возрастных ограничений и касался персонала библиотеки, не относящегося к бэк-офису и руководящему составу. Всего было опрошено 50 сотрудников.
Ряд вопросов предлагал интервьюируемым оценить свои навыки в использовании цифровых решений, дальнейшие уточняющие вопросы помогали определить соответствие результатов самооценки реальному положению дел. Полученные результаты показали, что сотрудники библиотек как правило переоценивают свою умения.
Блок вопросов был направлен на оценку понимания конкретным сотрудником библиотеки сущности и инструментов ИРНПД. Больше половины опрошенных ответили утвердительно на вопрос о том, должна ли научная библиотека быть центром интеллектуально-развивающей и научно-просветительской деятельности. Но лишь немногие анкетируемые оказались реально знакомы с цифровыми методами ИРНПД и смогли указать что к ним относится. Вопросы опросного листа ставили целью выяснить, какой спектр цифровых методов ИРНПД готовы использовать библиотекари в своей деятельности. Полученные результаты позволили констатировать, что сотрудники научных библиотек мало знакомы с цифровыми методами, обозначенными для ИРНПД научной библиотеки, не владеют техническими навыками их реализации, а зачастую даже не считают их интересными. Они также нуждаются в осознании новых информационных потребностей, формировании готовности определять перспективы собственного развития, замотивированности на научные исследования и разработки, как и пользователи библиотек. Тем не менее большинство библиотекарей признают пользу применения цифровых методов в деятельности научной библиотеки, а значит осознают неизбежность перемен и необходимость развития собственных компетенций.
По итогам анализа результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что на текущий момент библиотекари не готовы к использованию ИРНПД в качестве педагогического инструмента, поскольку сами не обладают необходимыми для этого компетенциями и навыками.
Опираясь на результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы можно констатировать, что внедрение представленной педагогической модели ИРНП-среды способствует повышению уровня знаний в области науки и техники и ориентации в актуальных задачах и проблемах научно-технического развития; появлению новых информационных потребностей, интереса и мотивации к научным исследованиям и разработкам, повышение самообразовательной активности; участию в программах гражданской науки; изменению моделей поведений, появлению желания к построению индивидуальной траектории саморазвития и профессиональной деятельности, связанной с наукой и техникой; улучшению эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности. Вместе с тем необходимо переосмысление и актуализации системы подготовки кадров для научных библиотек в условиях расширения функциональной и пользовательской направленности деятельности, проработка стратегических инициатив касательно вопросов подготовки кадров для научно-технических библиотек.
Список источников
- 1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 30. – Ст. 4884.
- 2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы : Указ Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. № 203 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 20. – Ст. 2901.
- 3. Об утверждении Основ государственной культурной политики : Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 52 (Часть I). – Ст. 7753.
- 4. О реализации Национальной технологической инициативы : Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апр. 2016 г. №317 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 17. – Ст. 2413.
- 5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре : утв. ВС РФ 09 окт. 1992 № 3612-1 (ред. от 10 июля 2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22 декабря 2023) // КонсультантПлюс : сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 05.08.2024). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
- 6. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) // Правительство Российской Федерации : офиц. сайт. – URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
- 7. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» : утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 окт. 2016 г. № 9) // Правительство Российской Федерации : офиц. сайт. – URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 13.07.2022).
- 8. Программа популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности : утв. Минэкономразвития России // КонсультантПлюс : сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317772/ (дата обращения: 25.05.2023). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
- 9. Боронина, Н.В. Социально-педагогический потенциал научных библиотек в эпоху цифровой трансформации общества / Н. В. Боронина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2023. – № 5. – С. 180-184.
Сведения об авторе
Боронина Нина Валерьевна - заместитель декана библиотечно-информационного факультета Московского государственного института культуры, старший преподаватель кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры
10.12.2024, 1 просмотр.