2025. Выпуск 1 (62) (январь-февраль)

Выпуски журналов 2025. Выпуск 1 (62) (январь-февраль)

История: время, события, люди. Лица МГИК: к 95-летию Alma mater. ЛОПАТИНА Н.В. НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Н.А. СЛЯДНЕВОЙ: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Публикация представляет текст доклада на конференции «Н.А. Сляднева – учёный, педагог, человек» из цикла мероприятий «Лица МГИК» к 95-летию Московского государственного института культуры. Рассматривается роль выдающегося российского библиографоведа, педагога МГИК, организатора науки и образования, доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, Заслуженного работника культуры Российской Федерации Наталии Андриановны Слядневой (13.02.1950 – 17.12.2023).

Ключевые слова: Сляднева Н.А., Московский государственный институт культуры, библиографоведение, социальная кибернетика, социально-информационные технологии, информационно-аналитическая деятельность.

LOPATINA N.V. THE SCIENTIFIC LEGACY OF N.A. SLYADNEVA: RETHINKING THE THEORETICAL AND PRACTICAL SIGNIFICANCE IN THE NEW CONDITIONS OF SOCIETY DEVELOPMENT

The publication presents the text of the report at the conference "N.A. Slyadneva – scientist, teacher, person" from the cycle of events "Persons of the MSIC" dedicated to the 95th anniversary Moscow State Institute of Culture. The article considers the role of Natalia Andrianovna Slyadneva (02/13/1950 – 12/17/2023), an outstanding Russian bibliographer, MSIC lecturer, organizer of science and education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Worker of Culture of the Russian Federation.

Keywords: N.A. Slyadneva, Moscow State Institute of Culture, bibliography, social cybernetics, social-information technology, information and analytical activities.

Библиотечно-информационные науки: теория и методология. ПОЛТАВСКАЯ Е.И. ВЛИЯНИЕ ИДЕИ И. КАНТА О СХЕМАТИЗМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА РАЗВИТИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ

Подчёркнута значимость концепции Иммануила Канта о схематизме процесса познания, под влиянием которой библиотековедение становится методологически развитой наукой: уточнена конфигурация категории «библиотека», предложена непротиворечивая классификация библиотек, сформулированы теоретические законы, показаны перспективы применения схематизации для пяти смежных документокоммуникационных наук и др.

Ключевые слова: И. Кант; схематизм познавательного процесса; терминология библиотековедения; научное понятие; понимание восприятий

POLTAVSKAYA E.I. THE INFLUENCE OF I. KANT'S IDEA OF ​​A SCHEMATISM OF THE COGNITIVE PROCESS ON THE DEVELOPMENT OF LIBRARY'S SCIENCE TERMINOLOGY

The importance of Immanuel Kant's concept of the schematism of the cognitive process is emphasized, under the influence of which library science becomes a methodologically developed science: the configuration of the "library" category is clarified, a consistent classification of libraries is proposed, theoretical laws are formulated, prospects for the application of schematization for five related document communication sciences are shown, etc.

Keywords: I. Kant, schematism of the cognitive process, library science terminology, scientific notion, comprehension of perceptions

Информационные технологии в культуре и образовании. СЛЕПОКУРОВ В.С. ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА: ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВЫ

В статье рассматривается положительный опыт формирования цифровой экосистемы творческого вуза в России. Образовательная среда творческого вуза рассмотрена как динамичный объект теоретического внимания в условиях интенсивной цифровизации общества, в котором цифровая экосистема предстает предметом постоянного изучения и целенаправленной научно-методической работы. Уточнены принципиальная схема цифровой экосистемы вуза и базовые принципы развития цифровых компетенций студентов творческого вуза.

Ключевые слова: цифровая трансформация, образовательная среда, цифровая экосистема, цифровые поколения, цифровые компетенции, творческий вуз, иммерсивные технологии

SLEPOKUROV V.S. DIGITAL ECOSYSTEM OF A CREATIVE UNIVERSITY: ANSWERS TO CHALLENGES

The article examines the positive experience of forming a digital ecosystem of a creative university in Russia. The educational environment of a creative university is considered as a dynamic object of theoretical attention in the context of intensive digitalization of society, in which the digital ecosystem is the subject of constant study and targeted scientific and methodological work. The fundamental scheme of the digital ecosystem of the university and the basic principles of developing digital competencies of students of a creative university are clarified.

Keywords: digital transformation, educational environment, digital ecosystem, digital generations, digital competencies, creative university, immersive technologies

Информационные ресурсы. РОДИОНОВ И.И., ЦВЕТКОВА В.А. ЦИФРОВИЗАЦИЯ АРХИВНЫХ И БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ: РЕИНЖИНИРИНГ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ОБЪЕКТОВ ТЕХНИКИ В ВИДЕ 3-D МОДЕЛЕЙ

Раскрыты перспективы и направления использования технологий 3-D моделирования в процессах реинжиниринга внешнего облика объектов техники.  Акцент сделан именно на внешний облик, не затрагиваю элементы конструкторских решений. Такой подход обоснован слабой представленностью документации по внешнему облику объектов техники, тогда как конструкторская документация представлена широко и детально, что делает затронутую тему особенно актуальной. Воссоздание внешнего облика становится все более важной задачей, решение которой возможно с использованием технологий 3-D моделирования, которое позволяет достаточно точно полно воссоздать внешний облик объекта.  Учитывая важность вопроса для технологического развития страны, авторы предлагают разработать Национальную программу оцифровки архивных фондов.

Ключевые слова: внешний облик объектов техники, технологии 3-D   моделирования, архивы, библиотеки

RODIONOV I. I., TSVETKOVA V.A. DIGITALIZATION OF ARCHIVAL AND LIBRARY COLLECTIONS: REENGINEERING OF THE APPEARANCE OF OBJECTS OF TECHNOLOGY IN THE FORM OF 3-D MODELS

The prospects and directions of using 3-D modeling technologies in the processes of reengineering the appearance of objects of technology are revealed. The emphasis is on the appearance, without touching on the elements of design solutions. This approach is justified by the poor presentation of documentation on the appearance of objects of technology, while the design documentation is presented in detail and in detail, which makes the topic particularly relevant. Recreating the external appearance is becoming an increasingly important task, which can be solved using 3-D modeling technologies, which allows you to accurately recreate the external appearance of an object. Given the importance of the issue for the technological development of the country, the authors propose to develop a National program for digitizing archival funds.

Keywords: the appearance of objects of technology, 3-D modeling technology, archives, libraries

Книжная культура и чтение: история и современность. КОЛОСОВА Е.А., ЧУДИНОВА В.П. ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ (ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Статья посвящена первым результатам Всероссийского исследований «Чтение детей и подростков в семье. Роль родителей», которые было проведено в 2024 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения по заказу Российской государственной детской библиотеки.

Ключевые слова: дети, подростки, семья, родители, чтение, библиотеки, досуг, форматы чтения

KOLOSOVA E.A., CHUDINOVA V.P. READING FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE FAMILY. THE ROLE OF PARENTS (THE FIRST RESULTS OF THE ALL-RUSSIAN STUDY)

The article is devoted to the first results of the All-Russian research "Reading of children and adolescents in the family. The role of parents", which was conducted in 2024. By the All-Russian Center for the Study of Public Opinion commissioned by the Russian State Children's Library.

Keywords: children, teenagers, family, parents, reading, libraries, leisure, reading formats

Язык. Знание. Аналитика. КОНОНОВА О.В. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ИЗУЧЕНИИ БИОГРАФИИ НА МАТЕРИАЛАХ РЕКОНСТРУКЦИИ ЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ФЁДОРА ВАСИЛЬЕВИЧА КАРЖАВИНА

В статье рассматриваются роль и возможности библиографического метода при изучении биографий владельцев личных библиотек. Анализируется издание «Библиотека Ф.В. Каржавина: опыт реконструкции» (М., 2024), подготовленное под эгидой Института всеобщей истории Российской академии наук. Библиографический метод стал основным научным методом реконструкции библиотеки Ф.В. Каржавина, позволив представить особенности каждого экземпляра. Задачей статьи является наглядная демонстрация потенциала библиографического метода в изучении биографии владельцев личных библиотек. Делается вывод: библиографический метод в исследовании выступает как общенаучный, путём его применения происходит приращение знаний, которые включаясь в научный оборот, обогащают целый ряд наук. Эксплицируя его возможности на реально существующее множество личных библиотек выдающихся людей, можно предложить действенный механизм изучения биографий владельцев, а, следовательно, и восстановления многих важных страниц истории.

Ключевые слова: библиографический метод, реконструкция личных библиотек, биографии владельцев личных библиотек, маргиналии, инскрипты, дарственные надписи, биографика.

KONONOVA O.V. BIBLIOGRAPHIC METHOD IN THE STUDY OF BIOGRAPHY BASED ON THE RECONSTRUCTION OF THE PERSONAL LIBRARY OF FYODOR VASILYEVICH KARZHAVIN.

The article discusses the role and possibilities of the bibliographic method in studying the biographies of personal library owners. The publication "F.V. Karzhavin's Library: the Experience of Reconstruction" (Moscow, 2024), prepared under the auspices of the Institute of General History of the Russian Academy of Sciences, is analyzed. The bibliographic method has become the main scientific method of reconstructing the library of F.V. Karzhavin, making it possible to present the features of each copy. The purpose of the article is to demonstrate the potential of the bibliographic method in studying the biographies of personal library owners. The conclusion is drawn: the bibliographic method in research acts as a general scientific one, through its application, knowledge is increased, which, being included in scientific circulation, enriches a number of sciences. By explicating its capabilities to the real-life multitude of personal libraries of prominent people, we can propose an effective mechanism for studying the biographies of owners, and, consequently, for restoring many important pages of history.

Keywords: bibliographic method, reconstruction of personal libraries, biographies of personal library owners, marginalia, inscriptions, donations, biographies.

Современные социокультурные практики: изучаем, анализируем, проектируем. ГРУШЕВСКАЯ Н.В. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

В статье представлены современные формы библиографического обслуживания. Показана важность электронного каталога, виртуальных справочных служб. Приведена работа чат-ботов в библиографическом обслуживании.

Ключевые слова: библиотека, библиографические продукты и услуги, новые формы библиографического обслуживания.

GRUSHEVSKAYA N.V. BIBLIOGRAPHIC PRODUCTS AND SERVICES OF A MODERN LIBRARY IN THE AGE OF DIGITALIZATION

The article presents modern forms of bibliographic services. The importance of an electronic catalog and virtual reference services is shown. The work of chatbots in the bibliographic service is given.

Keywords: library, bibliographic products and services, new forms of bibliographic services

Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. УЛАНОВСКАЯ Н.С. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ХАКАТОН КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ

Статья посвящена совершенствованию педагогических методик, применяемых в библиотечно-информационном образовании. Акцент сделан на хакатоне и возможностях его применения в формировании профессиональных компетенций библиотекаря, в частности, готовности к моделированию предметной области, комплексному сопоставительному анализу потребностей и документального потока, вхождению в новую проблематику. Представлена авторская методика подготовки и проведения библиографического хакатона по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

Ключевые слова: библиотечное образование, библиотечные кадры, библиография, хакатон.

ULANOVSKAYA N.S. BIBLIOGRAPHIC HACKATHON AS A TOOL FOR TRAINING LIBRARY STAFF

The article is devoted to the improvement of pedagogical methods used in library and information education. The emphasis is placed on the hackathon and the possibilities of its application in the formation of professional competencies of librarians, in particular, readiness for modeling the subject area, a comprehensive comparative analysis of needs and documentary flow, and entry into new issues. The author's methodology for preparing and conducting a bibliographic hackathon in the field of "Library and information activities" is presented.

Keywords: library education, library staff, bibliography, hackathon.