Книжная культура и чтение: история и современность. КОЛОСОВА Е.А., ЧУДИНОВА В.П. ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ (ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Введение
Состояние чтения в обществе уже давно является темой для дискуссий. Кто, что и как читает, есть ли кризис в чтении, особенно в чтении книг детьми и подростками, - эти темы периодически обсуждаются в СМИ, а также в различных сообществах. В последние годы можно фиксировать возрастающий интерес специалистов к теме изучения детского чтения.
Это в первую очередь связано с тем, что в последние десятилетия усиливаются процессы изменения чтения подрастающего поколения. В своих привычках, ценностях и поведении в сети «Интернет» новое поколение принципиально отличается от представителей старших поколений. Дети все интенсивнее смотрят разнообразный контент и пользуются различными приложениями, а основными интересами подростков являются общение в социальных сетях, просмотр видео и онлайн-игры.
В последнее десятилетие в семье с детьми - социальном институте, который формирует личность ребенка, происходит много изменений. Отношение семьи к чтению, роль домашней библиотеки, наличие практик поддержки чтения детей и подростков, особенности этих семей также могут значительно отличаться. Однако можно назвать лишь немногие исследования, где многоаспектно анализируются эти проблемы (подробнее – в соответствующем разделе).
Ключевым фактором приобщения к чтению детей и подростков является возможность читать книги на досуге, поскольку именно этот вариант приобщения к литературе дает возможность свободного выбора литературы, чтения без принуждения (что обычно происходит в процессе обучения школьников в общеобразовательных учреждениях), и именно такое чтение ведет к регулярному чтению книг, самообразованию и становлению грамотного читателя. Возможности для такого чтения (прежде всего, печатных книг) сегодня обеспечивает семья, а также библиотека.
За последние десятилетия значительно усилилась государственная поддержка детства и семей с детьми. Происходят перемены и отношении государства в сфере приобщения детей к культуре в целом, а также в сфере поддержки семейного чтения.
Трансформации института семьи
Проблемы семьи активно изучают социологи, психологи, педагоги и другие специалисты. Так, например, целый ряд исследований по семье и родительству проведен ВЦИОМ[1]. Исследуются самые различные темы: благосостояние и возможности семьи в воспитании детей, ценности родителей, досуг семьи, практики воспитания детей и подростков.
Если говорить об основных изменениях, происходящих в семье, то благодаря проведенным исследованиям можно обозначить следующие тренды:
- - пока что идеалом для большинства россиян остается семья с двумя детьми и пока что «типичная семья» имеет от одного до двух детей;
- - жители крупных городов и небольших поселений по-разному относятся к воспитанию детей, последние больше ориентируются на традиционные методы воспитания;
- - растет уровень образования у большинства родителей (это более характерно для более обеспеченных семей родителей из крупных городов (появились такие понятия как «родительская компетентность» (6), «просвещенное родительство», «включенность/вовлеченность родителей», «интенсивное родительство» и др.), в связи с этим они уделяют детям больше внимания и используют более «мягкие» методы воспитания детей;
- - родители хотят больше узнать о развитии и воспитания детей, связи с чем они стремятся найти экспертов и консультантов в этой сфере, при этом они меньше ориентируются на опыт предыдущих поколений;
- - развиваются также различные интернет-ресурсы, в том числе социальные сети, где родители (как правило, мамы), ищут друг у друга советы и ответы на свои вопросы о детях;
- - усиливается роль общественных организаций, возникают новые союзы, ассоциации, движения, которые стали теснее взаимодействовать с государством (например, работает Национальная родительская ассоциация, имеющая отделения в регионах);
- - меняется роль отцов, увеличилось количество тех, кто хочет больше внимания уделять развитию своих детей.
Значительные трансформации происходили и продолжают происходить в институте семьи, что неоднократно фиксировалось в исследованиях ВЦИОМ (6), что связано с целым рядом факторов. Например, у молодежи значительно меняется отношение к браку, представление о том, что значит быть родителем.
Эти изменения очень значительны, и не удивительно, что 2024 год объявлен Годом семьи. Идет процесс дифференциации семей, появление новых «моделей родительства». Эти трансформации неизбежно проявляются и будут проявляться и в такой важной сфере, как Чтение, особенно детское и семейное чтение.
Подходы исследователей к изучению семейного чтения
Под семейным чтением традиционно подразумевают регулярное взаимодействие между взрослыми и детьми при совместном чтении книг с последующим обсуждением в любых формах: устных, письменных, игровых.
Семейное чтение не является только детско-взрослым общением в связи с книгой. Это словосочетание также может подразумевать взаимодействие между всеми членами семьи, опосредованное книгой. Наряду с «семейным чтением» нередко используют как взаимозаменяемый термин «совместное чтение».
Совместное чтение часто выходит за рамки внутрисемейного, вовлекая в процесс представителей других социальных институтов (чтение в детском саду, школе, библиотеке, читательском клубе и т.д.).
Чтение в семье как социальном институте, взаимодействующем с другими социальными институтами, предполагает разновозрастное межчитательское общение в «большой» и «малой» семье со здоровыми и особыми детьми (с проблемами в здоровье); добровольную, систематическую и целенаправленную совместную познавательно-коммуникативную и эмоционально-эстетическую деятельность членов семьи, стоящих на разных ступенях социализации, для удовлетворения и развития разнообразных потребностей семьи читательском развитии, воспитательных и образовательных целях (1, с. 221).
Большое количество зарубежных исследований феномена семейного чтения в последние годы выполнено «на стыке» психологии развития, социологии и когнитивной лингвистики. Семейное чтение при этом традиционно рассматривают как эффективный механизм развития речи, расширения словарного запаса и формирования базовой грамотности. В трудах А. Бас, М. Сенечал, Б. Ноймана, Д. Дикинсона, Г. Уайтхерста исследуются влияние практик семейного чтения на формирование навыков самостоятельного чтения в раннем возрасте, количественные характеристики семейного чтения и расширение словарного запаса ребенка (в том числе, на неродном языке), влияние семейного чтения на академическую успеваемость детей в начальной школе, роль родителей в формировании базовой грамотности детей в процессе семейного чтения, зависимость развития речи ребенка от выбора бумажного или электронного носителя для совместного чтения с детьми и др. (2, с. 21).
Еще одним из аспектов изучения семейного чтения является исследование зависимости родительского и детского дискурса от жанра книги и роль дискуссии во время совместного чтения в передаче моральных ценностей и правильных поведенческих моделей.
Кроме того, к феномену семейного чтения обращаются в контексте изучения детской литературы и «детского текста» (работы И.Н. Арзамасцевой, М.А. Черняк), особенно текста пограничного, находящегося на стыке интересов родителей и детей и способного заинтересовать обе группы.
Перечисленные выше подходы изучения качества семейного времени, его содержания (практики, ритуалы) позволяют выявить основные практики внутри семьи, ситуации, в которых и происходит социализация ребенка.
Однако использование семейного чтения как механизма социализации осложнено по нескольким причинам. В условиях трансформации института семьи, ускорения темпов современной жизни происходит упрощение, сокращение возможностей и даже исчезновение ритуалов и традиционных практик в семье. Это приводит к уменьшению количества времени, которое семья проводит вместе. Кроме этого, применение практики семейного чтения ограничено снижением авторитета книги как таковой. Замкнутая система семьи нуждается во внешней информационной и культуроцентрической поддержке.
Таким образом, семейное чтение, с точки зрения теории социализации, выполняет одновременно практически все важнейшие функции чтения: познавательную, воспитательную, развивающую, рекреационную, коммуникационную (Подробнее см. 5).
По сути семейное чтение является одним из действенных механизмов приобщения подрастающего поколения к чтению, воспроизведения и трансляции общечеловеческих культурных норм и ценностей, эффективное средство сохранения института семьи.
Состояние и проблемы детского и семейного чтения в России
Начиная с 2000-х гг. в России наблюдалась переходная ситуация смены «модели чтения» (т.е. комплекса характеристик чтения детей и подростков). Предыдущую «модель детского чтения», которая преобладала в XX веке, можно назвать «литературоцентричной», и эта «модель книжной культуры» на рубеже веков и в начале XXI века постепенно уходила в прошлое (7).
Кризис чтения первого десятилетия XXI века отразился во многочисленных дискуссиях в обществе, различных точек зрения ученых относительно понимания происходящих процессов и роли чтения как средства развития личности.
Ситуация постепенного снижения роли книги в обществе, названная «кризисом чтения» была описана социологами в начале века (в 2005 г.) Эти процессы также сказались на отношении многих семей к детскому чтению.
После периода проявившегося спада интереса многих родителей к детскому чтению (в период 1990-х – начала 2000-х гг.) ситуация несколько изменилась. Данные всероссийских исследований, инициированных Российской государственной детской библиотекой (РГДБ) и проведенных ей совместно с крупными социологическими центрами в 2013 и 2021 гг. свидетельствуют о том, что в эти годы увеличилась роль родителей в семейном чтении. Сравнение этих данных с более ранним исследованием, проведенным социологами Б. Дубиным и Н. Зоркой в 2007 г. показали, что за прошедшие 15 лет стало гораздо больше младших школьников, которые сказали, что им читают книги вслух в семье. В 2006 г. таких было 46,2%, но к 2013 г. их число увеличилось до 61,1%, а в 2021 г. их уже насчитывалось 69%, увеличение произошло на 22,8% (3).
Основными «чтецами» для детей по-прежнему остаются мамы. Чтение мам слушает почти каждый второй ребенок (45%); в 2006 г. таких было треть (34,8%). Увеличение произошло на 10,2 п.п. Чуть больше стали читать детям и другие члены семьи (бабушки, папы, братья/сестры) (4). С одной стороны, это свидетельствует о включении родителей в процесс поддержки детского чтения в семье, с другой – о проблемах с развитием у детей навыков самостоятельного чтения.
Какие проблемы мы бы назвали сегодня наиболее насущными в семейном чтении? Современная ситуация является очень сложной, поскольку идет значительная трансформация института семьи. Под воздействием продолжающейся и усиливающейся «информационной революции», быстрого обновления информации меняются практически все реалии семейного уклада. Особенно сильные изменения происходят сегодня в чтении подростков, а также и юношества, поскольку эти социальные группы сегодня уже не ориентируются на советы старших наставников, и ориентированы на современную литературу и мнения своих сверстников.
Сегодня можно и необходимо говорить о том, что развитие в нашей стране культуры у разных слоев населения опирается, опирается, прежде всего, на «читательскую культуру», и чтение в семье во многом определяет судьбу человека, поскольку именно в семье закладываются базовые основы приобщения к книге, овладение детей языком литературной культуры.
2024 год: изучение детского чтения с точки зрения родителей
В 2024 г. ВЦИОМ по заказу РГДБ провел всероссийское исследование «Чтение детей и подростков в семье: роль родителей». В связи с объявлением 2024 года Указом Президента Российской Федерации Годом семьи в Российской Федерации (от 22.11.2023 № 875) тема исследования стала еще более актуальной. В опросе приняли участие россияне с детьми до 14 лет. Впервые с 2006 г. опрошены родители дошкольников (0-6 лет).
Выше мы говорили о важности приобщения к литературе на досуге и роли «досугового чтения». Медиакультура и разнообразные виды использования ресурсов интернета и различных гаджетов детьми и самими родителями все сильнее меняют структуру досуга детей и семей. Эти варианты проведения досуга выходят на первые места.
Топ-5 практик детей и подростков в структуре досуга по мнению родителей: прогулки (72%), компьютерные/мобильные игры (64%), просмотр фильмов/мультфильмов (63%), общение с родителями и близкими дома (59%), общение с друзьями (51%). При этом, чем старше дети, тем более разнообразен их досуг. Чтение печатных книг остается, и в то же время книги читаются и электронном виде, и виде прослушивания их аудиоверсий. Треть родителей отмечают, что их ребёнок читает печатные книги в свободное время (8 место в структуре досуга). Слушает аудиокниги или читает электронные книги каждый десятый [10].
Популярность различных форм досуга отличается в зависимости от места проживания семьи. Постепенно растет уровень образования у большинства родителей, и это более характерно для более обеспеченных семей родителей. Так для жителей мегаполисов (Москва и Санкт-Петербурга) более популярны такие формы проведения свободного времени, как прослушивание аудиокниг и музыки, занятия спортом, а также посещение кружков и секций по интересам. В небольших населенных пунктах (малый город, село) больше, чем в других типах популярны игры на компьютере, телефоне и общение в социальных сетях.
На формы досуга влияет также и экономическое положение семьи. Так, в наименее обеспеченных семьях больше, чем в других семьях, дети и подростки отдают предпочтения «пассивным» формам досуга – просмотру телевизора (вероятно, как и взрослые члены семьи). В наиболее обеспеченных семьях дети и подростки больше предпочитают гулять, читать книги в электронном формате, также больше слушают музыку, занимаются спортом и посещают кружки и секции по интересам. Это свидетельствует о более разнообразном досуге обеспеченных семей с детьми и подростками, живущих в мегаполисах и крупных городах.
В менее обеспеченных семьях чтению книг в разных форматах (печатных, электронных, аудиоверсий) детьми и подростками уделяется значительно меньше внимания.
Чем более образованы родители, тем обычно больше они стремятся к общению с детьми, в том числе, к общению по поводу читаемой и прочитанной ребенком книги. Обсуждение прочитанной книги и чтение ребёнку – самые популярные способы приобщения детей к чтению (об этом сказали 48% и 45% респондентов соответственно). Гораздо большее внимание процессу приобщения детей к чтению уделяют родители, хорошо разбирающиеся в том, как вызвать у детей интерес к чтению и ориентирующиеся в детской литературе.
Чаще всего книги для чтения детям выбираются родителями согласно их читательскому опыту: это те книги, которые родители читали в детстве сами (61%), а также книги, которые имеются дома (42%).
Данные исследования свидетельствуют о том, что в наше время многие семьи стремятся привлечь детей к книге и чтению. Почти в половине семей опрошенных родителей взрослые еженедельно читают книги своим детям (48%). При этом чем младше дети в семье, тем выше значение этого показателя (66% в семьях с детьми до 6 лет). С нашей точки зрения, эти данные подтверждают выводы исследователей семьи и свидетельствуют о большей заботе родителей в воспитании детей, стремлении многих родителей стать более компетентными в роли воспитателей, (повысить свою «родительскую компетентность»), а также о возрастании «включенности или вовлеченности родителей» в процесс формирования ребенка как читателя.
Чем чаще сами родители читают, тем регулярнее они реализуют практики совместного чтения с ребенком. Среди тех, кто довольно часто читают, почти каждый день читают своему ребенку 42,5%, что в 2 раза больше, чем среди мало читающих родителей (см. Таблицу 1). Таким образом, родители создают либо не создают в семье атмосферу чтения, и это обстоятельство оказывает огромное влияние на детское чтение, поскольку в природе детей заложено подражание родителям, их поведению и привычкам.
Таблица 1 «Зависимость частоты чтения ребенку от собственного читательского опыта родителей» (в %, от числа опрошенных)
|
Всего |
Читаете ли Вы книги? И если да, то обычно как часто? |
|||
Читаю/ слушаю книги довольно часто |
Читаю/ слушаю книги время от времени |
Читаю/слушаю книги редко или никогда |
|||
Припомните, пожалуйста, когда Вы были ребенком, члены семьи (Ваши родители или другие взрослые, жившие вместе с вами), читали Вам детские книги или нет? И если да, то как часто? |
Да, почти каждый день |
32,1 |
42,5 |
28,3 |
22,8 |
Примерно несколько раз в неделю |
30,3 |
29,0 |
32,4 |
28,5 |
|
Примерно несколько раз в месяц |
12,2 |
10,4 |
12,7 |
13,8 |
|
Раз в месяц или реже |
8,7 |
6,4 |
8,6 |
12,3 |
|
Никогда не читали |
9,3 |
6,2 |
10,3 |
12,5 |
|
Затрудняюсь ответить |
7,4 |
5,4 |
7,6 |
10,1 |
|
Доля группы |
100,0 |
34,9 |
43,5 |
21,6 |
|
База в респондентах |
1 111 |
380 |
485 |
246 |
Результаты исследования также свидетельствуют об ошибочности еще бытующих в обществе представлений о том, что библиотеки устарели и крайне мало посещаются населением. Каждый третий опрошенный родитель (35%) отмечает, что в его семье взрослые ходят с ребёнком в городскую библиотеку, каждый пятый (19%) – что ребёнок ходит в библиотеку самостоятельно. Чем старше возраст детей в семье, тем чаще они самостоятельно посещают библиотеки (30% в семьях с детьми от 11 до 14 лет).
Половина опрошенных родителей признают, что их знаний о приобщении детей к чтению недостаточно и они хотели бы узнать об этом больше (56%). С этими навыками значимо коррелирует регулярность чтения самих родителей. Поэтому очевидно, что существует необходимость повышения уровня компетентности родителей, в том числе, их знакомство с современной детской литературой, освоение форм и методов приобщения детей к чтению.
Эти выводы были сделаны нами еще в 2013 году, и мы говорили о том, что в семье накапливаются проблемы раннего литературного развития школьников и обучения их чтению. Значительная часть проблем была связана с недостаточной̆ подготовленностью родителей̆ в приобщении детей̆ к чтению и знании ими детской̆ литературы (8). Таким образом, эта проблема остается нерешенной.
Вместе с тем, сегодня у многих родителей растет понимание своей некомпетентности. Сегодня каждые 9 из 10 опрошенных родителей стараются приобщить своего ребёнка к чтению теми или иными способами. В семьях с детьми до 6 лет чаще всего читают детям вслух, тогда как в семьях с детьми постарше – чаще интересуются чтением детей и обсуждают прочитанные ими книги.
Выводы
Результаты исследований свидетельствуют о значительных изменениях, которые сегодня происходят в чтении детей в семье и роли родителей.
Далеко не каждая семья имеет возможности приобретения книг своим детям. В наименее обеспеченных семьях дети и подростки чаще отдают предпочтения пассивным формам досуга – просмотру телевизора. В наиболее обеспеченных семьях родители в большей мере стремятся разнообразить досуг детей и в большей степени привлечь их к чтению книг.
По мнению родителей, чтение книг в досуге их детей занимает промежуточное положение, заметно уступая другим формам досугам – общению с друзьями и близкими, компьютерным или мобильным играм, просмотру видео-контента в Интернете и пр.
Сегодня чтение книг происходит и у детей, и у взрослых в разных форматах (в печатном и электронном виде, в также в аудиоверсиях). В менее обеспеченных семьях чтению книг детьми и подростками уделяется значительно меньше внимания, здесь чтение на досуге менее популярно, чем в обеспеченных семьях, где у семей значительно больше возможностей в приобретении книг.
Чем более образованы родители, тем обычно больше они стремятся к общению с детьми, в том числе, к общению по поводу читаемой и прочитанной ребенком книги. Обсуждение прочитанной книги и чтение ребёнку – самые популярные способы приобщения детей к чтению.
Уровень образования и компетентности в сфере поддержки детского чтения у родителей понемногу повышается. Сегодня все больше родителей осознают свою некомпетентность в знании детской литературы и методах поддержки детского чтения.
В условиях недостатка у семьи средств на приобретение детской литературы библиотеки остаются институциями, которые необходимы сегодня многим детям с детьми. И именно библиотекари дают возможности родителям стать более просвещенными и компетентными в воспитании будущего читателя.
Развитие новых технологий, расширение информационной среды продолжает менять поведение детей и подростков, формирует новые привычки, а также и способы привлечения детей к чтению, в связи с чем сегодня многим семьям особенно необходима поддержка. В связи с этим значительно возрастает роль библиотекарей как консультантов и помощников в воспитании и становлении ребенка – образованного и начитанного человека.
Список источников
- 1. Бородина, В. А. Семе́йное чте́ние / В. А. Бородина, С. М. Бородин // Чтение. Энциклопедический словарь / Под редакцией Ю.П. Мелентьевой. – Москва : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр "Наука" Российской академии наук, 2021. – С. 221-222.
- 2. Горенинцева, В. Н. Семейное чтение как помогающая практика в условиях социально-культурных трансформаций / В. Н. Горенинцева, А. Н. Губайдуллина, Т. Д. Подкладова ; Под общей редакцией А.Н. Губайдуллиной. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. – 208 с.
- 3. Детское чтение в России / Российская государственная детская библиотека; авт.-сост. М. А. Веденяпина, О. П. Мезенцева, Е. А. Колосова и др.; ред. Е. А. Армадерова, Л. Н. Косенко, М. В. Карданова. – Москва, 2014. – 115 с.
- 4. Колосова, Е. А. Что читают современные дети и подростки: по материалам исследований РГДБ / Е. А. Колосова // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО : Материалы Постоянного Круглого стола, Москва, 01 января – 31 2022 года / Под редакцией В.А. Лекторского. Том Выпуск 19. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр "Наука" Российской академии наук, 2022. – С. 22-27.
- 5. Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект // Библиосфера. 2011. No 4. с. 11–14.
- 6. Расширенная подборка данных ВЦИОМ к тематическому выпуску СоциоДиггера «Семья и родительство» №2. URL: https://sociodigger.ru/releases/release/semja-i-roditelstvo (Дата обращения 20.10.2024)
- 7. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды. / В.П. Чудинова // Дети и культура. — М.: Комкнига, 2007. – С. 131-164.
- 8. Чудинова В.П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения z: социокультурный контекст // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15. № 6. С. 668-681.
9.Чудинова В. П., Колосова Е. А. Чтение детей и подростков в семье. Роль родителей (первые результаты всероссийского исследования) // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : материалы XVII Белорусско-Российской научной конференции, Москва, 27–28 ноября 2024 года. – Москва, 2024. – С. 651-656.
Примечания
[1] См.: Расширенная подборка данных ВЦИОМ к тематическому выпуску СоциоДиггера «Семья и родительство» №2. URL: https://sociodigger.ru/releases/release/semja-i-roditelstvo (Дата обращения 20.10.2024)
Сведения об авторах
Колосова Елена Андреевна - кандидат социологических наук, доцент, заведующий отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки
Чудинова Вера Петровна - кандидат педагогических наук, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, Лауреат Премии им. Луначарского
21.02.2025, 49 просмотров.