История: время, события, люди. ЛАВРОВА К. Б.РЕГИОНАЛЬНЫЕ КУРСЫ ПО БИБЛИОТЕЧНОМУ ДЕЛУ И ВНЕШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПЕРМСКОЙ, УФИМСКОЙ И ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИЯХ В ПЕРИОД 1913–1917 ГГ.: ИСТОКИ СПЕЦИАЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ
На Первом Всероссийском съезде по библиотечному делу, (С.-Петербурге, 1911 г.) Е.А. Звягинцевым был поднят вопрос о подготовке «всей массы заведующих сельских библиотек» для 8–10 подобных тысяч. Каким же образом научить или получить такое количество лиц? По его мнению, «при нормальных условиях развития дела, этого достигнуть можно только целой системой библиотечных школ и вспомогательных учреждений. Но в настоящее время у нас не может быть и речи о такой системе» [13, с. 17.]. Встал вопрос о поиске путей массовой подготовке библиотекарей, особенно в регионах.
Одними из наиболее активных и самых заинтересованных участниках этого поиска стали земства, которые начали создавать свои библиотечные сети, требовавшие большого количества самостоятельных подготовленных библиотекарей. По мнению земств, библиотекарь как организатор на местах «техники библиотечного дела», библиотекарь должен был: «1) отлично ознакомиться с детской и народной литературой; 2) изучить процесс чтения, дабы, выдавая книгу, можно было руководствоваться не случайным выбором книги, а сознательным, памятуя, что не всякая прочитанная книга оставит след у читателя, а только такая книга, которая захватывает читателя, отвечает его душевному складу, его развитию; 3) ознакомиться с библиографией, дабы быть готовым дать совет и указания по вопросам чтения; 4) вести наблюдения за читателем; 5) хорошо изучить технику библиотечного дела» [21, с. 49]. Это требовало от библиотекаря специальной подготовки.
По данным «Пермской земской недели», статистика библиотек в Харьковской губернии показала, что даже степень общеобразовательной подготовки сильно влияет на развитие деятельности библиотеки, а именно: библиотеки, руководимые лицом с низшим педагогическим образованием, дали среднее число оборотов книги в год 1,8 и среднее число выдач на читателя 6,8, или, следовательно, напряженность работы, равную, 1,8x6,8 = 12,2; библиотеки, находящиеся в заведывании лиц с средним общим образованием, показали интенсивность, равную 20,6 и, наконец, библиотеки, которыми завывают лица со средним педагогическим образованием, дали интенсивность 27,3 [5, стлб. 4]. Автор «Пермской земской недели» предполагал, что «можно утверждать, что если бы имелись библиотекари со специальной подготовкой, интенсивность деятельности библиотек (как явление внешнее) и продуктивность их работы (влияние на развитие населения) были бы во много раз выше, что и замечается, например, в Америке, где имеется ряд библиотечных школ для подготовки библиотечного персонала [5, стлб. 4].
В России первым учебным заведением по подготовке библиотекарей, являлись, как известно, библиотечные курсы при Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского, открывшиеся в 1913 г., которые, конечно ж, не могли решить проблему в размерах всей России.
По мнению Е. А. Звягинцева «Приходится, поэтому, на ближайшее будущее ограничиться более осуществимым; приходится, минуя вопрос о постоянных школах, остановиться на мере, к которой вынуждены были прибегнуть общественные деятели в 60–70 годах, когда народная школа в России очутилась в положении, аналогичном теперешнему положению народной библиотеки, прибегнуть к организации краткосрочных – летних или рождественских – курсов для заведующих сельскими библиотеками. Земским учреждением и просветительным обществам надлежит… взяться теперь же за устройство столичных и местных» [13, с. 17.] курсов и курсов-съездов для практических работников библиотечного дела в регионах.
Одними из первых подобные библиотечные курсы были организованы в 1911 г., когда Нижегородское губернское земство ассигновало 200 руб. на устройство выставки наглядных пособий с лекциями по библиотековедению [18, с. 4].
Однако активизации региональных библиотечных курсов, несомненно, способствовала именно деятельность курсов при университете Шанявского. Уже в 1913 г. местные библиотечные курсы появились в Воронеже, Оренбурге, Перми, Харькове и др. Позднее курсы по инициативе губернских земств стали организовываться в других губернских и уездных городах. Деятельность большей их части носила эпизодический характер, тормозилась недостатком денежных средств, слабым учебно-методическим обеспечением. Так, в 1914 г. ходатайство Петрозаводского уездного земства Олонецким губернским земством об устройстве курсов по библиотековедению для библиотекарей в г. Петрозаводске было отклонено, а признано целесообразным устройство районных уездных съездов библиотекарей, на которых бы губернский и уездный заведующие ознакомили библиотекарей более детально с техникой библиотечного дела, приемами работы и общими основаниями библиотечной деятельности [17, с. 19].
В целом организация региональных библиотечных кусов, в регионах с земскими органами самоуправления, была признана именно задачей последних. Так, в 1913 г. Пермское губернское земское собрание постановило учредить при губернской управе особый отдел по народному образованию, среди задач которого «подготовка библиотечного персонала путем устройства курсов по библиотековедению [14, с. 28]. По мнению Ярославского губернского земства в число земских мероприятий в области библиотечного дела следует включить организацию губернских и уездных курсов по библиотековедению [25, с. 109]: в ведении губернского земства – «Организация курсов по библиотечному делу», уездного земства была «Организация уездных библиотечных курсов» [32, с. 125]. По мнению Второго Совещания деятелей по народному образованию, состоявшемуся при Саратовской губернской земской управе 14–16 июня 1916 г., участие губернского земства в библиотечном деле выражается в подготовке и содержании библиотечного персонала [11, с. 12]. Обязанность по созданию мероприятий для теоретической и практической подготовки библиотекарей, несомненно, должна быть возложена на Губернское земство и осуществляться путем устройства кратковременных курсов по библиотековедению [Там же, с. 19].
Среди уральских земств в 1913 г. Пермское губернское земское собрание постановило устраивать ежегодно губернское Совещание заведующих отделами школьного и внешкольного образования в уздах губернии, в программу которых был внесен вопрос о необходимости курса по библиотековедению для лиц, ведающих библиотечное дело в народных библиотеках губернии [26, с. 14]. В 1914 г. Пермская губернская управа подготовила необходимы материалы для первого Совещания и выработала его программу, включающую вопрос «О курсах по библиотековедению» [32, с. 3].
По мимо собственно библиотечных курсов, в ряде регионов, в том числе на Урале, началось проведение и учительских курсов с включением вопросов по библиотековедению. Земцы объясняли это тем, что «Подавляющее большинство просветительных мероприятий обслуживается сейчас народными учителями; в будущем на народных учителях еще долго будет лежать эта деятельность... Следовательно, и для учителей известная подготовка… необходима, так как учитель является почти единственным деятелем по внешкольному образованию в деревне сейчас, а в будущем, несомненно, даже при наличности особых библиотекарей, лекторов и пр., учитель – всегда будет интересоваться общей просветительной работой [5, стлб. 5].
В регионах начали появляются сообщения о том, что в программах ряда краткосрочных учительских курсов, как, например, пермские учительские курсы летом 1913 год, библиотековедению отведено было 12 часов [19, с. 719].
Так в 1914 г. Пермским губернским земством были организованы курсы для народных учителей зауральских уездов в Екатеринбурге. При этом лектору по библиотековедению было поставлено условие составить курс «применительно к составу аудитории, громадное большинство которой выдает организацией, главным образом, небольших библиотек. Принимая, однако во внимание развитие библиотечного дела в губернии и постоянное возрастание количества библиотек уже повышенного типа, следует признать своевременным и желательным образование особого кадра опытных библиотекарей, в виду чего собрание находит необходимым устройство особых самостоятельных курсов по библиотековедению для всех лиц, состоящих на земской службе и заинтересованных в этом деле, почему следует поручить управе разработать этот вопрос и представить его на обсуждение проектируемого совещания» [24, стлб. 1].
Приглашение лекторов на курсы осуществлялось при посредстве Петербургского лекторское бюро и через личные переговоры с некоторыми лекторами, для чего предполагалось «командировать кого-либо из своего состава и заведующего отделом народного образования, поручив им обсудить с представителями бюро программу будущих курсов и вообще вопросы, связанные с современной постановкой и перспективами в этом деле» [Так же]. Приглашённым лектором по библиотековедению была заведующая библиотекой Вольного экономического общества Е. Ф. Проскурякова [28Ю стлб. 14].
Не смотря на успех учительских куров в г. Екатеринбурге, и принимая во внимание развитие библиотечного дела в губернии и постоянное возрастание библиотек уже повышенного типа, Пермское губернское земское собрание признало «своевременным и желательным образование особого кадра опытных библиотекарей, в виду чего… находит необходимым устройство особых самостоятельных курсов по библиотековедению для всех лиц, состоящих на земской службе и заинтересованных в этом деле [4, с. 37, 38].
Уже в 1915 г. Пермская губернская управа планировала поведение Совещания по внешкольному образованию в последних числах мая или в начале нюня и выработала следующую программу совещания-курсов: «Народные библиотеки. Нормы для библиотечной сети. Типы народных библиотек центральная, районная, вспомогательная, передвижные. Радиус деятельности библиотек. Минимум книжного инвентаря для первичного обзаведения; размеры ежегодного пополнения. Служебный персонал народных библиотек всех типов. Образовательный ценз библиотекарей. Курсы по библиотековедению. Круг обязанностей библиотекарей. Вознаграждение. Библиотечные советы. Помещения библиотек. Форма участия в развитии библиотечного дела губернского земства [29 , стлб. 17, 18].
Усложнение самой библиотечной деятельности на местах, и понимание необходимости планомерной организации всего внешкольного образования, а также того, что именно библиотеки на местах должны были взять на себя организацию всего комплекса внешкольного образования, а земский библиотекарь, соответственно, стать его руководителем – заведующим (инструктором) по внешкольному образованию, привели земства к тому, что к последнему начали предъявляться еще более повышенные требования. Как заведующий внешкольным образованием библиотекарь, помимо библиотечной техники, должен был разбираться в организации народных чтений, курсов для взрослых, книжной торговли, музеев, выставок, экскурсий, кинематографа, народного театра, хоров, народных домов и т. п.
Столь повышенные требования, предъявляемые к библиотекарю, вынуждали его основательно подготовиться, прежде чем выступать в этой роли [21, с. 49]. Земства полагали, что «Подобно тому, как преподавание русского языка, арифметики и т. д. входит в общую систему школьного преподавания, отдельные формы содействия внешкольному образованию составляют лишь часть стройной и цельной системы, поэтому и библиотекарю… необходимо знакомство с общими вопросами внешкольного образования и со всеми отдельными формами содействия последнему» [5, стлб. 5].
В виду крайней важности вопроса о курсах по внешкольному образованию, особенно для тех довольно многочисленных земств, которые приступили к планомерной организации библиотек и вообще внешкольного образования, «в виду возможности (и даже необходимости) организовать таковые», на Съезде по вопросам народного образования (23 дек. 1913 г.–3 янв. 1914 г. в Санкт-Петербурге) была намечена их примерная программа [5, стлб. 5].
Уже вскоре, летом 1914 г. Уфимской губернской земской управой были организованы такие курсы по внешкольному образованию для заведующих земскими библиотеками и учащих народных школ. Намечавшиеся Уфимским губернским земским собранием XXXIX очередной сессии в заседании 10 декабря 1913 г. первоначально на январь 1914 г. как библиотечные курсы, со сметой в 3500 руб. [12, с. 67], курсы, после окончания работы съезда, было решено организовать в соответствии с расширенной программой, предложенной последним, поэтому, из-за необходимости более тщательной их подготовки, они были организованы летом того же года уже как внешкольные [1].
В общих чертах организация библиотечных курсов представляется в таком вид: 1) место устройство курсов – г. Уфа; … 3) продолжительность курсов, примерно, от одной до двух недель; 4) общее число слушателей не более 80 человек; 5) число лекторов или руководителей 3... По мнению управы, к слушаю курсов должны быть привлечены и все заведующие внешкольным образованием, состоящие на службе Уфимского губернского земств.
Финансовая сторона устройства библиотечных курсов предполагала: 1) вознаграждение лекторам по 15 руб. каждому за часть лекций и практических занятий со слушателями – 675 руб.; 2) поезд лекторов от С.-Петербурга или Москвы до Уфы и обратно – 150 р.; 3) на оплату проезда вперед и обратно 50 (на разъезды библиотекарей районных библиотек имеются особые ассигнования) слушателей-библиотекарей библиотек повышенного типа – 1250 р.; 4) суточные 80 слушателям по 1 руб. в сутки за все время пребывания их на курсах – 1200 р.; 5) на пособия, необходимые при практических занятиях с курсистами и проч. расходы – 225 р. [19, с. 719, 720].
Воспользовавшись поездкой в Петроград исполняющего обязанности заведующего отделом народного образования Уфимского губернского земства г. Смолина на первый Всероссийский съезд по народному образованию с 23 декабря 1913 г. по 4 января 1914 г. управа поручила ему приговорил в Петрограде несколькими известными деятелями в области народного образования относительно лекторов для Уфимским курсов по внешкольному образованию [3, стлб. 3]. Результатом предварительных переговоров было то, что из лекторов первоначально дали свое согласие приехать в Уфу Е. Н. Медынский (заведующий отделом народного образования при Царскосельской уездной земской управы и автор книги «Внешкольное образование»), А. В. Мезьер (библиограф журнала «Русская Школа», Почётный член Русского библиографического общества.) [27, стлб. 11], а лекции по теоретическому и практическому библиотековедению согласилась прочитать Е. Ф. Проскурякова, заведующая библиотекой Вольно-экономического общества в Петербурге [1].
Программа курсов была намечена в следующем виде: 1) теоретическое и практическое библиотековедение, 2) библиография, 3) общие вопросы внешкольного образования и 4) практические занятия по уходу за волшебным фонарем, изготовление световых картин, примерное народное чтение и пр. [1].
Известно, что присланная Медынским губернской управе программа его курса включала следующие темы: «Сущность, задачи и значение внешкольного образования; отношение его к школе; принципы организации; земство и частная инициатива в деле внешкольного образования. Народные чтения и школы для взрослых. Кинематограф и народный театр. Народные библиотеки-читальни. Экскурсии. Музеи и выставки. Прочие меры: народный хор, концерты, периодическая печать, книжные склады, народные игры» [Там же].
Курсы продолжались с 1-го по 15-е июля; в результате было прочитаны курсы: 1) «Общий курс внешкольного образования» – 18–20 часов, лектор Е. Н. Медынский, 2) «Библиотековедение» – 18–20 часов, лектор Е. Ф. Проскурякова и 3) «Библиография народной литературы» – 7–8 часов, который, однако, вместо А. В. Мезьер, был прочитан читал А. А. Покровским (секретарем Комиссии библиотековедения Русского библиографического общества и одним из организаторов библиотечных курсов при Народном университете им. А. Л. Шанявского) [16, с. 100].
На открытии курсов, 1 июля 1914 г. в Уфе, в помещении дворянского собрания, председатель губернской земской управы П. Ф. Коропачинский обратился с приветствием к курсантам. «Развитие дела внешкольного образования – по его словам – должно было признано одной из важнейших и неотложных задач земства. Наша школа, не смотря на огромные затраты труда и средств, не дала, к сожалению, тех плодов, которых ожидали от нее земские деятели: по-прежнему в деревне тьма, невежество. Причины этого печального явления лежит н в не смой, а в общих условиях деревенской жизни. Мальчик или девочка, окончив школу, мало-помалу забывают вcе то, что дала им школ, так как в деревне нет тех благоприятных условий, которые могли бы и поддержать, и увеличить школьные знания. Нет в семье крестьянина ни книги, ни пера, ни бумаги; нет в деревне библиотеки-читальни, народны чтения, курсов ля взрослых, разумных развлечений, посвятительных обществ… Без сознания своего человеческого достоинства, гражданских своих прав и обязанностей, без общего развития и практических навыков русский народ не может достигнуть того материального и духовного благополучия, на которое он имеет неоспоримое право. Темнота губит народные силы, не дает развернуть во всей мощи скрытых в тайниках народа духовны богатства. Итак, спасение и светлое будущее народа в широком образовании, главнейшей стороной, которая в настоящее время является внешкольное образование. Дело это новое и тем самым чрезвычайное ответственное. Мало у нас в России людей, знакомых хорошо с этой работой... Потребность в учреждении курсов, могущих подготовить кадр работников по внешкольному обрыванию чувствуется всей земской Россий, но еще нигде не устраивались. И вот настоящие курсы являются первыми не только в Уфимской губ., но и по всей земской России. Нет сомнения, что и другие земства станут устраивать курсы» [3, стлб. 3, 4].
На курсах присутствовали все уездные заведующие внешкольным образованием [3, стлб. 6]. Обязательными слушателями курсов считались так же все библиотекари центральных, районных и повышенного типа народных библиотек Уфимской губернии, а также и кандидаты на должности заведующих районными библиотеками. Кроме того, управа решила допустить на курсы вольнослушателей, преимущественно из учащих начальных школ, которые в то время были на учительских курсах в г. Уфе [6, с. 10, 11].
Таким образом, в список слушателей вошло 224 лица, из них 95 человек, библиотекарей и кандидатов на должности библиотекарей народных земских библиотек, 7 библиотекарей городских общественных библиотек, 10 заведующих внешкольным образованием, из коих 3 из Вятской губернии, 2 учителя высших начальных училищ, и остальные – учащие начальных школ Уфимской губернии служащие отдела народного образования, лица отдельных интеллигентных профессий, как-то: сотрудники провинциальных газет проч. лица. [Там же].
В дополнении к лекциям и для лучшего усвоения их, для слушателей курсов устраивались практические занятия и беседы с лекторами по разным вопросам, возникавшим во время чтения лекций. Из практических занятий следует отметить – ознакомление всех слушателей с ведением библиотечной техники, управление осветительными приборами при проекционных аппаратах (волшебных фонарях и кинематографах), фиксация сеток для спиртокалийного освещения, изготовление диапозитивов. Эти работы, крайне необходимые для каждого работника по внешкольному образованию, производились группами, всегда под руководством самих лекторов, с целью ознакомления слушателей курсов с книжно-типографским и переплетным делом и устройством простого доступного деревенского театра – были устроены несколько экскурсий в местные типографии, в том числе и в типографию «Восточная печать», для ознакомления с печатанием книг на татарском языке, в городские библиотеки и в театр при психиатрической лечебнице Уфимского губернского земства [Там же].
При курсах же была устроена небольшая выставка [3, стлб. 6], служащая необходимым дополнением к прочитанным курсам лекциям по внешкольному образованию и для практических занятий, например, по изготовлению диапозитивов и проч. на выставке экспонировали: 1) мастерская наглядных учебных пособий Вятского губернского земства (кинематографы, несколько волшебных фонарей и лампочек к ним, из коих одна для ацетиленового освещения), 2) А.Д. Мин – склад проекционных аппаратов и кинематографов, 3) Московское общество содействия внешкольному образованию, 4) товарищество «Природа и Школа», приславшее коллекцию наглядных пособий по естествознанию, 5) книжный магазин «Наука» и проч. [Там же].
Этот «первый опыт земства по устройству курсов внешкольного образования для местных работников удался, в общем, как нельзя лучше хотя и не без недостатков, как это бывает почти всегда и во всяком новом деле». По окончании курсов, Уфимское губернское земство «решило опросить анкетой всех слушавших курсы о их недостатках, а также и о желательности изменений в их организации» [15, c. 45]. Интересно, что среди ответов отмечалось, что «Курсы собственно внешкольным и не был… Курсы были скорее библиотечными» [Там же, c. 46].
В 1916 г. Уфимская губернская земская управа, на основе двухлетнего опыта работы, сделала вывод, что «Многие районные библиотеки, в особенности среди инородческого населения, в первый же год своего существования развили свою деятельность, в смысле привлечения читателей, до громадных размеров» и просила земское собрание отпустить в ее распоряжение 1500 руб. на вознаграждение лиц. приглашаемых в помощь районным библиотекарям. Управа теперь затрудняется определить где придется прибегнут к приглашению платных заместителей библиотекарей и полагает, что размер вознаграждения предстоит устанавливать в каждом отдельном случае в соответствии с местными условиями [20, с.4]. А чтобы «кадр проектируемых помощников был более или менее подготовленным к библиотечному делу,… подготовку их могло бы взять на себя и губернское земство путем устройства для них краткосрочных курсов в городе Уфе или в уездных городах. Курсы эти, во избежание затраты больших средств… можно было бы организовать в упрощённом виде, с приглашением в качестве лекторов и преподавателей местных сил из тех же работников по внешкольному образованию Уфимского земства [23 , с. 72].
Оренбургское земство был создано только в 1913 г., поэтому оренбургские библиотекари, за неимением собственных курсов, неоднократно посещали курсы для работников внешкольного образования в соседней Уфимской губернии. Но уже в 1914–1916 гг. Оренбургское губернское земство устраивало летние учительские курсы смешанного характера, состоящие из 5 циклов, в размере 194 час. В IV-м цикл – внешкольное образование (50 час.) – входили следующе предметы:
- 1. Введение во внешкольное образование.
- 2. Библиотековедение.
- 3. Народные чтения и школы для взрослых.
- 4. Организация экскурсий.
- 5. Музеи и выставки.
- 6. Кооперация.
- 7. Народная и детская литература.
- 8. Организация обществ.
- 9. Статистика по народному образованию [2, с. 28].
В 1915 г. курсы по внешкольному образованию проводились Оренбургским земством в г. Челябинске [2, с. 26], куда были приглашены московские лекторы (С.О. Серополко – автор книги «Внешкольное образование» (1912) и Н.В. Чехов, редактор журнала «Учитель», руководитель Московскими женскими педагогическими курсами имени Д. И. Тихомирова) [10, с. 103], [33 , с. 219].
В Постановлении II-го Совещания по народному образованию при Оренбургской губернской земской управе 27 августа–2 сентября 1915 г. по вопросу о «Подготовке работников по внешкольному образованию» отмечалось, что в целях скорейшей подготовки работников по внешкольному образованию было необходимо «признать неотложным в течение ближайших лет ежегодно устройство двухнедельных кусов по внешкольному образованию с командировкой на них всех работников по внешкольному образованию с участием учащего персонала», для чего «необходимо устройство курсов по внешкольному образованию летом 1916 года» [30].
Ставя довольно широко дело внешкольного образования в губернии, Уфимской губернское земство, к началу 1917 г. испытывало «довольно большие затруднения в подыскании достаточно подготовленных работников в этой области. И эти затруднения испытываются земством главным образом потому, что ему в силу необходимости, по недостатку средств на приглашение особых специалистов по каждому делу, приходится возлагать целый ряд обязанностей на оно и то же лицо, обязанностей требующих каждая в отдельности специальной подготовки как теоретической, так и практической. К таким обязанностям относятся между прочим библиотечное дело, чтение популярно-научных лекций, организация музеев местной природы, постановка детских площадок, народных спектаклей и т. п.» [7, л. 6].
Чтобы пополнить, познания приглашенных работников, и чтобы «хоть сколько-нибудь поставить начатое земством дело внешкольного образования на правильный путь», Губернская управа планировала летом 1917 г. организовать краткосрочные двухмесячные курсы. В качестве слушателей на эти курсы предполагается пригласить районных заведующих внешкольным образованием, библиотекарей, лекторов, преподавателей курсов для взрослых и учащих начальных училищ, принимающих участие в деле или интересующихся [7, л. 6] вопросами внешкольного образования. Главное внимание на курсах планировалось уделить практическим занятиям слушателей (библиотечная техника, организация экскурсий, постановка детских площадок, постановка музеев, постановка сцен, опыты по природоведению, управление волшебным фонарем и кинематографом, статистика и отчетность по внешкольному образованию и проч.) [Там же, л. 6 об.]. Число слушателей планировалось около 400 человек. Но, задавшись такой целью, земская управа, в условиях военного времени, испытывала финансовые затруднения, «по недостатку средств, которые понадобятся в довольно большом размере как на содержание слушателей, так и на организацию курсов): приглашение лекторов, обстановка лабораторий и проч.)» [Там же]. В связи с этим Попечитель Оренбургского учебного округа обратился в Министерство народного просвещения с просьбой ассигновать в 1917 г. на организацию курсов «пособие из средств государственного казначейства» [7, л. 6 об.]. Стоимость содержания курсов, должна была выразится в сумме не менее 35.000 руб., в том числе: на выдачу пособий слушателям 24.000 руб., на вознаграждении лекторов и лаборантов 6.000 руб., на оборудование лабораторий и на хозяйственно-административные расходы 5.000 руб. [7, л. 7].
Министерством Народного Просвещения ассигновано в пособие последнему Уфимскому земству на организацию курсов по внешкольному образованию 11000 руб. [8, л. 22 об.]. Однако губернская управа, отношением от 22 апреля 1917 г. за № 1015 сообщила, что условия настоящего момента не позволят ей приступить к организации предположенных двухмесячных курсов по подготовке работников по внешкольному образованию и заставляют отложить их на неопределённое время [Там же, л. 22].
В Оренбургской губернии относительно вопроса об устройстве курсов в 1917 г. было признано неотложным необходимым «устройство в г. Челябинске летних курсов за счет губернского земства по… внешкольному образованию на 200 человек» [9, с. 89].
Расходы по устройству этих курсов выражались в размере 6200 руб. Смета их такова [Там ж, с. 90, 91]:
Оплата лекций |
1350 руб. |
Оплата практических занятий |
159 руб. |
Суточные и проездные лекторам |
930 руб. |
Содержание слушателей |
1260 руб. |
Проезд |
1200 руб. |
Устройство выставок |
500 руб. |
Устройство научных экскурсий |
300 руб. |
Хозяйственные и другие расходы |
500 руб. |
Всего: |
6200 руб. |
Прочитанные на курсах цикл лекций по внешкольному образованию распределялись следующим образом [Там же, с. 94, 95]:
№№ по порядку
|
Название предмета |
Фамилия, имя и отчество лектора |
Число лекций |
Число часов практических занятий и бесед |
II. Внешкольное образование |
||||
1 |
Введение во внешкольное образование |
Березников К. Н. |
6 ч. |
2 ч. |
2 |
Детская библиотека и часы рассказывания |
Покровская А. К., лектор Университета Шанявского |
8 ч. |
2 ч. |
3 |
Народная и детская литература |
Чехов Н. В. – лектор женских курсов имени Тихомирова |
16 ч. |
– |
4 |
Народные дома |
Звягинцев Е. А., лектор Университета Шанявского |
10 ч. |
1 ч. |
5 |
Библиография и практические по библиотековедению |
Покровский А. А., лектор Университета Шанявского |
8 ч. |
2 ч. |
6 |
Библиотековедение |
Березников К. Н., заведующий отделом народного образования |
6 ч. |
|
7 |
Театр и развлечения |
Тиханович В. В., заведующим внешкольным образованием Московской уездной земской управы |
12 ч. |
2 ч. |
8 |
Экскурсии, выставки, музеи |
Новорусский М. В., лектор Университета Шанявского |
10 ч. |
– |
9 |
Занятия со взрослыми |
Шевелева М. Д., учительница |
7 ч. |
4 ч. |
Лекторы на курсы были приглашены при участии Московского Лекционного Бюро и лично заведующего губернским отделом народного образования [Там же, с. 97].
Одной из особенностей уральских губерний был высокий процент (в некоторых уездах доходивший – до 50–60) инородческого, прежде всего мусульманского, населения. IV-е оренбургское губернское Совещание по образованию мусульман по вопросу об устройстве летних курсов признало, что на долю губернского земства ложится устройство таких курсов по внешкольному образованию для инородческих учащих и библиотекарей губернии [9, с. 88].
К примеру, в г. Верхнеуральске 12–14 апреля 1917 г. происходило совещание мусульман – мулл, мугаллимов, мугаллимэ, учителей и библиотекарей Верхнеуральского и Троицкого уездов Оренбургской губернии. На совещании обсуждался вопрос о развитии внешкольного образования мусульман, для чего предстояло открывать повсюду библиотеки-читальни, устраивать курсы, лекции, чтения, что как для того и для другого предстояла подготовка библиотекарей, лекторов и проч., что для совершения предстоящих реформ для ведения их в дельнейшем надлежит надлежащем порядке и содержания на должной высоте необходимы люди, хорошо знающие мусульманское население, его верования, обычаи, весь быт его, надежды и желания, знакомые с его экономическим положением и, наконец, что успешное завершение и продолжение преобразований, их прочное закрепление зависит от собственного отношения и поддержки самого населения [31].
Таким образом, уральские земства (Пермское, Уфимское и Оренбургское) в период 1913–1917 гг., в числе первых в России, активно занялись подготовкой своих библиотечных кадров. Организуя региональные курсы по библиотечному и шире, внешкольному, делу и приглашая ведущих специалистов – столичных лекторов, они стремились поставить библиотечное и внешкольное дело на всероссийский уровень и заложили самые высокие стандарты в библиотечном и внешкольном образовании.
Список источников
- 1. Библиотечные курсы губернского земства // Уфимский сельско-хозяйственный листок. – 1914. – № 5/6. – С. 38.
- 2. Бродская А. Земство и учительские курсы / А. Бродская // Учительский вестник. – Оренбург, 1916. – Год 9, № 1 (янв.). – С. 26–36.
- 3. В. З. На открытии курсов по внешкольному образованию / В. З. // Уфимский сельско-хозяйственный листок. – 1914. – № 18/19. – С. 3–6.
- 4. Внешкольное образование в Пермской губернии // Доклады Пермской губернской земской управы Пермскому губернскому земскому собранию 45-й очередной сессии. Отдел 1-й. Народное образование / Перм. губ. зем. управа. – Пермь : Электро-тип. губ. земства, 1914. – С. 22–51.
- 5. Внешкольное образование и народный учитель // Пермская земская неделя. – 1915. – 23 янв. – Стлб. 3–7.
- 6. Герасимов В.Ф. Очерк деятельности Уфимского губернского земства (К 50-летию введения зем. учреждений) / сост. по поручению Губ. зем. управы. секретарь Управы В. Ф. Герасимов. – Уфа : Уфим. губ. земство, 1914. – [6], 40 с.
- 7. Г. Министру Народного Просвещения : 27 сент. 1916 г. № 2407 / Уфим. губ. зем. управа, Отдел народ. образования // Российский Государственный исторический архив. Дело о внешкольном и дошкольном образовании в Уфимской губернии. № 294. Фонд Дело Департамента народного просвещения Министерства народного просвещения. Внешкольное и дошкольное образование. № 733. Опись Дела разряда учительских институтов, семинарий и низших учебных заведений за 1916 г. № 183. – Л. 6–7 об.
- 8. Господину Министру Народного Просвещения : 26 апр. 1917 г. № 4797 / Попечитель Оренбург. учеб. округа // Российский Государственный исторический архив. Дело о внешкольном и дошкольном образовании в Уфимской губернии. № 294. Фонд Дело Департамента народного просвещения Министерства народного просвещения. Внешкольное и дошкольное образование. № 733. Опись Дела разряда учительских институтов, семинарий и низших учебных заведений за 1916 г № 183. – Л.22, 22 об.
- 9. Доклады Оренбургской губернской земской управы четвертому губернскому земскому собранию (январь 1917 года). По народному образованию. О летних курсах : [докл.] № 56 / Оренбург. губ. зем. управа // Доклады управы, журналы комиссий по Народному образованию и журналы собрания / Оренбург. губ. зем. собр., IV очеред. сес. – Оренбург : электро-тип. Тургайск. обл. правления, 1917. – С. 88–99.
- 10. Доклады по народному образованию и журналы Оренбургского губернского земского собрания 3-й очередной сессии / Оренбург. губ. зем. собр. – Оренбург : типо-литогр. Бреслина, 1916. – 325 с.
- 11. Журнал Второго общего Собрания Совещания деятелей по народному образованию 15 июня 1916 года // Труды Второго Совещания деятелей по народному образованию, состоявшемуся при Саратовской губернской земской управе 14–16 июня 1916 года. Журналы, постановления, доклады / Саратов. губ Совещание деятелей по народ. образованию (14–16 июня 1916 г.). – Саратов : тип. Губ земства, 1916. – С 9–31 (1-я паг.).
- 12. Журнал Уфимского губернского земского собрания XXXIX очередной сессии. Восьмое заседание 10 декабря 1913 года / Уфим. губ. зем. собр. // Сборник журналов Уфимского губернского земского собрания XXXIX очередной сессии 1913 года (9–20 декабря 1913 года) : с прил. докл. губ. управы и заключений по ним ревиз. комис. / Уфим. губ. зем. собр. – Уфа : электр. тип. т-ва «Печать», 1914. – С. 63–75 (1-я паг.).
- 13. Звягинцев Е. А. О летних курсах по библиотечному делу : докл. делегата Москов. О-ва Грамотности Е. А. Звягинцева : (прочитан в заседании 2-го июля 1911 г.) / Е. А. Звягинцев // Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу, состоявшемуся в С.-Петербурге с 1-го по 7-ое июня 1911 г. : в 2 ч. / О-во библиотековедения. – С[анкт]-Петербург : тип. М. Меркушева, 1912. – Ч. 2. – С. 176–179.
- 14. Из жизни и деятельности земств // Вестник Олонецкого губернского земства. – 1913. – № 14 (30 июля). – С. 28, 29.
- 15. Крапчатов П. О курсах по внешкольному образованию : (докл. обсуждался на комиссион. совещании 12 июля) / П.Крапчатов // Бюллетень народного образования Уфимской уездной земской управы. – 1915. – № 3. – С. 44–51.
- 16. Медынский Е. Н. Работники по внешкольному образованию. Их подготовка и обязанности. Внешкольное образование и народный учитель / Е. Н. Медынский // Энциклопедия внешкольного образования. Лекции, читанные на педагогическом факультете Уральского университета в 1920 – 1922 г.г. : в 3 т. / Е. Н. Медынский. – Москва ; Петроград : Гос. изд-во 1923. – Т. 1: Общая теория внешкольного образования. – Гл. XIII. – С. 98–108.
- 17. Морозов И. Постановления Олонецкого губернского земского собрания 47 сессии по вопросам народного образования / И. Морозов // Вестник Олонецкого губернского земства. – 1914. – № 11 (15 июня). – С. 18–20.
- 18. Нижегородское губернское земское собрание 47 очередной сессии 25 ноября–15 декабря и чрезвычайных 16 мая и 14 августа 1911 г. Ч. 1. Журналы собраний и доклады комиссий / Нижегород. губ. зем. cобр. – Н. Новгород : [б. и., 1911]. – CCXXXII, 282 с.
- 19. О внешкольном образовании : докл. № 115 / Уфим. губ. зем. управа // Сборник журналов Уфимского губернского земского собрания XXXIX очередной сессии 1913 года (9–20 декабря 1913 года) : с прил. докл. Губ. управы и заключении по ним Ревиз. комис. / Уфим. губ. зем. собр. – Уфа : электр. тип. Т-ва «Печать», 1914. – С. 713–721.
- 20. О внешкольном образовании : (журн. 12 дек., стр. 94) : докл. № 52 / Отдел народ. образования // Бюллетень по народному образования Уфимской губернской земской управы. – 1915. – № 1. – С. 1– 20 (2-я паг.).
- 21. О командировке внешкольников на шестинедельные курсы в Университет Шанявского / Оренбург. губ. зем. управа // Оренбургское губернское земское собрание 3-я очередная сессия. Доклад по народному образованию и журналы / Оренбург. губ. зем. собр. – Оренбург : тиро-литогр. н-цы Бреслина, 1916. – С. 47–50.
- 22. О созыве совещания по вопросам внешкольного образования / Перм. губ. зем. управа // Доклады Пермской губернской земской управы Пермскому губернскому земскому собранию 45-й очередной сессии. Отдел 1-й. Народное образование / Перм. губ. зем. управа. – Пермь : электро-тип. губ. земства, 1914. – С. 2–5.
- 23. Обухов М. О необходимости приглашения постоянных помощников районным завывающим внешкольным образованием. (К докладу губернскому совещанию по народному образованию) / Мих. Обухов // Бюллетень отдела народного образования
- 24. Пермское губернское земское собрание 44–й очередной сессии // Приложение к газете «Пермская земская неделя». – 1914. – 13 марта (№ 11). – Стлб. 1–8. – Продолжение.
- 25. План земских мероприятий по внешкольному образованию / Ярослав. губ. зем. управа // Журналы Угличского уездного земского собрания очередной сессии 1915 года и экстренных заседаний 10 января, 9 марта, 3 мая и 26-го июня 1915 г. / Углич. уезд. зем. собр. – Ярославль : типолитогр. Губ. зем. управы, 1916. – С. 106–128.
- 26. По Пермскому краю (Урал и Прикамье) // Пермская земская неделя. – 1914. – 16 янв. – Стлб. 14–17.
- 27. По Пермскому краю (Урал и Прикамье) // Пермская земская неделя. – 1914. – 30 янв. – Стлб. 9–12.
- 28. По Пермскому краю (Урал и Прикамье) // Пермская земская неделя. – 1914. – 13 марта. – Стлб. 14–17.
- 29. По Пермскому краю (Урал и Прикамье) // Пермская земская неделя. – 1915. – 3 мая. – Стлб. 17–19.
- 30. Постановления II-го Совещания. V. Подготовка работников по внешкольному образованию / Оренбург. губ. зем. управа // Журналы I и II совещания по народному образованию при Оренбургской губернской земской управе 1915 г. : с прил. постановлений совещаний / Оренбург. губ. земство. – Оренбург : электро-тип. Тург. Обл. правления, 1915. – Вып. I.
- 31. Совещание по образованию мусульман // Оренбургское земское дело. – 1917. – № 20. – С. 15.
- 32. Схематический план деятельности губернского и уездных земств по внешкольному образованию / Ярослав. Губ. зем. управа // // План земских мероприятий по внешкольному образованию / Углич. уезд. зем. управа // Журналы Угличского уездного земского собрания очередной сессии 1915 года и экстренных заседаний 10 января, 9 марта, 3 мая и 26-го июня 1915 г. / Углич. уезд. зем. собр. – Ярославль : тип. Губ. зем. управы, 1916. – С. 124–128.
- 33. Хавкина Л. Б. 1915 год в жизни наших библиотек // Школа и жизнь. – 1916. – № 9. – С. 217–224.
Сведения об авторе
Лаврова Клёна Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры
история библиотечного образования
03.04.2025, 42 просмотра.