2025. Выпуск 5 (66) (сентябрь - октябрь)

Выпуски журналов 2025. Выпуск 5 (66) (сентябрь - октябрь)

Библиотечно-информационные науки: теория и методология. ГЕНДИНА Н.И., КОСОЛАПОВА Е.В. НЕЙРОСЕТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЧНОСТИ: НОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Анализируется потребность вузовских преподавателей в научной рефлексии относительно применения нейросетей в образовательной деятельности вузов и оценке когнитивных рисков. Развитие информационно-аналитических компетенций трактуется как способ преодоления риска ослабления когнитивной активности студентов в результате использования нейросетей. Учебная дисциплина «Информационная культура личности» характеризуется как инструмент формирования и развития информационно-аналитических компетенций студентов вузов в условиях активного использования нейросетей. Показываются возможности обогащения разделов учебного курса «Информационная культура личности» технологией работы с нейросетями. Предлагаются новые дидактические решения по проведению практических занятий с использованием нейросетей. В качестве приложения приводится полный текст методической разработки по проведению практического занятия типа «Задание-аудит: экспертный анализ текста, сгенерированного ИИ».

Ключевые слова: Нейросети, искусственный интеллект, естественный интеллект, информационно-аналитические компетенции, информационная культура личности, вузы, дидактика

 GENDINA N.I., KOSOLAPOVA E.V.  NEURAL NETWORKS FOR DEVELOPING INDIVIDUAL INTELLIGENCE: NEW EDUCATIONAL SOLUTIONS FOR DEVELOPING INFORMATION AND ANALYTICAL COMPETENCIES IN UNIVERSITY STUDENTS

 The need for university faculty to reflect on the application of neural networks in university education is analyzed. The development of information and analytical competencies is considered a way to overcome the risk of weakening students' cognitive performance as a result of neural network use. The academic discipline "Information Culture of the Individual" is characterized as a tool for developing and enhancing university students' information and analytical competencies in the context of the active use of neural networks. The potential for enriching sections of the "Information Culture of the Individual" course with neural network technology is demonstrated. New didactic solutions for conducting practical classes using neural networks are proposed. The full text of the methodological development for conducting the practical class "Assignment-Audit: Expert Analysis of AI-Generated Text" is provided as an annex to article.

Keywords: Neural networks, artificial intelligence, natural intelligence, information and analytical competencies, information culture of the individual, universities, didactics

Информационные технологии в культуре и образовании. КАПТЕРЕВ А.И. ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье показаны возможности и перспективы персонализации профессионального образования. Кратко проанализированы особенности образовательного инжиниринга, моделирования цифровых профилей студента, использования персональных сайтов преподавателей. Полагаем, что данный материал представляет интерес для тех субъектов образовательной среды ВУЗА, которые стремятся к более полному и проактивному удовлетворению потребностей студентов.

Ключевые слова: профессиональное образование, образовательный инжиниринг, персонализация, цифровые профили, перспективы.

KAPTEREV A. I. PROSPECTS FOR THE PERSONALIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION

The article shows the possibilities and prospects of personalization of vocational education. The features of educational engineering, modeling of student's digital profiles, and the use of teachers' personal websites are briefly analyzed. We believe that this material is of interest to those subjects of the University's educational environment who seek to meet the needs of students more fully and proactively.

Keywords: professional education, educational engineering, personalization, digital profiles, prospects.

Научные коммуникации и информационно-аналитическое обеспечение науки. ПИРУМОВА Л.Н., КОЛЕНЧЕНКО И. А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК: ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ К ЦИФРОВОМУ ФОРМАТУ

Рассмотрена трансформация форм научных коммуникаций ученых и специалистов АПК, произошедшая с развитием коммуникативных сетей и интернета. Отмечено, что многие формы научной коммуникации, такие как научные журналы, конференции, лектории, существуют как в традиционном, так и цифровом формате. Возможность проведения научных мероприятий в режиме видеоконференций позволяет значительно увеличить их количество и число участников. Подчеркивается, что сайты, блоги, странички в социальных сетях способствуют распространению информации и получению научных знаний.

Ключевые слова: научные коммуникации, интернет, обмен информацией, распространение знаний, АПК

 

PIRUMOVA L. N., KOLENCHENKO I. A.  PROFESSIONAL COMMUNICATIONS OF AGRIBUSINESS SPECIALISTS: FROM TRADITIONAL FORMS TO DIGITAL FORMAT

 

The transformation of the forms of scientific communications of agribusiness scientists and specialists, which occurred with the development of communication networks and the Internet, is considered. It is noted that many forms of scientific communication, such as scientific journals, conferences, lectures, exist in both traditional and digital formats. A possibility of holding scientific events via videoconferences makes it possible to significantly increase their number and the number of participants. It is emphasized that websites, blogs, and social media accounts contribute to disseminating information and acquiring of scientific knowledge.

Keywords: scientific communications, Internet, information exchange, dissemination of knowledge, agribusiness

Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. ЛОПАТИНА Н.В. ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ XXI ВЕКА: ОТВЕТЫ НА СТРАТЕГИЧЕСКУЮ ПОВЕСТКУ ОТРАСЛИ

Статья посвящена ответам современного высшего библиотечно-информационного образования на вызовы отрасли, обозначенные в "Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года".  Фокус сделан на национальные приоритеты развития и их отраслевые проекции и аспектное рассмотрение актуальных решений вузов, осуществляющих подготовку библиотекарей.

Ключевые слова: библиотека, библиотечно-информационное образование, профессия, библиотечная профессия, трансфессия

LOPATINA N.V. HIGH LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION, THE SECOND QUARTER OF THE 21ST CENTURY: ANSWERS TO THE STRATEGIC AGENDA OF THE INDUSTRY

The article is devoted to the responses of modern higher library and information education to the challenges of the industry outlined in the "Strategy for the Development of Librarianship in the Russian Federation for the period up to 2030". The focus is on national development priorities and their sectoral projections and an aspect consideration of relevant decisions of universities that train librarians. Keywords: library, library and information education, profession, library profession, transfession

Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. ЕЗОВА С.А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И МЕТОДИК В ОБУЧЕНИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье акцентируется внимание на использовании ряда методологических подходов: компетентностного, пространственного, средового, контекстного, деятельностного и методик: интеллект-карта, декартова прямоугольная система координат, мастер-класс в подготовке студентов по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» профиль «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности» в Восточно-Сибирском государственном институте культуры.

Ключевые слова: методологические подходы, виды, методики преподавания, учебные дисциплины, библиотечно-педагогическая деятельность.

 

EZOVA S.A. SOME ASPECTS OF THE INTERRELATION BETWEEN METHODOLOGICAL APPROACHES AND TECHNIQUES IN TRAINING LIBRARY SPECIALISTS

The article focuses on the use of a number of methodological approaches: competence-based, spatial, environmental, contextual, activity-based and methods: mind map, Cartesian rectangular coordinate system, master class in the training of students in the direction of training “Library and Information Activity” profile “Theory and Methodology of Library and Pedagogical Activity” at the East-Siberian State Institute of Culture.

Keywords: methodological approaches, types, teaching methods, academic disciplines, library-pedagogical activity.

Информационные ресурсы. Шмойлова А.И., Туранина Н.А. НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОПЫТ ИБЦ АНОО ВО «ВЭПИ»

В статье описывается опыт информационно-библиотечного обеспечения образовательного процесса ИБЦ АНОО ВО «ВЭПИ», реализующегося с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Проанализированы результаты анкетирования респондентов, участвующих в дистанционном образовании. Предложена система мер, которая будет способствовать повышению эффективности обучения и удовлетворенности всех участников образовательного процесса в институте.

Ключевые слова: информационно-библиотечное обеспечение, образовательный процесс, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, менеджмент качества, образовательный контент.

 

SHMОYLОVА A.I., TURАNINА N.А. NEW ELEMENTS OF INFORMATION AND LIBRARY SUPPORT FOR THE EDUCATIONAL PROCESS: THE EXPERIENCE OF THE INFORMATION AND LIBRARY CENTER ANOO VO «VEPI»

 

The article describes the experience of information and library support of the educational process of the information and library center ANOO VO «VEPI», implemented using e-learning and distance learning technologies. The results of the survey of respondents participating in distance education are analyzed. A system of measures is proposed that will contribute to increasing the effectiveness of training and satisfaction of all participants in the educational process at the institute.

Keywords: information and library support, educational process, e-learning, distance learning technologies, quality management, educational content.

В смежных науках. КРАСНОВА А.И. ТАНЕЦ МОДЕРН КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье раскрывается философский аспект танца модерн, который сформирован мировоззрением основоположников этого направления. Представляется роль танца модерн в формировании личности танцовщиков. Выявляются составляющие аспекты этого направления: физиологические, анатомические, мировоззренческие и духовные. Говориться о сущности этой танцевальная системы, её истоках и возможных перспектив развития. Раскрытие взаимосвязи между внутренней и внешней составляющей движения.

Ключевые слова: истоки танца модерн, философский аспект мировоззренческий аспект, музыкальный аспект, сущность танцевальной системы, принципы и эстетика танца модерн, перспективы развития.

KRASNOVA A. I. MODERN DANCE AS AN INTEGRAL SYSTEM OF PERSONALITY HARMONIZATION

The article reveals the philosophical aspect of modern dance, which is shaped by the worldview of the founders of this movement. It presents the role of modern dance in shaping the personality of dancers. The article identifies the components of this movement, including physiological, anatomical, ideological, and spiritual aspects. It discusses the essence of this dance system, its origins, and potential future developments. The article explores the relationship between the internal and external components of movement.

Keywords: the origins of modern dance, the philosophical and worldview aspects, the musical aspect, the essence of the dance system, the principles and aesthetics of modern dance, and the prospects for development.