Информационные технологии в культуре и образовании. КАПТЕРЕВ А.И. ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

  Современная социально-коммуникативная ситуация требует кардинальных изменений в дидактических моделях, образовательном инжиниринге и педагогическом дизайне.  Российский опыт имеет определенную специфику в цифровой трансформации профессионального образования. Цифровая трансформация образования позволяет более обосновано организовать взаимосвязь всех компонентов образовательной системы и более эффективно реализовывать персонализацию как обучения, так и преподавания.

Методология

    Парадигма «образовательного инжиниринга» (далее: ОИ) акцентирует внимание на развитии проектировочно-конструкторских  компетенций  студентов и педагогов.  Образовательный инжиниринг, понимаемый нами, в узком смысле, как проектирование образовательного процесса и управление им с опорой на данные мониторинга успешности обучаемых, в целом выходит за пределы традиционной схемы «наука – инженер – производство» и включается в самые разнообразные виды социальной практики (прежде всего, в обучение, обслуживание и т. д.), где классическая конструкторская установка существенно видоизменяется. Все это ведет к изменению самого содержания образовательного инжиниринга, которое прорывает ставшие для него узкими рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.

   ОИ подразумевает применение инженерных принципов и педагогического дизайна при разработке цифрового образовательного пространства. Это может включать создание новых программных платформ, систем управления обучением и других цифровых инструментов, поддерживающих более таргетированное преподавание и усвоение знаний. Всё это должно учитываться и в разработке индивидуальных траекторий обучения и в использовании преподавателями возможностей цифровой трансформации образовательного контента, таких как разработка персональных сайтов, создание электронных журналов, виртуальных лабораторий, чат-ботов на основе ИИ и др [1].

      ОИ обладает потенциалом для преобразования высшего образования, предоставляя студентам захватывающий и интерактивный опыт обучения, который может быть настроен в соответствии с их индивидуальными потребностями. Сегодня ведутся исследования в области формирования инновационных бизнес-моделей и трансформации организаций на основе применения статистических методов и современных платформ бизнес-аналитики.

       Преимуществ использования ОИ множество.

   Во-первых, это может помочь профессионалам развивать и совершенствовать свои навыки в безопасной и контролируемой среде, может снизить число ошибок в подготовке к профессиям с высоким риском. Традиционно к ним относят такие как авиация и здравоохранение. Например, будущие пилоты и хирурги могут практиковать сложные процедуры на виртуальных моделях, прежде чем опробовать их на реальном оборудовании, не подвергая риску реальных пассажиров или пациентов. Но и в сфере информационного обслуживания можно обнаружить ситуации, когда ошибки взаимодействия с пользователем приводят к неверным решениям, цена которых трудно прогнозируема.

    Во-вторых, ОИ может обеспечить доступ к средам, доступ к которым затруднен или невозможен. Например, археологи могут исследовать древние места, которые слишком хрупки или отдалены, чтобы посетить их лично. А будущие специалисты профессий, требующих активную коммуникацию с пользователями также должны овладевать спектром возможных проблемных ситуаций и осваивать комфортные выходы из них.

   В-третьих, ОИ может улучшить сотрудничество и коммуникацию между студентами, независимо от их местонахождения. Например, команды будущих специалистов, обучающиеся дистанционно  могут работать вместе над образовательным проектом, несмотря на то, присутствуют в разных регионах.

   В-четвертых, ОИ может стать экономически эффективной альтернативой традиционным методам обучения и развития. Например, обучение в виртуальной реальности (ВР) может быть дешевле, чем очное обучение, и может проводиться в любое время и в любом месте.

  В-пятых, ОИ может улучшить качество и последовательность обучения и развития. Например, цифровое моделирование может быть разработано таким образом, чтобы обеспечить стандартизированный опыт для всех обучаемых или их отдельных групп.

   В целом, ОИ может стать мощным инструментом для моделирования цифровой образовательной среды, поскольку он предоставляют студентам безопасный, доступный и интерактивный способ изучения научных теорий, концепций и идей. Он также предлагают преподавателям гибкий и настраиваемый способ разработки и предоставления учебного опыта, отвечающего потребностям различных направлений и специализаций [2; 3].

  Использование ОИ в высшем образовании обладает потенциалом для повышения качества и доступности образования, одновременно подготавливая студентов к быстро меняющемуся рынку труда. ОИ обладает возможностями для цифровой трансформации высшего образования, обеспечивая интеграцию проектных решений и предоставляя студентам захватывающий, персонализированный и увлекательный опыт обучения, который может подготовить их к будущей карьере и улучшить их общие результаты обучения [4].

Результаты

  1. 1. Цифровые профили студентов. Преподавателям ВУЗов необходимо проектировать и разрабатывать новые методы обучения и системы оценки, моделировать персональные и групповые траектории обучения, постоянно следить за своим профессиональным ростом и лидерством. Несколько лет назад в мире появился новый тренд - перестройка образовательных технологий (EdTech) в направлении фиджитализации. На стыке цифрового и физического миров в 2013 году родилась такая концепция, как фиджитал-технологии. Phygital (физический + цифровой) - это комплекс технологий, где студенты получают уникальный интерактивный опыт, используя во взаимосвязи как традиционные материальные источники учебной информации, так и виртуальное общение в образовательном процессе. Появление такого явления, как фиджитализация, связано с тем, что границы между физическим и цифровым становятся все более размытыми, что открывает новые возможности для социализации и профессионализации (в том числе в системе высшего образования). Это направление образовательной деятельности мы считаем приоритетным и базовым направлением трансформации российского образования. В рамках этого направления основное внимание уделяется следующим аспектам: а) использованию интернет-ресурсов в педагогических целях; б) структурированию учебной программы в соответствии с модульным принципом; в) увеличению объема учебного времени на решение практических задач; г) представлению знаний в соответствии с уровнем успешности прохождения предыдущих блоков учебной информации каждым студентом (индивидуальные траектории обучения); д) оценке эффективности образовательных результатов.

   Естественно, проблема повышения индивидуализации образовательных траекторий не нова [5], но в последние годы произошли существенные изменения в потреблении информации, связанные с революционными прорывами в генеративном искусственном интеллекте, который превратился в мощную технологию, имеющую приложения в образовательных технологиях. Однако, несмотря на свои многочисленные преимущества, генеративный ИИ создает ряд проблем, которые необходимо решить, особенно в университетах. Основным способом противостоять бесконтрольному использованию языковых моделей ИИ является индивидуализация образовательных траекторий и персонализация контрольных заданий. Так, например, на нашем сайте разработано более 150 лабораторных работ с персонализированными вариантами заданий [6].

   Технологии четвертой промышленной революции, стремительно ворвавшиеся в повседневную жизнь большинства людей, высвечивают новые ракурсы проблемы формирования идентичности личности, которые, являясь недостаточно изученными с научной точки зрения, тем не менее уже стали повседневной реальностью каждого человека, полем для практических экспериментов [7]. Так, например, в связи с развитием технологий искусственного интеллекта появилась возможность моделирования ЦП с использованием нейронных сетей. Нейронная сеть, обладая возможностями: а) многослойности, т.е. сегментации факторов; б) токенизации, т.е. разбиения каждого фактора на ряд параметров (токенов) с конкретными количественными весами; в) векторизации, т.е. отображения значений весов в n-мерном пространстве; г) самообучения на сравниваемых выборках и уточнения весов позволяет отбирать документы, наиболее релевантные либо по контенту (контентно-зависимая фильтрация), либо по запросам пользователей, чьи цифровые профили наиболее близки (коллаборативная фильтрация); рефлексивности, т.е. возможности детализации промпта самим агентом ИИ (как, например, в Deep Seek) или путем наводящих вопросов (как, например, в GPTo) . В последнее время применяются и гибридные методы фильтрации [8].

  Для повышения персонализации образовательных услуг в ВУЗах необходимо моделировать, формировать и использовать цифровые профили студентов. Определим цифровой профиль студента как структурированный набор данных, собранных ВУЗом с помощью электронных средств.

  Мы предлагаем в структуре цифрового профиля студента выделить несколько слоев: а) субъектный; б) объектный; в) предметный; г) коммуникативный.

   На субъектном слое, основной функцией которого является идентификация личности, выделим персональные данные, которые сейчас охраняются многими законодательными актами: ФИО, паспортные данные (возраст, место регистрации) и др.

    На объектном слое ЦП менеджеров образования могут интересовать такие данные студента, как: а) имеющийся уровень образования; б) направление подготовки; в) специализация; г) наличие стажа; д) уровень дохода в семье (зависимость от родителей или опекунов). Но эти факторы должны интересовать менеджера не сами по себе, а в соотношении с моделями предметных областей, предварительно подвергнутых кластеризации и исключению дублирования.

  На предметном слое ЦП студента следует детально анализировать форму и содержание образовательных траекторий: а) очная, дистанционная форма; б) отраслевая направленность; в) однократность, повторяемость, длительность, частота взаимодействия с образовательным контентом в LMS; г) тип запрашиваемой информации в корпоративной информационной системе ВУЗа ; д) вид документов; е) число запрошенных документов.

  На коммуникативном слое выделим факторы обратной связи: а) прямые (контакты с преподавателями, реакции преподавателей и оценки; б) косвенные (контакты студентов в социальных сетях по поводу процесса обучения, участие в профессиональных мероприятиях, удовлетворенность образовательными траекториями и др.).

   В качестве перспектив практического использования ЦП студентов мы рассматриваем следующие направления:

  • - Индивидуализация образовательных траекторий, в т.ч. проактивный мониторинг профессионального развития, цифровое сопровождение интересов студентов (курирование), поддержка студенческих исследовательских проектов и стартапов;
  • -  Приведение образовательного контента в большее соответствие запросам основного контингента студентов, например, путем оптимизации образовательных модулей, изменения содержания LMS, каталогизации и рекламы факультативных курсов и модулей;
  • - Повышение эффективности изучения потребностей студентов. в результате использования информации из ЦП для лучшего понимания взаимосвязи ожиданий и образовательных результатов, что приведет к более обоснованным решениям в персонализации предоставляемых образовательных услуг.
  • -  Большее соответствие деятельности ВУЗа планам и ожиданиям работодателей, учредителей, других стейкхолдеров [9].

  При правильном применении рекомендательные сервисы могут существенно обогатить профессиональное образование, но требуют тщательного контроля за беспристрастностью алгоритмов и безопасностью личных данных.

   На коммуникативном слое ЦП студента менеджеров образовательных услуг должно интересовать поведение студентов:

  • - интересы, ценности, установки и образ жизни;
  • - любимые жанры, темы, авторы и книги. Знание того, что уже нравится студентам с аналогичными ЦП, может помочь в рекомендациях.
  • - частота образовательных контактов, предпочитаемые форматы (например, электронные книги, аудиокниги, печатные издания) и устройства для чтения;
  • -  реакции на текущие события в профессиональной области (понимание того, как текущие события влияют на образовательные траектории);
  • -  предпочитаемый объем запрашиваемой информации (предпочтение длинных текстов, коротких стримов, аудиоподкастов и др.);
  • -  предпочитаемые стили изложения учебного материала (лекции, вебинары, дискуссии, квизы, мастер-классы);
  • -  вовлеченность в тему (как давно студент познакомился с тематикой занятия);
  • - особенности восприятия (есть ли у студента какие-либо особые требования, например, к крупному шрифту, аудиоформатам или упрощенному языку);
  • - предпочтения в обучении (предпочитает ли студент учиться с помощью текстов, данных, визуальных эффектов и т.д.? );
  • - социокультурный контекст (уровень общей культуры студентов);
  • - чувствительность к контенту (темы, которые могут огорчить или оскорбить пользователя?);
  • - информационно-сетевая компетентность (уровень владения технологиями может повлиять на то, как студент получает доступ к контенту и взаимодействует с ним, готов потреблять информацию в цифровом или мультимедийном форматах. Например, технически подкованная аудитория молодых людей больше склоняется к интерактивным электронным книгам и мультимедийному контенту;
  • - медиамодальность (помимо книг, с какими фильмами, телешоу, подкастами или журналами знаком студент?);
  • - наличие времени у студента (наличие работы и свободного времени для обучения);
  • - вовлеченность (как студент взаимодействует с контентом (например, комментариями, ссылками, приложениями);
  • - активность в социальных сетях (предпочтения, длительность, ограничения);
  • - предпочитаемые социальные ценности (участие в волонтерском и других движениях, общественных работах или местных мероприятиях);
  • - сезонная зависимость информационного поведения;
  • - досуговые предпочтения (хобби, которые могут дать представление об личности студента, в т.ч. участие в различных группах, объединениях и т.д.);
  • - принадлежность к сообществу фолловеров (взаимодействие с контентом посредством лайков, репостов и комментариев в социальных сетях);
  • - данные о подписках пользователя, сведения о подписчиках, список опубликованных постов.      Многие факты из перечисленных можно выявлять путем анализа цифровых следов [10].

    Разработка целостного подхода к формированию и использованию ЦП студентов, который одновременно является приоритетным для конкретного ВУЗа, но при этом позволяет обобщать собираемые данные по единым критериям и получать более общую картину, доступную для анализа, выявления общих тенденций и разработки корректирующих мероприятий является очень сложной задачей. Ее решение требует участия всех заинтересованных сторон: работников деканатов, преподавателей, методистов и других служб и подразделений ВУЗа. Такого рода партнерство создаст новый набор показателей эффективности образования, которые можно обсудить в будущих исследованиях, что поможет разработать более оптимальные теоретические подходы для использования ЦП студентов. Методика, разработанная в результате таких исследований должна предложить единообразный учет показателей, в том числе:

  • - взаимодействия студентов через веб-сайт, чаты, мессенджеры и интеллектуальные цифровые ассистенты (к разработке которых уже приступили некоторые ВУЗы);
  • - результатов поиска в электронных каталогах библиотек ВУЗов и использования удаленных ресурсов ЭБС различных типов;
  • - статистики использования сетевых информационных ресурсов для различных категорий контента и выданных рекомендаций на этой основе (контентная фильтрация), а также рекомендаций на основе коллаборативной (референтно-зависимой) фильтрации;
  • - истории пользовательских запросов (лог-файлов), отражающих динамику информационных потребностей студентов.
  1. 2. Персональные сайты преподавателей. Параллельным важным ресурсом персонализации образовательных процессов является разработка преподавателями своих персональных сайтов.

  Персональный сайт преподавателя (далее: ПСП) представляет собой компьютерную информационную систему, используемую в дополнение к очному образовательному процессу. ПСП может быть разработан на различных интернет-платформах либо непосредственно конкретным преподавателем – владельцем ПСП, либо с привлечением профессиональных программистов.

  Обратим внимание на следующие полезные свойства ПСП, упоминаемые в различных источниках:

  • -  с помощью ПСП информация доступна в любой день 24 часа в сутки;
  • -  ПСП позволяет четко систематизировать образовательный контент (то есть профессиональные знания) и предоставить пользователям эффективные средства навигации;
  • - ПСП позволяет предоставить свои средства управления контентом для различных групп обучающихся с использованием санкционированного доступа или без него;
  • -  ПСП может предоставлять эффективные возможности поиска, с помощью средств визуализации, таких как ниспадающие меню, поиск терминов по сайту и визуальные модели;
  • -  ПСП позволяет легко доносить до всех обучающихся необходимую информацию с помощью новостных блоков и лент, доски объявлений, как создаваемых самим преподавателем, так и интегрированных на сайт из других источников;
  • - ПСП поощряет обмен информацией в группе обучаемых благодаря наличию различных конференций, форумов, электронных журналов, а также позволяет без больших затрат предоставить другие веб-сервисы для работы как внутри вуза, так и вне его (с клиентами и партнерами);
  • - ПСП может обладать всеми свойствами обычного портала, такими как персонализация для конечных пользователей, организация клиентского места, распределение ресурсов, отслеживание выполнения работ, активный доступ к информации из множества гетерогенных источников и т. п.

   Важной особенностью ПСП является возможность для преподавателя использовать его в качестве своеобразного инструмента для непрекращающейся учебно-методической, исследовательской работы, выполняемой всеми интересующимися данной проблематикой «сетевыми» исследователями. Одним из направлений развития ПСП может стать создание электронных тематических журналов, предоставляющих следующие возможности:

  • - создание и ведение онлайнового форума;
  • - создание и ведение офлайновой виртуальной научной конференции;
  • обеспечение пользователей электронных ресурсов «твердыми» (бумажными) копиями (по запросам);
  • - разработка в интересах пользователей профилей их запросов с последующим информированием о новых документах на основании профильных БД;
  • - разработка в интересах пользователей тематических библиографических списков на основании профильных БД;
  • - аналитико-синтетическая (семантическая) переработка новых публикаций: (индексирование, аннотирование, реферирование, составление тезаурусов, составление путеводителей и аннотированных указателей по профильным базам данных.

  Вполне доступной программной средой для этого может выступать отечественная разработка Битрикс 24. Здесь заявлены функциональные возможности социальных сетей, проектов, задач, управления персоналом, и многое другое, в том числе CRM1. Окружение, которое отображается на стартовой странице, состоит из таких компонентов: а) Мой диск; б) Сообщения; в) Календарь; г) Задачи; д) Лента и т.д. Многие из этих возможностей вполне востребованы при создании ПСП. Здесь есть, так называемая, рабочая область CRM (управление взаимодействием с потребителем). И в ней присутствуют следующие возможности: а) лиды (потенциальные авторы постов); б) контакты (сформированные лиды, которые можно автоматически конвертировать); в) потенциальная сделка (в качестве которой может выступать публикация автора), которая создается в системе на основе лида или вручную с использованием конкретного контакта. Создать любую из этих форм – лида, контакта, компании – не сложно. Здесь также есть свои особенности – это дополнительные поля, которые преподаватель может создать для фиксации адреса, дополнительного телефона, любых других данных потенциального автора публикации.

  Внешне формы Лида, Контакта и Компании – очень просты и понятны интуитивно. Более того, они выглядят идентичными. Разница – в названии и в сути:

Лид – это контакты человека, который проявил интерес к публикации в электронном журнале. Контакт – это человек, с которым уже работает преподаватель. Ведет переговоры, решает какие-то организационные вопросы и т.д. Компания – это, по сути, тот же контакт, но на уровне группы. И если контакт – это всегда человек, то компания – это группа, которую этот контакт (или даже несколько контактов) представляет. Таким образом, переговоры, общение, обсуждение всех вопросов будет проводиться с тем или иным контактом, а групповое взаимодействие проводится с компанией. Ниже приведен скриншот страницы электронного журнала, реализованного с использованием ПО Битрикс 24 и являвшегося частью персонального сайта преподавателя.

 

Рис.1. Скриншот электронного журнала по технологии Битрикс 24

 Более детальный анализ особенностей персонализации образовательных процессов мы представили в некоторых своих предыдущих публикациях.

Заключение

   Персонализация профессионального образования сопряжена с многочисленными проблемами и сомнениями самих субъектов образовательной среды. Хотя плюсы таргетированного предоставления образовательных услуг очевидны, существует несколько проблем, которые необходимо решить.

  1.    Субъективность и сложность. Персонализация профессионального образования включает в себя оценку множества аспектов. У разных заинтересованных сторон (администраторов, работодателей, ППС, студентов) могут быть разные точки зрения на то, что представляет собой персонализированное образование, что приводит к трудностям в определении критериев оценки и показателей, адекватно отражающих различные аспекты цифровых возможностей.
  2.    Отсутствие стандартизации. Сегодня отсутствуют стандартизированные методики и критерии оценки персонализации профессиональной подготовки в ВУЗах, что создает проблемы для проведения функционального бенчмаркинга. ВУЗы могут использовать разные методы и критерии эффективности, что затрудняет создание согласованных систем оценки или выявление общих проблемных областей.
  3.   Ограниченность ресурсов. Проведение всесторонних оценок эффективности и качества персонализации требует значительных ресурсов, включая время, экспертные знания и финансирование. ВУЗы, особенно небольшие или не обеспеченные достаточными ресурсами, могут столкнуться с трудностями при распределении этих ресурсов для проведения детальных оценок.
  4.   Ускорение развития технологий. Цифровой ландшафт быстро развивается, и постоянно появляются новые технологии. Это затрудняет эффективную оценку успехов и темпов персонализации, поскольку системы оценки должны постоянно адаптироваться, чтобы идти в ногу с технологическими достижениями.
  5.     Доступность и качество данных. Сбор точных и актуальных данных для оценки достижений персонализации профессионального образования может оказаться непростой задачей. ВУЗы могут столкнуться с проблемами, связанными с доступностью, согласованностью и надежностью данных, которые могут повлиять на точность и достоверность результатов оценки.

  Персонализация профессионального образования имеет важное значение для привлечения абитуриентов и эффективности подготовки специалистов в эпоху цифровых технологий. Регулярные оценки достижений в данном направлении могут помочь ВУЗам отслеживать динамику изменений, выявлять новые тенденции и согласовывать свои стратегии с постоянно меняющимся цифровым ландшафтом. Результаты оценки могут дать ценную информацию администраторам ВУЗов, учредителям, другим стейкхолдерам для использования полученных результатов при разработке политики и программ финансирования, способствующих цифровой трансформации ВУЗов на национальном или региональном уровне.

 

           СПИСОК ИСТОЧНИКОВ                                                                     

  1. 1. Каптерев, А. И. Виртуальная лаборатория как цифровая платформа анализа больших данных в образовании / А. И. Каптерев // Большие данные в образовании : Сборник статей по итогам II Международной конференции, Москва, 25–27 августа 2021 года. – Москва: Изд-во «Экон-Информ», 2021. – С. 82-91. 
  2. 2. Каптерев, А. И. Интегральные критерии эффективности управления профессионализацией / А. И. Каптерев, Т. В. Гришина, Е. Т. Осетров // Труд и социальные отношения. – 2015. – Т. 26, № 2. – С. 3-22. 
  3. 3. Каптерев, А. И. Специфика разработки критериев эффективности управления профессионализацией в вузах / А. И. Каптерев, Т. В. Гришина, Е. Т. Осетров // Труд и социальные отношения. – 2015. – Т. 26, № 4. – С. 3-22. 
  4. 4. Разработка требований к процессам обработки данных для задач управления в дистанционных системах высшего образования / А. В. Белякова, О. Н. Ромашкова, Т. Н. Ермакова, С. В. Чискидов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. – 2021. – № 12. – С. 66-72. – DOI37882/2223-2966.2021.12.05. 
  5. 5. Лопатина, Н. В. Информационно-образовательная среда вуза: от теории к практике / Н. В. Лопатина // Информационные ресурсы России. – 2018. – № 5(165). – С. 35-38. 
  6. 6. Каптерев, А. И. Персональный сайт преподавателя ВУЗа в образовательном инжиниринге / А. И. Каптерев. – Москва : ООО «Book-expert», 2022. – 190 с. 
  7. 7. Соловьева Л. Н. Цифровая идентичность как новый вид идентичности человека информационной эпохи // Общество: философия, история, культура. 2018. № 12. С. 40–43.
  8. 8. Каптерев, А. И. Вызовы генеративного искусственного интеллекта для системы высшего образования / А. И. Каптерев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2023. – Т. 20, № 3. – С. 255-264. – DOI 10.22363/2312-8631-2023-20-3-255-264. 
  9. 9. Kapterev, A. I. University-Business Cooperation in Russian Labour Market: trends, challenges, road maps / A. I. Kapterev. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Эдитус", 2016. – 148 p. – ISBN 978-5-00058-393-7.
  10. 10. Казаринова, Н. Л., Кудреватых В. А., Мишакина М. Г. Оценка фактического результата формирования цифрового профиля студента педагогического университета по цифровому следу // Pedagogical Journal.- 2022.- Vol.12, Is. 6A, Part II, P. 1140-1153.

  

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ                                                                                  

Каптерев Андрей Игоревич - главный научный сотрудник ЦИПР РГБ (Российская государственная библиотека, Управление научной и методической деятельности, Центр по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе), профессор ИЦО МГПУ (Институт цифрового образования Московского городского педагогического университета), доктор социологических наук, доктор педагогических наук, заслуженный работник ВШ РФ, профессор.

К оглавлению выпуска

история книги, конференции

31.08.2025, 2 просмотра.