Научные коммуникации и информационно-аналитическое обеспечение науки. ПИРУМОВА Л.Н., КОЛЕНЧЕНКО И. А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК: ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ К ЦИФРОВОМУ ФОРМАТУ

   Введение. Профессиональные коммуникации – это система общения в определённой области профессиональной деятельности, опирающаяся на её специфику и знания, условия реализации и структуру профессионального взаимодействия. Коммуникации обеспечивают обмен информацией, предоставляют площадки для научных дискуссий, обсуждения, общения с целью выработки единых подходов, решений, создания и получения новых знаний, повышения квалификации, профессионального развития.

  Научная коммуникация обеспечивают продвижение научных идей как внутри научного сообщества, так и за его пределами, в обществе, распространение научных знаний посредством различных каналов, средств, форм и институтов коммуникации. Научные коммуникации способствуют передаче профессиональных знаний, навыков, умений. В систему научной коммуникации входят периодические и продолжающиеся издания, библиотеки, научные издательства и информационно-аналитические центры [7], интернет [5].

   Научная коммуникация является одним из главных механизмов развития и популяризации науки, способом интеллектуального взаимодействия ученых, продвижения результатов научной деятельности и обмена научными знаниями [8]. Существуют 2 этапа научной коммуникации: первый этап ‑ внутренний (продвижение научных идей и обмен информацией внутри научного сообщества одной страны); второй этап ‑ внешний (продвижение научного знания в широкие массы или за пределы одной страны, взаимодействие с учеными разных стран мира). Передача любой информации осуществляется посредством вербальных, невербальных, технических средств коммуникации [9]. Вербальные коммуникации – это общение посредством языка (языковое общение, общение на языке), выражающееся в обмене информацией, эмоциями, переживаниями, идеями [11]. Невербальные коммуникации – общение посредством неязыковых средств (символы, знаки, мимика, жесты, позы), используемых для передачи информации.

   Различают виды и формы научных коммуникаций, но в профессиональной литературе существует некое разночтение этих понятий. Одни ученые [3] считают, что основными формами научной коммуникации являются «формальная и неформальная, устная и письменная, очная (непосредственная) и заочная (опосредованная), первичная и вторичная». Другие [10] и мы согласны с этим, выделяют следующие виды коммуникации: формальную (зафиксированную в документальной форме, например, между подразделениями организации, предприятия), неформальную (обмен мнениями в рабочее и нерабочее время в кулуарах учреждения, каналы распространения слухов), вертикальную (сверху вниз и снизу вверх); горизонтальную (между сотрудниками и подразделениями предприятия). А к формам научной коммуникации относят устные, письменные и посредством технических средств научной коммуникации.

     И.П. Яковлев выделяет три вида коммуникаций: линейную, интерактивную и трансакционную. Линейная коммуникация не имеет обратной связи, это сообщения, направленные в одностороннем порядке. Интерактивная модель коммуникации имеет обратную связь в форме опросов, анкет, интервью, фокус-групп, которые позволяют узнавать общественное мнение и строит эффективные коммуникации с определенной целевой группой. Трансакционная модель подразумевает выступление каждого участника в роли и коммуникатора, и реципиента [12]. Считается, что в библиотеке реализуется линейная коммуникация, хотя в современных условиях многие библиотеки стремятся устанавливать обратную связь, проводя опросы, изучая востребованность своих ресурсов, организуя фокус-группы.

   Устные научные коммуникации могут быть в форме (формате) личной беседы, научной дискуссии, научного спора, доклада (хотя если доклад с презентацией, то презентация становится уже документом), семинара; письменные ‑ в форме публикации в научных и реферативных журналах, монографиях, доклада, научных тезисов, аннотации, эссе, реферата, отзыва, рецензии, стендового доклада; через технические средства научной коммуникации ‑ интернет, электронная почта, телефон, скайп, видеоконференции, презентации [6].

  Основными традиционными формами обмена информацией между учеными являются публикации в научных изданиях, личное общение на конференциях, съездах, симпозиумах, публичные выступления с лекциями, докладами и т. п. Целями научной коммуникации является обмен профессиональной информацией, научным знанием и обмен опытом, получение научного знания, повышение квалификации, обнародование и пропаганда результатов научных исследований, установление профессиональных контактов, создание профессиональных объединений.

    Пропаганда научных знаний, научных результатов и достижений осуществляется в процессе публичных выступлений с лекциями, докладами.

     Научные журналы остаются одной из основных форм представления и обсуждения результатов научных исследований, распространения знаний.

Трансформация научных коммуникаций

    Научные коммуникации эволюционировали вместе с развитием общества, науки, появлением новых технологий, начиная от устных форм, к которым затем добавились письменные (документальные), затем телеграф, телефон, телевидение (позднее интерактивное телевидение). При этом первоначальные формы, такие как устное общение, продолжали и продолжают существовать. Интернет глобально изменил традиционно существующие формы коммуникации. Электронные коммуникации значительно трансформировали традиционные формы и саму сущность коммуникационной деятельности, породили новые формы общения, новые формы сообщений и передачи информации. Так, например, форма формального общения – документ ‑ от бумажной формы все чаще переходит к электронной. Переписка, как форма обмена мнениями ученых, также трансформировалась и проходит в цифровом формате: по электронной почте, сообщениями в телефоне. Преимущества и возможности цифрового формата проявились в период пандемии Covid-19, когда благодаря электронным коммуникациям мы не только не потеряли связи, но даже активизировали нашу деятельность: значительно чаще стали проводиться конференции, семинары, круглые столы. Мы гораздо чаще стали встречаться на профессиональных площадках. На их организацию теперь тратится значительно меньше времени и финансовых средств как со стороны организаторов, так и со стороны участников. Не нужно тратить время на дорогу, оформлять командировки. Можно участвовать в мероприятиях не отходя от своего компьютера и заочно участвовать в нескольких мероприятиях на одной неделе, что невозможно было бы сделать очно. Значительно увеличилось количество каналов коммуникаций, к традиционным, таким как профессиональная периодика, научные конференции, добавились новые, такие как тематические порталы, вебсайты научных учреждений, электронная почта, подписка на рассылку тематических подборок документов; социальные сети, блоги [2].

    Несмотря на развитие коммуникативных сетей, увеличение объемов интернет-ресурсов, которые многие считают основным источником получения информации, главной коммуникацией для российских ученых-аграриев остаются журналы, посредством которых ученые продвигают свои научные идеи, научные разработки. Журналы, которые в эпоху цифровизации не утратили своего значения, также трансформировались. Практически все журналы, в том числе и аграрные, имеют электронные аналоги, а многие и вовсе отказались от бумажной формы, перейдя в электронный формат. Издательский рынок с каждым годом меняется в сторону увеличения количества электронных изданий. «В 1996 г. в мире существовало всего около 250 электронных журналов, однако уже спустя два года их количество увеличилось до 2 тысяч. Сегодня в мире издается, по разным оценкам, от 20 до 30 тысяч электронных научных журналов» [1]. Появилось большое количество электронных журналов открытого доступа, размещенных на различных порталах. Примером может служить размещенный в интернете портал DOAJ (http://www.doaj.org/), благодаря которому ученые могут бесплатно следить за последними научными публикациями в своей области. Однако появились и так называемые «хищнические журналы», публикующиеся в режиме открытого доступа и заявленные как научные журналы, взимающие плату с авторов за публикацию, но в которых отсутствует полноценная система рецензирования, принятая в настоящих научных журналах. Публикация в таких журналах может подорвать научный авторитет авторов. По данным, представленным на сайте (https://www.elibrary.ru/defaultx.asp), в российскую Научную электронную библиотеку (НЭБ) E-library включено 149 481 научных журналов, из них в настоящее время выходит 132 414; российских – 17 492 из них в настоящее время выходят – 14 851. По сельскому хозяйству зарегистрировано в 2025 г. 1 665 журналов (в 2021 г. – 1 310), из них российских 706 (в 2021 г. ‑ 649), из которых выходит в настоящее время 563 журнала (в 2021 г. ‑ 229). В список ВАК входит 179 журналов по сельскому хозяйству (в 2020 г. – 155). В ядро РИНЦ включено 78 (в 2021 г. ‑ 52) сельскохозяйственных журналов. В Белый список вошло 67 журналов по сельскому хозяйству. В этих журналах существует институт рецензирования, жесткие требования к качеству представленного материала, в том числе к реферату, переводу на английский язык. Следует отметить, что в последнее десятилетие качество российских сельскохозяйственных журналов значительно улучшилось. Сегодня журналы соответствуют всем формальным требованиям ВАК и международных журналов. Однако иногда рефераты не соответствуют ГОСТу, а ключевые слова не отражают основные темы статьи и представляют собой набор случайно вырванных из текста статьи слов. Все еще есть вопросы к качеству перевода на английский язык метаданных. Международные базы данных (БД) и зарубежные журналы требуют, чтобы авторы (и журнал) не использовали программы автоматического перевода, поскольку они дают некачественный перевод, искажающий суть текста. Однако это требование выполняется далеко не всеми авторами и иногда пропускается журналами [4].

    Сайты научных учреждений являются не только их визитной карточкой, но и важнейшим звеном в цепи научных коммуникаций, предоставляя различную научную информацию, в том числе научные публикации сотрудников, научные издания, результаты научных исследований, направления научных исследований.

   Важнейшим источником получения информации для ученых являются электронные каталоги и выставки, в том числе новых поступлений научных библиотек. Большинство библиотек выставляют свои электронные каталоги на сайтах в интернет, что значительно повышает их доступность. Из 57 библиотек сельскохозяйственных вузов 40 представляют электронные каталоги на своих веб-страницах и веб-сайтах. Книжные выставки, как форма получения учеными информации, также трансформировались, все больше библиотек формируют одновременно с традиционными и виртуальные, представляя их на своих сайтах. Из 83 сельскохозяйственных библиотек, имеющих свои страницы в интернете, 30 выставляют виртуальные выставки. ЦНСХБ, например, все выставки (персональные, тематические, новых поступлений, к юбилейным датам) делает виртуальными (в 2024 г. подготовлено 93 выставки). Благодаря тому, что практически все электронные ресурсы ЦНСХБ выставлены на сайте и представлены в интернете, обращаемость к сайту и востребованность электронных ресурсов ЦНСХБ растет.

   В современных условиях важнейшей частью научных коммуникаций становятся тематические БД. Включенный в них материал (статьи) становится доступными значительно большему числу ученых, особенно если БД представлена в интернете в открытом доступе. БД, безусловно, можно рассматривать как платформу для обмена информацией ученых и специалистов. При этом если журнал автор выбирает сам, то попадание в БД его статей происходит без его участия и зависит от оценки создателей БД, оценивающих публикацию по актуальности и научной значимости. Таким образом, включение статьи в БД подтверждает ее значимость и высокое качество. Поэтому ученый заинтересован не только в опубликовании статьи в научном издании, но и включении этой статьи в отечественные и международные БД. В БД «АГРОС» ‑ крупнейшей (около 2 млн. записей) русскоязычной БД по проблематике АПК, возможно полно отражаются научные публикации российских ученых аграриев. Ежегодно к ней обращаются более 200 тыс. пользователей (в 2024 г. – 246 875). Крупнейшей международной БД по сельскому хозяйству является БД Международной организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН (ФАО) AGRIS, включающая более 13,5 млн. библиографических записей (журнальные статьи, монографии, книги, главы книг, материалы конференций, тезисы, рабочие документы и технические отчеты). Ее преимущество перед другими крупными зарубежными отраслевыми БД в том, что она бесплатна как для размещения в ней документов, так и для поиска их. AGRIS ‑ это одна из наиболее полных БД научной литературы по продуктам питания и сельскому хозяйству в мире, а также международная сеть поставщиков данных, которые добровольно предоставляют информацию (метаданные) о публикациях в области пищевой и сельскохозяйственной науки, включая издателей, правительства и исследовательские организации. В эту БД ежемесячно поставляется информация о публикациях из 65 российских аграрных журналов. Подготовку рефератов, индексирование и отправку отобранных документов осуществляет хаб и национальный центр AGRIS и в России ‑ ЦНСХБ.

    Среди массовых профессиональных коммуникаций важнейшими остаются конференции, где ученый может выступить с докладом. Однако и формат конференций трансформировался. Все чаще организаторы предлагают режим онлайн или гибридный (очное или заочное участие). Конечно, трудно заменить живое общение коллег, но очевидно, что такой формат значительно расширяет географические границы участников и увеличивает их количество. Например, на вебинары ЦНСХБ, организуемые ежеквартально для сотрудников и библиотекарей научных организаций АПК, в былые годы могли приехать только жители Москвы и Подмосковья, а теперь участниками являются сотрудники научно-исследовательских учреждений по всей России и даже Белоруссии. Ученые и специалисты становятся удаленно участниками международных и российских конференций, которые проводятся в разных городах страны и мира.

      Также трансформировалась работа лекториев, перейдя в основном в режим видеоконференций, что позволяет привлекать к участию даже крайне загруженных и востребованных ученых, участвовать в дискуссиях широкому кругу слушателей. В лектории ЦНСХБ «Наука вокруг нас» с научными докладами по актуальным и злободневным темам выступают ведущие ученые отрасли, количество участвующих в обсуждении доклада зависит от темы, но дискуссия происходит всегда.

   Среди электронных профессиональных коммуникаций все большее значение приобретают социальные сети, блоги. Социальные сети способствуют широкому распространению информации, что крайне важно для популяризации мероприятий, доведения информации не только для профессионального сообщества, но разных социальных кругов, сообществ и групп. Блоги, как нам кажется, еще не очень распространены среди научных работников, но сайты есть не только у организаций, но и у отдельных специалистов.

   Заключение. Итак, развитие коммуникативных сетей, интернета способствовало трансформации основных форм научной коммуникации ученых и специалистов АПК, которые все чаще переходят в цифровой формат. Наряду с традиционными средствами коммуникации, такими как журналы, очные конференции, личные встречи и беседы, активно развиваются электронные журналы, вебинары, видеоконференции. Сайты, блоги, социальные сети способствуют распространению информации и получению научных знаний.

  Обмен научной информацией между учеными-аграрниками внутри страны происходит публикацией статей в отраслевых журналах, представлением информации о публикациях в отечественных и международных БД, на научных конференциях, где ученый может участвовать как очно, так и заочно. Таким образом, новые формы научной коммуникации позволяют значительно расширить возможности ученого по получению информации и доведению и продвижению результатов научных исследований до научного сообщества.

 Список источников

  1. 1. Глухов В. А. , Елизаров А. М., Липачёв Е. К., Малахальцев М. А. Электронные научные издания: переход на технологии семантического Веба/ http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/gluhov_semantic_we.pdf (дата обращения 4 марта 2025).
  2. 2. Езова С. А. Профессиональные коммуникации в библиотечно-информационной сфере в учебном процессе. Культура: теория и практика. - 2022. -№4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnye-kommunikatsii-v-bibliotechno-informatsionnoy-sfere-v-uchebnom-protsesse? ysclid=m7lmisnjjr5311101403. (дата обращения 4 марта 2025).
  3. 3. Лазар М. Г. Коммуникации в современной науке: социологические и этические аспекты. Лазар, М. Г. Коммуникации в современной науке: социологические и этические аспекты / М. Г. Лазар // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. – 2011. – № 18. – С. 236-250. 
  4. 4. Пирумова Л. Н., Мякиньков А. Г. К вопросу о продвижении результатов научных исследований в области АПК российских ученых // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: матер. XIII Междунар. науч.-практ. интернет-конф. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2021. С. 302-308.
  5. 4. Пьянкова Л. А. Онлайновое пространство научных коммуникаций // Евразийский союз учёных. 2018. № 4–5 (49). С. 63–64.
  6. 5. Решетникова Е. В. Научные коммуникации: эволюция форм, принципов организации / Современное коммуникационное пространство: анализ, состояние и тенденции развития: междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 22‑24 апреля 2014 г.): в 2-х частях / под ред. И. В. Архиповой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. ‑ Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. ‑ С. 154-159.
  7. 6. Розина И. Н. Научный электронный журнал в системе профессиональной коммуникации // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19. № 2. С. 600–620.
  8. 7. Скибицкий Э. Г. Научные коммуникации : учебник для вузов / Э. Г. Скибицкий, Е. Т. Китова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 185 с. — (Высшее образование). 
  9. 8. Скибицкий Э. Г., Егоров В. В., Скибицкая И. Ю., Огольцова Е. Г. Деловые коммуникации: учеб, пособие. ‑ 2-е изд., доп. и перераб. ‑ Новосибирск: САФБД, 2015. — 182 с.
  10. 9. Скибицкий Э. Г. Научные коммуникации : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Э. Г. Скибицкий Е. Т. Китова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018 ‑ 204 с. ‑ (Серия : Университеты России).
  11. 10. Туранина, Т. А. Вербальные коммуникации как ключевая составляющая профессиональной культуры библиотекаря / Т. А. Туранина, Е. А. Куриленко // Гуманизация образования. – 2019. – № 4. – С. 4-11. – DOI 10.24411/1029-3388-2019-10038. 
  12. 11. Яковлев И. П. Основы теории коммуникаций. ‑ СПб., 2001. – 230 с.

 

Сведения об авторах

Пирумова Лидия Николаевна – кандидат пед. наук; ученый секретарь, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека»; заслуженный работник культуры Российской Федерации, академик Международной академии информатизации, Почетный работник агропромышленного комплекса России

 

Коленченко Ирина Александровна – кандидат экон. наук; директор, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека»; Почетный работник агропромышленного комплекса России

 

К оглавлению выпуска

интервью, подписка, конференции

31.08.2025, 1 просмотр.