Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. ЕЗОВА С.А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И МЕТОДИК В ОБУЧЕНИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 Подготовка библиотечно-информационных кадров основывается на внедрении ряда методологических подходов, суть которых – это набор определенных знаний, понятийного аппарата и совокупность навыков. Их реализации в обучении способствуют методика, технология, т.е. конкретные методы и приемы [8]. Профиль подготовки специалистов «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности» даже в своём названии обязывает обеспечить методологический уровень подготовки магистрантов, что закладывается в учебно-методическую документацию по изучаемым учебным дисциплинам, и находит освещение автором в книгах и в публикациях ринцевского и ваковского уровней.

   Вопросы методологии и методики этико-коммуникативной подготовки библиотекарей отражены в авторской хрестоматии С.А. Езовой «Этико-коммуникативные аспекты в подготовке библиотечных кадров» [5]. В рамках проведения Научной библиотекой ВСГИК «Авторских четвергов» хрестоматия была презентована в Интернете. В течение месяца было зарегистрировано более тысячи её просмотров в социальной сети, что является рекордным показателем в деятельности библиотеки.

   Компетентностный подход реализуем в процессе формирования и развития у студентов этико-коммуникативной компетенции и этико-коммуникативной компетентности. Акцент делается на освоении как базовых профессиональных коммуникативных компетенций, так и soft skills. Учитывая огромную роль коммуникации в библиотечно-информационной деятельности, делаем акцент, в частности, на такие виды взаимодействия, как межличностное, групповое, массовое, включая электронное общение. Студенты овладевают методиками построения диалога и полилога в традиционном и виртуальном общении.

    Овладению навыкам этикета способствует:

1) самоосознание студентом личностных качеств (проявление уважения, доброжелательности, вежливости и др.) через тестирование;

2) гипотетический анализ поведения библиотекаря в системе декартовой прямоугольной системы координат (в ракурсе влияния на него ряда предложенных студенту этических принципов и личностных качеств специалиста).

 Анализ поведения в каждой четверти системы координат способствует развитию профессиональной рефлексии у студентов. Анализ кейсов, разработанных студентами заочниками, индивидуальный и коллективный поиск ответов на проблемные вопросы кейсов ориентирован на развитие эмоционального интеллекта студентов. Тренаж в овладении навыками традиционного и виртуального общения происходит в процессе подготовки и проведения деловой игры «Этика в библиотеке» (в одних группах) и в других мастер-класса «Деловой этикет в библиотеке» [4].

  Изучение биографики, т. е. биографий известных учёных и практиков библиотечной сферы в курсе «Библиотечная профессиология» основывается на применении библиографического метода, т. е. сбора документных источников по теме (биографии конкретной личности) и биографического метода (изучение дневников, писем, биографических нарративов (повествований). Далее полученные данные, информацию анализируем, обобщаем, используя ряд психологических методов. Сошлюсь на некоторые примеры разработки биографий известных учёных и практиков библиотечно-информационной отрасли, освещённые мною в специальной печати. Все они выстроены на основе психологических методов, позволивших неординарно раскрыть их портретные характеристики. В освещении биографии В. К. Клюева использован Трансакционный анализ (Э. Берна), портрет Г. Н. Швецовой-Водка выстроен посредством Я-концепции Э. Бернса, в портретировании экс-ректора Восточно-Сибирского государственного института культуры С. И. Никифорова применена  Декартова прямоугольная система координат, для портрета Ю. Н. Столярова был выбран критериальный анализ личности с учётом критериев образованного, интеллигентного человека в трактовке Н. А. Рубакина .

   Интеллект-карты, посвященные известным личностям в библиотековедении, в библиотечной практике коммуникаторам: Э.Р. Сукиасяну, Ю.А. Хараеву, Г.Д. Эркаевой включены в методические рекомендации по курсу «Библиотечная профессиология» (в печати) в качестве QR. Опыт показывает проявление большого интереса студентов к этому методу. Как отмечает его основатель Тони Бьюзен, интеллект-карты развивают радиантное (ассоциативное) мышление, помогают структурировать данные о том или ином изучаемом образе (объекте), визуализировать материал, что облегчает его запоминание и т.п [1].

   В курсе «Методология библиотечно-педагогической деятельности» библиотека раскрывается в ракурсе педагогической системы, деятельностного подхода. Основываясь на работах Н.В. Збаровской, Ю.Ф. Андреевой, В.С. Крейденко, Г.А. Ивановой, А.В. Соколова и И.И. Тихомировой студенты совместно с педагогом включаются в творческое освоение этого вида деятельности путем выстраивания интеллект-карты. В центре карты размещаем её образ, проблему, т. е. название: «Цели библиотечно-педагогической деятельности», далее выстраиваем ветви, каждая из которых представляет конкретную цель: образование, обучение, воспитание, развитие, от каждой ветви отходят веточки, характеризующие реализацию содержания каждой ветви, т. е.  характеристику педагогической деятельности в соответствии с целью на примере конкретной библиотеки г. Улан-Удэ: вузовской, ЦГБ, модельной и т. д.  Визуально структурировать реализацию целей удаётся благодаря использованию метода анализа библиотечной документации: планов, отчётов библиотек. В этом заключается суть самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности студентов.

   Магистрантам также предлагается проанализировать библиотечно-педагогическую деятельность, основываясь на общепризнанном в науке структурном подходе выделив в деятельности следующую структуру деятельности: цели деятельности, ее субъекты и предметы, средства деятельности (ресурсы), потребности, интересы в этом виде деятельности как со стороны библиотекарей, так и пользователей, процесс и результаты этого вида деятельности.

  В авторской учебной дисциплине «Библиотечная среда и пространство» акцент сделан на средовом, пространственном и контекстном подходах, т.е. окружениях, в которых реализуется библиотечно-информационная деятельность, профессиональная коммуникация [3].

   При рассмотрении средового подхода опираемся на критерии, обоснованные М.Я. Дворкиной в учебнике «Общее библиотековедение»: «Библиотечно-информационная среда трактуется как создаваемое библиотечными работниками и пользователями ресурсное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное окружение человека, положительно или отрицательно влияющее на его деятельность в библиотеке и вне ее и являющееся компонентом информационно-культурной среды общества» [7]. Эти критерии отражают ветви карты, от которых студенты строят веточки, конкретизирующие содержание ветвей.

  Изучение библиотечного пространства в ракурсе пространственного подхода выстраиваем на изучении студентами работ О.А. Дубининой, В.В. Зверевича, С.Г. Матлиной, М.Ю. Матвеева, Д.К. Равинского и других специалистов. С помощью интеллект-карт студенты сначала теоретически, а затем в прикладном ракурсе исследуют различные виды пространства в библиотеках г. Улан-Удэ: общественное библиотечное пространство, публичное, электронное и приватное [6].

   На основе контекстного подхода, освещенного в книге Р. И К. Вердерберов [2], студенты изучают реализацию в библиотеках физического, исторического, социального, психологического и культурного контекстов, далее по итогам исследования выдают библиотекам рекомендации по их совершенствованию.

  Изучение опыта работы библиотекарей, обучающихся в магистратуре, показал, что они, как правило в своей профессиональной деятельности ориентируются только на конкретные методики работы, игнорируя методологические, теоретические основы применения методов, методик, технологий, не обращаясь к изучению литературы по специальности.

 Включение в методички авторских публикаций по проблематике учебной дисциплины обеспечивает удобство нахождения и ознакомления с ними.

  Таким образом, методологические основы обучения представлены через методологические подходы, которым в процессе преподавания дается обстоятельная характеристика, уточняется их специфика и далее через методики, в разработку которых активно подключаются студенты, идет усвоение путей их осмысления и реализации в практической профессиональной деятельности.

  В заключение отмечу, что теоретико-методологическое обучение магистрантов библиотечно-информационной сферы осознается ими как более высокий уровень подготовки кадров в сравнении с бакалавриатом. Опыт использования методологических подходов свидетельствует о повышении методологической культуры магистрантов, развития у них методологической компетенции.

 

Список источников

  1. 1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллект-карты: практ. руководство. Минск, 2010. - 368 с.
  2. 2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003. - 320 с.
  3. 3. Езова С.А. Библиотечная среда и пространство: методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» / С.А. Езова. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГИК, 2020. - 64 с.
  4. 4. Езова С.А. Деловой этикет в библиотеке: методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» профиль «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности» / С.А. Езова. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГИК, 2022. - 40 с.
  5. 5. Езова С.А. Этико-коммуникативные аспекты в подготовке библиотечных кадров: хрестоматия для обучающихся по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» / С.А. Езова. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2023. - 136 с.
  6. 6. Матлина С.Г. Библиотечное пространство: воображаемый образ и реальность. Москва: Библиомир, 2015. - 232 с.
  7. 7. Общее библиотековедение: учебник / науч. ред. М.Я. Дворкина, Л.И. Сальникова. М.: МГИК, 2015. - 300 с.
  8. 8. Пургина Е.Н. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие / Е.Н. Пургина; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2015. - 275 с.

 

Сведения об авторе

Езова Светлана Андреевна – профессор, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра Библиотечно-информационные ресурсы, Восточно-Сибирский государственный институт культуры

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование, библиотековедение, информационная среда

31.08.2025, 1 просмотр.