В смежных науках. КРАСНОВА А.И. ТАНЕЦ МОДЕРН КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Танец модерн возник на рубеже веков в эпоху потрясений, инноваций, сдвигов и открытий во всех сферах деятельности человека. Новые открытия во всех областях деятельности человека рождали ощущения наконец-то найденного истинного пути. Часто это провоцировало стремления перечеркнуть достижения предыдущих эпох и пойти заново открытым путём, владеть истиной. В преддверии этих глобальных перемен танец модерн как новая мировоззренческая система стал одной из попыток удержать распадающуюся гармонию мира, устоять перед надвигающимся натиском различных инноваций, зачастую разрушительных, соединить разрывающуюся нить времён. Одним из источников этого направления является культура древней Греции, которая веками вдохновляла многие поколения художников (Возрождение, классицизм, модернизм). Она же явилась мощным стимулом для творчества основоположников танца модерн: Айседора Дункан, Марта Грэм, Дорис Хэмфри. Культура древней Греции впервые обозначила такую категорию как свобода личности, именно новое осмысление этой темы стало основополагающей в творчестве пионеров танца модерн. Краеугольным камнем творчества Айседоры Дункан стала идея «в освобождённом теле свободный дух», впервые обозначены в древнегреческой философии [1]. Эта идея получила дальнейшее развитие в философии Фридриха Ницше, которая имела огромное влияние на мировоззрение основоположников танца модерн. Здесь уместно было бы вспомнить слова Рут Сен Дени, что «Танец модерн– это язык для общения и символ духовного поиска, интеграция между душой и телом» [3]. «Танец будущего», как называла его Дункан открывал новые горизонты и возможности для развития нового пластического языка, для выражения новых мировоззренческих идей и всего спектра жизненных ситуаций. Он давал возможность вобрать в себя и отрефлексировать окружающий мир посредством самовыражения. Стиль модерн предполагал всё ещё целостное представление о человеке и окружающем мире, как единая целостная система, где соединяются душа, тело и дух, а также человек и его окружающий мир. И именно процесс обучения танцу модерн вобрал в себя эту ключевую идею. Танец модерн в этом ракурсе, уходящий корнями в архаику древней Греции, даёт нам возможность стать участниками захватывающего культурного процесса.
Любое движение в композиции урока танца модерн является отражением какого-либо внутреннего состояния и поэтому оно уже является танцем, оно должно быть тщательно выверено по стилю, по качеству и таким образом движение должно звучать так как будто оно возникло здесь и сейчас. Язык танца модерн — это очень тонкая и трепетная материя, которая отражает всё богатство многообразия внешнего и внутреннего мира и помогает сформировать адекватную пластическую палитру языка, развивая интуицию и чувство стиля танцовщика. Всё вышесказанное отражает тенденцию к постоянному обновлению хореографического языка танца модерн, а также его постоянное балансирование между накопленным опытом и тенденции к новизне. Кажущаяся импровизационность хореографического языка танца модерн никак не отменяет чёткого представления об основополагающих принципах, наличии базовых элементов лексического модуля, которые будут так или иначе развиваться, трансформироваться, в зависимости от задач, поставленных педагогом или хореографом, в зависимости от музыки и индивидуальности танцовщика. Базовая техника Хосе Лимона, в основе которой лежат работа с весом, работа с дыханием, работа с энергией движения, работа с инерцией движения, (принципы экономного движения), работа с оппозицией и с последовательным движением (принцип волны), работа с напряжением и расслаблением и другими качествами движений — всё это дало мощный импульс для развития современной хореографии. Сам хореограф считал, что его исследование в области танца, включая открытия, сделанные Мартой Грэм, дают огромный потенциал для дальнейшего развития танца, во всём его многообразии и вариативности. При всей изменчивости и способности к трансформации танец модерн сохраняет свой лексический модуль или так называемый «генетический код», отсылающий нас к его первооткрывателям танца модерн. Дальнейшее исследование в области взаимосвязи внутреннего состояния и внешней телесности, в том числе в области театрального искусства, в работе с актёрами показали их глубокую взаимосвязь и взаимовлияние. Заученная пластическая форма может дать импульс для определённого соответствующего внутреннего проживания, и наоборот внутреннее содержание мобилизует тело на соответствующий отклик, на поиск движенческого языка. Михаил Чехов создал целую систему упражнений для тренинга актёра, использовал этот принцип, называя его «тело-мысль», или «принцип сообщающихся сосудов». Таким образом можно утверждать, что изначальный посыл, который сформировал танец модерн несёт в себе гармонизирующее начало, его генетический код способен влиять на человека и оказывать гармонизирующее действо.
Методические разработки обучения танца модерн отражают в себе вышесказанные идеи. Главное открытие Айседоры Дункан — это центр как главный энергетический, эмоциональный источник движения (один лежит в области живота, другой в области солнечного сплетения). Главное открытие -актуально до сих пор и нашло своё дальнейшее развитие в том числе в танцевальной системе Гага. Вытекающая отсюда тема центр и периферия, которые находятся в определённой взаимосвязи предполагают в том числе работу с различными изолированными центрами, но коммуницирующие друг с другом посредством основного центра, который как бы организует эту движенческую палитру различных точек тела. Хосе Лимон определял это как «тело-оркестр». Движения, связанные с гибкостью позвоночника путём контроля, снятия напряжения, направлены на то, чтобы ощутить его как главную связующую артерию, соединяющую все элементы опорно-двигательной системы. Правильная организация энергетических потоков позволяет танцовщикам ощутить своё тело гибким и послушным. Техника, связанная с работой босой стопы (открытие Айседоры Дункан), роднит модерн с различными восточными движенческими культурами. Стопа содержит огромное количество нервных окончаний, идущих от важных органов тела и это даёт глубокое ощущение связи человека с энергией земли. Она помогает осознать пространство, в котором находиться человек, как связь нижнего и верхнего, как некую укорененность с одной стороны и устремлённость вверх с другой. Всё это напоминает образ дерева как одного из главных образов стиля модерн. Таким образом танец модерн даёт возможность осуществить связь с внешним миром, осознать себя его частью. Дыхание как главный формообразующий принцип создаёт характерную текучую фактуру танца, формируя впечатление изливающегося потока движения, как бы рождающегося на глазах зрителя. Оно формирует внутренние энергетические потоки, которые дают возможность телу быть лёгким, свободным и мобильным, способным быстро откликаться на внутреннее содержание, помогает создать богатую палитру пластического образа. Уместно вспомнить слова французского хореографа Анжелена Прельжокажа: «Хореограф посвятивший себя современному танцу работает как скульптор-монументалист». Все остальные ранее упомянутые принципы танца модерн являются отражением законов, которые открыты во внешнем физическом мире и духовном. Например: принцип оппозиции как отражение единства и борьбы противоположностей, контракшн и релиз как отражение основополагающего принципа жизни, говорящего о том, что наша жизнь — это череда усилий, концентрации и необходимого выдоха, созерцания необходимых, для накопления энергии нового жизненного ветка. Принцип последовательного движения (волны) даёт понимание взаимосвязанности всего происходящего и окончание одного действия (события) часто является импульсом для начала следующего нового действия. Всё это свидетельство о глубоком погружении, интегрированности танца модерн в окружающий мир. Возможно поэтому это танцевальное направление использует активно образно ассоциативный ряд в процессе обучения. В свою очередь это влияет на развитие художественного мышления, помогает осознать мир в своей сложности и целостности.
Роль музыки в этом процессе трудно переоценить. Последние открытия в области исследования человека показали о наличии у него нескольких автономных языков. Помимо вербального языка к ним относятся язык музыки, язык движения, обладающие качеством собственной автономии. Тема взаимосвязи движения и музыки исследовалась неоднократно в различных контекстах. Впервые взаимоотношения музыки, ритма, танца и движения были исследованы Франсуа Дельсартом, Жак Эмиль Далькрозом и Рудольфом Штайнером, каждым из них по-своему. Франсуа Дельсарт создатель системы «постановки эстетики человеческого тела» и курсов сценической выразительности, Жак Эмиль Далькроз впервые открыл влияние ритма на механику движения, Рудольф Штайнер – основоложник эвритмии (видимой музыки). Творчество Айседоры Дункан является иллюстрацией этого симбиоза, её искусство во многом инициировано музыкой высокого качества и содержания. Музыка аккумулирует эмоциональную сферу и приводит в действие весь механизм взаимоотношений эмоций, дыхательной системы, ритма, мелодии, танца, стимулирует тело для внутреннего и внешнего проживания полученной информации. Всё это в свою очередь ведёт к гармонизации человека с внешним миром и самим собой. Также важно отметить анатомический аспект этого процесса, включенность в этот процесс кровообращения, дыхания, работа нервной и мышечной систем, овладения технической оснащённостью движения, а также осознания новых физических возможностей своего тела, что положительно влияет на психику человека и его ментальное развитие. Доказано, что всё это не только является оздоровительным фактором, но и способствует развитию ментальности человека и интуиции. У человека начинают работать механизмы включенности в области бессознательного и погружённости в некое экстатическое состояние. Всё это обладает терапевтическим эффектом, особенно если речь идёт о взаимодействии с музыкой, которая входит в число культурных ценностей, отобранных временем.
Развитие творческой личности происходит путём активизации художественного мышления и творческой активности, которая в потенциале существует у каждого человека. Изучая различные техники танца модерн, мы можем воспитывать чувство прекрасного через прикосновение к движению, которое является естественной потребностью человека. В этом процессе движение является результатом углублённых и заново прожитых ощущений, оно стремиться быть свободным от штампов и даёт возможность проявления индивидуальности танцовщиков. Всё это способствует духовному развитию человека, формирует ориентиры прекрасного, стимулирует углублённый подход при соприкосновении с различными феноменами культуры, а также даёт расширенное дифференцированное понимание различных жизненных ситуаций. Осознание того, что ты входишь в огромную реку, которая течёт веками и где ты становишься частью, небольшим звеном, которая соединяет разные культуры и времена является созидательным и целительным действием для человека. Само проживание жизни — это тоже творчество и каждый человек, проживая свою жизнь не может наперёд знать, как она сложиться, и он постоянно будет сталкиваться с необходимостью какого-либо выбора, действия или поступка и всё это требует от него включенности, интуиции и творческого подхода.
Список источников
- Дункан А. Моя жизнь. - Москва: Эксмо, 2025. - 351 с.
- Чехов М.А. Воспоминания. Письма / Михаил Чехов; [Сост. и коммент. З. Удальцова; Вступ. ст. М. Кнебель]. - Москва : Локид-пресс, 2001. - 667 с.
Сведения об авторе
Краснова Антонина Игоревна - доцент кафедры современной хореографии Московского государственного института культуры
31.08.2025, 1 просмотр.
