История: время, события, люди. КАДЫРОВ И.Д. БИБЛИОТЕКА И ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Информация всегда занимала важное место в существовании и развитии человеческого общества. А библиотеки с древнейших времен были важной частью человеческой культуры. Они хранили знания, помогали людям учиться и развиваться, а также защищали общество от потери ценной информации. Но их значение выходит за рамки простого хранения книг. Библиотеки, а правильнее сказать знания, которые они хранили, влияли на то, как люди воспринимают мир, как они думают и даже как чувствуют себя в трудные времена. Знания, которые хранились в библиотеках, оказывали также влияние на психологическое состояние человека и общества в целом. Сегодня, в условиях угроз манипуляции сознанием и информационными воздействиями, угроз утраты культурного наследия, библиотеки, непосредственно работая с информацией и предоставляя ее, вовлечены в процесс обеспечения информационно-психологической безопасности как своих пользователей, так и самих себя и должны взять на себя обязанность гаранта информационно-психологической безопасности (ИПБ) в библиотеке [3].
Информационно-психологическая безопасность — это защита отдельных людей и общества в целом от негативного воздействия информации, включая её утрату, искажение или манипуляцию [4]. Хотя информационно-психологическая безопасность в библиотеках, тема достаточно молодая в научном познании, уверены, что корни этой проблемы можно найти еще в древние времена, тогда, когда появились и первые библиотеки, ставшие хранилищем информации и знаний людей. Целью данной статьи является попытка исследовать исторические аспекты развития библиотек и информационно-психологической безопасности и их роль в современном обществе.
Прежде всего, на наш взгляд, необходимо рассмотреть роль информации и развитие ИПБ в разные исторические периоды.
Древние времена. В первобытные времена и эпоху ранних цивилизаций информация была сосредоточена вокруг выживания: знание об окружающей среде, сезонах, охоте или земледелии. Передача знаний происходила устно, а их утрата имела катастрофические последствия для общины. Хотя в то время не существовало даже понятий «информационная безопасность» и «защита информации» как таковых, важные знания охранялись через обряды, традиции и ограничение доступа к ним (например, тайные знания жрецов или шаманов).
Самые первые библиотеки появились тысячи лет назад. Например, в Древнем Шумере (III тысячелетие до н. э.), одном из первых государств на Земле, создавали хранилища глиняных табличек с клинописью. Эти таблички содержали законы, рассказы о богах, записи о торговле и другие важные сведения. Позже, в Ассирии (современный Ирак), была создана знаменитая библиотека царя Ашшурбанипала в Ниневии (VII век до н. э.). В ней хранились тысячи текстов на глиняных табличках [1].
Однако библиотеки выполняли не только функцию хранения данных, но и способствовали формированию психологической устойчивости общества. Сохранение текстов о культурных традициях, мифах и достижениях укрепляло коллективную идентичность народа, создавая ощущение преемственности поколений. Например, эпос о Гильгамеше, найденный в библиотеке Ашшурбанипала, не только передавал знания о древней культуре, но и служил источником моральных ориентиров для общества.
В то же время доступ к библиотекам был строго ограничен. И хотя этот факт, конечно же не связан с защитой информации в ее современном понимании, тем не менее ограничение доступа к ней препятствовало её неконтролируемому распространению или неправильному использованию, что также оказывало влияние на информационно-психологическую безопасность людей в отдаленном преставлении.
Средневековье. Средневековье было временем нестабильности: войны, эпидемии и разрушения угрожали не только людям, но и их знаниям. В этот период библиотеки стали настоящими «островками спасения». Особенно важную роль играли монастырские библиотеки в Европе. Монахи переписывали книги вручную, чтобы сохранить их для будущих поколений. Многие античные произведения сохранились до наших дней именно благодаря их труду. Например, работы древнегреческих философов, таких как Аристотель и Платон, могли быть утрачены навсегда, если бы монахи не переписывали их в своих скрипториях (мастерских для переписывания книг). Эти книги позже стали основой для развития науки и философии в эпоху Возрождения [2].
На Востоке библиотеки тоже играли огромную роль. В исламском мире были созданы большие центры знаний, такие как Дом мудрости в Багдаде. Там учёные переводили книги с греческого, персидского и индийского языков на арабский. Эти переводы помогли сохранить знания античности и развить науку: математику, медицину, астрономию [2].
Таким образом, библиотеки в Средние века собирали и хранили знания, защищали их от уничтожения и помогали людям сохранять связь с прошлым. Кроме того, они способствовали развитию науки и культуры, укрепляя, тем самым, информационно-психологическую устойчивость общества перед лицом внешних угроз.
Эпоха от Возрождения до Нового времени. С изобретением печатного станка в XV веке книги стало легче производить. Это изменило роль библиотек. Теперь они начали становиться доступными для большего числа людей. В эпоху Просвещения (XVII–XVIII века) библиотеки стали центрами образования. Люди приходили туда не только за книгами, но и за новыми идеями.
В XIX веке появились публичные библиотеки — место, куда мог прийти любой человек, независимо от своего социального статуса. Это стало особенно важно для рабочего класса, который раньше практически не имел доступа к книгам и образованию. Теперь люди могли учиться самостоятельно, читать научные труды, художественную литературу или газеты. Библиотеки этого периода выполняли функцию центров образования и научного прогресса. Они способствовали распространению идей Просвещения и помогали формировать общество знаний. В этот период начали появляться первые архивные технологии для сохранения старых рукописей и книг [1].
Тем не менее, потребность в охране источников информации оставалась актуальной: редкие книги приковывали цепями к полкам, чтобы предотвратить их кражу.
В то же время началось осознание необходимости отстаивания прав на интеллектуальную собственность и контроля над распространением информации.
Кроме того, библиотеки этого периода помогали людям развивать критическое мышление — способность самостоятельно анализировать информацию и делать выводы. Это помогало обществу снизить угрозы от манипуляций со стороны тех, кто хотел управлять людьми с помощью пропаганды или ложных данных. А также, укрепляло психологическую устойчивость личности, позволяя ей адаптироваться к изменениям новой эпохи.
Эра цифровой информации. С развитием радио, телевидения и особенно компьютеров информация стала ключевым ресурсом в политике, экономике и военных конфликтах. Сегодня библиотеки столкнулись с новыми вызовами. Люди всё чаще ищут информацию в интернете, а не в книгах. Однако библиотеки начали адаптироваться к новым условиям: появились электронные каталоги, а позже — цифровые библиотеки. Они продолжают играть важную роль в жизни общества.
Во-первых, они помогают находить достоверную информацию. В интернете много фейковых новостей и ложных данных, которые могут запутать человека. Библиотекари обучены работать с проверенными источниками и могут помочь найти достоверную информацию.
Во-вторых, современные библиотеки занимаются оцифровкой редких книг и рукописей. Это значит, что даже самые старые и хрупкие тексты можно сохранить для будущих поколений.
В-третьих, библиотеки стали местом для общения и творчества. Там проводятся лекции, мастер-классы и встречи с интересными людьми. Это помогает людям не только узнавать новое, но и находить единомышленников.
Наконец, библиотеки играют важную роль в психологической поддержке. В них можно уединиться с книгой, отвлечься от повседневных проблем или просто провести время в спокойной обстановке.
Таким образом, библиотеки всегда играли важную роль в сохранении знаний, развитии общества и формировании личности человека. Однако на протяжении всей истории доступ к библиотекам и содержащейся в них информации часто был ограничен. Это ограничение зависело от социальных, политических и экономических факторов и имело серьёзные последствия для психологии личности, формируя чувство неравенства, зависимости от власти или, наоборот, вдохновляя на поиск знаний. В целом, ограничение доступа к информации оказывало влияние на информационно-психологическую безопасность личности. Рассмотрим, как это проявлялось в разные периоды.
Древние времена: библиотеки для избранных. Самые первые библиотеки, такие как хранилища глиняных табличек в Древнем Шумере или библиотека Ашшурбанипала в Ассирии, были доступны только для узкого круга людей. Обычно это были правители, жрецы, чиновники и учёные, которые служили государству или религиозным институтам [2].
Ограничения доступа:
- простые люди не имели доступа к этим библиотекам, так как их содержание считалось важным только для управления государством или религиозной практики;
- знания часто воспринимались как источник власти, и правители не хотели, чтобы они попали в руки «неподготовленных» или «опасных» людей;
- кроме того, большинство населения было неграмотным, что само по себе ограничивало возможность использования библиотек.
Таким образом, библиотеки в древности были символом власти и знаний, доступных только элите — правителям, жрецам и учёным. Для большинства населения информация оставалась недоступной, что оказывало негативное влияние на обеспечение ИПБ личности в современном понимании.
Психологическое воздействие на элиту:
- доступ к библиотекам придавал чувство исключительности и власти. Правители и жрецы считали себя хранителями тайных знаний, что усиливало их уверенность в своём превосходстве;
- знания из библиотек могли укреплять религиозные и культурные убеждения, обеспечивая стабильность власти. Например, тексты о божественном происхождении царей укрепляли их авторитет.
Психологическое воздействие на простых людей:
- отсутствие доступа к знаниям порождало чувство беспомощности и зависимости от элиты. Люди воспринимали правителей как «всезнающих» существ;
- тайна вокруг библиотек могла вызывать страх перед неизвестным или, наоборот, любопытство и стремление к знаниям (например, мифы о запретных текстах).
Таким образом, библиотеки в древности участвовали в усилении социального разделения и закрепляли власть элит через контроль над информацией.
Средневековье: монастырские библиотеки и цензура. В Средние века библиотеки стали важными центрами сохранения знаний. Однако доступ к ним оставался строго ограниченным церковью. Большинство библиотек находились при монастырях, а книги переписывались вручную монахами. Это делало книги чрезвычайно ценными и редкими [1].
Ограничения доступа:
- только монахи и представители церкви могли пользоваться библиотеками. Простым людям доступ был практически закрыт;
- содержание книг часто подвергалось строгому контролю со стороны церкви. Книги, которые считались еретическими или противоречащими христианской доктрине, уничтожались. Например, многие античные тексты были утеряны из-за того, что их сочли «языческими» или «неугодными Богу»;
- даже внутри монастырей существовали ограничения: некоторые книги запирались в специальных шкафах или цеплялись цепями, чтобы предотвратить их кражу.
Ограничение доступа к информации в этот период оказывало значительное психологическое влияние как на тех, кто имел доступ к знаниям, так и на тех, кто был от них отрезан.
Психологическое воздействие на церковников и учёных:
- возможность работать с книгами вызывала чувство миссии и ответственности. Монахи чувствовали себя «избранными», выполняющими божественную задачу по сохранению знаний;
- в то же время строгий контроль со стороны церкви мог вызывать страх перед ошибкой или наказанием за изучение «еретических» текстов. Это сдерживало развитие критического мышления.
Психологическое воздействие на простых людей:
- ограничение доступа к информации укрепляло религиозный фанатизм. Люди полагались исключительно на интерпретацию мира, предлагаемую церковью;
- невежество порождало страх перед неизвестным и зависимость от религиозных авторитетов. Например, многие верили в колдовство или сверхъестественные явления из-за отсутствия научных знаний.
Однако у некоторых появлялось чувство несправедливости и желание узнать больше. Такие люди часто становились еретиками или революционерами.
Таким образом, библиотеки Средневековья способствовали как укреплению догматического мышления, так и зарождению стремления к освобождению от интеллектуального контроля, тем самым, повышая уровень своей информационно-психологической безопасности.
Эпоха от Возрождения до Нового времени: расширение доступа с оговорками. С изобретением печатного станка в XV веке книги стали дешевле и доступнее. Это повлияло и на библиотеки: они начали расширять свои фонды и становиться более открытыми. Однако доступ к ним всё ещё был ограничен социальным положением и уровнем образования.
Ограничения доступа:
- в эпоху Просвещения (XVII–XVIII века) библиотеки оставались преимущественно привилегией аристократии, учёных и состоятельных граждан. Например, университетские библиотеки были доступны только студентам и преподавателям;
- в некоторых странах существовала цензура, которая запрещала хранить определённые книги. Например, католическая церковь составила «Индекс запрещённых книг», куда входили произведения, считающиеся опасными для веры;
- женщины и представители низших классов часто не имели права пользоваться библиотеками или могли посещать их только с разрешения;
- даже публичные библиотеки XIX века вводили ограничения: например, некоторые книги выдавались только по особому запросу или не выдавались на дом.
Несмотря на эти ограничения, именно в этот период начался процесс демократизации знаний — медленный переход к тому, чтобы сделать информацию доступной для всех. Однако, ограничения, по-прежнему оказывают разное психологическое воздействие на разные слои общества.
Психологическое воздействие на образованных людей:
- доступ к библиотекам вдохновлял учёных и философов. Люди чувствовали себя частью интеллектуальной революции, что усиливало их уверенность в своих силах. Однако цензура (например, «Индекс запрещённых книг») могла вызывать страх перед наказанием за чтение «неправильных» текстов. Это сдерживало многих от изучения прогрессивных идей.
Психологическое воздействие на широкие массы:
- ля людей, которые впервые получали доступ к книгам через публичные библиотеки, это было настоящим открытием. Чтение вызывало чувство радости, расширяло кругозор и способствовало развитию критического мышления;
- однако для тех, кто оставался без доступа к знаниям (например, женщин или представителей низших классов), это могло вызывать чувство несправедливости и угнетённости;
- распространение новых идей через книги также могло вызывать тревогу у консервативно настроенных людей, которые боялись изменений.
Таким образом, библиотеки эпохи от Возрождения до Нового времени стали инструментом как вдохновения и прогресса, так и источником конфликтов между старым и новым мировоззрением.
Современность: борьба за равный доступ к информации. В XX–XXI веках библиотеки стали гораздо более открытыми. Публичные библиотеки появились во многих странах мира и предоставляют доступ к книгам всем желающим [1]. Однако даже сегодня существуют ограничения.
Ограничения доступа:
- в некоторых странах государственная цензура продолжает ограничивать доступ к определённым книгам и материалам. Например, в авторитарных режимах запрещаются книги, которые критикуют правительство или продвигают «нежелательные» идеи;
- экономические факторы тоже играют роль. Не все страны могут позволить себе создать современные библиотеки с широким выбором литературы;
- цифровой разрыв (разница в доступе к технологиям между богатыми и бедными странами) ограничивает возможность использовать электронные ресурсы библиотек;
- проблема языкового барьера также остаётся актуальной: большинство научной литературы публикуется на английском языке, что затрудняет её использование людьми из неанглоязычных стран.
Несмотря на эти проблемы, современные библиотеки стремятся быть максимально инклюзивными. Они предоставляют бесплатный доступ к книгам, интернету и образовательным программам для людей всех возрастов и социальных групп. Однако даже сегодня существуют ограничения, которые влияют на психологию людей.
Психологическое воздействие на тех, кто имеет доступ:
- современные библиотеки вдохновляют людей на саморазвитие. Доступ к книгам и интернету позволяет почувствовать себя частью глобального сообщества знаний;
- у многих людей возникает чувство благодарности за возможность учиться бесплатно. Это стимулирует их стремление к личностному росту;
- однако избыточное количество информации может вызывать стресс («информационная перегрузка») или трудности с выбором достоверных источников.
Психологическое воздействие на тех, кто лишён доступа:
- в бедных странах или регионах с ограниченным доступом к библиотекам люди могут чувствовать себя изолированными от остального мира. Это порождает чувство несправедливости и социальной изоляции;
- цензура в авторитарных странах вызывает у людей страх за свои убеждения или желание бороться за свободу слова;
- цифровой разрыв (недоступность интернета) усиливает чувство неравенства между богатыми и бедными странами.
Современные библиотеки этого периода одновременно являются источником вдохновения для одних и напоминанием о социальных проблемах для других.
Библиотеки всегда были не только хранилищами знаний, но и мощным инструментом влияния на человеческую психику, через эти знания — как положительного, так и отрицательного характера из-за существовавших в разные периоды ограничения доступа к информации, на которые оказывали влияние социальные, политические, экономические и другие факторы.
В заключение отметим, данный исторический экскурс показывает, что проблема информационно-психологической безопасности неразрывно связана с древнейших времен с библиотеками, возрастающей роли информации и ее влиянием на мировые процессы, а также ее психологическое воздействие на личность и общество в целом. А в цифровую эру, когда негативное информационно-психологическое воздействие на личность постоянно усиливается, вопросы обеспечения ИПБ в библиотеках становятся крайне актуальными для всего мирового библиотечного сообщества.
Список источников
- 1. Володин, Б. Ф. Всемирная история библиотек / Б. Ф. Володин. – 2-е изд., доп. – СПб. : Профессия, 2004. – 431 с.
- 2. Кэмпбелл, Дж. Всемирная история библиотек от древних времен до наших дней/ Дж. Кэмпбелл, У. Прайс. – 2021. – 328 с.
- 3. Леончиков, В. Е. Информационно-психологическая безопасность личности: библиотековедческий аспект /В. Е. Леончиков // Научные и технические библиотеки. – 2023. – № 12. – С. 60-69.
- 4. Рерке, В.И. Информационно-психологическая безопасность как научно-исследовательская дефиниция / Текст: электронный // Научно-педагогическое обозрение. 2022. – № 5 (45). – С. 202–206. URL: https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-5-202-211 (дата обращения 13.02.2025).
Сведения об авторе
Кадыров Ильдар Дамирович - аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры»
история библиотечного образования, чтение, история книги
25.11.2025, 2 просмотра.
