Современные социокультурные практики: изучаем, анализируем, проектируем. ОРЛОВ В.В. АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН БИБЛИОТЕК КАК ИМИДЖЕВЫЕ PR-СРЕДСТВА
Архитектура — это объект материальной культуры, который передавал информацию еще до появления письменности. Архитектура относится к внешнему имиджу и к бесписьменной форме передачи информации (как, например, и одежда). С точки зрения теории социальных коммуникаций архитектура имеет признаки коммуникации: наличие не менее двух целенаправленных субъектов, наличие передаваемого объекта в материальной форме, наличие целенаправленности и функциональности [3]. Архитектор Юрий Аввакумов называет архитектурный элемент лестницу - одним из древнейших коммуникационных изобретений человечества. Можно вспомнить и египетские пирамиды (сама идея пирамида заимствована у шумерского зиккурата), которые посредством своих колоссальных размеров и внутреннего оформления помещений были средством коммуникации (в эпоху Третьей династии - время процветания Египта - строительство египетских пирамид достигло своего пика и должно было транслировать в том числе и государственное величие) и воплощением египетской идеологии (оказывался скорее не подавляющий, а возвышающий, сакральный эффект). Начиная с 25 века до н.э. на стенах внутренних помещений пирамид записывают тексты - заупокойный царский ритуал. На стенах гробниц вырезались сцены загробной жизни. Имя царя, вырезанное иероглифами на монументе или статуе, обеспечивало ему присутствие на земле и после его смерти (стереть такое имя означало убить царя). Традиция оставлять символические надписи на стенах гробниц сохранилась до значительно более поздних времен (например, рака Александра Невского).
Архитектуру также часто называют застывшей музыкой, которая в семиотике рассматривается как текст. Сравнение самого материального из искусств с самым эфемерным особенно точно для песнопений, написанных на тексты евхаристических гимнов, которые для большинства участников литургии оставались непонятными и потому ассоциировались с ангельским пением. Подобный возвышающий эмоционально-коммуникационный эффект несет и архитектура.
Здание библиотеки играет не менее важную роль в процессе трансляции культурных образцов, чем все остальные ее подсистемы [4]. В зарубежной литературе множество работ, посвященных архитектуре древних и античных библиотек, поскольку ее изучением начали заниматься еще в 19 веке. Учебные курсы по архитектуре и оборудованию библиотечных зданий и сооружений традиционно читались в Ленинградском государственном институте культуры (ЛГИК), на кафедре библиотековедения под руководством В.Ф. Сахарова даже функционировала лаборатория для апробации библиотечной мебели и оборудования. Из отечественных работ можно выделить пособие М.Н. Колесниковой и Е.В. Бахтиной «Архитектура и дизайн библиотек», в котором представлена история и теория библиотечной архитектуры.
Исторически развитие библиотек представляет собой движение за их максимальную открытость для публики, в том числе и с точки зрения архитектуры зданий и помещений. Библиотеки являются первым коммуникационным и одним из первых социальных институтов общества и неразрывно связаны с развитием архитектуры. Несмотря на то, что в Древнем Египте Сешат - богиня архитектуры - была покровительницей библиотек, библиотеки Древнего Востока как правило были частью дворцов, храмов, домов науки и домов мудрости. Вход в крупное книгохранилище Рамсеса II украшала надпись «Аптека для души» и изображения бога Тота и богини Сешат.
Наиболее мощное влияние на развитие библиотечной архитектуры оказала античность. Даже в 19 веке в странах Европы библиотеки продолжали строиться по типу архитектурных зданий с фресок античной Помпеи. Специализированные здания, предназначенные для хранения записанных различными способами произведений, появились в античном мире (как правило, в составе научных, культурных и образовательных комплексов) в классическое время. Развитие библиотек в античности потребовало для них сначала отдельных помещений, а затем и отдельных зданий, хотя в том же арабском мире продолжали преобладать присоединенные библиотеки, библиотеки при учебных (медресе) и научных (байт аль-хикма) заведениях. Подлинный расцвет в возведении библиотечных построек начинается в эпоху эллинизма, когда создается Александрийская библиотека и ряд других. Эти библиотеки служили одновременно музеями и научными учреждениями. Александрийский мусейон был продолжением дворца Птолемеев. В эллинистическое и римское время возводится ряд библиотек и на территории Малой Азии, самые знаменитые - в Пергаме и Эфесе.
Библиотеки римского времени на территории Малой Азии были вне эллинистической традиции и представляли собой отдельно стоящие здания. Библиотеки римского времени в самом Риме поначалу входили в состав архитектурных комплексов, но постепенно приобрели самостоятельное значение. Первые римские библиотеки повторяли устройство греческих, но со временем выработался римский тип библиотечного помещения (например, библиотека при храме Аполлона на Палатине), что говорит о росте самостоятельности. Римский архитектор Витрувий, написавший первый известный в истории трактат об архитектуре и описавший известную ему историю архитектуры, разработал освещение и типовую модель библиотеки загородного дома. Основные его идеи заключались в том, что библиотеки и спальни должны выходить на восток, потому что назначение их требует утреннего света и чтобы в них не портились книги, ибо в библиотеках, выходящих на юг и запад, в книгах заводятся черви, сырость и плесень из-за влажных ветров. Библиотеки могут сооружаться и в портиках, выходящих на восток. Библиотеки знатных людей должны быть богатыми и пышными, потому что в них часто происходят государственные совещания [1]. Античные библиотеки часто украшались скульптурами богов, что впоследствии стало одним из общих мест библиотечного декора.
В республиканский период Рима библиотеки имелись лишь у частных лиц. В Геркулануме на знаменитой вилле Папирусов находилась библиотека Филоктета из двух тысяч рукописных свитков. Постепенно библиотека стала необходимым имиджевым атрибутом образованного римлянина. Но крупнейшими среди частных библиотек все равно оставались императорские библиотеки во дворцах или виллах - в Золотом доме Нерона, во дворце Флавиев, на вилле Адриана в Тибуре и др. Постепенно в Риме и на территории всей Римской империи появляются общественные библиотеки. Они создаются при храмах (храм Аполлона на Палатине, при Пантеоне), при термах (термы Траяна, Каракаллы) и форумах (форум императора Траяна). Свои библиотеки имелись в целом ряде городов.
Средневековые библиотеки находились на верхних этажах зданий. Крыши средневековых монастырей покрывали черепицей во многом для того, чтобы дождь не портил книги. Например, в Мирском замке библиотека располагалась в башне. Подобная библиотека описана в историческом романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».
Королевские замки во Франции строились с мезонином для капеллы и библиотек. Иногда библиотеки пристраивали к замкам. К замку Амбрас к югу от Иннсбрука было пристроено двухэтажное помещение, верхний этаж которого был отведен под библиотеку. Готическая библиотека французского философа Дежардена в старом аббатстве была столь огромна, что к ней была сделана пристройка. В более позднее время в Европе библиотеки совмещались даже с ботаническими садами.
В дизайне отдельных библиотек наблюдается своеобразное смешение школ. Например, в 1450 году Оксфордская библиотека переехала в новые, более обширные помещения, которые сохранились и по сей день. В росписях Старой Библиотеки в Оксфорде видна общая почва, характерная как для Братства прерафаэлитов (на примере Данте Габриэля Россетти), так и для художников второй волны прерафаэлитизма, в частности Берн-Джонса. План этой сохранившейся до сих пор библиотеки напоминает ромб. Деревянные потолочные перекладины делили крышу и стены на 10 равных ниш с двадцатью шестилепестковыми окнами. Темой для росписи был выбран цикл легенд о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В течение последующих столетий для размещения библиотечных собраний было выстроено несколько зданий, включая ротонду Радклифа — шедевр британского палладианства.
В художественной иерархии Ренессанса архитектура занимала верхнее место [2]. В эту эпоху, которая возобновила в Европе античные традиции, библиотеки снова начали строить в центре городов, возле главных площадей и ратуш. Это имиджевый момент - мощные отдельные здания, символизирующие величие города и государства. Отделкой интерьеров знаменитой библиотеки Лауренциана, расположенной в патио (внутреннем дворе) монастыря Сан Марко во Флоренции (не путать с библиотекой Марчиана на площади Сан Марко в Венеции), занимался великий Микеланджело. Созданная им для Лауренцианы лестница является признанным шедевром библиотечной архитектуры. Знаменитый Франческо Борромини спроектировал библиотеку во Дворце Барберини. Таким образом, оба великих мастера, создавших узнаваемые образы Флоренции и Рима, работали с библиотечной архитектурой.
Итальянский художник Дж. да Страда построил в Вене в 1560-е годы специальное здание для размещения своего «музея», который включал в себя большую библиотеку, а также двухэтажный Антикварий Виттельсбахов с герцогской библиотекой на втором этаже. В Европе совмещенные библиотека и музей именовались кабинетом (голландская Библиотека в Хет Лоо, флорентийская библиотека Кабинет Вьессо и т.д.), немецкий вариант минц-кабинетом. Также использовалось понятие студьоло - кабинет для работы и библиотека. Название и функции студьоло создавали идеальный имидж правителя эпохи Возрождения – ученого-исследователя, близкого по интересам к самими гуманистам. Музей Касселе - одно из первых отдельных музейных зданий в Европе – также включал в себя библиотеку.
Революция в Англии привела к развитию библиотек университетов и колледжей, для некоторых из которых возводились специальные здания – например, в 1674 году великий архитектор К. Рен был приглашен главой Тринити-колледжа в Кембридже для разработки проекта библиотечного здания, который считается образцовым для библиотек этого типа.
В 1753 году парламент принял закон о создании Британского музея и его библиотеки. В 1972 году, согласно Акту, о Британской библиотеке она выделилась из состава Британского музея (выделение библиотеки из состава крупного музея не было первым, но до этого для выделившихся библиотек не строили отдельных зданий – библиотека Бристольского музея просто перешла в состав местной Справочной библиотеки, а книжные собрания Ливерпульского музея перевели в местную Центральную библиотеку). В 1972 году вместе с библиотекой был открыт Национальный автомобильный музей Бьюли, в 1976 году Музей Лондона с библиотекой в отдельном крыле.
В целом картина библиотечной архитектуры Европы достаточно пестрая. В средние века, в эпоху гуманизма и в новое время библиотеки продолжали страдать от захватов, разорений и пожаров. Поэтому некоторые шедевры библиотечной архитектуры сохранились, а другие утрачены. Большой путь библиотечная архитектура прошла и в том, чтобы концептуально и физически отделиться от монастырей, музеев, образовательных учреждений. Процесс отделения библиотек от музеев характерен и для США – например, Военно-медицинский музей в Вашингтоне, расположенный рядом с Замком на Молле, выполнял в свое время функции библиотеки, музея и научно-исследовательского института.
При этом любопытно, что стиль китайских библиотек кардинально отличается от западного и соответствует особенностям традиционной китайской архитектуры, поскольку Китай не воспринял ни античную, ни арабскую модели библиотек.
В Древней Руси также сложилась традиция собирания книг, но личные и монастырские (или даже церковные) библиотеки скрывались от посторонних глаз, что с коммуникационной и имиджевой точки зрения сегодня невозможно себе даже представить. Лишь в эпоху Просвещения в Петербурге стали появляться отдельные библиотечные здания. Первое в России специальное библиотечное здание – Императорская публичная библиотека (арх. Егор Соколов). Впоследствии придворный и очень дорогой архитектор, строивший в Петербурге здание Главного штаба, Михайловский дворец и т.д., мастер ансамблевой архитектуры К.И. Росси пристроил к зданию новый корпус. Несмотря на некоторые ограничения в бюджете при строительстве (как и при строительстве обеих очередей Нового здания РНБ), здание будущей национальной библиотеки стало олицетворением государственной мощи, одной из культурных и архитектурных доминант города, внесено в реестр ЮНЕСКО. В целом архитектурные стили зданий старейших петербургских библиотек соответствуют духу города: дома с колоннами и строгими формами, гармонирующие с цветовой гаммой Петербурга, его городской средой и климатическими природными условиями [2].
В России вместе с библиотекой всегда строились не только религиозные институции (например, Александро-Невская лавра с книгохранилищем), но и светские культурные организации (Московский университет и др.). В советское время на нормативном уровне библиотеки были обязательно включены в состав краеведческих музеев. Эта традиция продолжается и сегодня - воссозданный по архивам Дом для библиотечного корпуса МГТУ им. Баумана, Арктический музей современного искусства с библиотекой в Норильске (2025 год) и т.д.
С середины 18 века не только в столичных, но и в провинциальных городах России стали появляться публичные библиотеки и кабинеты для чтения, основанные по инициативе общественности. Кабинет для чтения был открыт, например, на Павловском вокзале, знаменитом своей культурной жизнью. Распространился обычай заводить крупные библиотеки в аристократических и богатых домах. После земской реформы в России стали открывать земские библиотеки. В 1873 году в маленьком городе Сызрани открылись почти одновременно реальное училище и общественная публичная платная библиотека, здания которых проектировали архитекторы С. П. Щербаков, Зеленин, Хворынский. В Поволжье библиотеки часто занимали освободившиеся исторические здания, а при советской власти здания земских читален наоборот отдавались кинотеатрам или домам творчества.
Крупные частные библиотеки продолжали формироваться в России вплоть до начала 20 века - особняк Чернова в парке Куракина и т.д. В начале советской эпохи на Севере и Юге страны библиотеки часто открывали в непредназначенных для них зданиях, библиотеки также были частью клубов (изба-читальня) или народных домов. В годы войны происходил и обратный процесс – так в Куйбышеве (Самара) распоряжением СНК СССР от 10 января 1942 года находящемуся в эвакуации коллективу Большого театра были переданы помещения Дворца культуры им. В.В. Куйбышева, которые до войны занимала областная библиотека. Типовые библиотеки функционировали на первых этажах зданий, иногда открывались даже в квартирах жилых домов. Конец 50-х и начало 60-х годов в СССР – период интенсификации строительства отдельных зданий для библиотек (не путать с термином библиотечное строительство). Внешний вид типичной советской библиотеки можно увидеть, например, в документальном фильме 1973 года «Трамвай по городу идет». В советское время также появилась традиция строить многоквартирные дома и даже бомбоубежища с библиотекой (Тольятти, Мончегорск, Артем и др.). Это говорит об общественной необходимости и высоком социальном статусе библиотек. Современный высокотехнологичные архитектурные здания также часто закладываются вместе с библиотекой, библиотеки открываются в новых районах крупных российских городов.
Высокое умение использовать городскую среду и природный ландшафт отличает архитектуру скандинавских библиотек, в России с этой точки зрения можно выделить находящуюся в Выборге бывшую финскую Библиотеку Алвара Аалто, главным имиджевым средством которой является ее шедевральное здание, известное далеко за пределами библиотечного мира. Cпециалисты-архитекторы усматривают влияние архитектора А. Аалто, предвосхитившего новаторские работы конца 20 века в скандинавских странах, и в ряде архитектурных и инженерных решений, примененных для строительства нового здания ИНИОН РАН в Москве. В этом контексте часто упоминается такой запоминающийся архитектурный элемент, как зенитные фонари «дневного света», установленные на крыше института. Технологом проекта ИНИОН РАН являлся один из ведущих отечественных специалистов в области архитектуры, проектирования и строительства библиотечных зданий Ф.Н. Пащенко [4].
Также в истории российской библиотечной архитектуры особое место занимают В.Ф. Собольщиков, прошедший путь от писаря в канцелярии до выдающегося библиотечного архитектора, автор нескольких библиотек А.М. Горностаев, В.Н. Щербин и др.
Несмотря на то, что национальные библиотеки в России (как и в Европе) занимают в том числе и изначально не предназначавшиеся для них здания - Екатерининский институт (арх. Дж. Кваренги), Здания Сената и Синода (арх. К.И. России), Дом Пашкова (одно из самых выдающихся классицистических зданий Москвы с видом на Кремль, арх. предположительно В. Баженов), необходимо назвать имена директоров, которые в буквальном смысле слова положили свои жизни на строительство новых зданий национальных библиотек, ставших им своеобразными памятниками - В.И. Невский (Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина), В.Н. Зайцев (Новое здание Российской национальной библиотеки).
В середине 1920-х годов, после преобразования Библиотеки Государственного Румянцевского музея в Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, стали решать вопрос острой нехватки места для стремительно растущих фондов. Дом Пашкова в одиночку уже не мог справиться с этой задачей. В 1927–1929 годах было проведено несколько этапов архитектурного конкурса на проект здания библиотеки. Свой вариант в 1928 году подготовили Пантелеймон Голосов и Сергей Щербаков. Однако этот проект не был реализован.
Конец 20 – начало 21 века стал периодом строительного бума особенно для национальных библиотек (НБ), чья типологическая особенность – постоянный прирост фондов, требующий новых физических пространств - зданий и помещений под книгохранилища, административные и прочие нужды (Национальная библиотека в Минске, Национальная библиотека в Астане, первая и вторая очереди Нового здания Российской национальной библиотеки, Национальные библиотеки в Эстонии, Хорватии, Польше и др.).
Существенной репутационной издержкой для новых зданий национальных библиотек становятся их часто спорные архитектура и дизайн, а также невозможность строительства нового здания рядом со старым. Два проекта здания Британской библиотеки и вовсе отвергались по этой причине.
Многочисленные споры вызвал сверхсовременный комплекс им. Ф. Миттерана, созданный для НБ Франции архитектором Ф.Д. Перро в 1994-1996 гг. Башни Законов, Чисел, Времен и Букв напоминают лабиринт из романа У. Эко «Имя розы». Экспертами отмечается «недружественность» этого проекта для широкого читателя.
Несмотря на все издержки, сегодня библиотеки продолжают активно строиться по всему миру - и в России, и в Северной Европе (Финляндия и др.), и в Восточной Азии, в Дубае и т.д. В «короткий список» Международной премии «Библиотека года — 2022» вошли четыре уникальных библиотечных здания: Публичная библиотека Миссулы (США), Библиотека Геллерупа (Дания), Центральная библиотека Огре (Латвия), Центр мировой культуры Итра (Саудовская Аравия).
Таким образом, можно констатировать, что с коммуникационной и имиджевой точек зрения очень важны место расположения библиотеки и наличие или отсутствие у нее отдельного здания. Эти две позиции влияют на ее статус и социальный престиж.
Список источников
- 1. Витрувий. Десять книг об архитектуре: репринтное издание. – Москва : Архитектура-С, 2006. – 328 c.
- 2. Маркова Т. Б. Библиотека в истории культуры. - Санкт-Петербург: Наука, 2008. – 327 с.
- 3. Соколов А.В. Социальные коммуникации. - Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 288 с.
- 4. Соколова Н.Ю. Здание научной библиотеки в контексте трансляции социокультурного опыта (На примере ИНИОН РАН) // Взаимовлияние информационно-библиотечной среды и общественных наук : сб. материалов науч. семинара / ИНИОН РАН, Фундамент. б-ка ; науч. ред. С.В. Соколов. – Москва, 2025. – Вып. 7. – 250 с.
Сведения об авторе
Орлов Виктор Владимирович – Санкт-Петербургский государственный институт культуры, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения, кандидат педагогических наук, доцент
25.11.2025, 2 просмотра.
