Изучаем зарубежный опыт. Международное взаимодействие. МУРОМЦЕВА А.А. ВЗГЛЯД ИЗ ЮЖНОЙ КОРЕИ: ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОРЕЙСКИХ БИБЛИОТЕК
В эпоху стремительного развития информационных технологий сравнительное библиотековедение становится незаменимым инструментом для модернизации библиотек. Как справедливо подчеркивал Н.С. Карташов, доктор педагогических наук, профессор, сравнительное библиотековедение изучает и сопоставляет состояние, тенденции и закономерности развития библиотечной теории и практики в разных странах и регионах мира, выявляя как общие черты, так и национальные особенности библиотечных систем. [1]. Анализ зарубежных практик позволяет адаптировать лучшие решения к местным условиям, совершенствовать рабочие процессы и, в конечном счёте, повышать качество обслуживания, что важно в цифровую эпоху. Опыт стран, лидирующих в области цифровизации библиотек, приобретает особую ценность. Именно такие страны демонстрируют, как создать новую культурную среду, в которой библиотека активно позиционирует себя в жизни общества, предлагая инновационные услуги и являясь местом притяжения для людей всех возрастов и интересов.
Цель данной статьи — анализ опыта стратегического планирования развития библиотек одной из высокоразвитых стран Восточной Азии. Для этого нами был исследован «4-ый комплексный план развития библиотек Республики Кореи (Южной Кореи) на период с 2024 по 2028 год» [6]. В рамках данного исследования были изучены ключевые электронные ресурсы, в частности, юридический сайт CMS (Law-Tax-Future), электронный журнал на корейском и английском языках («Kihasa» - Health and Social Welfare Review), а также представленный на гуманитарном портале «Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта», рассчитываемый по методике Всемирного банка», объявление Корейской библиотечной ассоциации плана развития библиотек на 2024–2028 годы, полученное с сайта службы распространения пресс-релизов Newswire, отчет об использовании смартфонов в Республике Корея, проведенное компанией Gallup Korea, материалы, представленные в «4-ый комплексном плане развития библиотек 2024-2028». Данные ресурсы позволили сформировать комплексное представление о текущем состоянии и тенденциях развития библиотечного дела в Южной Корее.
Республика Корея (или Южная Корея), известная своим технологическим прогрессом и высоким уровнем валового внутреннего продукта (на октябрь 2024 страна занимает 14-е место в мире по объему ВВП), обладает развитой сетевой инфраструктурой, которая играет важную роль в ее инновационном развитии [7].
По данным Министерства науки и информационно-коммуникационных технологий, к маю 2024 года более 33,85 миллиона жителей Южной Кореи (65,4% населения) пользовались услугами 5G. Кроме того, в апреле 2024 года Южная Корея достигла общенационального покрытия сетью 5G благодаря усилиям «Большой тройки» телекоммуникационных компаний (SK Telecom (SKT), KT Corporation (KT) и LG Uplu): была построена совместная сеть 5G во многих городских административных районах, а также в некоторых городах и деревнях, сельских районах, в том числе в фермерских и рыбацких деревнях. Такой комплексный подход позволил стране укрепить свои лидирующие позиции в области внедрения 5G [5]. Вместе с тем, согласно данным об абонентской линии мобильных телефонов на конец апреля 2024 года, количество пользователей смартфонов достигло примерно 56,75 миллионов при общей численности населения в 51,29 миллиона человек. Можно отметить, что уровень проникновения смартфонов в Корее демонстрирует стабильный рост, достигнув 98% в 2024 году (для сравнения - 80% в июле 2014 года) [4].
Стремительное технологическое развитие, несмотря на свои преимущества, порождает серьёзные проблемы, особенно заметные среди молодого поколения. Широкое распространение смартфонов среди молодёжи, приведшее к значительному увеличению времени, проводимого в виртуальном пространстве, вызывает опасения по поводу его влияния на развитие личности и социальных навыков. Чтобы лучше понять масштабы и последствия этой тенденции, необходимо обратиться к исследованиям, посвящённым взаимосвязи между зависимостью от смартфонов и ключевыми аспектами развития подростков. В частности, представляет интерес исследование профессора Дальневосточного университета Южной Кореи Ли Санми, проведённое в 2024 году, целью которого является выявление и анализ взаимосвязи между зависимостью от смартфонов и развитием эмпатии у подростков с учётом опосредующей роли материнской привязанности и самооценки [3]. Уменьшение способности к эмпатии, вызванное нарушением связи между матерью и ребёнком из-за чрезмерного использования смартфонов, создаёт серьёзные проблемы для подростков, влияя на их личную жизнь и интеграцию в социум. Распространение этой тенденции, в свою очередь, ведёт к ухудшению коммуникативных навыков, ослаблению социальных связей и росту конфликтов, что имеет долгосрочные негативные последствия для всего общества.
В современном мире библиотеки сталкиваются с необходимостью адаптироваться к стремительным социальным изменениям, вызванным ускоренным технологическим прогрессом. Это требует от библиотек переосмысления своих функций и форм работы. В Южной Корее, осознавая эту необходимость, с 2009 года реализуются инициированные государством пятилетние программы развития библиотек с целью модернизации и расширения их возможностей. Комплексный план развития библиотек в Южной Корее — это стратегический документ, основанный на «Законе о библиотеках» и опубликованный на корейском языке. Он утверждается правительственным органом - Министерством культуры, спорта и туризма Республики Корея (Южной Кореи), его разработка и наполнение осуществляется Корейской библиотечной ассоциацией. План определяет направление развития библиотечного дела в стране [2].
В Южной Корее действует комплексный план развития библиотек на период с 2024 по 2028 год, цель которого — создание «библиотеки для всех». Этот пятилетний план охватывает широкий спектр инициатив, направленных на превращение библиотек в современные, инклюзивные и комфортные пространства для обучения, образования, творчества, интеллектуального досуга и общения. Для того чтобы конкретнее представить стратегию развития библиотек Южной Кореи, проанализируем каждое из четырех направлений, представленных в данном плане.
Первое направление («свободный доступ для всех») призвано обеспечить равный и беспрепятственный доступ к библиотечным ресурсам и услугам для всех категорий граждан, независимо от возраста, социального статуса, физических возможностей и места проживания, способствуя формированию мирового гражданства, укреплению социальной интеграции, адаптации и повышению цифровой грамотности населения. Оно включает в себя:
- 1. Распространение культуры социального чтения (активная поддержка и продвижение читательских сообществ и клубов, как платформ для обмена мнениями, развития критического мышления и распространения социальной культуры чтения).
- 2. Расширение культурных, образовательных и ознакомительных программ (реализация программ для различных групп населения, таких как: «друзья книги» – программа повышения квалификации для библиотекарей и учителей, особенно для людей пенсионного возраста, позволяющая им оставаться в профессиональной среде и делиться опытом; «школа мудрости» – углубленная гуманитарная программа, учитывающая потребности активных пожилых людей в культурном обогащении.
- 3. Укрепление способности наслаждаться цифровой повседневной жизнью (повышение цифровой грамотности населения через: расширение образовательных программ по основам цифровых технологий и безопасной работе в интернете; создание библиотечных центров цифрового обучения, оснащенных современным оборудованием и предлагающих широкий спектр обучающих курсов; развитие программ цифрового творчества (содействие созданию медиаконтента, посвященного культуре чтения, в частности, поддержка «создателей знаний» – авторов, которые делятся своими знаниями и информацией через видеоплатформы).
- 4. Развитие комплексной правовой информационной системы, обеспечивающей гражданам доступ к актуальной и достоверной юридической информации.
- 5. Предоставление специализированных услуг и ресурсов для: людей с ограниченными возможностями здоровья (адаптированные форматы, специализированное оборудование); социально незащищенных слоев населения (бесплатный доступ к информации, консультации по социальным вопросам); военнослужащих в казарменных библиотеках (тематическая литература, доступ к онлайн-ресурсам); заключенных в исправительных учреждениях (тематическая литература, образовательные программы); пациентов больниц (доставка книг, организация чтения в палатах).
Второе направление («устойчивость сообщества: единство и основа взаимодействия») направлено на создание прочных связей между библиотеками и местными сообществами, создание комфортной и инклюзивной среды, способствующей межпоколенческому взаимодействию и сохранению культурного наследия. К этому направлению относятся:
- 1. Увеличение количества публичных библиотек путем сокращения регионального разрыва в доступности библиотек (анализ существующей сети библиотек для выявления районов с низкой доступностью (например, Чоннам и Кёнбук); разработки и реализации планов по строительству новых библиотек в этих районах, также использования пустующих территорий школ для создания библиотек совместного пользования (возможность использования неиспользуемых территорий школ для строительства новых библиотек); разработки проектов библиотек, учитывающих интересы как обучающихся образовательных учреждений, так и местных жителей.
- 2. Создание комфортной библиотечной среды (как пример, реализация программы «Целебного леса» – интеграция библиотечного пространства и природных ландшафтов для создания атмосферы релаксации и восстановления).
- 3. Поддержка проектов, направленных на взаимодействие между разными поколениями («наставник-подопечный» – программа, вовлекающая родителей и детей в совместное чтение, способствующая укреплению семейных связей и развитию эмоционального интеллекта; программа наставничества, объединяющая молодежь и пожилых людей, позволяющая обмениваться опытом, знаниями и навыками).
- 4. Продвижение «коллекционерами памяти» местного сторителлинга (организация тренингов для библиотекарей и волонтеров по сбору и документированию историй местных жителей; создание цифровых архивов с аудио- и видеозаписями интервью, фотографиями и другими материалами, отражающими историю и культуру местных сообществ).
- 5. Разработка и внедрение регионального индекса «жизнеспособности» библиотек (использование комплексного подхода для оценки эффективности работы библиотек, учитывающего квалификацию и профессионализм библиотекарей, состояние библиотечной эко-жизни (зеленой окружающей среды), создание инклюзивной среды (доступность для всех категорий населения), качество управления библиотекой; использование данных индекса для выявления сильных и слабых сторон работы библиотек и разработки планов по улучшению их деятельности).
- 6. Активное сотрудничество между библиотеками, местными издательствами и книжными магазинами.
Третье направление («укрепление национальной конкурентоспособности») ориентировано на обеспечение долгосрочной сохранности национального знания и культурного наследия в цифровой среде, создание эффективной системы обмена ресурсами и формирование благоприятных условий для использования и защиты авторских прав. В структуру этого направления входят:
- 1. Активное комплектование фондов библиотек (целенаправленный сбор и систематизация литературы, научных публикаций, исторических документов и других материалов, отражающих интеллектуальный и культурный потенциал нации; особое внимание уделяется региональным и краеведческим материалам).
- 2. Создание единой системы стандартов для цифрового хранения, обеспечение совместимости различных платформ и систем хранения данных.
- 3. Создание специального фонда для свободного обмена ресурсами, включая разработку и внедрение методов поиска и идентификации произведений, авторские права на которые не установлены или недействительны; улучшение системы удобства использования произведений, защищенных авторским правом.
Четвертое направление («подготовка к будущему: библиотечные инновации») направление фокусируется на внедрении передовых технологий, развитии профессиональных компетенций библиотечных специалистов и укреплении институциональных основ библиотечного дела, что позволит библиотекам эффективно выполнять свою роль в обществе знаний. Данное направление охватывает:
- 1. Расширение технологических возможностей библиотеки: пилотирование генеративного приложения для библиотечной работы (разработка и тестирование приложений, использующих искусственный интеллект, для автоматизации рутинных задач, таких как поиск печатных изданий на книжных полках, обнаружение и ликвидация застановок книг); создание виртуальной модели библиотеки с эмпирическим повествованием (разработка интерактивного виртуального пространства, объединяющего сказки и истории в дополненной и смешанной реальности, библиотечное медиаискусство, цифровую галерею); использование искусственного интеллекта для перевода и анализа текстов древней литературы, анализа контент-данных для выявления тенденций и потребностей пользователей.
- 2. Укрепление экспертных знаний библиотекарей (повышение квалификационных требований библиотекарей в соответствии с требованиями ИФЛА по аккредитации квалификаций библиотекарей); содействие постоянному совершенствованию потенциала библиотекарей путем повышения квалификации библиотекарей (не реже одного раза в пять лет).
- 3. Укрепление основ библиотечной политики: (разработка единых стандартов и правил для работы библиотек в городской среде; разработка объективных критериев оценки эффективности работы библиотек).
- 4. Укрепление международного сотрудничества (в том числе, привлечение иностранных экспертов для консультаций и обучения).
В заключение следует отметить, что представленный комплексный план развития библиотек, охватывающий четыре взаимосвязанных направления, призван обеспечить их устойчивое и прогрессивное развитие. План охватывает широкий спектр задач: от всестороннего расширения доступа к информации и знаниям, внедрения инновационных технологий до укрепления профессионального потенциала библиотечных кадров, сохранения и приумножения национального интеллектуального и культурного капитала. План направлен на превращение библиотек в динамичные социальные институты, отвечающие потребностям общества, акцентирует внимание на роли библиотек как центров притяжения и консолидации местных сообществ, способствующих взаимодействию между поколениями, сохранению культурного наследия и повышению качества жизни населения.
Список источников
- 1. Вохрышева, М. Г. Вклад Н.С. Карташова в методологию отраслевой науки: концепция сравнительного библиотековедения // Культура: теория и практика. – 2018. – №2 (23). – URL: http://theoryofculture.ru/issues/95/1103/ (Дата обращения: 24.03.2025).
- 2. Корейская библиотечная ассоциация объявляет Средне- и Долгосрочный План развития на 2024-2028 годы. – – URL: https://www.newswire.co.kr/newsRead.php?no=988119 (Дата обращения: 24.03.2025).
- 3. Ли, Сангми. Влияние чрезмерной зависимости от смартфона на эмпатию в раннем подростковом возрасте: последовательное опосредованное влияние материнской привязанности и самооценки = 초기 청소년의 스마트폰 과의존이 공감에 미치는 영향: 모애착과 자아존중감의 순차적 매개효과 // Kihasa. – – №2. – URL: https://www.kihasa.re.kr/hswr/v.44/2/218/초기+청소년의+스마트폰+과의존이+공감에+미치는+영향+모애착과+자아존중감의+순차적+매개효과 (Дата обращения: 24.03.2025).
- 4. Отчет об использовании смартфонов в Республике Корея = 스마트폰 관련 조사 2012-2024 #브랜드 #스마트워치 #무선이어폰. – URL: https://www.gallup.co.kr/gallupdb/reportContent.asp?seqNo=1497 (Дата обращения: 24.03.2025).
- 5. Регулирование и закон 5G в Южной Корее = 5g regulation and law in South Korea // CMS Expert Guides. – URL: https://cms.law/en/int/expert-guides/cms-expert-guide-to-5g-regulation-and-law/south-korea (Дата обращения: 24.03.2025).
- 6. Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта. – URL: https://gtmarket.ru/ratings/gross-domestic-product-ranking (Дата обращения: 24.03.2025).
- 7. 제4차도서관발전종합계획 (2024-2028) = 4-й комплексный план развития библиотек (2019-2023). – URL: https://www2.korea.kr/common/download.do?fileId=198069928&tblKey=GMN (Дата обращения: 07.03.2025).
Сведения об авторах
Муромцева Алина Алексеевна - магистрант библиотечно-информационного факультета Московского государственного института культуры
CMS, LG, библиотековедение, продвижение чтения, чтение, Год литературы, интервью
25.11.2025, 6 просмотров.
