ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ Герасимов А.П.
Государственный и социальный заказ общества, отражённый в основополагающих федеральных нормативных документах (законах, концепциях, программах), инициирует создание образовательных систем, программ и образовательных технологий, ориентированных на ценности демократического общества, нравственные общечеловеческие приоритеты, формирование у обучающихся уважения к прошлому своего народа и его настоящему, традициям и культуре, ответственности за будущее своей страны.
Разработка организационно-педагогической модели культурно-образовательной среды, с учётом сложившихся традиций и современных тенденций в области образования, – одно из направлений деятельности педагогического коллектива Московского военно-музыкального училища. Свою миссию, связанные с ней приоритеты развития и стратегические направления деятельности училище видит в создании лидирующего инновационного образовательного учреждения среднего профессионального образования, обеспечивающего становление конкурентоспособной, высокопрофессиональной, социально активной и творчески успешной личности посредством сохранения и дальнейшего развития традиций мирового музыкального исполнительского искусства в атмосфере партнёрства всех участников образовательного процесса.
В организации социально-культурной деятельности воспитанников нашего училища внимание, прежде всего, уделяется вопросам духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, что традиционно присуще военным учреждениям России. Строгая дисциплина, чувство долга и ответственности, здоровый патриотизм, любовь к Родине, готовность встать на её защиту, высокая нравственность и духовность – именно эти качества всегда отличали выпускников суворовских училищ. И это не удивительно. Ведь и сам Суворов, великий русский полководец, был глубоко верующим человеком и сумел передать этот дух последующим поколениям.
Практический опыт в решении поставленных задач доказывает необходимость поиска и установления прочных связей и конструктивных взаимоотношений с социумом на основе социального партнёрства. «Естественным партнёром государства в вопросах нравственного воспитания граждан» (1) является Русская православная церковь.
На состоявшейся в Кремле 1 февраля 2013 года встрече В. В. Путина со Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом и участниками Архиерейского собора Русской православной церкви Президент Российской Федерации отметил: «Мы рассчитываем на продолжение многогранного партнёрства, позитивного партнёрства с Русской православной церковью, будем всячески способствовать её восстановлению. Будем вместе с вами работать в деле укрепления согласия в нашем обществе, в укреплении его нравственного стержня» (2).
Существенно расширить социально-культурное пространство для наших воспитанников позволяет взаимодействие созданного в училище Хора имени святого благоверного великого князя Александра Невского Московского с Патриаршим хором кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, одним из лучших хоров России. Совместно реализуемый творческий проект, целью которого является сохранение, возрождение, укрепление и, самое главное, развитие великих традиций русского народа как в области воинской музыки, так и в сфере хорового церковного пения, направлен на развитие социальной активности и творческого потенциала личности, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности, популяризацию музыкальной культуры и искусства. Данный проект имеет огромное воспитательное значение не только для самих суворовцев, но, прежде всего, для молодых ребят, таких же, как и они. Через такую просветительскую деятельность многие задумываются о смысле жизни, о духовности и высокой нравственности. Всё это очень важно для возрождения традиций православного народа, воспитания гордости за свою Родину и любви к своему Отечеству.
Идея того, чтобы суворовцы имели возможность обучаться основам православной культуры через церковное православное пение, витала в воздухе достаточно давно. Здесь нужно вспомнить человека, сыгравшего важную роль в зарождении наших взаимоотношений с хором Храма Христа Спасителя, – Валерия Михайловича Халилова, главного военного дирижёра, великолепного композитора. В своих произведениях музыкант часто обращается к православной культуре. У него есть марш «Генерал Милорадович», посвящённый настоящему русскому воину. И там, в трио, вставлен фрагмент обиходного песнопения «Господи, помилуй». С оркестром Валерия Михайловича Халилова в качестве солиста сотрудничал протодиакон Александр Агейкин, выдающийся бас. Он узнал, что мы попытались создать православный хор, поскольку наши воспитанники хотели приобщиться к этому богатейшему пласту русской культуры, и предложил сотрудничать с хором Храма Христа Спасителя, что и было нами с энтузиазмом подхвачено. По благословлению протоиерея Михаила Рязанцева, ключаря этого необыкновенного храма, началось хорошее, благородное дело. Его суть в том, что юные военные музыканты, будущая творческая элита армии, изучают и исполняют древние православные молитвы, укрепляя свой дух и талант верой предков, выраженной в звуке.
Было славное время для хоров в России, когда во главе Петербургской Императорской капеллы стояли великие композиторы Милий Алексеевич Балакирев и Николай Андреевич Римский-Корсаков. Одновременно в Москве действовало Синодальное училище церковного пения во главе с другими гениальными деятелями – Василием Сергеевичем Орловым, Александром Дмитриевичем Кастальским и др. Судьбы воспитанников этих учебных заведений были похожи: их тогда не оставляли без попечения, и они, практически все, становились регентами храмов. В этом смысле наше училище, пусть и с определённой военной доминантой, продолжает уже многовековую русскую традицию.
Желание постигать мастерство клиросного пения, изучать духовную культуру и наследие своего народа подвигло суворовцев обустроить своими руками православную комнату с иконостасом и собрать здесь много православной литературы. Сюда может прийти каждый, у кого в сердце теплится огонёк веры.
С каждым годом таких молодых людей становится всё больше. Это позволило поставить изучение церковного обихода и приобщение суворовцев к великому пласту православной культуры на профессиональную основу.
Занятия православного хора проводятся в рамках системы функционирующего в училище дополнительного образования по специально разработанной образовательной программе, получившей рецензию регента Патриаршего хора Храма Христа Спасителя и преподавателей высшей школы Православного Свято-Тихвинского гуманитарного университета и Российской академии музыки им. Гнесиных.
Сотрудничество православного хора МВМУ с Патриаршим хором кафедрального соборного Храма Христа Спасителя позволило суворовцам не только теоретически познакомиться с духовным наследием и традициями православия, но и практически применить полученные знания, непосредственно участвуя в церковных богослужениях, торжественных благодарственных молебнах, Божественных литургиях: воскресных и праздничных богослужениях в храмах Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами, Новомучеников и Исповедников Российских в посёлке Коммунарка, Святой Животворящей Троицы в посёлке Мосрентген.
Мы можем гордиться тем, что наши суворовцы были приглашены для участия в торжественном благодарственном молебне, посвящённом участникам Парада Победы в Великой Отечественной войне 1941–45 годов, который прошёл 7 мая 2013 года в Храме Христа Спасителя. Качественное исполнение песнопений было отмечено как духовенством, так и средствами массовой информации. На официальном сайте Московской Патриархии размещены фотографии этого события. Мероприятие широко освещалось в новостях центральных каналов телевидения.
Показательным, как с точки зрения качества исполнения духовных песнопений, так и с точки зрения понимания особенностей духовной музыки, стало участие православного хора 2 декабря 2012 года в патриаршей службе, посвящённой дню памяти святителя Филарета, митрополита Московского. На этой службе суворовцы получили благословение от Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Наши воспитанники – непременные участники различных культурных мероприятий, конкурсов, фестивалей, проводимых Русской православной церковью. Так, в конкурсе церковно-приходских хоров, организованном Викариатством новых территорий г. Москвы, православный хор училища занял первое место. В ближайшей перспективе – участие в Патриаршем фестивале «Песнопения христианского мира», который с этого года проводится по высочайшему благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Администрации Президента Российской Федерации, Комитета по культуре Государственной думы, Министерства культуры Российской Федерации, Общероссийского союза общественных объединений «Союз поддержки молодёжных инициатив „Форпост“».
За «вклад в патриотическое пение молодёжи» православный хор Московского военно-музыкального училища был удостоен специального диплома IV Фестиваля детско-юношеских хоров «Пою Богу моему дондеже есьм».
Большое воспитательное значение в приобщении суворовцев к культурным традициям и героическому опыту наших предков имеет участие в ежегодно проводимых панихидах в честь памяти участников Русско-турецкой войны 1887–1888 годов у часовни Знамения иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского – Памятника гренадерам, павшим под Плевной. Следует отметить участие наших воспитанников в осенних юношеских балах в Усадьбе Свиблово – Господском доме Патриаршего подворья, в гала-концерте «Песни нашего времени», который прошёл в этом году на Красной площади в рамках празднования Дня славянской культуры и письменности и был посвящён 1150-летию Моравской миссии святых братьев Кирилла и Мефодия.
Посредством занятий духовным пением, в ходе которого воспитанники получают знания, связанные с православными традициями, изучают русскую историю и литературу, ход церковной службы, успешно решается ряд педагогических задач. Наши воспитанники начинают особенно вдумчиво и совершенно иначе рассматривать историю Отечества. События ушедших лет перестают быть для них просто калейдоскопом сменяющихся картинок, а наполняются особым сокровенным глубоким смыслом. Они начинают понимать особое предназначение России в мировой истории, причины расцвета государства в те или иные периоды или причины Смутного времени, личный духовно-нравственный облик правителей и полководцев; знакомятся с образцами житийной литературы, дающей примеры моральных исканий человека, проявления его гражданской сути: защита Отечества – Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение – Феодосий Печерский и Сергий Радонежский, верность Родине – патриарх Гермоген, семейные добродетели – Пётр и Феврония Муромские, родители преподобного Сергия Радонежского, и многие другие. Музыкальной ниточкой, соединяющей их с историческим прошлым, являются песнопения – акафисты святым воинам, песни русской воинской славы.
Хоровая деятельность создаёт атмосферу неформального общения, является психологической «отдушиной», способствует сплочению коллектива вокруг духовной идеи. Участники хора – это суворовцы с разных курсов. Таким образом, появляется возможность установления более тесного контакта, дружбы, взаимопомощи между разновозрастными подразделениями. Этот контакт появляется на репетициях и усиливается во время концертной деятельности.
Изучение основ православного песнопения открывает перед обучающимися всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут впоследствии в основу их созидательного мировоззрения.
Ещё одним важным приобретением для воспитанников становится заметное повышение общего уровня профессиональной музыкальной подготовки, что, учитывая специфику нашего образовательного учреждения, является особенно значимым. Проявляется это в изучении и освоении более сложного репертуара, в постижении тонкостей и нюансов церковных богослужений. Неоценимое значение имеют вокальные занятия по постановке голоса и развитию певческого репертуара, которые расширяют диапазон творческой деятельности воспитанников. Суворовцы, по сути, получают дополнительную специальность.
Посредством изучения церковного репертуара происходит приобщение воспитанников к богатейшему наследию церковнославянского языка, многовековым музыкальным традициям богослужебного пения (русской, византийской, сербской, грузинской культуры). Появление духовной музыки в России исторически связано с культурой раннехристианских государств. Это и Греция, и Кавказ, и страны Восточной Европы. Неудивительно, что и у нас появляется возможность встречи с песнопениями на других языках. Например, в Пасхальных торжествах нам довелось исполнять главное песнопение Праздника «Христос воскресе из мёртвых» на церковнославянском, греческом, грузинском языках и даже на латыни. Архиерейские службы, в которых нашему хору выпадает честь участвовать периодически, обязательно включают песнопения на греческом языке.
Нередко в закрытом мужском коллективе, вдали от родных юноша сталкивается с целым кругом психологических проблем. Разорвать этот круг иногда не удаётся ни самому суворовцу, ни педагогам и воспитателям. И беседа по душам со священнослужителем зачастую является исцелением, выходом из психологического тупика. Каждый раз священник на проповеди или во время отдельной беседы с суворовцами говорит о чести, совести, терпении, необходимости ежедневного подвига, борьбы со своими слабостями, о важности служения Отечеству. Дисциплина и послушание уже воспринимаются не как оковы или непосильное бремя, а как качества, необходимые будущему воину.
С главным храмом России училище связывает и ещё одна крайне нужная и важная традиция. С 2009 года торжественная церемония посвящения в суворовцы ежегодно проходит в стилобатной части этого величественного Храма, после чего совершается благодарственный молебен на успешное обучение воспитанников, а четыре года спустя наставления священнослужителей выпускники получают в Александровском саду, у стен Московского Кремля. Проведение подобных торжественных мероприятий способствует воспитанию чувств сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.
Посещение православных храмов, изучение истории, отечественного культурного и духовного наследия формируют у юношей высокие духовные качества, воспитывают патриотические чувства. Знание и умение разбираться в церковном обиходе ставит воспитанников на ступень выше в нравственном, духовном и интеллектуальном развитии.
Регулярная практика даёт возможность суворовцам ощутить себя не только гармонично развитой личностью, но и гордиться тем, что они вносят свою лепту на благо Русской православной церкви.
Опыт показывает, что взаимодействие светских образовательных учреждений и Русской православной церкви в современных социокультурных, экономических и политических условиях наилучшим образом способствует обновлению содержания социокультурной деятельности, делу духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи, сохранению и преумножению традиционной культуры России.
Список литературы:
1. Путин В. В. Интервью для документального фильма «Второе крещение Руси» телеканала «Россия-1», 23 июля
2. Путин В. В. Выступление на встрече с участниками Архиерейского собора Русской православной церкви, 1 февраля 2013 г. // Президент России. Официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru
Сведения об авторе:
Герасимов Александр Петрович — начальник ФГКОУ СПО «Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации», заслуженный артист Российской Федерации, аспирант МГУКИ
19.09.2014, 2511 просмотров.