ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ХАНОЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Нгуен Тхи Ким Зунг

Библиотечно-информационный центр (БИЦ) Ханойского университета с самого момента своего создания связан с историей Института иностранных языков, ныне Ханойского университета. В настоящее время основной деятельностью центра является разработка программ подготовки, а также проведение научных исследований Ханойского университета в целом.

С момента своего основания в 1959 г. БИЦ претерпел значительные изменения, направленные на дальнейшее улучшение обслуживания сотрудников, преподавателей и студентов вуза.

В 2003 г. произошли изменения и в процессе развития библиотеки вуза, которая была реорганизована в БИЦ. Переход к новой модели библиотечного обслуживания связан с компьютеризацией, широким применением информационных технологий. Все это не могло не внести изменения в характер библиотечного обслуживания пользователей.

В первые годы деятельности библиотека, наряду с наращиванием информационной базы, взяла под свой контроль программное обеспечение вуза, сформировала открытую базу данных, чтобы пользователи информации могли напрямую использовать ресурсы библиотеки как самостоятельно, так и при помощи библиотечных специалистов.

Переход на новые технологии позволил БИЦ более активно совершенствовать методы своей деятельности по формированию благоприятного климата для учебы и проведения исследований.

       В настоящее время, наряду с формированием и пополнением традиционных источников информации, библиотека продолжает развивать электронные информационные источники, создавая современную электронную библиотеку, способную обеспечивать процесс обучения и научно-исследовательскую деятельность.

Пользователями БИЦ являются сотрудники, штатные преподаватели университета, приглашенные преподаватели, слушатели высших курсов, студенты-очники и студенты, получающие второе высшее образование, студенты, обучающиеся в рамках университетских проектов, студенты-заочники, студенты, обучающиеся дистанционно

БИЦ располагает значительным документным, фондом, в который входят:

○ материалы на иностранных языках (английском, русском, французском, корейском, китайском, японском, немецком, испанском и др.); аудиовизуальные материалы (file mp3); здесь же оказываются информационные услуги, услуги по ксерокопированию, размножению, услуги по переводу; пост контроля и безопасности.

○ специализированные материалы по темам: менеджмент, международные дела, туризм, банки и финансы, информационные технологии, аудиовизуальные материалы (file mp3), газеты и журналы на иностранных языках и вьетнамском языке.

○ электронные информационные ресурсы, включающие базу данных, электронные книги, программы обучения, тренингов и семинаров; отдел технической помощи.

○ справочные материалы: энциклопедические словари, языковые словари; материалы научных исследований: диссертации, дипломные работы, научные доклады. Эти материалы находятся в зоне самоподготовки студентов. Это позволяет им иметь оперативный доступ к информации справочного характера, что особенно в важно в организации самостоятельной работы.

Отличием БИЦ Ханойского университета от других центров является то, что часть его информационных ресурсов расположена в так называемых «книжных шкафах факультетов», находящихся в деканатах, в которых хранятся дипломные работы и учебно-методические материалы факультетов.

       Центр предоставляет возможность пользоваться своими ресурсами в различных читальных залах. В связи с тем, что все читальные залы центра организованы в форме открытого доступа, то прежде чем читатель станет пользователем библиотеки, он должен пройти занятия по правилам пользования открытым доступом и, лишь сдав контрольный зачет, может получить право доступа к информационным ресурсам центра. Во всех залах читатели могут получать необходимые ему материалы.

       Важнейшим структурным подразделением центра является абонемент. На абонементе существует порядок предварительного заказа материалов, что можно осуществлять непосредственным образом через программное обеспечение LIBOL. В тех случаях, когда затребованный материал находится на руках, библиотекарь информирует об этом пользователя. Как только заказанные материалы возвращаются в центр, пользователь оперативно получает эту информацию по электронной почте.

       В БИЦ предоставляется услуга по копированию нужных материалов, которая пользуется большим спросом, так как количество наиболее спрашиваемых экземпляров в библиотеке ограничено, и их недостаточно для всех студентов. С другой стороны, значительная часть материалов, находящиеся в центре, являются ценными и отмечены официальными печатями. Ими можно пользоваться только в стенах библиотеки.

Для более эффективного использования информационных ресурсов, центр активно занимается обучением пользователей по приобретению навыков поиска информации. 

В этих целях проводятся выставки и презентации книг. При поступлении в центр новых книг, информация о них дается сотрудниками библиотеки через сайт центра и путем широкого информирования всех пользователей. Одновременно библиотека выставляет новые поступления в стеклянных витринах, установленных перед главным входом в библиотеку.

В центре также предоставляются услуги по выдаче кассетных магнитофонов, кассет, CD–ROM дисков для изучения иностранных языков, следует отметить, что для студентов вузов, изучающих иностранные языки, это очень важная форма библиотечного обслуживания.

       Так как в центре хранятся многие виды ценных записей на кассетах и дисках, которые либо отсутствуют, либо очень редко появляются на рынке, для пользователей предоставляется пользующаяся большим спросом услуга по копированию кассет и дисков.

        Согласно статистическим данным в 2011-2012 учебном году: библиотечно-информационный центр обслужил 352.820 пользователей, принял 2.167 новых пользователей и выдал 21.790 документов.

В 2012-2013 учебном году: обслужил 260.000 пользователей, принял 2.175 новых пользователей и выдал 25.727 документов.

В целях информирования студентов о новых изданиях, БИЦ активно сотрудничает с Домом книги.

В заключение необходимо отметить весьма широкий и многообразный спектр услуг, предоставляемых библиотечно — информационным центром Ханойского университета, пользователи центра могут заниматься в весьма комфортных и современных условиях.

        Особое одобрение пользователя вызывает свободных доступ к информационным ресурсам, современноме оборудование библиотеки.

Тем не менее, как и у других библиотечно-информационных центров вьетнамских университетов, у БИЦ Ханойского университета есть определенный круг ещё нерешенных проблем: недостаточное количество наиболее спрашиваемых изданий; необходимость модернизации компьютерного парка и программного обеспечения; координация деятельности с другими учебными заведениями страны по созданию единого информационного образовательного пространства.

 

Сведения об авторе:

Нгуен Тхи Ким Зунг – преподаватель библиотечного факультета Ханойского университета социальных и гуманитарных наук (Вьетнам), аспирант кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного университета культуры и искусств

 

 

 

 

К оглавлению выпуска

19.09.2014, 2389 просмотров.