ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЁЖНОГО ЧТЕНИЯ Дорохина С.В., Чазова С.А
Интернет-проекты культурного и гуманитарного просвещения являются одним из основных инструментов современной культурной политики. Они инициируются и реализуются как государством в русле культурной политики России и информатизации культуры, так и неформальными структурами и частными лицами. Вне зависимости от источника инициативы Интернет-проекты культурного и гуманитарного просвещения выступают инструментом формирования интереса к современной культуре, к культурным событиям, воспитания интереса и формирование понимания культурного наследия, являюсь одним из наиболее важных и доступных средств самообразования и саморазвития молодежи.
Анализ современных Интернет-проектов культурного и гуманитарного просвещения, реализуемых отечественными учреждениями культуры и образования, а также в рамках частной инициативы, позволяет говорить о тенденции отхода от статичного Интернет-представительства к интерактивности, отказу от простого созерцания в пользу просветительной деятельности посредством интеллектуального взаимодействия и совместного творчества. Это значительно повышает возможности стимулирования читательской активности молодежи как средства саморазвития и самообразования. Следовательно, можно говорить о том, что применение библиотекарем, педагогом, любым инициативным лицом новейших информационно-коммуникационных технологий для развития и поддержки молодёжного чтения будет эффективным для решения задач более высокого уровня, а руководство чтением выступает важнейшим элементом социального управления.
Вместе с тем, задачи теоретического обоснования целесообразности Интернет-проектов культурного и гуманитарного просвещения в руководстве чтением молодежи потребовали особого уровня диагностики готовности современной системы руководства чтением к внедрению таких инструментов, а также методов диагностики готовности молодых Интернет-пользователей к участию в таких проектах, методов анализа эффективности проектов Интернет-руководства чтением.
Анализ научных публикаций по вопросам методики исследования пользователей Интернет-ресурсов показал не только отсутствие методологического единства, но и эклектичность многих подходов к выработке методик. Следует, к сожалению, констатировать и отсутствие должного внимания к теории и методике исследования Интернет-пользователей в библиотековедении. В большинстве случаев анализ эффективности библиотечных инициатив в Интернет оценивается либо по косвенным показателям (например, после открытия Интернет-представительства библиотеки Н. посещаемость ее молодыми читателями увеличилось на энное количество процентов), либо на основе методов исследования «традиционной» аудитории (например, опроса посетителей в режиме непосредственного контакта). Такие подходы не позволяют исследовать именно ту часть аудитории, которая трудно достижима и для контакта, и для воздействия, и для исследования.
Одной из первых идею компьютеризации рекомендательной литературной библиографии выдвинула Н.В. Лопатина. (5) Особого внимания заслуживают в этом контексте исследования и разработки Н.Е. Беляевой, касающиеся современного состояния Интернет-ресурсов художественной литературы и их использования молодым читателей библиотеки (2). Однако автор остановился на выявлении и анализе Интернет-ресурсов художественной литературы только с точки зрения библиотечного сопровождения их использования. Не ставилась задача анализа этого информационного массива с точки зрения его воздействия на самостоятельную читательскую деятельность молодежи в русле информального образования.
Наибольший вклад в научно-обоснованную разработку методики исследования Интернет-пользователей в библиотековедении внесли И.Г. Васильев, В.С. Крейденко, О.Р. Старовойтова (3). Представленная ими концепция опиралась на понимание того, что в области изучения пользователей Интернет, которые являются читателями библиотеки, существует мало формальных теорий, из которых можно вывести проверяемые гипотезы. В этой связи необходимо более ответственно подходить к определению и исследовательских техник, и методов интерпретации данных (3, c.22).
Изучая потенциал современных Интернет-проектов культурного и гуманитарного просвещения с точки зрения руководства чтением, мы опирались на расширительное понимание литературно-художественного процесса в информационно-библиографической деятельности, представленное, в частности, в работах С.А. Чазовой. Литературный процесс выступает социокультурным феноменом, включающим такие составные процессы как производство, социальное функционирование и перцепцию литературно-художественных ценностей (6). На наш взгляд, именно такое понимание позволяет рассмотреть молодежное чтение в глобальной литературно-художественной метасистеме, в рамках художественной литературы как социального института (позиция Л.Д. Гудкова и Б.В. Дубина) (4), а проблемы Интернет-руководства им – в рамках открытого литературно-художественного и культурно-просветительского Интернет-пространства.
Исследуя современное состояние Интернет-проектов, специально направленных на поддержку и развитие молодежного чтения или имеющих потенциал для неспецифического влияния на читательскую деятельность молодежи и ее регулирование, была сделана попытка систематизировать данные об Интернет-проектах культурного и гуманитарного просвещения с точки зрения их анализа их возможностей вовлечения молодых людей в литературно-художественный процесс. В основу оценки положена система классификационных признаков, отражающих все разнообразие возможностей участия молодого человека в литературно-художественной коммуникации.
Определяя классификационные признаки читательской активности в Интернет, предлагаем различать следующие процессы литературно-художественной коммуникации: создание литературного произведения (в том числе, перевод и иллюстрирование), публикация (легитимное размещение текста в Интернет), восприятие (собственно чтение и другие формы, например, поисковое чтение), а также обсуждение, социальная оценка (рейтинги, рекомендации).
Анализируя современные Интернет-проекты культурного и гуманитарного просвещения по уровням вовлеченности молодых читателей в литературно-художественный процесс, мы выделили три основные группы: Интернет-проекты предоставления литературно-художественной информации, площадки для общения на темы, связанные с художественной литературой (виртуальные аналоги «клубов по интересам») и виртуальные творческие площадки.
Группа Интернет-проектов предоставления литературно-художественной информации включает пять фасет. Обнаружено, что по степени доступности литературно-художественной информации молодежи Интернет-проекты отличаются возможностями предоставления полного текста или предоставления только его фрагментов для ознакомления, а также предоставления библиографической информации и аннотации (аннотированные библиографические ресурсы, например, «витрины» книжных магазинов), а также упоминания произведения с переходом на другой ресурс, содержащий полный текст, или просто упоминания произведения без ссылки на полный текст.
По условиям доступности можно выделить Интернет-проекты культурного и гуманитарного просвещения с платным и бесплатным доступом (по экономическим условиям) и общедоступным, доступным с условием регистрации и с лимитированным доступом (по регламентации читательской аудитории).
По широте отражения литературно-художественного массива в пуле современных отечественных Интернет-проектов представления литературно-художественных произведений можно выделить универсальную, жанровую, предметно-тематическую, персонографическую группы, а также проекты, посвященные литературным героям или отдельным произведениям/сериям. К последней группе относится, например, проект «Этногенез».
Анализируя наличие в Интернет-проектах представления литературно-художественных произведений литературоведческой информации, можно разделить их на две большие группы: с включением литературоведческой информации и без включения литературоведческой информации.
Все выявленные нами в процессе исследования Интернет-проекты представления литературно-художественных произведений имеют мультимедийную природу. По наличию художественной информации других видов они разделяются на проекты с включением видеоинформации, с включением аудиоинформации, с включением фото и графических объектов.
Анализ второй группы Интернет-проектов культурного и гуманитарного просвещения — площадок для общения на темы, связанные с художественной литературой ( «клубы по интересам») – позволял дифференцировать включенные в нее проекты по устойчивости пользовательской аудитории, по уровню связи с реальной действительностью, по субъектам коммуникации, по технологиям социальной оценки, по уровню суверенности площадки общения. Проводя анализ по устойчивости пользовательской аудитории, все коммуникативные площадки можно разделить на две большие группы: проекты с постоянной пользовательской аудиторией (комьюнити, социальные сети, группы в социальных сетях) и проекты без устойчивой аудитории.
Проекты с постоянной пользовательской аудиторией отличаются разнообразием и в свою очередь могут быть дифференцированы, во-первых, по характеру построения взаимодействия (построенные на иерархической основе и построенные на равноправии), во-вторых, по возможности сегментации (с дальнейшей дифференциацией либо однородные); в-третьих, по персональной открытости пользователя (проекты с простой (условной) регистрацией и проекты с созданием профиля); в-четвертых, по возможностям построения межличностного взаимодействия (с наличием такой возможности и с отсутствием такой возможности); в-пятых, по дифференциации читательских статусов (с дифференциацией либо без дифференциации).
Площадки для общения на темы, связанные с художественной литературой, не предполагающие устойчивой аудитории, разделяются по источнику инициативы обсуждения на проекты, в которых обсуждение инициируется модератором, и на проекты, в которых обсуждение основывается на свободной инициативе. Другим критерием дифференциации выступает регламентация размещения. Анализируя массив площадок для общения в сфере художественной литературы, можно выделить проекты со свободным размещением информации всеми участниками, с размещением информации в результате модерации, со свободным размещением информации с возможностью модерирования сообщений.
Анализируя площадки для общения на темы, связанные с художественной литературой по уровню связи с реальной действительностью, можно четко выделить проекты, не имеющие связи с реальной действительностью, и проекты, имеющие связь с реальной действительностью. Причем последняя группа может быть дифференцирована: во-первых, по характеру организации, с которой связан Интернет-проект (организованные учреждениями книжной культуры, организованные общественными организациями, самоорганизация акторов, организованная по частной инициативе); во-вторых, по частоте взаимодействия с реальной действительностью (разовые взаимодействия, периодические, постоянные, проектные); в-третьих, по характеру активности (творческие, волонтерские, образовательные, мемориальные, протестные, презентация субкультуры).
Дифференцируя площадки для общения на темы, связанные с художественной литературой, по субъектам коммуникации, можно выделить следующие форматы: «читатель-читатель», «читатель-писатель», «читатель-библиотекарь», «читатель-издатель», «читатель-педагог», «читатель-лидер чтения (медийная личность)».
Анализируя применяемые технологии социальной оценки, Интернет- площадки для общения на темы, связанные с художественной литературой, разделяются на использующие Интернет-статистику, формальные оценки (баллы), рейтинги, формирующие рекомендательные списки, размещающие критические публикации и комментарии, влияющие на сюжет произведения.
В зависимости от уровня суверенности площадки общения можно классифицировать ее как самостоятельный ресурс, площадку в рамках социальной сети, площадку в рамках Интернет-представительства социально-культурного учреждения (библиотеки, издательства, образовательные учреждения, культурные центры и т.п.), площадку в рамках персонального ресурса писателя.
Особую группу Интернет-проектов культурного и гуманитарного просвещения в области художественной литературы представляют виртуальные творческие площадки, которые, в свою очередь, могут быть дифференцированы в зависимости от субъекта творчества (индивидуальные либо коллаборативные), целей участия (обучение, самореализация, самопрезентация, поиск единомышленников, коммерческие цели, социальное одобрение, компенсация, рекреация), а также в зависимости от степени регламентации творческого процесса (спонтанное, не регламентированное творчество либо творчество, регламентированное заданностью темы, жанра, элементов сюжета).
Актуализируя и экстраполируя в современную информационную среду научные разработки И.М.Андреевой относительно интегративных процессов в литературной библиографии (1), выявлено, что в настоящее время интегративные процессы наблюдаются не только в научно-вспомогательной библиографии (библиографии для специалистов), но, в первую очередь, в рекомендательной литературной библиографии. Интегративные процессы опираются на технологические возможности синтеза сервисов, реализующих разнообразие форм активности молодых людей в литературно-художественной коммуникации, в рамках единого Интернет-проекта культурного и гуманитарного просвещения.
Список литературы:
1. Андреева, И.М. Интеграционные тенденции в литературной библиографии: дис…канд.пед.наук: 05.25.03 / И.М. Андреева. -М., 1985.-224 с.
2. Беляева, Н.Е. Интернет-ресурсы художественной литературы: Практич.пособие /Н.Е. Беляева – М.: Литера, 2012. – 144 с. — (Серия «Современная библиотека»).
3. Васильев, И.Г. Методы исследования пользователей русскоязычных ресурсов Интернет / И.Г. Васильев, В.С. Крейденко, О.Р. Старовойтова //Библиосфера. – 2007. – № 2. — С.21-24.
4. Гудков, Л.Д. Литература как социальный институт: ст. по социологии литературы /Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин. – М.: Новое лит.обозрение, 1994. – 352 с.
5. Лопатина, Н.В. Компьютер на службе рекомендательной библиографии /Н.В.Лопатина // Библиография. — 1995.- № 5. — С. 35-38.
6. Чазова, С.А. Информационно-библиографический мониторинг литературного процесса: Вопросы теории и методики: Автореф.дис…. канд.пед.наук / С.А. Чазова – М., 2000.- 16 с.
Сведения об авторах:
Дорохина Светлана Владимировна – аспирант кафедры информатизации культуры Московского государственного университета культуры и искусств.
Чазова Светлана Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатизации культуры Московского государственного университета культуры и искусств.
19.09.2014, 3154 просмотра.