Новые книги: рецензии, оценки, мнения.

Институциональный статус культурно-досуговой программы как существенного результата культурно-досуговой деятельности, закреплен в научной литературе, учебниках и учебных планах кафедр культурно-досуговой деятельности университетов и институтов культуры и искусств, словарях и других источниках, однако как объект и предмет исследования, культурно-досуговая программа не нашла достаточного отражения в научной литературе.

      «Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговых программ» Г.С. Тихоновской, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 0718000 – «Социально-культурная деятельность», в значительной мере восполняет этот пробел.

   Представленное учебное пособие привлекает внимание прежде всего авторской концепцией анализа культурно-досуговой программы, суть которой заключается в структурно-типологическом подходе к целостному технологическому процессу создания культурно-досуговых программ.

    Опора данного теоретико-методического исследования на содержание научно-фундаментальной концепции целостного технологического подхода к организации культурно-досуговой деятельности доктора педагогических наук, профессора А.Д. Жаркова, на теоретические концепции ведущих ученых в области социально-культурной деятельности и педагогики досуга М.А. Ариарского, Л.С. Жарковой, Е.Я. Зазерского, Ю.А. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко, В.М. Чижикова, В.З. Дуликова, Ю.Д. Красильникова, Т.Г. Киселевой, В.Е. Триодина, В.Я. Суртаева, Л. И. Мазаева, Н.Ф. Максютина; по вопросам сценарно-режиссёрской организации культурно-досуговых программ – В.Н. Гагина, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, А.А. Коновича, В.Г. Кузнецова, О.И. Маркова, В.М. Петрова, И.Д. Шароева, А.И. Чечетина; на инновационные научные изыскания учёных А.А. Жарковой (социально-культурное проектирование), В.М. Чижикова (культура и дизайн досуговой среды), Л.В. Тарасова, Т.В. Дедуриной (социокультурная анимация) и других, дала возможность автору представить материал, обладающий учебно-познавательной и технолого-практической ценностью, а также внести существенный научно-теоретический вклад в разработку проблемы сценарно-режиссёрских технологий создания культурно-досуговых программ.

    Основной тезис учебного пособия – технологический процесс создания культурно-досуговой программы – это методически последовательное целесообразное структурно-содержательное построение, обеспечивающее логические и гармонические внутренние связи всех компонентов программы: формы и содержания, темы, идеи, цели, проблемы, выразительных средств, жанровых и стилевых особенностей, что влечет за собой целый комплекс знаний и качеств, которыми должен обладать будущий специалист культурно-досуговой деятельности – глубокими знаниями в области драматургии и режиссуры, законов и закономерностей функционирования процессов художественно-творческой деятельности, технологических приёмов сценарного моделирования и постановочной деятельности, профессионально развитым творческим (художественным) мышлением – определил всё последующее содержание учебного пособия.

    Первый раздел посвящён теоретико-технологическим основам драматургической организации культурно-досуговых программ. Здесь автор сосредоточивает своё внимание на анализе таких компонентов, как  «художественное мышление», «художественный образ», «художественный вкус», «творческий метод», понятие «драматургии» и на характеристиках её основных видов, что является основой формирования профессиональных компетентностей будущих специалистов досуга. Заявленная автором модель учебного тренинга позволяет целенаправленно формировать навыки и умения создания культурно-досуговой программы высокой профессиональной культуры.

    Привлекает внимание инновацией второй раздел учебного пособия, посвященный непосредственно специфике драматургии культурно-досуговых программ. Наряду с рассмотрением такого вопроса, как структура эмоционально-выразительных средств культурно-досуговой программы, автор представил свой взгляд на функциональные свойства данных программ. В процессе анализа основных функций – информационно-просветительской, психолого-педагогической, эстетической, автору удалось определить культурно-досуговую программу как исторически сложившийся социально-культурный феномен, социально-художественное явление, как форму социально-культурного общения и взаимодействия людей, призванную создавать, сохранять, восстанавливать и распространять общекультурные духовные ценности, формировать вкусы, потребности и ментальные традиции культурно-досуговой жизни общества, а также моделировать духовно-интеллектуальную и эмоциональную атмосферу общения в процессе программы.

    Третий раздел учебного пособия посвящён сценарно-режиссерским технологиям моделирования культурно-досуговых программ. Опираясь на классические законы и закономерности формирования замысла, сюжетно-композиционного построения, а также режиссерско-постановочного обеспечения программы, автор показывает последовательность и преемственность технологических операций, способствующих созданию художественно целостной  культурно-досуговой программы.

    Несомненной научной удачей автора является четвертый раздел, посвященный типологии культурно-досуговых программ и драматургическим особенностям организации программ в соответствии с их типологическими различиями. На широком фоне исторического становления культурно-досуговых программ автор убедительно раскрывает особенности основных типов программ, в основу которых положен ведущий технологический компонент  -  метод создания программы, определяющий структурные типологические характеристики данных программ.

    Типологические характеристики культурно-досуговых программ   - игровых, конкурсно-зрелищных, театрализованных, фольклорных, художественно-публицистических, танцевально-развлекательных и теоретическое обоснование методов их драматургической организации – методов игры, состязания, театрализации, иллюстрации, обрядовой игры, ритмического движения, являются определенным научным вкладом в теорию и технологию культурно-досуговой и оциально-культурной деятельности.

Следует обратить внимание на практическую значимость Сценарного практикума и Приложений к учебному пособию. Здесь автор представляет отобранный и технологически выверенный учебный материал, который может быть наглядным пособием для последующих поколений студентов.

    Несомненно учебное пособие Г.С. Тихоновской «Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговых программ» значительно дополняет и обогащает теорию и технологию культурно-досуговой деятельности и может быть полезным не только студентам, обучающимся на данной специализации, но и широкому кругу специалистов-практиков, работающих в различных учреждениях культуры досугового типа.

 

А.А. Жаркова,

доктор педагогических наук,

профессор кафедры культурно-досуговой деятельности

Московского государственного университета культуры и искусств

К оглавлению выпуска

19.09.2014, 1541 просмотр.