Д.Г. Дрейцер МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

 В статье говорится о приобретении все большего значения правового регулирования информационно-библиотечной деятельности по мере становления информационного общества в Европейском Союзе. Конкретизируются новые задачи библиотек таких стран, как Германия, отмечается, что общественная сфера услуг состоит в том, чтобы предоставлять всем гражданам, независимо от дохода, статуса, возраста или пола свободный доступ к информации, образованию и культуре.

Ключевые слова: Европейский союз, информационно-библиотечная деятельность, международное сотрудничество, информатизация, директива, право.

 

    Изучение правового регулирования информационно-библиотечной деятельности в Европейском Союзе важно, во-первых, с точки зрения опыта формирования и реализации регулирования особого вида социальных отношений в условиях интеграции правовых, экономических и социокультурных систем; во-вторых, в контексте влияния на информационные и культурные процессы в русле создания единого информационного пространства – глобального и европейского – и возможности проектирования правовых условий для интеграции в него России и правового обеспечения международного сотрудничества в области информационно-библиотечной деятельности.

   Правовое регулирование информационно-библиотечной деятельности приобретает все большее значение по мере становления информационного общества, в условиях трансформации социальных институтов и систем под влиянием информатизации, в условиях интенсивной интеграции в жизнь личности и общества ИКТ-новаций и запаздывающей реакции правовых институтов на происходящие изменения. Информатизация общества как глобальный процесс, как цивилизационный тренд ставит страны перед идентичными проблемами, которые могут быть очень оперативно решены сходными правовыми методами в русле тенденции сближения национальных правовых систем, средств и методов правового регулирования. Невозможность изолированного существования информационного и культурного пространства отдельного государства в условиях информатизации определяет необходимость международно-правового регулирования информационно-библиотечной деятельности.

    Опыт правового регулирования информационно-библиотечной деятельности в Евросоюзе представляет интерес и важность для юридической науки в силу уникальности примера правовой системы, создающей интеграционные, наднациональные институты правового регулирования информационно-библиотечной деятельности. Данный опыт до настоящего времени не был обобщен в предметном поле юридических наук, несмотря на то, что представители информационно-библиотечной науки (LIS) и практики активно обращаются к нему, демонстрируя тенденцию к заимствованию отдельных элементов систем правовых норм, конкретных средств и методов вне процессов системной интеграции в праве. Подобные интуитивные решения неэффективны в силу того, что за пределами узкоспециальных интересов находятся традиции и специфические механизмы международного права и национального права развитых демократических государств Европы, а также принципиально новые характеристики, качества и возможности права Евросоюза, которые создают уникальное правовое поле для информационно-библиотечной деятельности.

      Изучение правового регулирования информационно-библиотечной деятельности в Европейском союзе как в предметном поле юриспруденции, так и в предметном поле библиотековедения предполагает рассмотрение в качестве объекта исследований общественных отношений в информационно-библиотечной сфере Европейского союза.

   Выявление особенностей механизма правового регулирования Европейским союзом информационно-библиотечной деятельности предполагает, во-первых, рассмотрение истории становления и развития правового регулирования информационно-библиотечной деятельности в Европейском Союзе, выявление ее основных этапов, историко-правовой анализ библиотечного и информационного законодательства ЕС; во-вторых, выявление, обоснование и раскрытие принципов правового регулирования информационно-библиотечной деятельности в ЕС; установление его отличительных признаков; в-третьих, исследование организационной структуры наднациональных институтов регулирования информационно-библиотечной деятельностью в ЕС; выявление специфических средств и методов, которые они используют. Безусловно, особый интерес представляет анализ возможностей использования опыта правового регулирования ЕС информационно-библиотечной деятельности в России.

   Анализ действующего международного и национального правового регулирования информационно-библиотечной деятельности в ЕС демонстрирует диалектику глобализации – регионализации.

    С одной стороны, основополагающий характер носят «Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе», утвержденные Советом Европы в 2000 году. Данный документ представляет библиотеки как существенный и незаменимый компонент культурной, образовательной и информационной инфраструктуры общества, как неотъемлемую часть культурного наследия. Эта идея представляется особенно важной в современной Европе по ряду причин: во-первых, в силу необходимости защиты основных прав человека – права на свободу слова (самовыражения) и право на открытый доступ к информации; во-вторых, библиотеки рассматриваются ключевыми игроками в культурно-ориентированной европейской политике по информационно-коммуникационным технологиям как гарант демократических приоритетов развития новых технологий и глобализации; в-третьих, определяется важность библиотек в демократизации государств как информационной инфраструктуры институциональных и экономических реформ; в-четвертых, в силу необходимости сохранение национальных коллекций как важнейшего элемента культурного наследия. Констатируется, что ни одна страна не принадлежит в полной мере к демократическому миру до тех пор, пока у ее граждан нет равных прав и свободного доступа к информации, поэтому важно, что эти принципы должны реализовываться через европейское сотрудничество на международном уровне.

   Вместе с тем, «Руководящие принципы…» необязательны к исполнению и применению и предназначены только для того чтобы дать представление для высших чиновников, политиков и профессионалов в формировании правовых норм и государственной политики в отношении библиотек и других информационных учреждений.

  В настоящее время данный документ требует пересмотра в русле политических, экономических и технологических изменений, произошедших в последние 15 лет. Одной из наиболее важных тенденций законотворчества этого периода выступает реализация концепций гражданского общества, в первую очередь, приоритетная роль профессиональных сообществ в выработке законодательных основ регулирования различных видов деятельности. В этом контексте для вышеобозначенного исследования интерес представляет выступление Президента Европейского бюро Библиотечных, Информационных и Документационных ассоциаций, Генерального секретаря библиотечной ассоциации Австрии Геральда Лайтнера, подводящего итоги прошедшего периода действия данных «Руководящих принципов…», ставит проблемы становления системы правового регулирования информационно-библиотечной деятельности в Евросоюзе как новом политическом и экономическом образовании, формулирует требования к разрабатываемому библиотечному законодательству Евросоюза.

  Следует отметить, что в настоящее время Европейская комиссия проводит общественные консультации по вопросам авторского права, позволяющие всем заинтересованным сторонам внести свои коррективы в предложенный проект.

  В то же время приоритетным является вопрос о разграничении компетенций между Европейским союзом и государствами-членами в области правового регулирования информационно-библиотечной деятельности и особенности имплементации в государствах ЕС норм европейского права в области информационно-библиотечной деятельности. С одной стороны, встают вопросы единства правового и экономического поля информационно-библиотечной деятельности, с другой стороны, актуальны и остры вопросы сохранения культурной уникальности стран-участников ЕС.    

   Вместе с тем, треть стран-участников ЕС не имели информационного и библиотечного законодательства в период интеграции. Но в то же время в остальных странах значительный массив национальных законодательных актов был актуализирован в соответствии с реалиями информационного общества. Национальные правовые системы в области информационно-библиотечной деятельности являются наглядным проявлением политической воли государств и национальных политических и культурных приоритетов. 

   Например, конкретизируя новые задачи библиотек Германии, необходимо отметить, что общественная сфера услуг состоит в том, чтобы предоставлять всем гражданам, независимо от дохода, статуса, возраста или пола, свободный доступ к информации, образованию и культуре. Опыт концептуальной гармонизации как основы объединения библиотечных систем Восточной и Западной Германии в условиях отсутствия единого национального закона о библиотечном деле позволяет аргументировать правомерность приоритета именно демократических основ в библиотечном деле (в отличие, в частности, от большинства государств бывшего СССР, в которых приоритеты библиотечного строительства базируются на патернализме, на влиянии на читателя).  

   Следует отметить, что именно опыт объединения Германии был воспринят как основа для формирования единого информационного и образовательного пространства Европейского союза как уникального опыта экономической и политической интеграции при сохранении идентичности национальных культур.

Анализ национальных систем правового регулирования информационно-библиотечной деятельности в государствах-членах ЕС показывает отсутствие единообразия правового регулирования. При этом законы, регулирующие библиотечное дело, встроены в политическую и правовую структуры государств, которые регулируются наднациональными законами.  

И сфера культуры, и сфера образования относятся к предметам совместного ведения ЕС и государств-членов. При этом полномочия ЕС в области культуры нельзя оценивать как значительные. ЕС для достижения целей ст. 151 Договора о ЕС вправе издавать лишь рекомендации и принимать поощрительные меры, исключая какую-либо гармонизацию и унификацию законодательства государств-членов. С одной стороны, представители библиотечной общественности стран-членов ЕС в ходе глубинных интервью выявили опасения, что правовые нормы, реализующие цели культурной интеграции стран ЕС, могут снизить разнообразие национальных культур. С другой стороны, многие возникающие на практике проблемы оборота культурных ценностей в библиотеках стран-членов ЕС требуют единого решения в рамках единого экономического, образовательного и культурного пространства. 

Вместе с тем, можно выделить набор требований, гармонизирующих существующие наднациональные акты в областях, касающихся современной информационно-библиотечной деятельности, национальные законы о библиотечном деле, а также Декларации и Руководства ЮНЕСКО и ИФЛА. В первую очередь, это отражение ценности библиотеки для обеспечения безопасного свободного доступа к информации и свободы мнений. Во-вторых, усиление роли местных органов власти в регулировании деятельности библиотек. В-третьих, обеспечение государственной финансовой поддержки библиотек. В-четвертых, закрепление бесплатности основных библиотечных услуг. В-пятых, утверждение независимости в развитии коллекций. В-шестых, декларация сотрудничества для формирования национальных библиотечных сетей.  

По мнению С.В. Глотовой, имплементация директив в национальный правопорядок имеет большее сходство с реализацией внутренних законов, чем с исполнением международных договоров[1].

Особенности имплементации в государствах ЕС норм европейского права в области информационно-библиотечной деятельности будут рассмотрены ниже на примере Директивы 2001/29/ЕС  об авторском праве (European Union copyright directive).

Первые попытки согласования закона об авторском праве в Европе (и за его пределами) относятся к подписанию Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений  (9 сентября 1886), так как все государства-члены Европейского союза являются участниками Бернской конвенции,  и соблюдение ее диспозиций теперь является обязательным до вступления в ЕС.  Первым крупным шагом, сделанным Европейским экономическим сообществом для гармонизации законов об авторских правах, стало решение о применении общего стандарта для правовой охраны программ для ЭВМ.

Проблемы прав на интеллектуальную собственность в цифровую эпоху решаются в странах Европейского союза на основе баланса интересов общества и правообладателей. ЕС присоединился к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) 1996 года.

Общие тенденции развития правового регулирования в данной области особенно заметны на примере занимающей особое место среди документов об авторском праве Директивы ЕС «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе» от 22 мая 2001 г. (далее – «Директива 2001 г.»), которая закладывает основы для создания общей и гибкой правовой системы, способствующей развитию информационного общества и нового рынка товаров и услуг.

В ст. 6 Директивы 2001 г. отмечено, что без гармонизации на уровне Сообщества законодательная деятельность на национальном уровне, инициированная в ряде государств-членов в ответ на технологические вызовы, может привести к существенным различиям в защите (несовместимости законодательных норм) и, таким образом, к ограничениям свободного движения услуг и продуктов, включающим интеллектуальную собственность.

Эта Директива 2001 г. устанавливает право автора на обнародование, распространение, репродуцирование произведения, однако указывает на некоторые возможные исключения и ограничения прав автора (ст. 5), в том числе в ряде случаев, которые связаны с деятельностью библиотек. К ним можно отнести, например,

● право временного репродуцирования, если это часть технологического процесса, цель которого — передача по сетям или иное законное использование произведения;

● право репродуцирования частным лицом на любом носителе для личного некоммерческого использования;

● право репродуцирования в некоммерческих целях в публично доступных библиотеках, образовательных учреждениях, музеях, архивах;

● право репродуцирования недолговечных записей, создаваемых радио и телевидением на их собственном оборудовании для трансляции или для сохранения наиболее ценных записей в официальных архивах;

● право некоммерческого использования в качестве иллюстрации в образовательных целях или научной деятельности;

● право некоммерческого использования для людей с ограниченными возможностями (впервые);

● право коммуникации или предоставления доступа отдельным лицам в образовательных и научных целях через специально выделенные терминалы в помещениях библиотек, учебных заведений.

        В п. 40 Директивы указано: «Государства — члены ЕС могут предоставлять исключения и ограничения в пользу определенных некоммерческих учреждений, таких, как общедоступные библиотеки и сходные с ними организации, а также архивы. …Директива не должна создавать впечатления, что государства — члены ЕС могут ограничивать права граждан на получение информации. Поэтому должны поощряться специальные контракты или лицензии, так как они, не нарушая баланса интересов, помогают таким учреждениям в исполнении функции распространения информации».

        Особого внимания заслуживает и содержащееся в статье 8 Директивы положение об обязанности государств — членов Европейского союза обеспечить возможность применения эффективных судебных запретов и санкций не только против самих нарушителей, но и против «посредников, чьи услуги используются третьими лицами для нарушения авторских или смежных прав». Таким образом, на международном уровне закладывается правовой фундамент как для предотвращения и пресечения правонарушений, так и для конструктивного сотрудничества всех заинтересованных в этом лиц. Дальнейшее развитие данные положения должны получить в национальных законодательствах.

         В Директиве 2001 г. собраны ограничения и изъятия из авторских прав (в том числе для библиотек), предусмотренные национальными законодательствами государств-членов ЕС. Каждое из них может, но не обязано включить в национальное законодательство любые из этих ограничений и изъятий. Например, в Директиве 2001г. содержится измененное положение о «трехступенчатом тесте», определяющее границы применения всех исключений и ограничений, впервые сформулированное в ст. 9 (2) Бернской конвенции и затем включенное в ст. 10 Договора об авторском праве ВОИС 1996г.:» (I) только в определенных особых случаях, (II) которые не вступают в конфликт с общепринятым использованием произведения и других объектов и (III) не причиняют необоснованного ущерба законным интересам правообладателя» (ст. 5.5 Директивы 2001г.). Греция, Испания, Италия, Люксембург, Португалия и Франция имплементировали (включили) это положение в свои законы, Бельгия, Великобритания, Германия и Нидерланды отказались.

 

 Литература

 

  1. Анжелаки Дж. Обязательное хранение цифровых материалов в государствах — членах Европейского союза: обзор законодательства и правоприменительной практики // Библиотеки в правовом пространстве. Современные проблемы: сб. статей. — СПб.: Рос. нац. б-ка, 2008. — С. 124—168.
  2. Бракер Н. В., Куйбышев Л. А. Сбор и сохранение цифровой информации: правовые аспекты// Библиотековедение. – 2011. — №6.
  3. Монахов В. Н. Библиотека в цифровую эпоху (правовые аспекты)// http://law-journal.hse.ru/data/2013/02/23/1306562237/3-2010-10.pdf
  4. Сouncil of Еurope/EBLIDA Guidelines on Library Legislation and Policy in Europe// http://www.coe.int/t/dg4/cultureheritage/culture/resources/DECS_CULT_POL_book (2000)1_EN.pdf
  5. Directive 2001/29/EC of the European Parliament and of the Council of 22 May 2001 on the Harmonisation of Certain Aspects of Copyright and Related Rights in the Information Society [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/Lex-UriServ.do?uri=CELEX:32001L0029:EN:HTML
  6. Directive 2006/115/EC of the European Parliament and of the Council of 12 December 2006 on rental right and lending right and on certain rights related to copyright in the field of intellectual property (codified version)// http://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/ALL/;jsessionid=DfvTTdvGpvv9p0SqwrpzR45TTC1yT4c0yWD7JJ0pc7C007wyrW05!-1392986359? 
  7.  Economic and Social Impact of the Public Domain. EU Cultural Institutions and the PSI Directive [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ec.europa.eu/information_society/policy/psi/docs/pdfs/report/comm_0022_psi_v6.0.pdf             
  8. Final Report. Digital Libraries: Recommendations and Challenges for the Future [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/information_society/activities/digital_libraries/doc/hleg/reports/hlg_final_report09.pdf
  9. Final Report on Digital Preservation, Orphan Works, and Out-of-Print Works [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book305.pdf

10. Finland. Ministry of Education. Library strategy 2010: policy for access to knowledge and culture. 2009.

11. Finland. Ministry of Education. Finnish Public Library Policy 2015: national strategic areas of focus. 2009.

12. Green Paper. Copyright in the Knowledge Economy [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri

  1.  Shleihagen B. Library Legislation in Europe. Political Instrument to shape a library sector// http://www.conference.bvoe.at/presentations/schleihagen.pdf
  2. Shleihagen B. Open Access and Access to Public Libraries// http://www.ifla.org/files/assets/hq/presidents-program/papers/schleihagen.pdf

 

Дрейцер Дмитрий Генрихович – соискатель МГУКИ.

 



[1] Глотова С. В. Директивы Европейского сообщества: Автореф. дис…канд. юр. наук. – М.: МГУ, 1999.

К оглавлению выпуска

02.11.2014, 1545 просмотров.