С.М. Хабибрахманова ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В работе рассматриваются актуальные и постоянные проблемы информационно-библиотечного обслуживания творческих работников (музыкантов, артистов, художников, литераторов и т.д.). Раскрывается специфика информационных потребностей, информационного поведения, информационного самообслуживания и информационной культуры творческих работников как особой социально-профессиональной группы. Современная библиотека представляется как институт арт-менеджмента, создающий условия для эффективной деятельности в сфере профессионального художественного творчества.

Ключевые слова: творческие работники, библиотека, ар-менеджмент, информационная культура.

 

Роль искусства в современном мире ставит вопрос о всесторонней поддержке со стороны государства и общества творческих работников. Вузы культуры и искусств создали эффективную систему профессиональной подготовки представителей творческих профессий, однако каждый выпускник, покинув alma mater, сталкивается с множеством проблем, о которых не задумывались, постигая азы мастерства, окунаясь в мир искусства. Между тем, творческие работники – особенная социально-профессиональная группа, которая оказывается наиболее уязвимой в сложных жизненных ситуациях, требующих прагматического подхода, жестких административных рамок, оперирования сложными инструментами социального взаимодействия. В числе социальных институтов, которые должны учитывать специфику «человека искусства», - современные библиотеки. 

Проблемы удовлетворения информационных потребностей творческих работников, развития информационных ресурсов по искусству исследовались Ю.С. Зубовым, А.З. Юрковецкой, Т.Н. Суминовой, С.Г. Антоновой,  И.С. Шишкиным, О.Н. Лукьяновой, Г.А. Кузичкиной, Л.К. Сагитовой, И.Р. Ибрагимовой, И.К. Джерелиевской, Л.В. Ласьковой и другими авторами, заложившими научные основы современного библиотечно-библиографического обслуживания. Научная тема, популярная в годы расцвета отраслевой библиографии, сегодня не пользуется вниманием учёных. В настоящее время отсутствуют исследования, посвященные состоянию и перспективам развития информационно-библиотечного обслуживания творческих работников в условиях информатизации, которая внесла определенные коррективы в информационную составляющую их профессиональной деятельности.

Между тем, изучение современной системы информационно-библиотечного обслуживания творческих работников выявило противоречия, сложившиеся между информационными потребностями творческих работников и современной системой информационно-библиотечного обслуживания данной социально-профессиональной группы. Данное противоречие обусловлено информатизацией как глобальной тенденцией современного социального развития, в том числе информатизацией культуры, усилением информационного компонента многих видов профессиональной деятельности, изменением системы социальных коммуникаций, в которой реализуется творческий потенциал современных музыкантов, художников, литераторов, актеров и т.д.

Изменение информационных потребностей творческих работников определяет необходимость адекватного реагирования современной системы информационно-библиотечного обслуживания. Проведенные пилотажные социологические исследования показали, что значительная часть творческих работников ограничивается информационным самообслуживанием, сталкиваясь с проблемами доступа к национальному и мировому культурному наследию, с проблемами поиска в условиях профицита информации и информационного шума, с проблемами представления в современной информационной среде художественной информации, созданной или репродуцируемой ими. Вместе с тем, значительная часть творческих работников, принявших участие в исследовании, неспособна решить данные проблемы без профессиональной помощи современных информационно-библиотечных специалистов, в том числе – консультативно-методической помощи.

В данной ситуации актуальность приобретает совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания, в том числе и системы научно-вспомогательной библиографии в области искусств, на основе электронных информационных ресурсов. Однако это – не единственное перспективное направление информационно-библиотечного обслуживания творческих работников.

Успешность современного творческого работника в современном обществе во многом зависит от его встроенности в современную систему арт-менеджмента. На практике арт-менеджмент часто ассоциируется лишь с работой арт-менеджера по организации конкретного мероприятия, однако более глубинный анализ этого вида деятельности позволяет говорить о создании целой инфраструктуры, которая поддерживает и содействует развитию сферы искусства.

Т.Н. Суминова, один из ведущих специалистов, изучающих артосферу, обращает внимание на то, что именно в артосфере создаются информационные ресурсы по искусству, «многочисленные вариативные тексты, документы, культурные формы»: собственно художественная информация, биографическая информация, искусствоведческая информация, информационно-вспомогательные материалы. Т.Н. Суминова называет их информационными объектами артосферы, доказывает их значение для арт-менеджмента и роль знания информационной составляющей артосферы в компетентностном комплексе современного арт-менеджера (1).

На наш взгляд, современные информационные ресурсы по искусству представляют собой конгломерат, не стремящийся к системной интеграции. С одной стороны, современная система информационно-библиотечного обслуживания, обладающая традициями и новыми технологиями, но недостаточно востребованная у творческих работников в силу множества причин, в том числе – и в силу несформированности важнейших компонентов информационной культуры специалиста. С другой, разрозненные генераторы коллекций информационных ресурсов артосферы, которые дублируют, нелегитимно копируют информацию, создают подчас информационный шум. Но именно они хорошо знакомы  современной артосфере. С третьей стороны, сам творческий работник, понимающий, что от его активности в современном информационном пространстве зависит возможность заниматься любимым делом, содержать семью, создавать «базис» для творчества. Его профессиональная деятельность сегодня находится на пересечении трех важнейших зон: творчества, арт-менеджмента и глобальных информационно-коммуникационных систем (термин, введенный Н.А. Слядневой).

Отсутствие координации такого триединства и создает основные проблемы в удовлетворении сложного комплекса информационных потребностей творческих работников, без чего невозможен успех, к которому стремится каждый представитель этой социально-профессиональной группы. С одной стороны, ему необходимо знать и понимать мир, который его окружает, следовательно, классический механизм формирования информационных потребностей и их основные виды имеют прямое отношение к деятельности творческого работника. С другой стороны, он сам создает художественную информацию с целью ее широкого распространения, следовательно, необходимы структуры, позволяющие это делать в соответствии с современным правом, реализуя идеи самопозиционирования, сохранения информации и представления доступа к ней целевой аудитории (как непосредственных реципиентов, так и арт-менеджеров). С третьей стороны, есть потребность в получении обратной связи – общественного мнения, социальной оценки творческой деятельности, экспертной оценки искусствоведов, общения со зрителями.        

Современные библиотеки обладают необходимым потенциалом и ресурсом для создания такой информационной инфраструктуры творческой деятельности, которая способна учесть все вышеперечисленные позиции. В этом случае библиотека (в первую очередь, библиотека по искусству) оказывается одним из институтов арт-менеджмента, институтом, создающим условия для эффективной деятельности в артосфере.

В этой связи крайне актуальной становится мысль С.Г. Антоновой о том, что «необходим  процесс моделирования специальной библиотеки. При построении модели следует выделить библиотеки по искусству, также необходимо выделить важнейшие основные связи объекта – внутренние и внешние, отражающие качественные типообразующие признаки моделируемого материала» (2, с.33). Идея службы, занимающейся сохранением и распространением трудов деятелей искусства, выдвинутая С.Г. Антоновой и другими специалистами, остается актуальной и сегодня, хотя сейчас речь идет уже не только о мемориальной функции таких информационных ресурсов, но и о регулировании актуальных информационных потоков, создаваемых творческими работниками.

Предлагаемая нами концепция заключается в предоставлении новых сервисов для пользователей библиотек по искусству или библиотек, формирующих коллекции по искусству как виртуальных, так и традиционных. Творческий работник должен получить возможность быть не только читателем библиотеки, но и включать в ее фонд информационные ресурсы, связанные с его творчеством. Речь идет о создании депонированной коллекции (архива) музыканта, артиста, художника, писателя и т.д. (депонированная рукопись), например, по его желанию с его непосредственным участием на условиях безвозмездной передачи материалов библиотеки. Такое решение предполагает  введение дополнительных платных услуг со стороны библиотеки, расширение контингента ее пользователей, создание  благоприятной и более комфортной информационной среды в области искусства.

Почему именно такие информационные инструменты арт-менеджмента мы считаем наиболее привлекательными для творческого работника? Во-первых, институт депонирования и активное формирование института самопубликаций позволяет обеспечить творческому работнику сохранение его прав (авторских и смежных), а именно библиотека способна создать такие возможности на высокопрофессиональном уровне. Во-вторых,  самопубликуемые и депонируемые информационные ресурсы и коллекции на базе библиотек, архивов, музеев оказываются более доступными для целевой аудитории, ибо попадают в специально организованную информационную среду, где процесс поиска более  эффективен в силу структурируемости массива, разнообразия критериев поиска. Например, если Вы хотите, чтобы запись Вашего скрипичного концерта была доступна арт-менеджерам, Вы размещаете информацию на youtube. Это просто, но обеспечить поисковую оптимизацию может далеко не каждый, поэтому шанс «попасть на глаза» оказывается минимальным, ибо вряд ли арт-менеджер положит в основу поискового запроса Вашу фамилию, скорее это будет просто «скрипка», «девушка-скрипачка» или название произведения, которое Вы великолепно исполняете, но в данный момент на файлообменнике его нет. Современные технологии организации информационного пространства позволяют преодолеть эти недостатки, и профессиональными владением таких инструментов славятся именно библиотекари и библиографы. Возможность удаленного доступа к электронным коллекциям библиотек, музеев, архивов позволяет пользователю работать с такими информационными ресурсами из различных уголков земного шара.

     Работа с актуальными потоками информационных ресурсов артосферы привнесёт в работу библиотеки и функции архивов. Целесообразность и значимость такой интеграции доказывают примеры, приведенные Н.В. Лопатиной в ее программной статье, посвященной информатизации культуры. «Новации информатизации проникли в творческий процесс и творческую лабораторию современного художника… Но интерес… традиционно представляет архив художника – черновики, наброски, дневники, письма – то, что в творческой лаборатории современного художника создается и хранится в цифровых информационно-коммуникативных форматах. …то, что в традиционных документных форматах хранится веками, в цифровом формате – практически сиюминутно. Риски потери цифровых культурных ценностей связаны как с проблемами информационной безопасности (несанкционированный доступ, вирусы, сбои аппаратных и программных средств), так и с эволюцией носителей и форматов представления цифровой информации, и с проектным характером большинства интернет-акций, и со спецификой организации личной интернет-коммуникации художника. Читая письма классиков русской литературы или музыки, мы с сомнением предполагаем возможность подобного познания внутреннего мира и творческого контекста современного нам писателя или композитора – утрата пароля почтового ящика, автоматическое удаление «следов» в рамках проектов на основе Web 2.0. и т.п. лишают нас этой возможности.» Автор эмоционально и образно ставит задачу: «…тысячелетия мы вспоминаем библиотеку Ашшурбанипала, веками пытаемся отыскать библиотеку Ивана Грозного – подвластно ли нам сегодня управлять  «ускользающей современностью»?» (3)

Таким образом, с одной стороны, творческий работник в информационных процессах играет «двойную» роль, выступая и потребителем информации, и поставщиком. Основная задача современного информационно-библиотечного обслуживания – предоставить ему возможность исполнять эти роли, выступать посредником между художником, исполнителем и информационной средой.

Список литературы:

  1. Суминова Т.Н. Арт-менеджмент как социокультурный концепт// Вестник МГУКИ. – 2011. - №3. – С.117-123.
  2. Антонова С.Г. Отражение литературы по театру в системе текущих отраслевых информационно – библиографических изданий: Дис. …канд. пед. наук: 05.25.03 - М., 1981.
  3. Лопатина Н.В. Информатизация культуры: современные проблемы и перспективы// Науч.-техн. информ. Сер.1.– 2010.- №3- С.13-17.
  4. Хабибрахманова Светлана Маратовна – аспирант кафедры документоведения и документационного обеспечения управления Московского государственного университета культуры и искусств

К оглавлению выпуска

02.11.2014, 1246 просмотров.