О.В. МХИТАРЯН ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МУЗЫКАНТА КАК УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ
Статья посвящена формированию информационной культуры будущих музыкантов в вузах культуры и искусств. Информационная культура рассматривается как условие готовности к профессиональному саморазвитию. Представляется авторская программа, основанная на новом содержании информационных дисциплин, которое направлено не только на формирование ИТ-компетентности, но и на воспитание информационной культуры музыканта.
Ключевые слова: информационная культура, профессиональное самообразование, подготовка специалистов в области музыки, компетентностный подход, вузы культуры и искусств.
На современном этапе развития высшего образования острую актуальность приобретает задача подготовки специалистов, способных к непрерывному совершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, способных развиваться на протяжении всей своей жизни, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры. Один из возможных вариантов решения данной задачи – целенаправленное формирование у студента готовности к профессиональному саморазвитию в процессе обучения как одной из ключевых компетенций, позволяющих эффективно реализовывать потенциал специалиста и в настоящем, и в будущем.
Необходимость формирования готовности к профессиональному саморазвитию демонстрирует особую актуальность в системе высшего музыкального образования. Современные тенденции профессиональной реализации в сфере культуры и искусства определяют для музыкального образования необходимость формировать профессиональную мобильность будущего специалиста, готовность к поливариативному развитию карьеры и способность к реализации творческого потенциала, что позволяет повышать его конкурентоспособность на рынке труда. Реализация новых ориентиров не является залогом успешной профессиональной карьеры молодых музыкантов, которые должны внести свой вклад в этот процесс не только благодаря эффективному освоению основных образовательных программ, и но постоянной работе над собой, развитию своего творческого и личностного потенциала, непрерывного освоения новых знаний и умений на протяжении всей своей жизни. В этих условиях готовность к саморазвитию должна стать одним из наиболее значимых результатов подготовки музыканта в системе высшего музыкального образования.
В ходе обучения в вузе и дальнейшей профессиональной деятельности происходит развитие музыканта, формируется неоценимый профессиональный опыт, оттачиваются личные качества. Но одновременно изменяется мир вокруг него. Современная система высшего музыкального образования должна быть перспективно ориентирована и учитывать не только современную специфику профессиональной деятельности, но тенденции ее развития в конкретных социокультурных условиях. Проведенные исследования позволяют говорить о том, что огромное влияние на профессиональную среду музыканта, на музыкальное искусство в целом и, в частности, на музыкальную деятельность как художественный феномен современного мира оказывает информатизация культуры. Будет ли готов выпускник вуза культуры и искусств к полноценной творческой деятельности в новых условиях, не станет ли она препятствием для профессиональной деятельности и творческой реализации? Ведь мы готовим его не столько для сегодняшнего дня, сколько для дня завтрашнего.
Проведенные диагностические исследования показали, что наши студенты и выпускники, к сожалению, слабо готовы к профессиональному саморазвитию в новых условиях. При поверхностном анализе данной ситуации может показаться, что студенты-музыканты в основной массе владеют современными компьютерными средствами подчас лучше своих педагогов. Стоит ли желать
Изучив современные федеральные образовательные стандарты, другие нормативные документы, можно увидеть, что задачи подготовки к саморазвитию поставлены и заявлены, но не отражены в компетентностных экспликациях как единый комплекс, в силу неразработанности его структуры. В ходе исследования была поставлена и решена задача уточнения содержания и сущности понятия «профессиональная готовность к саморазвитию» как сложной структуры, объединяющей профессиональные знания, умения и навыки, музыкально-творческие и педагогические способности, профессиональные компетенции, направленные на самосовершенствование.
В процессе исследования разработана концептуальная модель формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов, которая представляет собой взаимосвязанные и взаимообусловленные компетенции, учитывающие высокий уровень профессиональной подготовки к творческой деятельности музыканта (исполнительской, педагогической, научно-исследовательской), а также выявлены особенности формирования готовности к профессиональному саморазвитию в ходе изучения информационных дисциплин. В их основе — способность к рефлексивному анализу «Я-прошлого» в понимании прогнозирования условий профессиональной деятельности, способности к многоуровневой оценке «Я-настоящего» в русле активно-деятельностного подхода, а также к экстрагированию значимого опыта и способности к многоуровневой оценке в русле активно-деятельностного подхода к информатизации.
Апробирована и внедрена экспериментальная методика формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию. Она включает в себя авторскую программу, опирающуюся в своём содержании на цикл общепрофессиональных дисциплин – синтез которых позволил укрепить межпредметные связи. Авторская программа вводит в их содержание специализированные гуманитарно-ориентированные сквозные содержательные линии и тематические занятия, особые задания, позволяющие активно формировать профессиональные компетенции, творческие способности, информационную культуру музыканта. Преобразующий характер придает новое содержание информационных дисциплин, которое направлено не только на формирование ИТ-компетентности, но и на воспитание информационной культуры музыканта и формирование у него готовности к саморазвитию в условиях информационного общества.
В педагогический процесс внедрена авторская методика, основанная на идеях воспитывающего обучения, на понимании профессионально-ценностных ориентаций, эмоциональной и психологической направленности студентов-музыкантов при изучении информационных дисциплин, на учете индивидуальных особенностей информационного поведения музыканта; на применении личностно-ориентированных, активных, проектных, индивидуальных, практико-направленных технологий обучения.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что предложенная авторская методика формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию может стать одним из способов совершенствования подготовки музыкантов в вузах культуры и искусств с точки зрения формирования у них готовности к саморазвитию и в профессиональной деятельности (в условиях информационного общества).
Мхитарян Ольга Викторовна – кандидат педагогических наук,
02.11.2014, 2590 просмотров.