В.Ю. Иотова ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С НОВЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ)

Ставятся задачи подготовки библиотечных специалистов, способных работать в условиях информатизации. Рассматривается новое содержание понятия «готовность к работе с новыми информационными технологиями у будущих информационно-библиотечных специалистов». Описывается авторская экспериментальная работа подготовки информационно-библиотечных специалистов на базе учебной лаборатории-тренажера «Ситуационный центр».

 

 

Ключевые слова: библиотекарь, информационно-библиотечный специалист, информатизация, библиотека, высшее библиотечное образование, ситуационный центр.

 

Процесс информатизации в библиотеках России становится все более интенсивным. Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области российской информатизации признается информатизация библиотечной сферы. С каждым годом возрастает роль библиотеки на пути к информационному обществу, неуклонно повышается социальная значимость библиотеки как общественного института, идеологически и технологически содействующего этим процессам. В настоящее время библиотеки выступают как часть единого информационного пространства, для них характерны такие тенденции, связанные с информатизацией, как интерактивность, диверсификация библиотечного обслуживания и виртуализация.

      Сложившееся противоречие между возросшей потребностью в информационно-библиотечных специалистах нового поколения, адаптированных к динамичным процессам информатизации общества, способных активно преобразовывать библиотечную практику, и недостаточной научно-теоретической, методической и организационной разработанностью проблемы формирования готовности к работе с новыми информационными технологиями составляет проблему моего исследования.

Современное общество испытывает потребность в информационно-библиотечных специалистах, способных модернизировать библиотечное дело в русле информатизации культуры, быть «проводником» в библиотечную практику новых для данной области информационных технологий.  Задачей библиотечного образования  выступает формирование у студентов вузов готовности к работе с новыми информационными технологиями – целенаправленный, систематический процесс по развитию профессионально важных качеств у специалиста, приобретению им систематизированных педагогических, психологических и специальных знаний, умений и  навыков работы в современных условиях информатизации и модернизации библиотек.

Для этого мы сфокусировали внимание на компетентностном комплексе, выходящем за круг практических умений и владений и включающем наряду с ними необходимые в условиях информатизации библиотек аналитические компетенции, стратегическое мышление, технологические навыки, способность к активной профессиональной коммуникации, лидерство, организаторские способности, креативность, универсальные личностные качества, сформированные на низком (ориентировочном), среднем (репродуктивном), высоком (креативном) уровнях. Мы обозначили его понятием «готовность к работе с новыми информационными технологиями у будущих информационно-библиотечных специалистов».

В ходе исследования выработаны способы повышения уровня готовности к работе с новыми информационными технологиями у будущих информационно-библиотечных специалистов.

Во-первых, совершенствование содержания обучения посредством опережения современного состояния библиотечной практики и включения обучения перспективным для библиотеки информационным технологиям. Известно, что качество образовательного процесса обучающихся зависит не только от уровня квалификации преподавателя и степени подготовленности студентов, но и от качества организации образовательного процесса, и от качества управления им. Одним из перспективных направлений совершенствования образовательного процесса является освоение профессионально ориентированных информационных технологий в процессе профессиональной подготовки.

Во-вторых, создание позитивного отношения к информатизации библиотек, способствующего достижению успешности в профессиональной деятельности в условиях информатизации. В процессе обучения будущих библиотечных специалистов необходимо стимулировать побуждение, избирательность и активность обучающихся как субъектов деятельности. Для этого важно смоделировать профессиональные ситуации, включая студентов в исполнение определенных ролей.

В-третьих, учет факторов, определяющих результативность работы педагога по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности. Это: состояние материально-технической базы вузов, компьютерного парка, наличия электронных образовательных программ, возможностей пользования студентами базой данных библиотеки, работы в сети Интернет и др., применение технологий активного обучения, направленных на опережающее формирование готовности студентов к профессиональной деятельности.

В-четвертых, включение студентов в рефлексивно-оценочную деятельность в процессе формирования готовности к работе с новыми информационными технологиями. Рефлексивно-оценочный подход реализуется в процессе всех вышеперечисленных способов. Он направлен на активизацию познавательной деятельности студентов, способствует формированию у них способности осознавать, анализировать и оценивать свои действия и поступки.

Нами был проведен пилотный эксперимент, который состоял из 2-х этапов. Во-первых, был сделан анализ современного состояния готовности на основе фактических данных, полученных сторонними исследователями, который позволил нам сделать вывод о недостаточной готовности библиотекарей выполнять функции посредника в новой информационной среде. Это связано как с традиционностью библиотечных технологий, так и со сложившейся системой высшего профессионального библиотечного образования.

Во-вторых, результаты анкетирования студентов в количестве двухсот шестидесяти человек (Института информационных коммуникаций и библиотек Московского государственного университета культуры и искусств (171 чел.), Института информационно-коммуникационных технологий Самарской государственной академии культуры и искусств (35 человек), а также филиалов МГУКИ в городах Жуковский (29 человек) и Тамбов (25 человек)) подтвердили актуальность и необходимость создания специальной методики формирования в вузе готовности к работе с новыми информационными технологиями у будущих информационно-библиотечных специалистов.

Наша экспериментальная методика представляет собой систему заданий и методов обучения, развивающих мотивационный, теоретический и практический компоненты готовности посредством использования учебно-вспомогательной лаборатории (тренажера) «Ситуационный центр».

Учебно-вспомогательная лаборатория «Ситуационный центр» – тренажер, моделирующий условия будущей профессиональной деятельности для деловых игр и проектной деятельности, для социально-профессиональной интеграции и командообразующих тренингов студентов информационно-библиотечных факультетов.

Новизной предлагаемой методики является использование технологии ситуационного центра.

Ситуационные центры  представляют собой одну из самых современных и эффективных на сегодняшний день управленческих технологий, которая включает технико-технологические решения, информационные ресурсы, определенные методы их сбора, обработки и интеграции, современные технологии доступа и визуализации информации.

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации авторской методики на протяжении 2006 - 2010 годов в Московском государственном университете культуры и искусств был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 53 человека: контрольная группа (КГ) – 25 чел. и экспериментальная группа (ЭГ) – 28 чел. (студенты 4-х и 5-х курсов дневного и вечернего отделений направления «Прикладная информатика» Института информационных коммуникаций и библиотек).

На формирующем этапе в учебный процесс подготовки студентов экспериментальной группы была внедрена экспериментальная методика использования технологии ситуационных центров для формирования готовности к работе  с новыми информационными технологиями у будущих информационно-библиотечных специалистов.

Совершенствование информационно-библиотечного образования в вузах культуры и искусств посредством учебной лаборатории-тренажера «Ситуационный центр» предполагает четыре уровня ее применения: включение отдельных тем в содержание профессиональных дисциплин;  теоретическое изучение и практическое овладение технологией ситуационного центра на основе специализированного курса; моделирование условий профессиональной деятельности посредством создания лаборатории-тренажера; создание в вузе действующего ситуационного центра и бизнес-инкубатора на его основе.

Результаты сформированности профессиональной готовности были оценены и проанализированы как по отдельным критериям – когнитивному, психологически-личностному, управленческо-организационному, так и по уровням готовности до и после формирующего эксперимента.

По всем критериям была установлена положительная динамика,  достигнутая в результате реализации авторской методики, что подтверждает эффективность выбранных педагогических приемов развития и диагностики готовности к работе  с новыми информационными технологиями у будущих информационно-библиотечных специалистов.

 

Иотова Валерия Юрьевна – научный сотрудник НИИ МГУКИ, кандидат педагогических наук

К оглавлению выпуска

02.11.2014, 996 просмотров.