Р.В. ПАРАМОНОВ ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СКАНДИНАВСКИХ БИБЛИОТЕКАХ: АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА
Статья посвящена проблемам формирования информационной культуры в современном мире. Анализируются возможности библиотеки в формировании информационно-компьютерной грамотности. Опыт библиотек Дании, Норвегии, Финляндии сравнивается с современными проектами российских библиотек.
Ключевые слова: информационная культура, информационная безопасность.
Библиотеки и образовательные учреждения Скандинавских стран одни из первых в Европе приложили совместные усилия по формированию у пользователей знаний и умений по работе с информацией, что включает навыки «правильного» нахождения в сети Интернет [1], которое мы определяем как комфортное и безопасное сетевое взаимодействие между пользователями. Подобные действия можно характеризовать как формирование и повышение информационной культуры, а более частной задачей – повышение информационно-компьютерной грамотности. Эта задача приобретает особую актуальность в современной социально-политической ситуации. [13]
Движению по распространению информационной грамотности в Скандинавских странах, как и в других странах мирах, предшествовало библиотечно-библиографическое обучение пользователей. В первую очередь, акцент делался на использовании информации и информационный поиск учащимися. Как показала практика, именно действия школьников в процессе информационного поиска во многих отношениях оставляют желать лучшего. Отметим, что обучение информационной грамотности не сводится только к задаче обучения информационному поиску, оно требует кропотливых усилий по развитию навыков критического мышления, умению формировать исследовательские запросы, анализировать и оценивать информацию.
Российские библиотеки только начали сотрудничать с образовательными учреждениями в вопросах информационной грамотности и информационной безопасности. Предлагаем ознакомиться с опытом скандинавских коллег по вопросам взаимодействия с образовательными учреждениями на предмет формирования компетенции в сфере информационной безопасности личности.
В Дании публичные библиотеки всё больше включаются в процесс обучения школьников навыкам информационной грамотности в сотрудничестве со школами. Одна из таких программ называется «Pulling together» («Совместное сотрудничество»). Целевой задачей данного проекта было предложено вести курс обучения информационной грамотности по инициативе Публичной библиотеки г. Оттеруп и гимназии Нордфинса [9]. Главная цель этого проекта – создать интеллектуальное окружение с целью повышения компетентности школьников в процессе учебы, «подключить» публичную библиотеку к процессу обучения. Для получения максимально высоких результатов особое внимание уделяется обратной связи: учащимся предлагается высказать свое мнение о данной программе.
Информационный проект, инициированный Датской публичной библиотекой и начальной школой округа Хернинг, ставит целью – повышение личной заинтересованности учащихся в обучении основам грамотного использования интернет-ресурсов и сервисов и углублении уже имеющихся знаний. В ходе обучения используются новые формы обучения. [1].
Датские библиотеки активно сотрудничают с высшими образовательными заведениями. Исследовательский проект «MILE» [5] - цель проекта создать и протестировать модели обучения пользователей навыкам информационной грамотности. Модели обучения основаны на передовых педагогических методах и информационно-коммуникационных технологиях. Данный проект представляет собой электронный дистанционный учебный курс, инициатором данного проекта стала библиотека университета Ольборг.
Отдельного внимания заслуживает уникальный проект «SWIM» (streaming webbased information modules – веб-ориентированные информационные потоковые модули) университетской библиотеки
г. Ольборг. Этот проект, направленный на создание интерактивного курса информационного поиска, использует технологию потоковой передачи данных, которая позволяет студентам выбирать самостоятельно поисковую стратегию и пут её решения. [2]. Цель проекта – совершенствование навыков поиска информации необходимой для выполнения студенческих курсовых работ в рамках проблемно-ориентированного обучения. Проект направлен на развитие информационной грамотности в студенческой среде в целом и в частности с использованием веб-ориентированных потоковых ресурсов. Проект развивается как комплекс простых для обучения программ, модули которых могут быть размещены в непосредственной близости к соответствующим информационным ресурсам, благодаря чему пользователи могут получить руководство по использованию конкретного информационного ресурса.
В библиотеке норвежского университета науки и технологии «NTNU», [6] в г. Тронхейме началась реализация проекта VIKO («Путь к информационной грамотности»). Цель – разработать обучающую программу, которая помогла бы студентам-новичкам овладеть навыками информационной грамотности. В основе проекта представлена обширная база данных, из которой пользователь может получить необходимую ему информацию. Отзывы студентов и преподавателей подтверждают, что существует реальная потребность в обучении основам поиска информации, ее критической оценки и использовании при выполнении учебных занятий, что доказывает целесообразность и полезность VIKO.
В свою очередь, публичная библиотека Бергена (Норвегия) [10] предлагает своим пользователям программу для обучения информационной грамотности с учетом информационных потребностей студентов уже последних курсов. Библиотека предоставляет доступ к значительному количеству печатных и электронных документов, включая электронные книги и периодику. Также в библиотеке реализуется проект Demoteket, где каждый из пользователей может передать библиотеке свое мультимедийное произведение (рассказ, фильм, музыку), предварительно заключив с библиотекой договор.
По состоянию на 2004 год [1] из всех Скандинавских стран только Финляндия имела детально разработанную национальную политику по информационной грамотности и безопасности.
В Финляндии успешно реализуется уникальный проект «E-Tampere» города Тампере с населением 200 тыс. человек [12]. Городские власти переоборудовали старый автобус в «интернет-автобус». Городская библиотека назвала её «Нетти-Ниссе». Это было сделано для привлечения внимания жителей города к вопросам активного и, главное, безопасного использования компьютерных технологий и ресурсов Интернет. Для этого в случае необходимости предоставляется вводная инструкция, облегчающая знакомство пользователя с условиями и возможностями информационного пространства. Данный проект существует и на сегодняшний день и развивается достаточно успешно.
Несомненно, приведенные примеры оказывают значительное влияние на уровень просвещения общества как отдельной личности, так и всего государства. А значит и всего мирового сообщества.
Не стоит забывать, что сотрудничество публичных библиотек с образовательными учреждениями, такими как школы, гимназии, колледжи, университеты, требуют обоюдных усилий, человеческих затрат, высочайших профессиональных компетенций, понимания специфики обучения, культуры и традиций.
Следует отметить, что проектами, в чьем поле ответственности лежит формирование информационной грамотности личности, а значит и информационной безопасности в России, занимается доктор педагогических наук, профессор Гендина Наталья Ивановна, автор многих публикаций в данной сфере. В декабре 2012 года состоялась встреча стратегического комитета русской школьной библиотечной ассоциации и специалистов компании «Google Россия» [11]. Школьные библиотеки на ней рассматривались в качестве территории, на которой можно гарантировать безопасность детей в Интернете. Но для реализации данного проекта необходимо предпринимать конкретные и оперативные действия. На наш взгляд, одних рекомендаций учителям, родителям по «безопасному» нахождению детей в Интернете недостаточно, необходимо внедрять социально-образовательные программы в практику внеучебной деятельности школьников.
В ходе нашего исследования нами был тщательно проанализирован каталог библиотечных сайтов Library.ru [4]. Мы пришли к выводу, что в России не хватает библиотечных проектов по информационной грамотности и безопасности. В Сети достаточно информационно-образовательных проектов, но тематика таких проектов относится к краеведческой сфере и рекомендательным обзорам детской и юношеской литературы.
Необходимо осуществить общероссийский проект, ориентированный на развитие информационной грамотности читателей. Опыт ведения больших проектов у российских библиотек имеется, например, существует общероссийский информационно-методический ресурс «Экокультура» [8], созданный Российской государственной библиотекой для молодежи. Данный проект оказывает информационно-аналитическую поддержку экологическому просвещению, образованию и воспитанию молодежи. На портале библиотеки проводятся всероссийские конкурсы, формируется информационно-методический ресурс в помощь экологическому просвещению.
В заключение стоит сказать, что проекты по информационной безопасности и грамотности в России представлены фрагментарно, они инициированы не библиотеками, а другими учреждениями.
Например, проект «Безопасный и полезный Интернет», созданный одним из ведущих телекоммуникационных операторов России, компанией «МТС» совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фондом Развития Интернет. Данный проект рассчитан на учащихся 2–4 классов [7]. Цель — информирование детей, родителей и учителей о потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз и полезных возможностях Сети для образования, развития, общения и досуга.
Также существует информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» [3]. Здесь публикуются статьи о новых видах интернет-угроз и новых способах борьбы с ними, о работе официальных властей и общественных организаций в области безопасности в Сети, ведется мониторинг преступлений и наказаний в данной сфере, представлена законодательная база, определяющая правовые вопросы взаимодействия в Сети. Материалы ориентированы не только на специалистов, но и на широкий круг читателей. Для юных пользователей существует отдельный раздел.
Хочется верить, что в скором времени совместные усилия российских библиотек и других социально значимых институтов будут системно представлены, заданы общие траектории деятельности, что повлечет к формированию глобального национального проекта, посвященного информационной безопасности граждан.
Литература
- Гусева О.А. Роль библиотек в обучении информационной грамотности (ситуация в Скандинавских странах) // Б-ки за рубежом 2006 / Сост. и отв. ред. С.В. Пушкова; ред.: Н.Ю. Золотова, С.В. Пушкова, Л.М. Степачев. – М.: Рудомино, 2006. – 376 с.
- Датский учебный проект «SWIM» URL: http:// www.swiminfo.dk Дата обращения: 25.08.2013.
- Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет»
URL: http://content-filtering.ru Дата обращения: 25.08.2013.
- Информационно-справочный портал «Library.ru»
URL: http://www.library.ru Дата обращения: 25.08.2013.
- Исследовательский проект «MILE»
URL: http://mile.auc.dk Дата обращения: 19.07.2013.
- Норвежский электронный проект «VIKO»
URL: http://www.ntnu.edu/viko Дата обращения: 20.08.2013.
- Образовательно-выставочный проект «Дети в Интернете» URL: http://detionline.com Дата обращения: 25.08.2013.
- Общероссийский информационно-методический ресурс «Экокультура» URL:http: //www.ecoculture.ru Дата обращения: 25.08.2013.
- Официальный сайт публичной библиотеки г. Оттеруп, Дания. URL: http://openlibrary.org Дата обращения: 24.08.2013.
- Официальный сайт публичной библиотеки Бергена URL: http://bergenbibliotek.no Дата обращения: 24.08.2013.
- Школьная библиотека как пространство безопасного Интернета. Аналитическая статья// URL: http://imc.glazov-edu.ru Дата обращения: 25.05.2013.
- Электронный проект «E-Tampere» URL: http://www.etampere.fi Дата обращения: 24.08.2013.
13. Лопатина Н.В. Современная информационная культура и информационные войны// Науч.-техн.информ. Сер.1. – 2014. - №7. – С.1-4.
Парамонов Роман Владимирович – аспирант кафедры информатизации культуры Московского государственного университета культуры и искусств.
02.11.2014, 3524 просмотра.