О.В. ЛЕВЕРЬЕВА К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ САЙТА ПО КУЛЬТУРЕ
Статья посвящена роли сайтов учреждений культуры в обеспечении доступа к культурному наследию. Рассматриваются проблемы поиска надежных методов оценки содержания этих сайтов, описывается ход и результаты разработки оценочных технологий и процедур. На основе авторской методики анализируются сайты республиканских организаций культуры и искусств и федеральных образовательных учреждений (вузов) Якутии (Республики Саха).
Ключевые слова: вебметрия, веб-сайт, учреждение культуры, культура Республики Саха.
Web-сайты учреждений культуры становятся все более мощным средством обеспечения доступа к культурному наследию и информационным ресурсам широкого круга удаленных пользователей. Полноценное выполнение web-сайтом присущих ему функций, прежде всего, определяется качеством его информационного наполнения (контента). Динамичный рост и массовый характер создания web-сайтов в сфере культуры актуализировали проблему оценки их качества. Проблемы обеспечения высокого качества контента web-сайтов учреждений культуры в настоящее время являются предметом пристального внимания профессиональной общественности не только на российском, но и международном уровнях. Сегодня предлагается множество способов оценки сайтов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Большое значение придается поиску надежных методов оценки, а также разработке соответствующих оценочных технологий и процедур, исключающих субъективный подход. Однако создать систему, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и ясности, очень сложно.
Рабочей группой «Определение потребностей пользователей, содержания и критериев качества веб-сайтов по культуре» проекта «Minerva» выработано руководство «Принципы качества веб-сайтов по культуре». Основными принципами являются прозрачность, эффективность, поддержка, доступность, ориентация на пользователя, реактивность, многоязычность, совместимость, управляемость и сохранность. В частности, качественный веб-сайт должен быть ориентированным на пользователей, т.е. принимать во внимание потребности пользователей, обеспечивать им своевременность и простоту работы с сайтом, реагируя на оценку сайта пользователями и поступающую от них обратную связь.
В современных условиях недостаточно создать сайт и заниматься его регулярным наполнением. Важно, чтобы он был востребованным и приносил удовлетворение не только создателям, т.е. сайт должен быть эффективным, реализующим цели пользователей. Это может быть достигнуто путем оценочного изучения веб-сайтов с помощью различных инструментов, методов и средств, экспертной оценки на основании материала, полученного в ходе формализованного исследования (статистических данных, полученных со счетчиков или лог-файлов), разработки системы повышения эффективности сайта конкретной библиотеки.
Формализованные, количественные методы достаточно часто применяются в оценке эффективности сайтов. Их критерии: количество посещений сайта, число уникальных посетителей, количество зарегистрированных пользователей, положение страниц сайта в результатах поиска и др. С помощью счетчиков посещений можно с большой точностью подсчитать многие статистические характеристики сайта, измерить популярность ресурса у пользователей. Для этого используют счетчики или анализируются логи сервера.
Сразу нужно оговориться, что в рассмотренных сайтах по культуре нашей республики практически счетчики отсутствуют, за редким исключением.
Для вывода необходимых показателей для статистических данных были использованы симплекс и комплекс-методы:
- Site Rank (SR)
- Alexa Trafic Rank (ATR)
- Webalta Rank (WR)
- Google PageRank (PR)
- Logarithmic Yandex тИЦ (LCY)
- Yandex тИЦ (CY)
Симплекс-показатели
Yandex тИЦ (CY) — тематический индекс цитирования поисковой системы Яndex, особенностью которого является то, что он рассчитывается по отношению к тематически близким ресурсам.
Logarithmic Yandex тИЦ (LCY) — величина, вычисляемая из тематического индекса цитирования. Шкала LCY может изменяться от 0 до 100, что на данный момент соответствует тИЦ от 10 до 250000. У сайтов, лишённых или не имеющих тематического индекса цитирования, лИЦ равен -1. (© Сергей Холод, 2007).
Google PageRank (PR) — алгоритм расчёта авторитетности страницы, используемый поисковой системой Google, основанной на методе вычисления веса страницы путем подсчета важности ссылок на нее. Шкала PR может изменяться от 0 до 10. Для большинства сайтов средней «раскрученности» PR равен от 4 до 5. Для очень хорошо «раскрученного» сайта PR равен 6. 7 — величина, практически недостижимая для множества сайтов, но иногда встречается. Значения 8, 9, 10 имеют исключительно популярные и значимые проекты. PR — это параметр относящийся к каждой отдельной странице, но не всему сайту в целом. На одном сайте могут находиться страницы с разным PR. Для страниц, PageRank которым ещё не назначен, рекомендуется возвращать величину - 1.
Webalta Rank (WR) — ранг страницы и Webalta Site Trust Level (WTL) — уровень доверия к сайту — значения, определяющие положение интернет-ресурса в поисковой системе Yagun, знакомой ранее под именем WebAlta, с учетом ссылок и цитат на него с других сайтов — и множество других факторов, вплоть до времени регистрации доменного имени и репутации компании, на чьих серверах физически размещены страницы сайта. Ранее на одном сайте могли находиться страницы с разным WR.В настоящее время не функционирует.
Alexa Trafic Rank (ATR) — место домена в списке, упорядоченном по частоте посещений домена, и Alexa Rich Rank (ARR) — место домена в списке, упорядоченном по доступности домена для посещений. Эти показатели рейтинговой системы alexa (дочерней компании Amazon) основаны на подсчёте частоты посещений и просмотра страниц сайта. Алгоритм подсчёта трафика рейтинга Alexa очень прост и получается путём усреднения числа просмотров страниц в течение трёх месяцев для данного сайта.
Комплекс-показатели
Site Rank (SR) — комплексный аналог тИЦа на весь Интернет, предложенный рекламными системами XAP и TNX и вышедший недавно на бета-тестирование. На SR влияют не только обратные ссылки, но и наличие проиндексированных страниц, тИЦ, посещаемость, Alexa Rank и т.д. Разработчики надеются, что Site Rank, возможно, станет стандартом. Однако из-за такой многозначной комплексности недостатком становится большое время выдачи результата (от 5 до 120 секунд). Поэтому использовать этот индикатор для построения информера не рекомендуется.
Были определены и проанализированы сайты республиканских организаций культуры и искусств и федеральных образовательных учреждений (вузов) республики.
Библиотеки:
- Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) - НБ РС(Я) –http://www.nlib.sakha.ru/
- Научная библиотека Северо-Восточного федерального университета - НБ СВФУ им. М.К. Аммосова – http://libr.s-vfu.ru/
- Научная библиотека Якутской государственной сельскохозяйственной академии - НБ ЯГСХА – http://www.nlib.ysaa.ru
Музеи:
- Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) – НХМ - http://www.sakhamuseum.ru
- · Музей хомуса – http://www.rus.ilkhomus.com
Вузы:
- Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова - СВФУ - http://www.s-vfu.ru/
- Арктический государственный институт искусств и культуры - АГИИК - http://www.agiki.ru/
- Якутская государственная сельскохозяйственная академия - ЯГСХА – http://www.ysaa.ru
Культура:
- Портал информационной системы «Олонхо» - http://www.Olonkho.info
- Обсерватория культурного наследия «Куйаар» –http:// www.kuyaar.ru
- Портал циркумполярного наследия «Arcticmuseum.com» – www.arcticmuseum.com
- Портал «Память Якутии» - www.sakhamemory.com
-
Название
Организации
Yaknet
(рейтинг)
Yandex
тИЦ
LCY
(100)
Тема
Google
(PR)
XAP/TNX
(SR)
(10)
Alexa
ATR
ARR
ALI
Библиотека
НБ РС(Я)
22
800
42.95
6
0
-1
397527
16
НБ СВФУ
0
0
-1
-1
0
-1
12420940
3
НБ ЯГСХА
0
0
-1
-1
0
-1
11417525
18
Музеи
НХМ
442
80
20.38
5
0
-1
41911841
28
Музей хомуса
0
30
10.77
3
0
-1
-
15
Образование
СВФУ
0
0
-1
5
0
-1
1765283
1
АГИИК
0
80
20.38
5
0
-1
5973298
19
ЯГСХА
0
60
17.56
4
0
-1
11417525
18
Культура
Olonkho.info
0
10
0
3
0
-1
7115116
438
Куйаар
86
20
6.79
5
0
-1
2321704
18
Arcticmuseum.com
0
100
22.57
5
0
-1
9827409
20
Память Якутии
0
40
13.59
6
0
-1
12644671
10
Леверьева Ольга Владимировна – преподаватель кафедры информатики Арктического государственного института искусств и культуры, аспирант кафедры информатизации культуры Московского государственного университета культуры и искусств.
-
02.11.2014, 2998 просмотров.