О.В. ЛЕВЕРЬЕВА К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ САЙТА ПО КУЛЬТУРЕ

Статья посвящена роли сайтов учреждений культуры в обеспечении доступа к культурному наследию. Рассматриваются проблемы поиска надежных методов оценки содержания этих сайтов, описывается ход и результаты разработки оценочных технологий и процедур. На основе авторской методики анализируются сайты республиканских организаций культуры и искусств и федеральных образовательных учреждений (вузов) Якутии (Республики Саха).

 

Ключевые слова: вебметрия, веб-сайт, учреждение культуры, культура Республики Саха.

 

Web-сайты учреждений культуры становятся все более мощным средством обеспечения доступа к культурному наследию и информационным ресурсам широкого круга удаленных пользователей. Полноценное выполнение web-сайтом присущих ему функций, прежде всего, определяется качеством его информационного наполнения (контента). Динамичный рост и массовый характер создания web-сайтов в сфере культуры актуализировали проблему оценки их качества. Проблемы обеспечения высокого качества контента web-сайтов учреждений культуры в настоящее время являются предметом пристального внимания профессиональной общественности не только на российском, но и международном уровнях. Сегодня предлагается множество способов оценки сайтов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Большое значение придается поиску надежных методов оценки, а также разработке соответствующих оценочных технологий и процедур, исключающих субъективный подход. Однако создать систему, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и ясности, очень сложно.

Рабочей группой «Определение потребностей пользователей, содержания и критериев качества веб-сайтов по культуре» проекта «Minerva» выработано руководство «Принципы качества веб-сайтов по культуре». Основными принципами являются прозрачность, эффективность, поддержка, доступность, ориентация на пользователя, реактивность, многоязычность, совместимость, управляемость и сохранность. В частности, качественный веб-сайт должен быть ориентированным на пользователей, т.е. принимать во внимание потребности пользователей, обеспечивать им своевременность и простоту работы с сайтом, реагируя на оценку сайта пользователями и поступающую от них обратную связь.

   В современных условиях недостаточно создать сайт и заниматься его регулярным наполнением. Важно, чтобы он был востребованным и приносил удовлетворение не только создателям, т.е. сайт должен быть эффективным, реализующим цели пользователей. Это может быть достигнуто путем оценочного изучения веб-сайтов с помощью различных инструментов, методов и средств, экспертной оценки на основании материала, полученного в  ходе формализованного исследования (статистических данных, полученных со счетчиков или лог-файлов), разработки системы повышения эффективности сайта конкретной библиотеки.

       Формализованные, количественные методы достаточно часто применяются в оценке эффективности сайтов. Их критерии: количество  посещений  сайта,  число  уникальных  посетителей,  количество  зарегистрированных пользователей, положение страниц сайта в результатах поиска и др. С помощью счетчиков посещений можно с большой точностью подсчитать многие статистические характеристики сайта, измерить популярность ресурса у пользователей. Для этого используют счетчики или анализируются логи сервера.

      Сразу нужно оговориться, что в рассмотренных сайтах по культуре нашей республики  практически счетчики отсутствуют, за редким исключением.

     Для вывода необходимых показателей для статистических данных были использованы симплекс и комплекс-методы:

  1. Site Rank (SR)
  2. Alexa Trafic Rank (ATR)
  3. Webalta Rank (WR)
  4. Google PageRank (PR)
  5. Logarithmic Yandex тИЦ (LCY)
  6. Yandex тИЦ (CY)

Симплекс-показатели

Yandex тИЦ (CY) — тематический индекс цитирования поисковой системы Яndex, особенностью которого является то, что он рассчитывается по отношению к тематически близким ресурсам.

Logarithmic Yandex тИЦ (LCY) — величина, вычисляемая из тематического индекса цитирования. Шкала LCY может изменяться от 0 до 100, что на данный момент соответствует тИЦ от 10 до 250000. У сайтов, лишённых или не имеющих тематического индекса цитирования, лИЦ равен -1. (© Сергей Холод, 2007).

Google PageRank (PR) — алгоритм расчёта авторитетности страницы, используемый поисковой системой Google, основанной на методе вычисления веса страницы путем подсчета важности ссылок на нее. Шкала PR может изменяться от 0 до 10. Для большинства сайтов средней «раскрученности» PR равен от 4 до 5. Для очень хорошо «раскрученного» сайта PR равен 6. 7 — величина, практически недостижимая для множества сайтов, но иногда встречается. Значения 8, 9, 10 имеют исключительно популярные и значимые проекты. PR — это параметр относящийся к каждой отдельной странице, но не всему сайту в целом. На одном сайте могут находиться страницы с разным PR. Для страниц, PageRank которым ещё не назначен, рекомендуется возвращать величину - 1.

Webalta Rank (WR) — ранг страницы и Webalta Site Trust Level (WTL) — уровень доверия к сайту — значения, определяющие положение интернет-ресурса в поисковой системе Yagun, знакомой ранее под именем WebAlta, с учетом ссылок и цитат на него с других сайтов — и множество других факторов, вплоть до времени регистрации доменного имени и репутации компании, на чьих серверах физически размещены страницы сайта. Ранее на одном сайте могли находиться страницы с разным WR.В настоящее время не функционирует.

Alexa Trafic Rank (ATR) — место домена в списке, упорядоченном по частоте посещений домена, и Alexa Rich Rank (ARR) — место домена в списке, упорядоченном по доступности домена для посещений. Эти показатели рейтинговой системы  alexa (дочерней компании Amazon) основаны на подсчёте частоты посещений и просмотра страниц сайта. Алгоритм подсчёта трафика рейтинга Alexa очень прост и получается путём усреднения числа просмотров страниц в течение трёх месяцев для данного сайта.

Комплекс-показатели

Site Rank (SR) — комплексный аналог тИЦа на весь Интернет, предложенный рекламными системами XAP и TNX и вышедший недавно на бета-тестирование. На SR влияют не только обратные ссылки, но и наличие проиндексированных страниц, тИЦ, посещаемость, Alexa Rank и т.д. Разработчики надеются, что Site Rank, возможно, станет стандартом. Однако из-за такой многозначной комплексности недостатком становится большое время выдачи результата (от 5 до 120 секунд). Поэтому использовать этот индикатор для построения информера не рекомендуется.

Были определены и проанализированы сайты республиканских организаций культуры и искусств и федеральных образовательных учреждений (вузов) республики.

Библиотеки:

  • Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) - НБ РС(Я) –http://www.nlib.sakha.ru/
  • Научная библиотека Северо-Восточного федерального университета - НБ СВФУ им. М.К. Аммосова – http://libr.s-vfu.ru/
  • Научная библиотека Якутской государственной сельскохозяйственной  академии - НБ ЯГСХА – http://www.nlib.ysaa.ru

Музеи:

Вузы:

  • Северо-Восточный  федеральный университет  им. М.К. Аммосова  - СВФУ - http://www.s-vfu.ru/
  • Арктический государственный институт искусств и культуры - АГИИК - http://www.agiki.ru/
  • Якутская государственная сельскохозяйственная  академия - ЯГСХА – http://www.ysaa.ru

Культура:

  • Портал информационной системы «Олонхо» - http://www.Olonkho.info
  • Обсерватория культурного наследия «Куйаар» –http:// www.kuyaar.ru
  • Портал циркумполярного наследия «Arcticmuseum.com» – www.arcticmuseum.com
    • Портал «Память Якутии» - www.sakhamemory.com
    • Название

      Организации

      Yaknet

      (рейтинг)

      Yandex

      тИЦ

      LCY

      (100)

      Тема

      Google

      (PR)

      XAP/TNX

      (SR)

      (10)

      Alexa

      ATR

      ARR

      ALI

      Библиотека

      НБ РС(Я)

      22

      800

      42.95

       

      6

      0

      -1

      397527

      16

      НБ СВФУ

      0

      0

      -1

       

      -1

      0

      -1

      12420940

      3

      НБ ЯГСХА

      0

      0

      -1

       

      -1

      0

      -1

      11417525

      18

      Музеи

      НХМ

      442

      80

      20.38

       

      5

      0

      -1

      41911841

      28

      Музей хомуса

      0

      30

      10.77

       

      3

      0

      -1

      -

      15

      Образование

      СВФУ

      0

      0

      -1

       

      5

      0

      -1

      1765283

      1

      АГИИК

      0

      80

      20.38

       

      5

      0

      -1

      5973298

      19

      ЯГСХА

      0

      60

      17.56

       

      4

      0

      -1

      11417525

      18

      Культура

      Olonkho.info

      0

      10

      0

       

      3

      0

      -1

      7115116

      438

      Куйаар

      86

      20

      6.79

       

      5

      0

      -1

      2321704

      18

      Arcticmuseum.com

      0

      100

      22.57

       

      5

      0

      -1

      9827409

      20

      Память Якутии

      0

      40

      13.59

       

      6

      0

      -1

      12644671

      10

      Леверьева Ольга Владимировна – преподаватель кафедры информатики Арктического государственного института искусств и культуры, аспирант кафедры информатизации культуры Московского государственного университета культуры и искусств.


К оглавлению выпуска

02.11.2014, 1053 просмотра.