Т.А. ПЕТРОВА РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ АЗИИ»)

Статья представляет элементы информационно-образовательной среды вуза культуры. Особое внимание уделяется интерактивным образовательным ресурсам. Подробное рассмотрение получает проект «Музыкальная культура народов Северной Азии».

 

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, информатизация образования в сфере культуры и искусств, национальная музыкальная культура, интерактивные образовательные ресурсы. 

 

Современная социально-экономическая ситуация в стране требует вхождения высшего учебного заведения (вуза) в рыночную среду, повышения его конкурентного потенциала, обеспечения максимально возможного соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям работодателей.

Вузы культуры и искусств адаптируются к требованиям интернационализации и глобализации и берут курс на вхождение в мировое образовательное пространство. Стремительно развиваются мультимедиатехнологии, создается и развивается новая форма образовательной среды - информационно-образовательная среда (ИОС).

Информационная система, с одной стороны, предоставляет доступ к необходимой пользователям актуальной и полной информации, с другой - является необходимым инструментом деятельности сотрудников вуза и обучения студентов, позволяет управлять процессами, данными и людьми, может быть рассмотрена с точки зрения поддержания жизнедеятельности вузов и как инструмент управления.

Сегодня информационные процессы влияют на все аспекты жизнедеятельности системы образования; с другой стороны, сам процесс взаимодействия ее участников также является информационным, связанным с производством, потреблением, сохранением и обменом всевозможной информации. Учитывая данное обстоятельство, среду, в которой происходят данные процессы, можно рассматривать как информационную среду, развитие которой тесно связанно с устойчивым повышением степени технического обеспечения.

Внедрение информационных технологий в вузе требует наличия трех компонентов:

1. Организационный. Охватывает весь спектр деятельности педагогического коллектива в рамках образовательной среды.

2. Учебно-методический. Подразумевает наполнение образовательной среды необходимыми информационными ресурсами.

3. Программно-аппаратный. Отвечает за организацию работы информационно-образовательной среды.

В ФГБОУ ВПО «Арктический государственный институт искусств и культуры» работы по проектированию и внедрению единой информационно-образовательной среды ведутся с 2010 года.

Одним из основных направлений развития системы является разработка «Виртуального института», в том числе интерактивных образовательных ресурсов.

Учитывая особенности вуза культуры как объекта информатизации, особое внимание необходимо уделить учебно-методическому обеспечению специальных дисциплин. Очень важно понять, в каком технологическом виде этот материал предстанет перед наследниками вековых культур и насколько они, наследники этих культур, подготовлены сохранить его основы в современном информационном мире. Учитывая несколько возможных вариантов решения этого вопроса, наиболее целесообразным началом изучения является мультимедийное изложение учебного материала.

В данном направлении ведется реализация проекта «Музыкальная культура народов Северной Азии», который позволил ввести в научный и культурный оборот новый музыкально-этнографический материал, собранный этномузыковедом Ю.И. Шейкиным в течение более чем 40 лет  в ходе музыкально-этнографических экспедиций по единой методике и выработанным научным принципам в различных регионах Сибири и Дальнего Востока [4]. В настоящее время подготовлены три части пособия: 1. «Самодийские и енисейские народы»; 2. «Югорские народы»; 3. «Буряты (музыкальные инструменты)».

В основе этих мультимедийных показов культур заложен комплексный подход к демонстрации духовного и материального мира. Учащиеся воспринимают фольклорную музыку, танцы, эпос и др. в контексте традиционного быта. Они видят традиционную зимнюю и летнюю одежду, орудия оленеводства и охотничьего промысла, стационарные зимние дома и легкие летние постройки. По возможности студентам показываются фотографии разных лет, что позволяет представить историю сохранения фольклорной традиции в регионе. Благодаря мультимедийному показу возникает возможность обратить внимание на первые снимки, сделанные первыми исследователями в конце XIX и начале ХХ веков. В некоторых случаях есть возможность показать не только фотографии, но рисунки и даже гравюры первых собирателей сибирского фольклора ( XVI - XVIII веков).

По компонентному составу пособие можно разделить на три группы: аудиоряд, графическая составляющая и текстовая информация.

  1. Аудиоряд включает оригинальный звуковой материал с комплексным описанием, записанный автором, Ю.И. Шейкиным, самостоятельно и совместно с другими исследователями в ходе этнографических экспедиций на Югре и Таймыре.  В процессе работы переведены в цифровой формат ценнейшие аудиозаписи (более 5 Гбайт), которые  содержат образцы музыкального фольклора коренных народов Севера. Также  произведена их частичная реставрация и составлен научный комментарий.
  2. Графическая составляющая содержит большое число иллюстраций. Графическая информация связана, как правило, с большими объемами памяти, поэтому здесь применяются технологии сжатия данных, представляющие собой методы хранения одного и того же объема информации путем использовании меньшего количества бит. Изображения  предварительно оптимизированы для уменьшения ее объема. Графика представлена преимущественно форматом JРG (Joint Рhotograрhics Exрerts Grouр) [2].
  3.  Проект представляет собой гипертекст с удобным постраничным интерфейсом, позволяющим легко получать доступ к любым частям пособия [4]. Для создания страниц на языке HTML существует большое количество программ и редакторов, а самое главное, код, написанный на этом языке, без труда открывается стандартным, установленным на большинстве современных компьютеров, браузером. Страница, написанная на данном языке, привычна и знакома любому пользователю; простота навигации, достаточное для электронного пособия количество тэгов делает язык еще более привлекательным для использования.

Расширения функциональных возможностей Web-страниц достигаются использованием библиотеки JQuery  и Flash-технологий. JQuery - библиотека на языке JavaScript, которая упрощает разработку Web-страниц (в том числе обработку событий, добавление анимации и AJAX-взаимодействий для ускорения web-разработки). В данной работе библиотека JQuery была использована для применения к изображениям эффекта «lightbox»; посредством Flash-плеера проигрываются музыкальные записи приложения, в оформлении также используются интерактивные Flash-элементы.

Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении электронного приложения, удобная и интуитивно понятная навигация. Именно в этом суть наглядного обучения, которое строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых «зрителями». В оформлении пособия использованы фрагменты узоров и музыкальных инструментов народов Северной Азии, что подчеркивает самобытность и уникальность данного проекта.

Электронное учебное пособие имеет четкую структуру:

- Главная страница содержит гиперссылки к  предисловию, основному содержанию и библиографическому списку использованной литературы и дискографии.

- Основное содержание представлено в виде интерактивной карты с соответствующей подсветкой мест расселения каждой народности.

- Каждый раздел пособия посвящен музыкальной традиции одного народа. Текст насыщен иллюстрациями и звуковым материалом, позволяющими наглядно воспринимать информацию, легко ее усваивать и закреплять в сознании. Панель навигации находится на каждой странице пособия и предназначена для быстрого перемещения по разделам.

- В качестве приложений к мультимедийному учебному пособию приведены альбомы иллюстраций, посвященные музыкальным инструментам и орнаментам. Изображения представлены как  в миниатюре, так и в увеличенном варианте с описанием.

- Приложение «Музыкальные записи», включающее весь звуковой материал диска.

Благодаря применению в мультимедийных продуктах и услугах одно­временного воздействия графической, аудио- (звуковой) и визуальной информации эти средства обладают большим эмоциональным зарядом, поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении мультимедийных средств, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала.

Литература

  1. Баторов, А.Р. Технология проектирования информационных систем : Учеб. пособие. – Якутск : АГИИК, 2009. – 80 с.
  2. Захарова, Г.Б. Мультимедиа-технологии как основа междисциплинарной интеграции [Электронный ресурс] //  URL:http://www.inurb.ru/node/256.
  3. Золотухин, В.К. Преподавание информационных технологий специалистам непрофилирующих специальностей в военной академии ВКО: проблемы, направления развития [Электронный ресурс] // URL:http://www.it-education.ru/2007/reports/Stend/Zolotuhin.htm.
  4. Шейкин, Ю.И.  История музыкальной культуры народов Сибири : Сравн.- ист. исследования. - М.: Вост. лит. , 2002.  - 716 с.

 

Петрова Туяра Александровна – преподаватель кафедры информатики Арктического государственного института искусств и культуры, аспирант кафедры информатизации культуры Московского государственного университета культуры и искусств

К оглавлению выпуска

02.11.2014, 1064 просмотра.