Новые диссертационные работы по педагогическим наукам, защищенные в Московском государственном университете культуры и искусств, вызывают особый интерес научного сообщества в силу известных всем высоких требований к качеству выполненных исследований. Диссертационному совету Д 210.010.03 разрешено принимать к защите диссертации по специальностям: 13.00.08 – теория и методика профессионального образования (педагогические науки); 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка в области начального, среднего и послевузовского образования) (педагогические науки). Совет по праву считается одним из наиболее компетентных экспертных коллективов, объединивших выдающихся отечественных ученых: Зорилова Л.С. – доктор культурологии (председатель совета), Аронов А.А. – доктор педагогических наук, доктор культурологии, Блох О.А. – доктор педагогических наук, Кузнецов В.Г. – доктор педагогических наук, Волобуев В.А. – доктор философских наук, Казакова А.Г. – доктор педагогических наук, Лапшин Н.П. – доктор технических наук, Щербакова А.И. – доктор педагогических наук, доктор культурологии, Христидис Т.В. – доктор педагогических наук (зам.председателя), Майковская Л.С. – доктор педагогических наук, В.А. Есаков – доктор культурологии.
В 2012-2013 годах в диссертационном совете были успешно защищены работы, представляющие интерес для профессионального сообщества и с точки зрения научной новизны полученных результатов, и с точки зрения их значимости для практики педагогической деятельности.
Новые страницы внедрены в учебный процесс вузов России: Московский государственный университет культуры и искусств, Российский государственный гуманитарный университет, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Академия хорового искусства имени В.С. Попова, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Московский государственный университет культуры и искусств (кафедра прикладной информатики) филиалы гг. Жуковский, Тамбов, Самарская государственная академия культуры искусств, Калининградский областной институт развития образования, Костромской областной институт развития образования, Владимирский Институт туризма и гостеприимства, Российский государственный социальный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Департамент социальной защиты населения города Москвы – ЦСПС и Д «Коптево», Московский городской педагогический университет, Российский государственный гуманитарный университет, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Институт свободных искусств и наук, Региональный институт музыки (г. Лагуат, г.Батна, Республика Алжир),г. Москва «Детская школа искусств им. М.А.Балакирева», Городской округ Балашиха «Детская школа искусств № 1 им. Г.В. Свиридова», г. Москва «ДМШ им. Г.Ф. Генделя», г.Москва «ДК «Онежский», Православная классическая гимназия во имя иконы Божией матери «Знамение» в Ховрине».
Результаты диссертационных исследований могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в деятельности образовательных и воспитательных культурных организаций, при подготовке специалистов широкого профиля, при составлении учебных планов и лекций.
В диссертационных исследованиях: Климай Екатерина Владимировна – тема: «Начальное обучение игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «искусства и гуманитарные науки в вузах». По специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка), 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Защита состоялась 19 июня 2013 г. Основное содержание диссертации – выявить теоретико-методологические основы начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «искусства и гуманитарные науки» в вузах; разработать и апробировать экспериментальную методику начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах. Научная новизна исследования – выявлено содержание начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, которые включают освоение ритмических и интонационных основ музыкального языка, изучаемых на материале народной музыки и произведений старинных мастеров, формирование навыков осознанной самостоятельной работы, а также взаимосвязанных слуховых и двигательных представлений студентов, приобретаемых благодаря комплексному развитию навыков чтения с листа, импровизации и сочинения, изучению элементарной теории в тесной связи с музицированием, постоянному слуховому анализу классических образцов в исполнении наивысшего качества; применению различных способов активизации слуховых представлений в работе над произведением; развитию позиционного мышления; использованию гимнастики рук и комплекса вспомогательных упражнений как эргономической альтернативы разыгрыванию программ; организации естественных исполнительских движений, позволяющих избежать перенапряжения; определены и всесторонне раскрыты основные психологические особенности начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, проявляющиеся в необходимости формирования способности к произвольному мысленному оперированию музыкальным образом как основы музыкального, творческого мышления, учете психологического и, в целом, жизненного опыта студентов, их целей и мотивации при организации продуктивной самостоятельной работы над произведениями, развитии саморегуляции в процессе начального обучения игры на фортепиано, переосмыслении роли преподавателя, выступающего в качестве консультанта и помощника, способствующего преодолению трудностей, связанных с профессиональной подготовкой, а также личностным развитием будущих бакалавров искусств и гуманитарных наук; разработана, обоснована и апробирована экспериментальная методика начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, опирающаяся на комплексную междисциплинарную программу, предназначенную для формирования основ творческого, музыкального мышления и базовых исполнительских навыков у студентов первого года обучения, не имеющих музыкальной подготовки или имеющих недостаточную подготовку по фортепиано и основанную на целенаправленном использовании выявленных межпредметных связей дисциплин, традиционно изучающихся раздельно: сольное исполнение (фортепиано), чтение нотных текстов, исполнительский и педагогический анализ, теория музыки, композиция и ансамблевое музицирование; обоснована и апробирована педагогическая модель начального обучения игре на фортепиано бакалавров по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» в вузах, предполагающая диалоговые формы занятий, такие как междисциплинарные семинары и творческие мастерские, способствующие созданию благоприятной познавательно-творческой атмосферы, в которой наиболее эффективно осуществляется всестороннее изучение различных музыкальных стилей, жанров, решение актуальных исполнительских и педагогических задач, раскрытие творческого потенциала, развитие организационных, лидерских и других социально-коммуникативных качеств студентов.
Юрченко Наталья Евгеньевна – тема: «Формирование культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера – будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива»
По специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Защита состоялась 19 июня 2013 г. Основное содержание диссертации – раскрыть теоретико-методологические основы формирования культуры творческого общения дирижеров, разработать и апробировать экспериментальную методику обучения студентов в классе оркестрового дирижирования, опирающуюся на разработанную модель. Научная новизна исследования – уточнено определение категории «культура творческого общения» в контексте профессионального и духовного становления личности дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива в процессе его профессиональной подготовки в вузе, который рассматривается: как: высшая ступень коммуникативной компетентности; система внутренней самоорганизации личности, ее профессионального и духовного самоопределения; сложный процесс становления личности, обретающей в нем гибкость мышления, самостоятельность, целеустремленность, необходимые волевые качества, искусство убеждения, способность такой организации творческого процесса, при которой все его участники являются свободными субъектами творческой деятельности; определены психолого-педагогические особенности формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования и обозначены принципы (системности, целенаправленности, индивидуализации, целесообразности, динамичности, сотворчества), способствующие осуществлению этого процесса; выявлены условия, необходимые для осуществления процесса формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования, заключающиеся в том, что формирование культуры творческого общения происходит в целостном учебно-воспитательном пространстве и рассматривается в контексте профессионального и духовного становления личности, для которой уроки мастерства одновременно становятся уроками творческого взаимодействия, эмпатии и толерантности; разработана и апробирована в процессе проведения экспериментальной методики авторская программа по специализации «Дирижирование», концептуальной особенностью которой является обретение умения принять, пережить, осмыслить и передать музыкальное сообщение, выстроенная на основе модели формирования культуры творческого общения у студентов — дирижеров, будущих руководителей музыкально-инструментальных коллективов.
Бережной Дмитрий Александрович – тема: «Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования». По специальности 13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (музыка). Защита состоялась 20 ноября 2013 г. Основное содержание диссертации – теоретико-методологическое обоснование индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования, разработка и внедрение авторской методики. Научная новизна исследования – выявлены потенциальные возможности индивидуально-групповой формы обучения детей в классе гитары и доказано ее положительное влияние на музыкальное развитие детей; разработана классификация и содержание форм групповых и занятий в классе гитары (занятие в малой группе, классное собрание, концертное мероприятие) и видов учебной деятельности на групповых занятиях (индивидуализированная работа с каждым учащимся, игра в ансамбле, взаимообучение учащихся, беседа, концертные выступления учащихся в классе, технический зачет, зачет по теории, прослушивание аудио- и видеозаписей, концерт учащихся класса, концерт профессионального музыканта или музыкального коллектива, мастер-класс, семинар, внеклассное мероприятие); определен комплекс педагогических условий, способствующих эффективности учебного процесса в классе гитары, осуществляемого на основе индивидуально-групповой формы обучения (учет психолого-возрастных особенностей личности; моделирование ситуаций концертного выступления и педагогической практики (взаимообучение учащихся); развитие артистизма; организация различных учебно-творческих мероприятий; создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы; использование компьютерных технологий и интернет-ресурсов); создан диагностический инструментарий (показатели, параметры, критерии оценки, система заданий), позволяющий выявлять уровни сформированности музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся-гитаристов в начальный период обучения; разработана экспериментальная методика индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре, направленная на максимальное раскрытие музыкально-исполнительского потенциала каждого учащегося; активизацию артистических способностей; применение различных видов учебной деятельности, интернет-технологий, активную концертную деятельность; эффективное формирование музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации и др.
Буаттура Насер-Эддин – тема: «Формирование артистизма музыканта-инструменталиста в процессе вузовской подготовки (на материале алжирской традиционной музыки)». По специальности 13.00.08. – теория и методика профессионального образования. Защита состоялась 20 ноября 2013 г. Основное содержание диссертации – теоретико-методологические обоснование основ формирования артистизма музыканта-инструменталиста в процессе профессиональной вузовской подготовки, разработка и апробация методики развития данного качества личности музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки.
Научная новизна исследования: доказана возможность формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки в процессе вузовской профессиональной подготовки; определено содержание понятия «артистизм музыканта-инструменталиста», рассматриваемое как профессиональное качество личности, которое интегрирует в своем содержании художественную направленность личностно-ориентированных, индивидуально выраженных по своему складу действий, проявляемых в эмоционально-образной сфере, художественно-исполнительских способах практикуемой деятельности и характеризуемых разносторонними способностями к духовно-эстетическому сопереживанию, коммуникативному воздействию, а также к умелому владению психической саморегуляцией в технологии сценического поведения; выявлены сущность и структура артистизма музыканта- инструменталиста как профессионального качества личности, к компонентам которой отнесены: психологический настрой на эмоциональное отождествление личности к адекватной передаче на инструменте внутренних и внешних переживаний, чувств, эмоций; направленность на эмоциональное отождествление творческих побуждений в стремлении достичь художественного воздействия на публику; тактика манипулирования своими психомоторными реакциями в раскрытии артистического потенциала в сфере инструментальной интерпретации; способность к различным сценическим «метаморфозам» с целью воспроизведения инструментальных «образов»; умение приводить в «стартовое» состояние звенья индивидуальной музыкально-исполнительской системы; развитие и «культивирование» в себе приоритетного качества артистической натуры; выявлена специфика формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки, которая заключается: в расширении слуховой ориентации в процессах нахождения интонационно-смысловой «опоры» различных исполнительских стилей; развитии способности сопереживания и отзывчивости на исполняемую музыку через эмоционально-психологический смысл выразительных средств артистизма; в творческом подъеме, «полете» собственной фантазии и воображения, настройке на качественный «пересмотр» исполнительских умений, на преобразующий эффект аккумулируемых артистических навыков; в разносторонней «подпитке» чувственной сферы, приводящей в действие механизмы артистического самовыражения; создана модель формирования артистизма музыканта-инструменталиста на основе алжирского музыкального фольклора, включающая в себя: мотивационно-потребностный, эмоционально-содержательный, художественно-креативный компоненты, принципы, функции, методы, формы организации процесса формирования артистизма, фазы артистических действий, элементы актерско-сценического мастерства, педагогические условия, педагогический результат; разработана авторская методика формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки, основанная на материале подготовленного специального курса «Артистизм музыканта-инструменталиста в его взаимосвязях с традициями народного исполнительства» и музыкально-актерского тренинга, включающего комплексы упражнений.
Мхитарян Ольга Викторовна – тема: «Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств». По специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Защита состоялась 27 ноября 2013 г. Основное содержание диссертации – выявить теоретико-методические основы формирования готовности к профессиональному саморазвитию студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств, разработать образовательную модель и экспериментально апробировать авторскую методику, направленную на реализацию решаемой проблемы. Научная новизна исследования – уточнено содержание понятия «готовность музыканта к профессиональному саморазвитию», которое представляет собой сложную структуру, объединяющую профессиональные знания, умения и навыки, музыкально-творческие и педагогические способности, профессиональные компетенции, направленные на самосовершенствование; разработана концептуальная модель формирования готовности к профессиональному саморазвитию у студентов-музыкантов, которая представляет собой взаимосвязанные и взаимообусловленные компетенции, учитывающие высокий уровень профессиональной подготовки к творческой деятельности музыканта (исполнительской, педагогической, научно-исследовательской); выявлены особенности формирования готовности к профессиональному саморазвитию в ходе изучения информационных дисциплин, связанные со способностью к рефлексивному анализу «Я-прошлого» в понимании прогнозирования условий профессиональной деятельности, способности к многоуровневой оценке «Я-настоящего» в русле активно-деятельностного подхода, а также к экстрагированию значимого опыта и способности к многоуровневой оценке в русле активно-деятельностного подхода к информатизации («Я-будущее»); апробирована и внедрена экспериментальная методика формирования у студентов-музыкантов готовности к профессиональному саморазвитию, которая включает в себя авторскую программу, объединяющую в своём содержании цикл общепрофессиональных дисциплин – синтез которых позволил укрепить межпредметные связи, применение заданий, позволяющих активно формировать профессиональные компетенции, творческие способности, информационную культуру, современные знания, умения и навыки в условиях экспериментальной работы.
Архарова Светлана Александровна – тема: «Формирование нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в вузе» по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования
Защита состоялась 11 декабря 2013 г. Основное содержание диссертации – выявить теоретико-методологические основы формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов, разработать и экспериментально апробировать авторскую методику их эффективного становления в условиях профессиональной подготовки в вузе. Научная новизна исследования заключается в – уточнении содержания понятия «нравственные ценности» личности, которые в диссертации рассматривались как идеальные образы, которыми руководствуется личность в своей жизни и будущей профессиональной деятельности; как система убеждений, взглядов и представлений и поведения личности; как важнейшие социальные потребности человека в добре, любви, свободе, счастье, патриотизме и т.п.; выявлении психолого-педагогических особенностей формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в условиях профессионального образования в вузе, которые заключаются в необходимости применения различных подходов: личностно-ориентированного на профессиональную подготовку конкретного педагога-психолога; деятельностного - направленного на активное освоение профессии в условиях вуза, на формирование самосознания, ответственности перед обществом, конкретным человеком и самим собой за свою профессиональную подготовку; аксиологического – раскрывающего истинный смысл и содержание нравственных ценностей, в том числе и будущего педагога-психолога; герменевтического – обращенного к выработке у каждого студента устойчивых пониманий и представлений о содержании личностных смыслов нравственных ценностей, того или иного явления, различных ситуаций; акмеологического – направленного на постижение и принятие лично для себя высших нравственных ценностей, которые находят отражение в убеждениях, поведении каждого студента, осваивающего психолого-педагогическую профессию; компетентностного – объединяющего в учебно-воспитательном процессе вуза все выше перечисленные подходы, а также теоретические знания психолого-педагогической, философской, культурологической и исторической литературы, практические умения и компетенции, синтез и тесное взаимодействие которых позволяет более эффективно формировать нравственные ценности у будущих педагогов-психологов в вузе; разработке эффективной модели формирования нравственных ценностей у студентов, в основе которой - глубокий и всесторонний анализ подлинных общечеловеческих ценностей, на примерах мнений выдающихся деятелей культуры и искусств, ученых, педагогов-психологов, раскрывающих смысл и содержание истинного добра, любви, свободы, чести, совести и др., осмысление которых создает благоприятную среду для профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов; разработке и экспериментальной апробации авторской методики формирования нравственных ценностей личности у будущих педагогов- психологов, опирающейся на модель, содержание которой лежит в основе комплексной программы; объединяющей усовершенствованный лекционный курс, систему творческих заданий, включающих демонстрацию фотоматериалов, данных историко-архивного мониторинга, на примерах жизнедеятельности старообрядцев Калужской области. В процессе апробации экспериментальной методики применялся комплекс подходов (личностно-ориентированного, деятельностного, аксиологического, герменевтического, акмеологического, компетентностного), активизирующих познавательную и самостоятельную деятельность студентов, способствующих эффективному формированию нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов.
Хучбаров Махмуддибир Магомедович – тема: «Музыкально-эстетическое воспитание детей в классе флейты в системе дополнительного образования» по специальности 13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (музыка). Защита состоялась 11 декабря 2013 г. Основное содержание диссертации – теоретико-методологическое обоснование музыкально-эстетического воспитания детей в классе флейты в системе дополнительного образования и разработка экспериментальной методики музыкально-эстетического воспитания школьников средствами флейтового искусства.Научная новизна исследования – уточнено содержание и сущность музыкально-эстетического воспитания детей в системе общего и дополнительного образования, рассматриваемое как насыщение образовательного процесса школы полного дня музыкальным искусством в различных его проявлениях (видах и формах музыкально-художественной деятельности, средствах музыкального искусства) на трех основных уровнях: включение музыкального искусства в содержание основных учебных дисциплин; музыкально-эстетическое воспитание в рамках внеклассной работы, после основных занятий; организация музыкально-эстетического досуга во внеучебное время; раскрыты структурно-организационные возможности и ресурсы учреждений общего и дополнительного образования для музыкально-эстетического воспитания школьников в общеобразовательной школе: рассмотрение образовательного процесса как целостной совокупности обучения, воспитания и досуга, обеспечение интеграции музыкального искусства в основной образовательный процесс, в содержание основных учебных предметов; пересмотр данных процессов с учетом возможности обогащения музыкально-эстетическим компонентом; моделирование образовательной среды школы полного дня, воздействие школьной среды на другие социальные среды (семейную, внешкольную), в которые вовлечены дети; обеспечение взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования; реализация экспериментальной методики музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства; организация во внеучебное время факультативного образовательного курса как неотъемлемой части методики; раскрыты потенциальные возможности использования флейтового искусства как эффективного средства музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня, которые подтверждаются: значимой ролью флейты в духовной, социально-культурной, трудовой и творческой жизни многих поколений, глубокими историческими традициями флейтового исполнительства, масштабом охвата национальных культур, в которых инструменты флейтового типа представлены богатым классическим наследием в области флейтового искусства; компактностью инструмента, оптимальными сроками обучения для достижения первых художественно-исполнительских результатов, универсальностью условий использования флейты в целях организации музыкально-эстетического воспитания, просвещения и досуга; разработана и успешно апробирована экспериментальная методика музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства, соединяющая традиции общеэстетического воспитания, массового музыкального образования, а также ранней профессионализации школьников. Эффективной формой реализации методики является факультативный курс «Волшебное искусство флейты», образовательные модули которого охватывают основные теоретические и практические области музыкального искусства, формируют базовую музыкально-эстетическую культуру, положительную психоэмоциональную атмосферу воспитания, мотивационно-потребностную направленность личности, аксиологическое содержание внеклассной и внешкольной образовательно-досуговой деятельности школьника.
Ющенко Наталья Сергеевна – тема: «Формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадного вокалиста» по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка).Защита состоялась 11 декабря 2013 г. Основное содержание диссертации – теоретико-методологическое обоснование сущности, содержания и механизмов влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного самоопределения будущих эстрадных вокалистов; разработка и реализация модели формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадных вокалистов. Научная новизна исследования – впервые специальному анализу подвергнут процесс формирования социальной ответственности как обязательного компонента обучения и воспитания будущего эстрадного вокалиста; определены сущность. Содержание и механизмы влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного становления личности будущего эстрадного вокалиста; разработана комплексная методология и на ее основе создана модель формирования социальной ответственности в профессиональной подготовке будущего эстрадного вокалиста; разработан экспериментальный курс «Принцип социальной ответственности в профессиональной деятельности эстрадного вокалиста», позволяющий раскрыть социальную значимость профессиональной деятельности эстрадного вокалиста; определены уровни социальной ответственности и разработана методика их диагностики в процессе проведения эксперимента.
Москвитина Лариса Николаевна – тема: «Формирование профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы в системе дополнительного профессионального образования» по специальности 13.00.08. – теория и методика профессионального образования. Защита состоялась 18 декабря 2013 г. Основное содержание диссертации – определить теоретико-методологические основания формирования профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы и апробировать на эффективность методику этого процесса на курсах повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования. Научная новизна исследования – в исследовании обоснован и реализован комплексный подход к формированию профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы на курсах повышения квалификации на основе системного использования идей и положений компетентностного, онтологического, личностно ориентированного, культурологического, андрагогического и аксиологического подходов, что позволило значительно расширить функции этого процесса, реализовать его смыслообразующий диалоговый потенциал и обеспечить интегративный характер образовательного результата; расширено научное знание о структурных компонентах профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы, имеющих полимодальную природу, но функционально связанных посредством выделенного в процессе исследования их доминирующего свойства – «деятельностного единства», и оказывающих определяющее влияние на уровень теоретической, практической и духовно-нравственной готовности учителя к профессиональной деятельности; разработана «Модель формирования профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы на курсах повышения квалификации», отражающая наиболее значимые свойства элементов этого процесса в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: многоаспектность целевых установок, принципов и реализуемых функций; разноуровневневый подход к выбору содержания образования (метапредметный, межпредметный и учебного материала); вариативность и комплексность интерактивных форм, методов, приемов и средств обучения, составляющих его методику; согласованность системы критериев и показателей, их адекватность психолого-педагогической природе диагностируемого качества; разработана новая методика, обеспечивающая развитие профессионально-личностного потенциала обучающегося в системе дополнительного профессионального образования посредством внесением позитивных изменений в ценностно-смысловые ориентации и профессиональный опыт на основе мониторинга реального уровня его профессиональной компетентности; выявлены и обоснованы педагогические условия эффективности формирования структурных компонентов профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы на курсах повышения квалификации, обеспечивающие его смысловое смоопределение в этом процессе, мотивацию познавательной и творческой активности, овладение диалоговыми формами взаимообогащения педагогического опыта, реализации индивидуальной траектории формирования профессиональной компетентности.
Панина Елена Евгеньевна – тема: «Формирование профессиональной компетенции у будущих специалистов гостиничного хозяйства в вузе» по специальности 13.00.08. – теория и методика профессионального образования. Защита состоялась 18 декабря 2013 г.Основное содержание диссертации – теоретически обосновать проблему формирования компетенций у будущих специалистов гостиничного хозяйства и экспериментально апробировать методику формирования профессиональных компетенций в процессе подготовки специалистов данного профиля в вузе.
Научная новизна исследования – уточнено понятие «профессиональная компетентность специалистов гостиничного хозяйства», которая представляет собой интегральную характеристику, определяющую способность специалиста данного профиля решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности на предприятиях гостиничного хозяйства, c использованием знаний, профессионального опыта, ценностей и наклонностей; раскрыто содержание профессиональных компетенций, необходимых специалисту гостиничного хозяйства, распределенных по трем социально и профессионально ориентированным модульным блокам; разработана модель процесса формирования профессиональных компетенций при подготовке будущих специалистов гостиничного хозяйства в вузе, представляющая собой совокупность форм обучения, методов обучения и компетенций, необходимых специалисту данного профиля, которая представлена целевым, содержательно-деятельностным, оценочно-результативным компонентами и обеспечивает непрерывную и поэтапную подготовку будущих специалистов гостиничного хозяйства через углубление уже имеющихся знаний и приобретение новых, необходимых для будущей профессиональной деятельности; на основе определенных в модели уровней сформированности профессиональных компетенций (низкий, средний, высокий и оптимальный) создан «Идеальный профиль» специалиста гостиничного хозяйства, который отражает максимально возможный (оптимальный) уровень развития ключевых компетенций, необходимых специалисту в данной области; проведена диагностика современного состояния проблемы формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов гостиничного хозяйства, которая позволила сделать вывод о необходимости совершенствования системы подготовки специалистов данного профиля; разработана и апробирована экспериментальная методика формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов гостиничного хозяйства в вузе, основанная на рациональном сочетании всех форм обучения, с использованием интерактивных технологий, и практики на предприятиях гостиничного хозяйства и позволяющая существенно обогатить содержание и повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов данного профиля, которая содержит: игровые технологии (деловая игра, ролевая игра, тренинг); метод организации деятельности, метод проектов, технологию модульного обучения, интерактивное обучение в парах, малых группах, метод дискуссии, интенсификацию обучения, информационные технологии (использование компьютера в обучении), метод проблемной ситуации и др.; разработаны педагогические условия, которые обеспечат реализацию модели и экспериментальной методики формирования профессиональных компетенций в процессе подготовки будущих специалистов гостиничного хозяйства в вузе: применение компетентностного подхода в обучении студентов; внедрение в учебный процесс методов активного обучения; интеграция самостоятельной работы студентов, как средства развития профессионально-значимых качеств личности; рациональное сочетание теоретической и практической подготовки, комплексное диагностирование и оценку уровней сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов гостиничного хозяйства, повышение личностной мотивации, активное использование интерактивных информационных технологий.
Иотова Валерия Юрьевна – тема: «Формирование готовности к работе с новыми информационными технологиями у студентов информационно-библиотечных факультетов в вузе» по специальности 13.00.08. – теория и методика профессионального образования.Защита состоялась 20 декабря 2013 г. Основное содержание диссертации – определить теоретико-методологические основания формирования в вузе готовности будущих информационно-библиотечных специалистов к практической деятельности в условиях информатизации библиотек; разработать и апробировать экспериментальную методику. Научная новизна исследования – уточнено понятие «формирование готовности к работе с новыми информационными технологиями у будущих информационно-библиотечных специалистов», определяемое как целенаправленный, систематический процесс по развитию профессионально важных качеств у специалиста, приобретению им систематизированных педагогических, психологических и специальных знаний, умений и навыков работы в современных условиях информатизации и модернизации библиотек; определены составляющие готовности информационно-библиотечных специалистов к работе с новыми информационными технологиями: как практические умения и владения, так и специфические аналитические компетенции, стратегическое мышление, способность к активной профессиональной коммуникации, лидерство, организаторские способности, креативность, а также универсальные личностные качества и психологические особенности; определены уровни сформированности: низкий (ориентировочный), средний (репродуктивный), высокий (креативный); выявлено несоответствие содержания обучения современным и прогнозируемым тенденциям профессиональной деятельности библиотекаря и определены способы повышения уровня готовности к работе с новыми информационными технологиями у студентов информационно-библиотечных факультетов: совершенствование содержания обучения посредством опережения современного состояния библиотечной практики и включения обучения перспективным для библиотеки информационным технологиям, создание позитивного отношения к информатизации библиотек; учет факторов, определяющих результативность работы педагога по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности; включение студентов в рефлексивно-оценочную деятельность в процессе формирования готовности к работе с новыми информационными технологиями; разработана и экспериментально апробирована методика формирования готовности к работе с новыми информационными технологиями у студентов информационно-библиотечных факультетов, включающая создание и использование учебно-вспомогательной лаборатории (тренажера) «Ситуационный центр»; выявлена и обоснована дидактическая функция ситуационного центра как средства совершенствования профессиональной подготовки студентов информационно-библиотечных факультетов вузов, рекомендованы четыре уровня применения ситуационного центра в вузах культуры и искусств (включение отдельных тем в содержание профессиональных дисциплин; теоретическое изучение и практическое овладение технологией ситуационного центра на основе специализированного курса; моделирование условий профессиональной деятельности посредством создания лаборатории-тренажера «Ситуационный центр»; создание в вузе действующего ситуационного центра и бизнес-инкубатора на его основе).
Кулинин Святослав Игоревич – тема: «Формирование ценностно-патриотических ориентаций у будущих менеджеров социально-культурной деятельности в вузах» по специальности 13.00.08. – теория и методика профессионального образования. Защита состоялась 20 декабря 2013 г. Основное содержание диссертации – раскрыть теоретико-методологические основы формирования ценностно-патриотических ориентаций у будущих менеджеров социально-культурной деятельности, разработать и апробировать эффективную методику их становления в условиях профессиональной подготовки в вузе. Научная новизна исследования – обоснована, система профессиональной подготовки будущих менеджеров социально-культурной деятельности в вузе, которая в исследовании рассматривается как многогранная, социально-обусловленная, целенаправленная, специально-организованная учебная деятельность, позволяющая сочетать исторически обусловленные традиционные знания и новые технологии, тесное взаимодействие которых позволяет повысить качество профессиональной подготовки студентов, формировать конкурентоспособных специалистов - будущих менеджеров социально-культурной деятельности, удовлетворяющих запросам работодателей и обладающих высоким уровнем ценностно-патриотических ориентаций; уточнено понятие «ценностно - патриотические ориентации», которые в исследовании рассматриваются как важнейшие компоненты внутренней структуры личности, ее духовно-нравственный стержень, определяющий иерархию жизненно важных целей и ценностей, их смысл и содержание, имеющий регулирующую, смысловую и мотивационную функции, направленные на постоянный поиск более совершенного в окружающей среде; выявлены психолого-педагогические особенности формирования ценностно-патриотических ориентаций у будущих менеджеров социально-культурной деятельности в вузах, которые заключаются в интеграции общенаучных, психолого-педагогических, специальных профессиональных знаний, позволяющих более глубоко и всесторонне осветить историко-патриотические события, происходящие в России, за ее пределами в различные времена; в синтезе педагогических подходов, таких, как личностно-ориентированный, личностно-деятельностный, системно-целостный, культурологический, аксиологический, синергетический, дихотомический, герменевтический, гражданский, программный и вариативный; единстве диагностической, коррекционной и прогностической деятельности; активизации самостоятельного поиска студентов, которые в совокупности создают благоприятные условия для формирования ценностно-патриотических ориентаций; разработана модель формирования ценностно-патриотических ориентаций у будущих менеджеров социально-культурной деятельности, в ее основе - единство и взаимосвязь духовно-нравственных и профессиональных компонентов, которые помогают структурировать и формировать личностные качества и профессиональные компетенции будущего менеджера в соответствии с задачами профессии, ориентируя будущего специалиста на постоянное совершенствование.; разработана и апробирована экспериментальная методика формирования ценностно–патриотических ориентаций у будущих менеджеров социально-культурной деятельности, основу которых составила разработанная модель, выявленные психолого-педагогические особенности, а также система специально разработанных заданий, позволяющих глубоко осмыслить проблемы любви к Отечеству, людям, на примерах исторических событий, героических фактов из биографий выдающихся представителей России, осмыслить ценностно-патриотическую значимость профессии менеджера социально-культурной деятельности, Уточнено понятие «ценностно - патриотические ориентации», которые в исследовании рассматриваются как важнейшие компоненты внутренней структуры личности, ее духовно-нравственный стержень, определяющий иерархию жизненно важных целей и ценностей, их смысл и содержание, имеющий регулирующую, смысловую и мотивационную функции, направленные на постоянный поиск более совершенного в окружающей среде.
Булдина Галина Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатизации культуры и электронных библиотек, Ученый секретарь диссертационного совета Д 210.010.03
К оглавлению выпуска
14.12.2014, 3557 просмотров.