Каратыгина Т.Ф., Абакаргаджиева З. "Судьбы, опалённые войной...": проект студентов МГИК

    Под  таким  заголовком  студенты  и магистранты  Социально-гуманитарного  факультета   МГИК подготовили  в ознаменование   70-летия   Великой  Победы  мультимедийный   проект, посвященный  участникам   Великой Отечественной   войны, студентам  и преподавателям  родного вуза, который  начал   свою  деятельность в 1930  г., как первый в стране  библиотечный  институт – Московский (государственный) библиотечный  институт – МБИ / МГБИ.

  Будущие  библиотекари  рассматривают  также  свою деятельность    в русле  мероприятий, связанных  с подготовкой к (отмечаемому  летом  нынешнего  года)  85-летнему  юбилею МГИК, призванному  показать  персонифицированный вклад  ушедших  поколений  в развитие  теории  и практики  библиотечной отрасли, выявить    нравственно - этические  и  созидательно  патриотические  истоки  их  творческой и организаторской   деятельности.

   Красочные  слайды проекта  прежде  всего рассказывают  о  ровесниках современных  студентов, которые в 19-20 лет  ушли на войну  с институтской скамьи, а  затем, вернувшись  и   завершив  своё высшее  библиотечное образование  после Победы, стали  его педагогами (как Николай Иванович Сахаров - почетный  гражданин г. Химки, включенный в блог « Бессмертный полк»  этого  города)  или    крупными  организаторами  библиотечного  дела  (как  Ирина  Викторовна  Бахмутская - создатель  ГРЮБ и инициатор создания библиотек для молодёжи  в рамках  других  регионов СССР).

     Далее проект  знакомит  с  целой  плеядой  фронтовиков, избравших  наш  вуз для  поступления по завершению  своего ратного пути, и составивших  со временем  цвет  современной  библиотечной  науки  и практики,   такими, как К.И. Абрамов - выдающийся ученый, историк-библиотековед;    Б.Н. Бачалдин   - организатор   библиотечного  дела, журналист, главный  редактор   и   заместитель  главного  редактора  таких  ведущих  профессиональных  изданий, как «Библиотекарь» и «Научные и технические  библиотеки»;   самый  молодой  из участников войны, встретивший её в 16 лет, глава Санкт-Петербургской  библиотечной  школы, ныне    здравствующий ученый А.Н. Ванеев, судьба которого поразительный  пример человеческого и творческого  долголетия  и  верности   своему делу; а также  крупные    библиографоведы   и книговеды,  москвичи    И.Я. Госин,   Е.А. Динерштейн и сибиряк, основатель особого информационно-технологического направления  подготовки  кадров С.А. Сбитнев.

   Наконец, проект повествует о славных вузовских педагогах - участниках    войны,  среди  которых – организатор библиотечного дела, один из первых  выпускников МГБИ Г.П. Фонотов; знаменитый отечественный  библиотековед, «библиотекарь  №1», как  его  называли,   Оган  Степанович   Чубарьян,  вернувшийся  в  МГБИ  сразу  после окончания войны  и    трудившийся  здесь (до перехода  на  руководящие  должности  в ГПНТБ  СССР  и ГБЛ) вплоть до начала  1960 года.

    В состав  профессорско-преподавательского  состава МГБИ-МГИК  в 1960-е и в последующие годы влились корифей библиотечной  педагогики   А.Я. Айзенберг; создатель курса (и соответствующего учебника для вузов)  «История  технической  книги» и многих  работ по книговедению,  ныне  здравствующий А.Я.Черняк и  продолжающий  свое  тесное   сотрудничество    с МГИК, недавно отметивший  свое   95-летие, доктор технических наук, профессор, генерал-майор  в отставке К.В. Тараканов.

   Этим  деятелям  также  отведены соответствующие, отдельные, страницы  проекта.

   Мультимедийный проект включал не менее трёх слайдов по каждой   персоне, на которых  были представлены: фотографии персон - военной и  нынешней поры; даты  жизненного  пути; снимки учреждений, населенных  пунктов, где  жил, работал, воевал данный  человек; обложки его основных  книг; атрибуты увековечивания памяти  данного  лица: воспоминания о нём, музеи, конференции,  посвященные  ему.

     Написанию текстов  презентаций  прежде  всего  предшествовало  ознакомление  студентов  с  био-библиографическими   источниками,  некоторые  из которых  имели подлинно эксклюзивный  характер.   

    Например, студент 2-го курса Денис Шкатов, автор презентации о К.И. Абрамове, познакомился с оригиналом машинописи, воссоздающей     историю его (понесшего неслыханные потери в  ходе  Сталинградской  битвы)  полка, в котором ему пришлось воевать.

    На одном  из  прилагаемых   к статье  снимков Денис  увлеченно  читает летопись К.И. Абрамова, на другом -  воспроизведена   подлинная  страница   этого   исторического  документа.

   Эта военная летопись (увидевшая свет в  виде отдельной  книги лишь  5 лет назад), созданная  по окончании войны 24-летним гвардии  капитаном, напечатанная первоначально на некачественной серой  бумаге, представлена  в видеоряде на фоне  трофейной  машинки, на которой она  и печаталась. 

    Процесс работы над проектом включал активное общение с ныне живущими героями,  например  с  А.Н. Ванеевым.   Студент-второкурсник  Павел Розов  воспроизводит  полученную от  ученого   фотографию, где он  изображен в кругу  коллег, пришедших поздравить его в  день 90-летия. 

     Были и непосредственные встречи  со знаменитыми  библиотекарями-фронтовиками.  Руководитель творческого   авторского студенческого   коллектива    Захрат    Абакаргаджиева     посетила и сделала (отраженные в  видеопроекте) фотоснимки  имевшей  место  в апреле 2015  года в  Доме  ученых     презентации    известным  (отметившем незадолго  до  этого события  91-летие) книговедом  Е.А. Динерштейном  своей  только что вышедшей монографии,  объёмом  500 страниц.    

   Основная   часть  данного  проекта подготовлена   бакалаврами  дневной формы обучения 2-го курса, среди них, кроме упомянутых -   Виктория  Андреева,   Эвита Титкова,   Ольга  Савельева,    Роман Ковальчук, Екатерина  Мусина и Анастасия  Никольская.

     Сюжеты о  К.И. Тараканове были  освещены  магистрантами – заочниками       первого года обучения, сотрудниками  Научной  библиотеки  Генерального  штаба    РФ - её  директором -  полковником  Дмитрием   Ивановичем  Крыловым и  заместителем  директора  Александрой   Михайловной    Приваловой   (построившими  свое  повествование  на  изучении  личного  архива  фронтовика и интервью  с ним).

   Жизнь и деятельность С.А. Сбитнева   в   озвученном  киноролике   осветил    выпускник  заочного бакалавриата, ныне сотрудник ИНИОН – Аркадий  Михайлович  Голубев,  который опирался  главным  образом на  документальные  источники.

  Одновременно  все  исследователи подготовили  развернутые  доклады-презентации  на  Майскую традиционную (приурочиваемую   ко   Дню  библиотек) студенческую   конференцию Социально-гуманитарного  факультета МГИК.  

  Так, доклад   Голубева  о С.А. Сбитневе посвящается   военной и  трудовой  биографии Стаса  Андреевича,  внесшего  значительный вклад во  внедрение  отечественных библиотечных информационно-поисковых систем,  выявление  оптимальных  подходов    к созданию  которых осуществлялись им  на   базе  КемГУКИ,  в научно-преподавательскую  деятельность  которого он внес  весомый  инновационный  вклад. Кратко  описываются   все  основные периоды  жизненного   профессионального  пути    С.А. Сбитнева,  его личное участие  в военных действиях  в годы  Великой Отечественной   войны.

      Кроме  того,  материалы  А. Голубева о С.А. Сбитневе  размещены на  сайте КемГУКИ (вузе основателем которого он являлся) в специальном  блоге,  под  девизом «Ковавшие  победу».

     Говоря о  познавательно-воспитательной роли   проекта, отвечая на вопрос, что  дал   данный   проект  каждому его  участнику, приведем  свидетельства  некоторых из них, зафиксированные в ходе  анкетирования по  завершению  работы  над  проектом.

     Так,  студент второго  курса Социально-гуманитарного факультета  МГИК   Павел Розов, писавший об Анатолии Николаевиче Ванееве,  отметил, что проект позволил ему, напрямую соприкоснувшись с выдающимся  деятелем  будущей  профессиональной  сферы, постепенно войти в круг  изучаемых ею  проблем.

     О пользе персонифицированного  изучения (с позиций  выявления  наиболее актуальных  проблем)  творческого  труда  людей, так или иначе  связных с МГИК,  говорят  в своих отзывах  в анкетах  и  другие  участники  проекта.

    Так, Роман Ковальчук констатирует   - «проект  дал  мне  знания и информацию  о людях, которых  я  никогда  не  знал ранее.  Это  было    познавательно   для  меня… Они    вдохновляют   своими подвигами  и   на военном,  и на научном  фронтах…»

   По мнению   Эвиты  Титковой (её «героем « являлся О.С. Чубарьян), в  ходе  работы  в проекте,  ей  было интересно  узнать о том, что  в нашем  вузе работали  такие, как  и  О.С. Чубарьян, «трудолюбивые, ответственные  люди, по - настоящему  любящие  своё  дело».

  Высказывания участников  проекта  не  предвзято  акцентируют наше  внимание на том,  что,  по  мнению молодёжи, успешное   библиотечно-информационное обслуживание населения возможно лишь  при  тщательном  изучении библиотекарями забот и потребностей социума, непреложного человеческого внимания к реальным и потенциальным читателям  библиотек.

  Так, Ольга  Савельева, повествуя  о  Г.П. Фонотове,  констатировала, что хотела бы прежде всего   «перенять у него  удивительную  коммуникабельность,  способность найти  с  любым  человеком  общий  язык … И, по  большому  счету,   ЛЮБОВЬ  К ТОМУ  ДЕЛУ, КОТОРЫМ    ЗАНИМАЕШЬСЯ  И  СПОСОБНОСТЬ  ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ  им   ДРУГИХ.»

     Трудолюбие  и любовь к книгам  мечтает  перенять  у Б.Н. Бачалдина,   чей  жизненный  путь  она  изучала, Анастасия  Никольская  - несколько  наивно, но искренне  заключившая  свой  ответ  следующими  словами:  «Хочется, чтобы и меня  любили, как Бориса  Николаевича».

     Почти во всех анкетах красной  нитью проходит мысль о том, что включенность   в  проект  позволила   его участникам узнать много   нового  в профессиональном   плане, стала  неким  поводом, чтобы гордиться своей страной   и её  славными  людьми, честно  исполняющими  свой служебный  долг.

     Применительно  к  С.А. Сбитневу  очень  хорошо выразила  эту  мысль Екатерина  Мусина: «Я  почувствовала     гордость  за  этих  людей, узнав  о них больше. Они  не  только  сумели   защитить  свою  землю  от врагов, но и  многое  привнесли в профессию  библиотекаря. Стас  Андреевич  Сбитнев   был невероятно продуктивен в своём  деле. Его  очень любили ученики. Мне  бы   хотелось    научиться его  трудолюбию, ну,  и способности   жить  правильно, если так можно  выразиться…»

    Нельзя не отметить, что «способность  жить правильно» - это  главная  черта, которую первостепенно   желает   перенять  у   военного поколения   нынешняя    молодежь.

    Очень большое впечатление на всех  студентов  произвела  патриотическая  настроенность представителей молодого военного поколения (которые имели тот  же  возраст, что и нынешние студенты, то есть  многим  из них  было     не  более 18-20 лет), их готовность отдать  жизнь  за родину, поменять  жизнь  в  тылу на военные  будни.

    Этот тезис, получивший раскрытие  в   приведенных выше  словах  Екатерины  Мусиной,  подтверждает  в своей  презентации    Денис  Шкатов,   писавший  о  К.И. Абрамове, за  плечами которого  в его  24 года (а сейчас  столько  же  и Денису) было  четыре года  самой тяжелой  и кровопролитной в истории войны, в которой он выстоял и сохранился как цельная  личность.  

  Вторит однокурсникам и писавшая о Н.И. Сахарове  Виктория  Андреева: «Меня поразило, что несмотря на свой юный возраст, Н.И. Сахаров пошёл    добровольцем  защищать  родину. Ему было всего 19 лет, когда началась война. Не  знаю, смогла ли я быть  такой  смелой».

  Как отмечает  Захрат   Абакаргаджиева,  особо трудно  было на войне  девушкам,   в том числе  и   будущему  крупному  руководителю  библиотечного дела  И.В. Бахмутской,  которая ушла на фронт  со второго курса  института, оставив на попечение родителей 6-ти месячного сына. «И мне (как матери,  также имеющей сына), – написала   Захрат, – понятно, какие  переживания, заботы неотступно следовали за ней всю войну».  

  Все  без  исключения  участники проекта  констатировали, что  все  герои  проекта оставались верными  выбранной  еще до войны профессии,  а  те,  кто приобщился к ней после победы, сделали  это  осознанно  на всю  жизнь.

     Причем, пополнение  знаний   - всегда   главное  условие  успешности профессии.  Иллюстрируя  это  положение, приведем    свидетельства  сотрудников  Библиотеки   Генштаба  Д.И.  Крылова  и  А.М. Приваловой: «Знакомство  с   жизнью  и деятельностью К.В. Тараканова,  работа  над  проектом  несомненно вселила в нас  чувство гордости  за свою профессию, к   которой постепенно после войны приобщился знаменитый   фронтовик.   Пришло осознание правильности   нашего решения  - получить  к  одному имеющемуся высшему образованию еще и второе - профессиональное,  для чего поступить в магистратуру МГИК.»

    Заключая    повествование о  данном  проекте, обратим  внимание (помимо – воспитательно-образовательной и мемориальной  значимости)  еще на один  его важный организационно - прагматический   эффект, на который   указала Эвита Титкова. Отвечая на вопрос, что ей дал проект, она написала: «Я научилась работать в команде». И это, пожалуй, главный  залог успеха  любого  дела. В том числе того, которое  связано с использованием   библиотечно-информационных ресурсов  во имя мира и прогресса.

 

 

Сведения об авторах

Каратыгина Татьяна Фёдоровна - автор  сценария  и научный  руководитель проекта,  Заслуженный  работник  культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения  и книговедения МГИК.

Абакаргаджиева Захрат - руководитель  и режиссер  творческого  студенческого объединения  (группы),  студентка   2  курса  социально-гуманитарного  факультета  МГИК

 

 

 

 

К оглавлению выпуска

конференции, история библиотечного дела, Библиотечное образование

31.05.2015, 945 просмотров.