Хабибрахманова С.М. Информационно-библиотечное обслуживание творчески одарённых детей: новые направления

  Особым направлением современных научных исследований выступает изучение и совершенствование информационно-библиотечного обслуживания творческих работников как социально-профессиональной группы, обладающей спецификой информационных потребностей, моделей информационного поведения и информационной культуры. Одной из важнейших особенностей этой группы выступают её расширенные возрастные рамки: ведь профессиональная творческая деятельность нередко начинается в раннем возрасте, а профессиональное образование и становление относятся не столько ко времени обучения в вузе, а происходят на том уровне образования, который теперь называется предпрофессиональной подготовкой.

   Каждый ребенок уникален и по-своему талантлив от природы, поэтому непременную важность приобретают организационно-педагогические условия для развития таланта,  том числе социально-педагогическая и профессиональная информационная помощь библиотекаря, который выступает гарантом равноправия в доступе к информации, образованию и культуре. (3) Современные библиотеки вносят огромный вклад в эстетическое и гуманитарное развитие детей и юношества, развивают специализированные образовательные программы, нередко создают творческие коллективы.

    Вместе с тем, в данном случае мы имеем дело с дополнительным образованием, самообразованием, информальным образованием, направленным на широкие круги детей и юношества с дифференциацией по возрасту, интересам и т.д. Как правило, те дети, которые выбирают творческий путь, начиная с раннего возраста, сразу же окунаются в атмосферу профессионального (предпрофессионального) образования, которое стимулирует специфические информационные потребности и требует овладения рядом профессиональных информационных компетенций творческого работника уже в детстве.  Проведённые нами исследования показали, что нередко эта категория юных читателей остаётся без внимания: - далеко не все детские библиотеки обладают необходимым ресурсом для удовлетворения предпрофессиональных информационных потребностей творчески одарённых детей,

- музыкальные школы и школы искусств редко имеют серьёзные библиотечные фонды,

- библиотеки по искусству и специализированные отделы «взрослых» библиотек не ориентированы на работу с детьми и юношеством.

    В этой связи хотелось бы предложить некоторые направления совершенствования информационно-библиотечного обслуживания юных деятелей искусства, раскрыть теоретические основания.

     Об уровне творческой одаренности можно судить по интересам и склонностям человека еще в раннем детстве. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели. Маленькие музыканты могут часами отрабатывать сложные навыки игры на инструменте без всякого принуждения со стороны взрослых, юные художники огромное количество времени проводить за созданием интересной картины. Такая нацеленность, приверженность делу служит одним из самых точных показателей одаренности. Не случайно опытные преподаватели готовы сверхурочно заниматься со страстно жаждущим знаний учеником, даже если тот пока не проявляет особо выдающихся способностей и кажется многим «неперспективным». Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, — широта интересов. Им многое удается, многое по душе и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах. Нередко обилие увлечений приводит к нерациональной с точки зрения прагматичных взрослых трате сил. Однако широта интересов — совершенно естественно явление для детского и подросткового возраста. Погружаясь на время в разные занятия, человек лучше изучает себя, обогащается как личность, осваивает новые ценные навыки. Учится комбинировать, находить ассоциативные связи и нестандартные решения. (7) Однако информационные потребности юных творцов требуют к себе большего внимания в системе библиотечного обслуживания по искусству. Определение перспективных направлений деятельности библиотек, для которых юные творцы выступают целевой потребительской аудитории, требует глубинного изучения процессов развития данной отрасли.

     Проведённое нами социально-диагностическое исследование юных музыкантов Москвы и Уфы позволяет говорить о том, что специфика профессиональных информационных потребностей «взрослых» творческих работников в целом очень близка особенностям информационных потребностей одарённых детей, обучающихся в системе предпрофессионального образования в области искусств. Исследование историографии по этой проблеме (1,6,10 и др.), глубинные интервью с музыкантами, художниками, артистами, литературами, моделирование их профессиональной деятельности позволяют дифференцировать природу информационных потребностей творческих работников, исходя из понимания места основных информационных процессов в творческой работе. С одной стороны, выделяются «классические» потребности в информации (2), когда профессиональная деятельность творческого работника столкнулась с препятствием, преодоление которого невозможно без получения информации. С другой стороны, творческая деятельность имеет информационную природу, ибо в её основе лежит создание художественной информации (9). С третьей стороны, творческий работник генерирует информационные ресурсы (9,4), содержащие результаты творческой деятельности, формирует персональное информационное пространство, которое должно быть доступно аудитории потребителей, реципиентов (слушателей, зрителей и т.д.). В основе этого вида информационных потребностей творческого работника – создание коммуникации с потребителями, доведение своего творчества до целевой аудитории, получение обратной связи. Четвертый блок информационных потребностей творческих работников связан с хранением информационных ресурсов, создаваемых им, для личного и общественного доступа.

     Традиционно библиотеки, работающие как со «взрослым», так и с юным деятелем искусств, концентрируют своё внимание на первом виде информационных потребностей. В данном случае речь идёт, с одной стороны, об огромном опыте, который накопили библиотекари в удовлетворении самых сложных информационных потребностей и в ответе на самые сложные запросы – те, которые поступают от ребёнка. С другой стороны, говоря о библиотекаре как гаранте доступа к информации, мы не можем не говорить об ограниченности ресурсов библиотеки для работы с группой таких особенных читателей. В этих условиях библиотекарь должен выйти за стены библиотеки и стать навигатором, проводником маленького музыканта, художника, поэта в современном информационном море – помочь в поиске и порекомендовать ему доступные и понятные Интернет-ресурсы, в ряде случаев – обеспечить доступ к ним, научить пользованию ими. В числе таких запросов – поиск нот музыкальных произведений, аудио и видео записей концертов известных исполнителей, театральных постановок, мастер-классов литераторов и художников, вебинаров и т.д. 

      Интерес представляет отношение творческого работника не только к конкретной библиотеке: её фондам, услугам, персоналу, возможностям. Изучения требует отношение к новым информационно-коммуникативным форматам со стороны детей, учитывая детскую психологию, возрастные особенности и интересы данной социальной группы. Возможность участия в них библиотеки как традиционного социального института – то есть отношения социально-профессиональной группы творчески одарённых детей к новым явлениям культуры информационного общества.

Ставя вопрос о специфике информационных потребностей юных дарований, как и в контексте взрослых работников искусств, важнейшим направлением выступает создание информационных ресурсов, представляющих результаты своего творчества, доведение своего творчества до целевой аудитории, получение обратной связи. Если ребенку, живущему в городе, посещающему учреждения предпрофессионального образования, приходят на помощь педагоги, то проводником юного одаренного певца, художника, поэта из глубинки в мир художественной информации, в систему формальных социально-художественных коммуникаций может стать библиотекарь, обладающий профессиональным знанием информационных ресурсов по искусству и владеющим современными технологиями работы с ними. Например, среди всех творчески одаренных детей, также как и среди взрослых творческих работников, особой популярностью пользуются Интернет-ресурсы, позволяющие самостоятельно размещать результаты собственной творческой деятельности. Одними из самых эффективных сервисов среди творчески одарённых детей считаются Yotube.ru, Стихи.ru, а также социальные сети ВКонтакте и Facebook. Было отмечено, что данные сервисы по размещению информации обладают всеобщей доступностью и информатизацией целевой аудитории, а также позволяют контролировать количество просмотров и посещений зрителями/слушателями/читателями и позволяет следить за рейтингом размещаемой информации. Также отмечается простота в отслеживании реакции потребителей на размещение на данных ресурсах результатов своего творчества, данные сервисы предоставляют возможность знакомиться с комментариями и осуществлять процесс обратной связи, так как содержит в себе выходные контактные данные об авторе или исполнителе. Большинство начинающих исполнителей, вокалистов, литераторов, художников пользуются данными сервисами активно, но у них надо сформировать эти умения, ознакомить как с технической, так и с правовой стороной этого вопроса. В частности, данные ресурсы не способны гарантировать защиту результатов творческой деятельности в полном объеме и для защиты авторских прав требуется обращение в специализированные службы, такие как Российское Авторское Общество. Для этого юному дарованию необходимо овладеть базовыми знаниями информационного, авторского, интеллектуального права, сформировать эту важнейшую компоненту информационной культуры деятеля искусств. Библиотекарь может оказывать такую поддержку и сформировать эту компетентность.

    Ориентируясь на четвертый вид информационных потребностей одарённых детей, выделенный выше, хотелось бы предложить детским библиотекам стать депозитариями результатов творчества этой группы. Творческие архивы юных дарований и школ искусств, доступные для всех читателей детской библиотеки, - это важный катализатор творческой деятельности для многих детей. Рассматривая это явление с точки зрения социального маркетинга и социальной педагогики, можно говорить о перспективности выставок юных художников (как и постоянной экспозиции), трансляции записей юных исполнителей, детских спектаклей, самиздатовских сборников детских стихов как основы оптации (5), выбора типовых моделей поведения (8), примера для привлечения в мир искусства и творчества юных читателей библиотеки.

    Таким образом, анализ современной ситуации в информационно - библиотечном обслуживании творчески одаренных детей     позволяет наметить новые направления в данном виде деятельности, связанные с организацией одновременно широкого и легитимного доступа к информационным ресурсам, содержащим результаты их творческой деятельности. Ведь наше будущее и прогресс цивилизации в целом  напрямую зависит от того насколько будут развиваться наши дети, что нового мы сможем в них вложить и на каких информационных базисах мы можем их воспитать и от того на каком уровне мы сможем удовлетворить информационные потребности юных творцов в системе информационно-библиотечного обслуживания.

Список литературы:

  1. 1. Градобоева Н.В. Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства: проблемы и методика изучения: дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук.- СПб.,1996.

  2. 2. Коготков С. Д. Формирование информационных потребностей // Науч.-техн. информ. Сер. 2. — 1986. — № 2. — С. 1-6.

  3. 3. Лопатина Н.В. Библиотекарь в профессиональной структуре общества: теоретико-методологический анализ: автореф.дис…д-ра пед.наук. – М., 2015.

  4. 4. Лопатина Н.В. Информатизация культуры: современные проблемы и перспективы// Научно-техническая информация. Сер.1. – 2010. - № 3. – С. 13-17.

  5. 5. Лопатина Н.В. Социология маркетинга: Учеб.пособ. – М.: Академ. проект, 2005.

  6. 6. Мхитарян О.В. Информационная культура музыканта как условие готовности к профессиональному саморазвитию// Культура теория и практика [Электронный научный журнал.  – 2014. - № 2. Режим доступа:] http://theoryofculture.ru/issues/29/627/. Дата доступа: 08.02.2015.

  7. 7. Савенков А.И. Особенности одаренных детей http://www.talant22.ru/roditelyam/osobennosti-odarennykh-detey/

  8. 8. Сляднева Н.А. Социальные практики информационного общества// Научно-техническая информация. Сер.2. – 2014. - № 5.- С. 3-7.

  9. 9. Суминова Т.Н. Художественная культура как информационная система: мировоззренческие и теоретико-методологические основания: Диc. на соиск. уч. степ. д-ра филос. наук. – М., 2006.

  10.  10. Юрковецкая А.З. Совершенствование библиотечно - библиографического обслуживания самодеятельных музыкальных коллективов на основе изучения специфики их информационных потребностей: Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.,1981- С.74-78

     Сведения об авторе

  11. Хабибрахманова Светлана Маратовна - аспирант Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

информационная культура, Библиотечное образование

07.07.2015, 2290 просмотров.