Кучерова О.Н. Коммуникационная функция школьных библиотек в условиях формирования образовательного пространства

    Актуальной проблемой теоретических исследований и важным направлением библиотечной деятельности в условиях построения информационного общества становится формирование образовательного пространства. В среднем учебном учреждении базовым компонентом формирования образовательного пространства является управляемая информационно-коммуникационная среда, элементом которой выступает школьная библиотека. В условиях информатизации общества школьная библиотека активно адаптируется к быстрым изменениям внешней среды, трансформирует основные направления своей деятельности,  развивает коммуникационную функцию, которая еще не являлась предметом специальных научных исследований.

  При возрастающем интересе к вопросу коммуникационной сущности библиотек, исследователи редко рассматривают библиотеку как соответствующий элемент образовательного пространства в единстве форм и методов ее деятельности. Теоретическое осмысление коммуникационной функции школьной библиотеки базируется на методологических  принципах  философии, социально-коммуникационного, системного подходов и  фундаментальных положениях  теории библиотековедения.  Вопросы места школьной библиотеки в современной образовательной парадигме, изменение ее функций в информационном обществе раскрыты в трудах О. Астафьевой (1), Е. Гениевой (3), Н. Голубевой (4), С. Езовой (5), С. Матлиной (6), Е. Ратниковой (7), Б. Сизова и   Т. Маркаровой (8).

 Категория пространства является одной из фундаментальных в осмыслении бытия человека. В философском аспекте образовательное пространство рассматривают как предельно широкую теоретическую абстракцию, обозначающую совокупность  критериев образовательной деятельности, которые составляют отрасль систематизированного знания, объединенного на содержательном и структурном уровнях с целью развития человека культуры (2). Вопросы формирования образовательного пространства являются объектом  изучения многих наук: философии, педагогики, культурологии, а в условиях возрастающей социальной активности библиотек, проявляющейся участием в процессах обучения, воспитания, социализации и инкультурации  школьника,  образовательное пространство становится предметом исследований библиотековедения (2;5;6).

     В ряде специальных научных исследований ученые очертили проблему определения места и роли школьной библиотеки в информационно-образовательной среде, акцентируя внимание на раскрытии ее информационной функции: школьные библиотеки становятся информационными центрами образовательных учреждений, обеспечивая информационное и методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; систематическое  информирование читателей и родительской общественности; изучение информационных потребностей, информационный сервис. При этом, становится очевидным, что информационная функция неразрывно связана с  коммуникационной функцией, которую,  школьные библиотеки, адаптируясь к требованиям информационного общества, активно развивают на практике.

  Целью статьи является теоретическое обоснование коммуникационной функции школьной  библиотеки и системный анализ ее развития в условиях образовательного пространства.

  В ХХІ ст. библиотечную деятельность в значительной степени корректирует формирующееся информационно-образовательное пространство, которое рассматривается как управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг объектам процесса обучения.

 В библиотековедении понятие «информационно-образовательное пространство» трактуют как «совокупность научно-методической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно-технической и инструктивной информации, к которой обеспечен доступ пользователей, дифференцированный по роли и месту участника образовательного процесса, а также возможность извлечения информационного ресурса в соответствии с информационными потребностями пользователей» (1). То есть, автором акцентируется внимание на инструментальных коммуникативных процессах (социальных, технических, технологических).

    Социально-коммуникационная деятельность школьной библиотеки способствует становлению учащегося как  активного субъекта образовательного пространства, библиотека обеспечивает психологическое, информационно-обучающее, культурное «погружение» школьника в социальные смыслы культуры.

     Традиционной социально-коммуникативной функцией школьной библиотеки является ее образовательная деятельность, развивающаяся в условиях образовательного пространства в направлениях библиотечно-информационной поддержки школьного образования (учебной, самообразовательной, культурной, научно-исследовательской, рекреационной), обеспечении коммуникативных процессов обучения и повышения  информационной компетентности субъектов образовательного пространства. Коммуникативные функции школьной библиотеки реализуются также в процессах комплектования и обработки библиотечных фондов, накоплении информационных ресурсов и управлении ими, организации технико-технологического доступа к ним с помощью библиотечных  способов и средств. Так, Ю.Н. Столяров выделяет комплекс взаимосвязанных технологических функций, которые реализуются библиотекой посредством рабочих циклов, процессов и операций.

  Любая деятельность (библиотечная, учебная, педагогическая) включает в себя общение. В этом смысле библиотечному специалисту необходимо овладевать коммуникативными компетенциями, в частности способностью к диалоговому взаимодействию с читателями, коллегами, организациями (5). При этом, в современных условиях перехода образовательной и библиотечной работы в виртуальное коммуникационное пространство, в библиотечном общении необходимо учитывать все виды коммуникации, которые реализуются в процессе прямого и опосредованного общения с читателями. Социально-коммуникативные функции  школьной библиотеки проявляются в организации и управлении коммуникативными процессами (обучении, воспитании, социализации, инкультурации) библиотечными средствами, в том числе с помощью эффективного общения.

   Формирование глобального коммуникационного пространства актуализирует проблемы толерантности и налаживания межкультурного диалога в библиотечном обслуживании. Ученые все чаще рассматривают межкультурные коммуникации в библиотековедческом контексте, выделяя среди задач  школьной библиотеки воспитание личности в поликультурном пространстве (5;6). При этом используются традиционные и новые коммуникативные инструменты создания управляемой информационно-образовательной и культурной среды библиотеки.  В условиях  активного формирования поликультурного образовательного пространства у школьных библиотекарей появляется возможность не только способствовать развитию коммуникативных навыков учащегося в пределах овладения содержанием определенного учебного предмета, но и формировать  в процессе обучающего и межкультурного библиотечного диалога критическое и экологическое мышление, информационную культуру, социально-коммуникативную компетентность,  развивать информационно-поисковые навыки работы в сетевом пространстве.

  Социально-культурные тенденции развития коммуникационной функции библиотек обусловлены современной информационно-библиотечной политикой,  включающей широкий круг вопросов поддержки и популяризации чтения. Влияние возрастающего потока информации на процесс  социализации подрастающего поколения требует развития умения ориентироваться в информационном пространстве, что напрямую зависит от уровня общей культуры  школьника, компонентами которой является информационная культура и культура чтения. Чтение раскрывает свой социально-коммуникационный потенциал в условиях школьной библиотеки, которая с помощью рассмотренных выше коммуникативных функций создает пространство чтения, сочетая традиции книжной культуры и новейших информационных технологий (2,4,5,6). С помощью библиотечных средств: учебной и художественной книги, современного  справочно-библиографического апарата, традиционных и инновационных форм обслуживания  в школьной библиотеке создается  комфортная информационно-коммуникационная среда (социально-экологическая, культурно-коммуникационная, информационно-образовательная, технико-технологическая), которая выступает  важным фактором  интеллектуального развития  ребенка, социальной защиты его детства и обеспечения информационной безопасности.

  Школьная библиотека выступает элементом формирования поликультурного образовательного пространства. Школьные краеведческие музеи, способствующие сохранению историко-культурного наследия этносов, наряду с библиотеками становятся компонентами единого образовательного пространства (4). Социальная информация, заключенная в информационных ресурсах, музейных экспонатах и документах становится личным достоянием субъекта образовательного пространства (ценностями, чувствами, знаниями), что, в свою очередь,  ведет к возникновению новых социально-культурных смыслов.

     Информатизация становится объективным фактором формирования образовательного пространства школы,  активно влияя на развитие коммуникативных функций школьных библиотек средствами информационно-коммуникационных технологий, позволяя модернизировать материально-техническое и технологическое наполнение образовательного пространства. Технико-технологические трансформации происходят в направлении перехода от ручных технологий обработки документного потока в  школьной библиотеке к применению новейших компьютерных технологий обработки документов, внедрению автоматизированных библиотечно-информационных систем  и  развитию сетевых технологий интеллектуального производства и управления обучающими информационными ресурсами.

  Инновационные проекты усовершенствования информационно-коммуникационной среды школы способствуют организационным трансформациям школьной библиотеки, смене их структуры и статуса,  в частности путем трансформации школьных библиотек в  библиотечно-информационные ресурсные центры, медиатеки, интегрирующие всю печатную и мультимедийную учебную продукцию, которая поступает в общеобразовательные учебные заведения, обеспечивая  доступ к образовательным сетевым ресурсам. Школьные библиотеки, адаптируясь к изменениям внешней среды, активно функционируют в инновационном режиме. Библиотекари  стремятся к организации современного библиотечного пространства, которое становится органичным компонентом единого образовательного пространства школы. В ходе реализации инновационных проектов  школьные библиотеки  усиливают материально-техническую базу, закупают новое оборудование, современные выставочные стеллажи,  осваивают мультимедийные технологии информационного обслуживания, организовывая интерактивные кабинеты, медиатеки, электронные читальные залы. Функциональные зоны библиотеки организовываются на основе использования законов библиотечного дизайна:  зон отдыха, информирования, работы с периодикой, дистанционного обучения, музейным уголком. Улучшение комфортности информационной среды способствует увеличению количества читателей: стильное архитектурное пространство привлекает современных учащихся к традиции чтения с применением возможностей новых информационно-коммуникационных технологий.

      Таким образом, коммуникативная функция школьных библиотек активно развивается в условиях формирования образовательного пространства. Школьная библиотека активно проявляет себя в различных направлениях социально-коммуникационной деятельности, участвуя в процессах обучения, воспитания, социализации личности путем организации библиотечного пространства и информационно-коммуникационной среды, внедрения инновационных форм информационного сервиса. Использование игровых, дизайнерских и информационно-коммуникационных технологий позволяет «понять пространства внутренний избыток…»: создать коммуникационный эффект информационно-образовательного и культурного «погружения» в развивающее пространство знания.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 1. Астафьева О. Н. Современная образовательная парадигма в контексте социальных и культурных изменений / О. Н. Астафьева // Библиотечное  дело – ХХІ век. – 2006. –  № 2.  – С. 146 – 162.

  2. 2. Гайфутдинова С. Н. Библиотека. Пространство. Чтение / С. Н. Гайфутдинова,   Я. В. Воробьева  // Школьная библиотека. – 2013.  –  № 9 – 10.  – С. 112 – 116.

  3. 3. Гениева Е. Центр межкультурной коммуникации / Е.  Гениева // Библиотека. – 2006. – № 7. – С. 4 – 7.

  4. 4. Голубева Н. Пространство сближения [Библиотека как институт  инкультурации нового поколения]  /  Н. Голубева // Библ. дело. – 2010. – № 12. – С. 8 – 11.

  5. 5. Езова С. А. Библиотека – центр человеческого общения / С. А. Езова // Библиотековедение. – 2005. – № 5. – С. 122 – 125.

  6. 6. Матлина С. «Понять пространства внутренний избыток…» / С. Матлина // Библ. дело.  –  2007.   – № 1. – С. 2 – 5.

  7. 7. Ратникова Е. И. Образовательная деятельность вузовских библиотек в условиях развития новых информационно-коммуникационных технологий /              Е. И. Ратникова // Библиотечное  дело – ХХІ век. – 2009. –  № 2 (18). – С. 52 – 68.

  8. 8. Сизов Б. Н. Создание предметно-ориентированных электронных баз данных как одна из актуальных задач развития справочно-информационного обеспечения образования /  Б. Н. Сизов, Т. С. Маркарова  //  Науч. и техн. б-ки.  –  2007.  – № 2. –     С. 78 – 83.

 

 

 

 

 

К оглавлению выпуска

чтение, проекты, информационная культура, информационная среда, библиотековедение

07.07.2015, 3455 просмотров.