Быковская О.В. Влияние компьютерных технологий на образовательную среду высшего учебного заведения

Компьютерные технологии становятся не только важнейшим компонентом в сфере высшего образования, но и средством формирования

образовательной среды.  На сегодняшний день студенты имеют доступ к электронным образовательным ресурсам и информационным ресурсам вуза, однако для обмена информацией друг с другом, обсуждения заданий, проектов, конкурсов они используют социальные сети. Если еще пару десятилетий назад местом обмена информацией между студентами были лаборатории и читальные залы, то сейчас все больше и больше используются социальные сети, форумы и другие возможности, предоставляемые сетью интернет. Иными словами, в формировании образовательной среды все большую и большую роль играют компьютерные технологии, а сама образовательная среда расширяется, не ограничиваясь только студентами конкретного вуза.  Образовательная среда трансформируется от микро- до макроуровня. Примерами могут служить «крики о помощи» студентов в сети интернет типа «помогите выполнить контрольную по …», «как сделать …?» и т.д. Объективно оценить, каковы же будут последствия воздействия образовательной макросреды на студентов, вероятно, мы сможем лишь спустя годы. Личный опыт убедительно демонстрирует, что рекомендации и замечания по самостоятельной работе конкретного студента, сделанные в присутствии других студентов (микросреда), позволяют обучающемуся более объективно оценить свой труд и оказывают стимулирующее воздействие, особенно для тех студентов, которые стремятся быть лучшими в группе, нацелены на карьерный и профессиональный рост в будущем.

В настоящее время в сети интернет получили широкое распространение учебники, учебные пособия, конспекты лекций. Интернет предоставляет возможность из любой точки мира, в любое время получить необходимую информацию, что создает весьма благоприятные условия для обучения. Однако возможность для обучения не всегда означает её реализацию. Не секрет, что студенты в интернете ищут не только и не столько исходный материал: учебники, научные статьи, отзывы практиков, но уже готовые курсовые, контрольные и т.д. Бороться с этим явлением можно и должно, при этом одним из самых эффективных способов являются программы антиплагиата. Преподавателю необходимо  убедиться, что работу выполнил сам студент. При очной форме обучения это сделать не сложно, так как при защите контрольных и курсовых преподаватель и студент встречаются непосредственно (лично), и по нескольким вопросам студенту опытный преподаватель легко установит истину. При использовании дистанционного обучения личный контакт может быть реализован с помощью широко распространенной программы Skype.

С другой стороны, именно благодаря сети интернет студенты получают возможность получить уникальное образование, так как они могут  прочитать, прослушать, просмотреть лекции не только своего преподавателя, но и других специалистов в данной области.

Одним из новых эффективных средств электронного дистанционного обучения являются электронные кабинеты, реализующие доступ в любое удобное время к учебным планам и учебным программам, методическим указаниям, методологическим материалам по изучению курса, указаниям по выполнению курсовых и дипломных работ, учебникам, учебным пособиям, текстам лекций, практикумов, сборникам задач и упражнений, хрестоматиям, электронным книгам, тестам и другим ресурсам. Реализуемый с помощью электронных кабинетов преподавателей и вузовских библиотек метод обучения создает важные предпосылки для нового качества образования.

Во многих интернет-публикациях отмечаются достоинства других новых средств,  используемых в обучении, таких как электронные учебники и вебинары /2,3/

«Д. Мамонтов: Электронный учебник является учебным средством нового типа, в котором объединены педагогические и компьютерные технологии. Электронные учебники, как и печатные издания, предназначены для предоставления новых знаний, однако процесс восприятия новой информации при работе с электронным учебником идёт в более интенсивном и активном режиме. Любой человек может адаптировать процесс изучения материала к своим психофизиологическим особенностям восприятия, создать свою образовательную траекторию, а также развить навыки самостоятельной работы»/3/.

«Изначально электронный учебник (в переводе с англ. textbook) – это электронная версия бумажного учебника. Сейчас же принято понимать под электронным учебником обучающую среду, содержащую в себе материалы информационного, обучающего, контролирующего и практического направлений»./3/

Существует и другое мнение. «В каждом электронном учебнике обязательно содержатся: текст, снабженный гиперссылками на дополнительные материалы и внешние ресурсы; обучающие видеоматериалы; тематический словарь-справочник; интерактивные тренировочные тесты; контрольные тесты и итоговый экзамен с динамическим подбором вопросов; статистика успеваемости.»/4/

Во многих публикациях, как правило, отражаются близкие подходы в том, что должен содержать электронный учебник, но существенно различаются взгляды на его роль в учебном процессе. В первом случае речь идет о контроле самостоятельного обучения, во втором – об итоговом экзамене. Если на итоговом экзамене предусмотрены только однозначные ответы или четко формализованные ответы, то оценку может выставить и «сам учебник». Однако, в реальной практике это далеко не так. Поэтому первый подход представляется наиболее реалистичным. Более того, если речь идет о дистанционном контроле, то никто не гарантирует, что студент сам ответил на поставленные вопросы. Кроме того, тесты, в том числе и электронные, отчасти облегчают студентам ответы на поставленные вопросы. На наш взгляд, более продуктивным способом обучения является создание тестов по отдельным темам, требующим углубленного изучения, т.наз. «погружения в тему».

Бытует мнение, что электронный учебник «выполняет роль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее». /5/

Не вызывает сомнения, что студент неоднократно может прочесть или услышать (в том случае, если используется мультимедийный учебник) одно и тоже разъяснение, но получение «неограниченного количества разъяснений» представляется маловероятным, так как на каждый абзац учебника понадобятся слишком много страниц текста, реализующего многочисленные разъяснения. Более того, предусмотреть все возможные вопросы, возникающие у студента в процессе обучения, невозможно.

Используя в процессе обучения интерактивные формы, преподаватель может стимулировать активность студента в процессе обучения, моментально иметь обратную связь (которая непосредственным образом  реализуется в классическом обучении), а, следовательно, имеет возможность иначе сформулировать мысль, привести не одно, а несколько разъяснений, примеров, но в любом случае они будут иметь ограниченный характер. Роль преподавателя в мотивации и активизации обучения, в стимулировании  развития самостоятельности мышления студента в обозримом будущем, вероятно, не изменится. В процессе обучения  иногда целесообразно ставить задачу, не объясняя алгоритма ее выполнения. Позитивная оценка  преподавателем результатов работы студента  даже в том случае, если он решил ее не лучшим способом, является стимулом, направленным на развитие самостоятельности мышления.  Иначе обучающийся не будет искать «своего» решения, а использовать только типичные.

Электронные учебники, обладая рядом преимуществ по сравнению с традиционными, значимы для студента в самостоятельном изучении той или иной дисциплины и  способствуют интенсификации обучения.

Таким образом, представляется, что качественное обучение возможно в разумном сочетании как традиционных форм обучения, так и технологий электронного обучения. При этом, исходя из всего вышесказанного, на наш взгляд, необходимы детальные исследования, направленные как на всестороннее изучение, так и обобщение результатов подобного обучения, основанного на этих средствах.

Список литературы:

  1. 1. http://obrazovanie.kop.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=39&Itemid=52

  2.  2. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=26613f83-b9c6-4cf8-8405-1f95711fa221

  3. 3. http://post.physicon.ru/news/articles/2008/

  4. 4. http://www.knorusmedia.ru/products/e_learning/index.php

  5. 5. http://festival.1september.ru/articles/597513

  6. Сведения об авторе

  7. Быковская Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

08.07.2015, 1237 просмотров.