Дилекчи Р. Роль женщины в современной турецкой семье: социально-культурный анализ

Модернизация ХХ столетия как процесс обновления турецкого общества оказала влияние на все сферы социокультурной жизни, в том числе и на традиционный институт семьи, структура, роль и функции которой сегодня изменились. Женщина в роли жены и матери на каждом этапе истории была среди тех ценностей семьи, которые почитались турками и являлись основой их быта.

       В формировании здорового общества, в котором нравственные ценности находятся на первом плане, женщина занимает очень важное место, потому что она играет первоочередную роль в воспитании и обучении будущего поколения. В турецкой семье именно на матерей и бабушек возлагается выполнение главной роли в обучении ребенка. Несмотря на то, что в обучении ребенка авторитет отца также очень важен, и в последнее время количество отцов, которые постоянно занимаются со своими детьми, постепенно растет, основными воспитательницами по-прежнему являются матери. Именно по этой причине современные писатели и ученые подчеркивают значение образования для женщины, которое является залогом хорошего воспитания для детей и будущего для всей нации. [1]

      В современном турецком обществе социальные функции и обязанности женщины достаточно широки. В 1930-ом году турецкая женщина получила право участвовать в местных выборах, а в 1934 году – во всеобщих выборах. В 1934-ом году в парламент было избрано 18 женщин-депутатов. В современной Турции женщины представлены во всех общественных процессах и механизмах принятия решений, и, в первую очередь, политических, однако, учитывая, что женщины составляют половину населения, можно сказать, что это представительство является недостаточным. Согласно результатам всеобщих выборов 2007 года из 550-ти депутатов только 50 – женщины. Количество женщин в турецком парламенте составляет 9,1%. Среди местного руководства из 3225 мэров только 18 – женщины. Из 34477 членов муниципальных советов только 799 составляют женщины, а среди 3208 членов областных советов, только 56 женщин.

Для того чтобы решить проблемы женщин в обществе и семье, а также для того, чтобы еще больше интегрировать их в экономические и общественные структуры, в 1985-ом году в Турции в рамках Организации государственного планирования были созданы департаменты по вопросам женщин. Целью Генерального управления по вопросам положения и проблем женщин, созданного в 1990-ом году, является оповещение других организаций об имеющихся у женщин проблем, стремление сделать женщин сильными во всех сферах жизни, включая такие области, как здравоохранение и образование. Опять-таки, для того чтобы усилить позиции женщин в университетах, были открыты центры по изучению и работе над проблемами женщин. Начиная с 1990-ого года, были открыты гостиницы и общественные центры для женщин, подвергшихся домашнему насилию.[6]

        В результате увеличения числа грамотных женщин, роста урбанизации и изменения менталитета в отношении половой дискриминации, женщины получили возможность участвовать в бизнесе и получать собственный доход. Такая ситуация привела к изменению общественного положения женщин в Турции. Кроме этого, в результате того, что равные права мужа и жены гарантируются законом, традиционное положение женщины в обществе значительно изменилось. Следует отметить также и тот факт, что после того как женщины получили право избирать и избираться, получать образование и участвовать в различных общественных мероприятиях, количество разводов в семьях также возросло.

Список литературы:

  1. 1. ilber Ortaylı, Osmanlı Toplumunda Aile, Timaş yayınları 2009 İstanbul s.83

2.  TUİK, Aile Yapısı Arastırması (2006), s. 22

3. Meric HARMANCI,Modern Türk Toplumunda Kadinin Yeri,Aile Konferansi Bildirgesi, minsk, 2010,ss 4 5

4.TUiK, Aile Yapısı Arastırması (2006), s. 17

 5.TUiK, Aile Yapısı Arastırması (2006), ss. 17, 18

6. Fred Burnaby, At Sırtında Anadolu, Cev: Fatma Taskent, istanbul, 2005,s. 147.

 

К оглавлению выпуска

08.07.2015, 2246 просмотров.