Мацукевич О.Ю., Озмаден Ж. Традиции благотворительности в Турции: социально-культурный анализ

Традиции благотворительности в Турции представляют собой совокупность элементов социально-культурного наследия тюркского фольклора, религиозной этики ислама и благотворительных инициатив гражданского общества, передающихся от поколения к поколению в качестве общественных норм поведения, ценностей, обычаев в оказании помощи нуждающимся.

Традиции благотворительности Турции повлияли на возникновение социально-культурных институтов  — вакфов, которые на протяжении многих столетий несли тюркскому обществу экономическое благосостояние, общественную стабилизацию, развитие образования, культуры, социальной инфраструктуры. Можно утверждать, что вакфы в османском обществе стали мощным двигателям социально-культурного развития империи, распространяя позитивный опыт частных гражданских инициатив на евпропейскую культуру(3).

После образования Турецкой Республики институализация деятельности благотворительных фондов и создание Управления Вакфов в 1924г, повлияли на расширение сегмента социально-культурных инициатив гражданского общества в государственной политике страны. Как отмечает помощник президента Турции Бюлент Арыч:» Управление вакфов на протяжении многих лет оказывает безвозмездную помощь в сфере образования и социальных услуг всем нуждающимся гражданам Турции, учащейся молодёжи. А также оказывает всяческую поддержку в создании музеев, культурных центров и библиотек, открывает возможность широкого доступа к архивным материалам как научным сотрудникам, так и учащимся, оказывая тем самым весомый вклад в развитие культуры, науки и искусства. Управление вакфов играет огромную роль в сохранении памятников культурного наследия Турции, как внутри страны, так и за её пределами»(1).

Современная культурная политика Турецкой республики нацелена на стимулирование развития благотворительного института — вакф, учреждая законы, оптимизирующие условия функционирования благотворительных фондов, дающие определенные экономические преференции. Главным Управлением Вакфов предусмотрено увеличение количества семинаров, конференций и форумов, посвященных истории вакфов и их неотъемлемой роли в развитии Турции.

        Одной из главных целей стратегического плана работы управления на 2015 г, опубликованного на сайте Главного Управления Вакфов, является организация социального партнерства (2) и расширение сети благотворительных фондов, охрана и реставрация образцов культурного наследия и развитие новых направлений благотворительных инициатив.

На сегодняшний день существующие вакфы в Турции можно условно разделить на 4 группы. Это частные вакфы, основанные ещё до образования Турецкой республики и до выхода Закона о Вакфах 1926 г. Они, на сегодняшний день составляют 5% от общего количества вакфов в Турции.

Общественные фонды, принадлежавшие немусульманскому населению Турции и не подлежавшие контролю Генерального Управления Вакфов, однако в последующий период 1936 — 1974гг, их имущество было национализировано государством. В ходе обсуждения условий для вхождения Турции в Евросоюз в 2003 г., Европой были выдвинуты условия, которые требовали возврата этой недвижимости. Часть этих условий была выполнена, однако на сегодняшний день доля общественных вакфов не превышает 3%.

Новые благотворительные фонды, образованные после выхода в свет Закона о Вакфах №903 от 13 июля 1967 г. представляют собой самый многочисленный вид вакфов, доля которых составляет 91% от общего количества. Среди них Фонды социальной взаимопомощи, их число на конец 2013 г. составляет 975; Фонды охраны окружающей среды, их насчитывается на сегодняшний день 32; Другие фонды — многочисленный вид, состоящий из благотворительных фондов самых различных сфер деятельности. Численность которых составляет 3767. Иностранные. Эти вакфы составляют 1% от общего количеств.

Согласно данным Главного Управления Вакфами, начиная с 2006 г., наблюдается тенденция активизации благотворительных инициатив и увеличения количества вакфов, направленных на гармонизацию диалога власти и гражданского общества в решении многочисленных проблем современного турецкого общества.

Список литературы: 

1.T.C. BAŞBAKANLIK VAKIFLAR GENEL MÜDÜRLÜĞÜ 2015-2019 STRATEJİK PLAN http://www.vgm.gov.tr/db/dosyalar/menu159.pdf

2. Мацукевич О. Ю. Социальное партнерство как направление организации социально-культурной анимации в мегаполисе // Социально-культурная анимация: от идей к воплощению: мат-лы VI междунар.форума: 6-13 декабря 2011 г. (ОАЭ)/ ред.кол.Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТРОО» Бизнес-Наука. Общество, 2011. — С. 72-79

3. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусств». — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва: МГУКИ, 2013. — 355 с.

4. Ярошенко Н. Н. Культура и образование: векторы научного осмысления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). С. 250-255.

 

К оглавлению выпуска

ОАЭ

08.07.2015, 5572 просмотра.