Новаторов В.Е. Скрытая реклама в практике социально-культурной деятельности
Ни о чем в наши дни не говорят и не пишут так много, как о рекламе : проводятся фронтальные исследования, защищаются диссертации, издаются объемные фолианты, организуются бесконечные научные конференции, предлагаются мастер-классы… С недавних пор в столичных, а теперь и во многих периферийных, вузах открыты «рекламные» специальности и/или направления обучения. В больших и малых городах функционируют рекламные агентства и специализированные типографии, открываются рекламные комбинаты и фабрики, занимающиеся разработкой и изготовлением рекламной продукции. Налицо – количественный рост разнообразной рекламной продукции и ее жанровое разнообразие : афиши и листовки, зарисовки и очерки, вывески и витрины, радиоанонсы и радиоспоты, рекламные ролики и телеафиши, баннеры и растяжки, электронные табло и «таблоиды» бульварной прессы. А вот о качестве рекламной продукции этого не скажешь…
Издержки современной рекламной практики, во многом противоречивой и несовершенной, в значительной степени можно преодолеть, используя «обводные» каналы распространения рекламной информации. Речь идет о так называемой скрытой рекламе (Product placement), пришедшей в российскую практику опять же с Запада, но в последние годы все чаще встречающейся и у нас, широко и повсеместно применяемой в кинематографе, телевизионных программах, песенном творчестве, в книгах, танцах, изобразительном искусстве, спортивных праздников, всевозможных фестивалях и конкурсах.
Скрытая реклама проникает в подсознание, исподволь формирует потребности, вызывает желание подражать, рождает покупательский спрос.
Продакт плейсмент обладает огромным потенциалом, при умелом использовании которого оказывается возможным решать вполне открытые проблемы, связанные с успешным продвижением товаров и услуг, получением желаемой прибыли и более полным удовлетворением растущих материальных и духовных потребностей российских граждан. Достаточно остановиться на нескольких, наиболее характерных областях социально-культурной практики.
В информационно-просветительной деятельности приемы скрытой рекламы удобнее всего использовать в устных выступлениях участников культурных акций, документальном кинематографе, фрагментах театральных спектаклей, музыкальных и литературных произведениях, спортивных упражнениях и хореографических композициях. Здесь важно все : сценографические решения, речь оратора, костюмы участников, используемая аудиовизуальная техника, оригинальные концертные номера и т.д.
В воспитательных культурных акциях в скрытой форме рекламируются современные транспортные средства, оргтехника, мебель, одежда, манеры поведения, что способствует формированию культуры общения, воспитанию нравственных чувств и эстетического вкуса, пропаганде здорового образа жизни, развитию творческих способностей. Благодаря скрытой рекламе у участвующих в социально-культурной деятельности людей постепенно формируется высокая потребительская культура . Они более придирчивы в выборе предметов культурно-бытового обихода, более вариативны в выборе досуговых занятий, более разборчивы при покупке книг, картин, сувениров и т.п. Скрытая реклама «работает» и в рекреационной сфере. Именно она способствует выбору форм разумного отдыха и культурных развлечений, помогает органично влиться в референтную группу, стать « своим среди чужих», а при случае продемонстрировать собственные таланты и способности.
В условиях глобализации и интеграции, развития международных культурных связей и зарубежного туризма, определяющих стиль и тон поведения россиянина, еще более возрастает важность формирования адекватной «рыночной культуры» в тех сферах жизни общества, где маркетинговые технологии получают все более широкое применение.
Если обычная реклама, как уже отмечалось выше, способна напрягать потребителей, раздражать их своей «лобовой атакой», суетой и крикливостью, вызывать откровенное отторжение, то скрытая реклама входит в повседневный обиход естественно и органично, воспринимается человеком как неотъемлемый элемент его жизни и деятельности . Он участник этой жизни, он ее творец. Такое утверждение вполне созвучно сформулированной Ярошенко Н.Н. парадигме социальной активности личности, суть которой – в духовно-творческой активности, ценностном самоопределении личности, социальной активности человека на разных возрастных этапах, в различных ситуациях социальной, досуговой, творческой, образовательной деятельности [ 3, с. 305].
Используемая литература :
-
1. Новаторов В.Е. Ивент-маркетинг как трендовая технология социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 175-180.
-
2. Шарковская Н.В. Понятие «досуг» в контексте гуманитарного дискурса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 100-106.
-
3. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности:Учебник.-Изд.2-е.- М.: МГУКИ, 2013.- 456 с.
08.07.2015, 3230 просмотров.