Спинжар Н.Ф. Импликация гуманитарной подготовки c задачами самореализации личности будущего специалиста в вузе

Цель данного доклада осветить один из аспектов гуманитарной подготовки, который связан с процессом самореализации личности в высшем профессиональном образовании. Цель раскрывается через осмысление ряда задач: уточнение факторов, влияющих на деятельность вуза; определение показателей индивидуально-профессионального развития личности; выявление уровня активности личности в учебной деятельности, профессиональном самоопределении и социально-культурном творчестве, влияющей на выбор подхода и задач самореализации личности; выявление качеств личности для эффективной деятельности в сложных социокультурных обстоятельствах, наличия ответственного выбора и профессионально зрелого решения на практике, а затем в самостоятельной работе по специальности.

         Имеющиеся в практике ряд несоответствий профессиональной подготовки студентов в вузе, которые были выявлены в ходе опроса и решения учебных заданий, прежде всего, связывались студентами с недооценкой в учебном процессе ценности для студента результата индивидуального развития, недостаточная восстребованность его опыта и однообразие средств обучения и т.д. Неслучайно, основной стратегией высшего образования, по мнению В.В.Бондаревой, является профессионально-личностное развитие и саморазвитие будущего специалиста. Его образ представлен моделью конечного результата деятельности – специалиста, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач, а в последующем и специальных.

Заданная обществом стратегия гуманитарной подготовки студентов, представляется как обретение студентом индивидуальности, неповторимости, духовности, субъектности. Последовательное раскрытие ресурсов личности будущего специалиста предполагает наличие следующих компонентов, по В.В.Бондаревой: способностей к самостоятельному осмыслению профессиональных процессов; и – целесообразности, обоснованности, свободы действий и др. [1].

Решение имеющегося несоответствия возможно через сосредоточение не на содержании образования, а на личности и ее образовательных потребностях, что инициирует высокую активность во всех направлениях постижения выбранной профессии. Человечество вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек, его образованность и профессиональная компетентность, нравственные и волевые качества (В.П. Борисенков). На это указывает растущая интеллектуализация производства, переход экономики к системным достижениям в различных сферах социального развития, но при этом личность, как носитель индивидуально-профессионального развития, реализует свой план жизни как творчество. Поэтому формирование человека – творца, архитектора своей собственной судьбы, приоритетно для современного вуза (Т.Ф. Яркина), а вуз, наряду с развитием познавательной активности студентов, призван «поддержать и помочь реализовать себя», раскрыть внутренний потенциал, способности, таланты, (В.А. Садовничий на Х съезде Российского союза ректоров, проходившего в г. Москве 30 октября 2014г.).

Для студентов, реализовать себя - одна из важнейших составляющих их профессиональной подготовки. Самореализация в структуре потребностей понимается как высшее желание человека реализовать свои способности, цели (А. Маслоу), поэтому выступает одним из двигателей преобразования не только человека, но и окружающего его мира. Студенты III и IV курсов вузов культуры и искусств показали различный уровень готовности к профессиональной самореализации (720 респондентов): 12,9% студентов смогли определить цели и перспективы развития, но их реализация вызвала затруднения, около 11,9% смогли сформулировать ответ на вопрос: «Для чего нужна им получаемая профессия?». Понимание личностью цели своей профессиональной подготовки связано с вопросами: «Для чего учусь?», «Почему я выбрал данную профессию?», «В чем для меня ценность профессии?», связано с профессиональным развитием. Оставляя без внимания данные вопросы, личность тем самым демонстрирует незаинтересованность и формальное отношение к учебе и выбранной профессии. Тогда как с пониманием социальной роли выбранной профессии и осознание задач, которые предстоит решать специалисту, способствуют учебно-творческой деятельности и саморазвитию личности. Около 36,9% опрошенных описывали картины будущего в ярких красках, создавали образы будущей успешной деятельности, но не могли четко определить, как они это воплотят в жизнь и что для этого уже сделано в настоящий момент. На наш взгляд для выравнивания создавшейся ситуации необходимы соответствующие условия: предоставление студентам академических свобод, возможности получать знания согласно своим склонностям и потребностям; направлять профессиональную подготовку к практике самореализации; использовать вариативность подходов, поиск форм, методов обучения и достижения намеченных результатов на основе ресурсов личности; гармонизация образовательной среды вуза для расширения профессионально-творческой инициативы студентов.

 

Список литературы

    1. 1. Кривцова Н.Л. Обучение одаренных студентов в университетах США и России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 152-155.
    1. 2. Кузнецова Т.В., Солдатов В.М. О роли высшего образования в ценностных ориентациях и социальной мобильности молодежи в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 6-14.
    1. 3. Спинжар Н.Ф. Гуманитаризация образования как фактор успешного обучения и профессионального развития будущих специалистов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 162-167.
    1. 4. Чижикова Е.В. Интерактивные технологии формирования профессионально-управленческих компетенций менеджеров культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 188-195.

 

К оглавлению выпуска

08.07.2015, 6150 просмотров.