Тихонова В.А. Глобализация и проблемы культурно-национального суверенитета
Культура в современных условиях динамичных преобразований и изменений в мире занимает особое место. Именно культура выступает действенным фактором и интеграции, и сохранения национальной самобытности народов.
В условиях обостряющихся противоречий между различными странами и регионами, прежде всего, вызванными геополитическими амбициями одних и поиском эффективных мер обеспечения национальной безопасности, суверенитета других, культура, в зависимости от идеологических позиций субъектов глобализирующегося мира, используется для решения соответственно различных целей. Сторонниками американизированного варианта глобализации, в основе которого Западная Европа, а ныне особенно США, представляются сосредоточениями самых прогрессивных достижений человеческого разума, образцом для подражания в политической, экономической, общественной жизни культура превращается в один из инструментов реализации стремлений унификации духовного мира и ценностных ориентаций людей разных национальностей, религиозных верований.
В ряде исследовательско-аналитических центров западных стран проявляется тенденция к формированию новой наднациональной идеологии «сетизма» («киберлиберализма»), в основе которой стремление к распространению в процессе информационного обмена мировых «стихийных» потоков информации под управлением идеологов мировой гегемонии «избранных».
В подобную идеологическую парадигму встроена и модель массовой культуры, выступающей изначально, в силу своей специфики, агентом глобализации. Её распространение, особенно учитывая функциональные возможности интернет-пространства, облегчает соответствующее идеологическое влияние на широкие массы людей вне зависимости от их национальных и социокультурных предпочтений. Эта культура всё явственнее приобретает черты «глобальной потребительской культуры», «критерием успеха которой становятся не духовные ценности, а прибыль и массовый успех во все более монополизированной индустрии развлечений» (1, с. 125).
Социальный оптимизм, вызванный возможностями глобализирующейся земной цивилизации, перспективами создания благоприятных условий для развития всех стран и народов мира, ныне все более вызывает опасения, ибо «мир не освободился от бремени активной конфликтности» (2, с. 725), а глобализация зачастую реализуется не как диалог равных культур, а как в значительной степени воплощение в жизнь универсальной модели мировой цивилизации «европоцентристского» образца.
Однако мировая цивилизация, вопреки тенденциям ее универсализации, реально представлена многообразием типов национальных сообществ с их различными религиозно-философскими основами, традициями и инновационными формами. По мере возрастания тенденций «вестернизации» мировой цивилизации стремление многих народов мира сохранить свою национально-культурную идентичность все более усиливается. В этом столкновении двух противоположных тенденций динамики развития мирового глобализационного процесса проявляется сущность противоречий глобализации, когда, как утверждал С. Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций», навязываемая всему миру американская гегемония "приводит к возрождению незападных культур во всем мире" (3, с. 130).
Анализ противоречий современного мирового процесса свидетельствует, что возрождение и расцвет национальных культур воспринимается не как столкновение цивилизаций, а как гармония, взаимодополнение только при условии диалога и взаимодействия существующих в нынешнем мире многообразных цивилизаций и культур, сохранения национального суверенитета государств, их самобытности «посредством разработки и реализации собственной стратегии внутристрановой и геополитической трансформации и соответственно с этим оптимального, соответствующего коренным интересам страны вхождения в глобализационные процессы» (1, с.123).
Список литературы:
-
1. Бабосов Е.М.Структурные модели мироустройства в XXI в.// Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология. 2011, № 2. - С.118-128.
-
2. КулешовС.В. , МедушевскийА.Н.. Россия в системе мировой цивилизации. М., 2001. – 775 с.
-
3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2000. – 464 с.
08.07.2015, 1819 просмотров.