Буколова Н.О. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА В КНР: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ

В китайской культуре танцевальное искусство – одно из самых древних. Как пишет китайский исследователь Лии Чао в своей книге «Роль танца и пантомимы в музыкальной композиции пекинской оперы», уже во 2-м тыс. до н.э. встречаются иероглифы «у» (танец) и «юэ» (музыка). К сожалению, описание танцев того времени до нас не дошло, однако известно, что музыка и танец были тесно связаны с ритуалами поклонения божествам, с магическими плясками шаманов и с  жертвоприношениями.

В период Чжоу (722-481 до н.э.) в ритуальных танцах зарождались каноны танцевальных движений, имеющих свое символическое толкование. Большое влияние на формирование танцевального искусства оказали древние верования. Обожествление и культ животных, отвлечённых сил природы развивали приёмы стилизации и условность пластического языка. В ритуальных танцах складывались элементы светского зрелища. Танец, близкий народным обрядам, отражал не только восприятие человеком окружающей среды, но и постижение им самого себя, являясь наивысшим выражением его эмоций. Профессиональные танцовщики и музыканты  существовали уже в период Чжоу. Их приглашали на императорские пиры, храмовые праздники. Танцы основывались на сюжетах, которые посвящались конкретным событиям, историческим героям, божествам. В зависимости от сюжета и характера сценической техники сформировались два танцевальных жанра - Вэнь У (гражданские танцы) и У У (военные танцы). Музыка и танец были и средством воспитания, поэтому обучение этим искусствам получило широкое распространение.

В период Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) искусство танца продолжало занимать ведущее положение в народных обрядах и религиозных ритуалах, на него также наложила отпечаток официальная идеология того периода – конфуцианство, придававшее танцу особое значение в духовном воспитании человека. Характер ритуальных танцев изменился, они перестали сопровождаться магическими заклинаниями, исступлёнными выкриками, характерными для танцев глубокой древности, и в соответствии со строго разработанным ритуалом вместе с музыкой подчёркивали величие и торжественность обряда. Наконец, стали появляться танцы на вымышленные сюжеты. В хореографической композиции основной акцент был выстроен не на позах, как в индийском классическом танце, и не на последовательном чередовании поз, а именно на слиянии меняющихся фигур. В танце, как и в каллиграфии, приобретают значение комбинация линий, общий рисунок композиции. В период Хань также была учреждена Музыкальная палата (Юэфу), ведавшая певцами, танцовщиками и танцовщицами (их насчитывалось до 800), собранными из различных областей страны.

В последующие столетия танцевальное искусство обогащалось новым репертуаром и техникой исполнения. Большое развитие получило непрофессиональное музыкальное и танцевальное искусство. В период Суй (589-619 н.э.) в городе Дунду (ныне Лоян) во время празднеств в песенно-танцевальных представлениях участвовало до нескольких десятков тысяч человек.

Время расцвета танца – период Тан (618-907). По словам китайского исследователя Лии Чао, в данный период «усложнились ритуальная и социальная функции танца. Широкие культурные связи Китая с другими странами (в том числе с Индией) также оказывали огромное влияние на развитие искусства танца. Происходило дальнейшее развитие основных эстетических принципов этого искусства. Танцы стали классифицироваться по группам: цзянь у (твёрдые, энергичные), жуань у (мягкие, нежные), цзы у (танцы иероглифов), хуа у (цветов), ма у (танцы с конями) и др. Первые две группы стали основными эстетическими категориями танца, определившими дальнейшие пути его развития. Они восходят к гражданским и военным танцам чжоуского периода. Эти группы основывались на древнекитайской дуалистической концепции мира, утверждавшей, что мир состоит из двух начал – инь (тёмного, женского, а потому слабого, нежного) и ян (светлого, мужского, а потому сильного, энергичного). Таким образом, их эстетическая интерпретация претендовала на раскрытие в танце целостной картины бытия. Группы хуа у и ма у разрабатывали принципы стилизации, усложнённые элементами символики, цзы у продолжала развивать композиции линейной хореографии».

Период Тан – последний в развитии танца как самостоятельного вида искусства. В дальнейшем происходило постепенное соединение танца, пения и слова, что привело к формированию традиционной музыкальной драмы. Дацюй – одна из основных форм соединения пения и танца посредством сюжета (появление дацюй относится ещё к ханьскому времени). Это – но трёхмастное произведение, состоящее из музыкального вступления, песенной и песенно-танцевальной частей, где танец преобладает. Другая форма, ведущая к возникновению синтетического театрального спектакля, – сюжетные пантомимы. Одна из первых таких пьес «Маска» – о воинских доблестях ланьлинского князя Чан Гуна. В пьесе танец был подчинён драматическому действию и пантомиме.

Большое развитие танцевального, песенно-музыкального и театрального искусств способствовало созданию системы профессиональной подготовки. Было организовано несколько придворных учебных заведений под общим названием «Грушевый сад» (VIII в.). Одно из них – Чудесный сад небожителей, где обучали пению и танцам детей, выступавших часто при дворе.

В период Сун (960-1279) развитие танца как профессионального искусства несколько затормозилось. Он всё более превращался во вспомогательный элемент зрелища и, как правило, завершал его. Период Сунн – время становления синтетической формы спектакля и рождения нового типа актёра, владевшего вокальным искусством, словом и танцем, близким по форме к сценическому движению. Продолжала развиваться театральная пантомима, популярность которой сохранилась.

С расцветом литературной драмы в эпоху Юань (1280-1367) танец полностью подчинился театру. В XV-XVIII вв. о танце как о самостоятельном виде искусства осталось мало сведений. Тем не менее, в рамках традиционного театра танцевальное искусство достигло значительного развития. В XVI в. на базе северной и южной ветвей театра зародился новый жанр куньцюй, где лирические южные мелодии стилистически окрашивали большие танцевальные эпизоды. Позднее многие из спектаклей куньцюй превратились в балеты-пантомимы (например, «История нефритовой шпильки», «Осенняя река» и др.). В жанре пекинской музыкальной драмы (одна из основных театральных форм, возникла в конце XVIII в.) балеты-пантомимы получили большое развитие (например, «На перекрёстке трёх дорог», «Переполох в небесном дворце»).

После образования КНР (1949) танцевальное искусство получило большое развитие. В 1949 была создана Первая танцевальная труппа при Центральной театральной академии. Подобные труппы создавались по всей стране. В 1953 состоялся 1-й Всекитайский фестиваль музыки и танца. В 1964 в КНР функционировало свыше 20 танцевальных коллективов.

В 20-х гг. ХХ в. происходит первое знакомство китайского зрителя с европейским классическим балетом (в страну приезжали русские артисты балета, педагоги). Появился интерес к европейскому балету. Однако создание балета европейского типа началось лишь в 50-е гг. Первое значительное произведение – «Голубь мира», поставленный танцовщицей Дай Айлянь на основе соединения европейского балета и китайского классического танца. В результате сценической обработки народных танцев были созданы балеты «Танец лотоса», «Дружба», «Сбор чая и ловля бабочек» и др.

Для подготовки национальных кадров в 1954 было организовано Пекинское хореографическое училище, возглавленное Дай Айлянь. При училище были созданы курсы балетмейстеров под руководством советских педагогов В.И. Цаплина (1955) и П.А. Гусева (1958), организованы отделения классического и народных танцев. Среди других советских педагогов были О.А. Ильина, Н.Н. Серебренников, В.В. Румянцева. В 1959 состоялся 1-й выпуск, на базе которого в этом же году была создана Экспериментальная труппа. Её репертуар состоял из балетов и концертных номеров, поставленных Гусевым: «Лебединое озеро», «Корсар», «Жизель» (1960), «Красавица-рыбка» Цу Минсина, У Цзуцяня (совместно со студентами-балетмейстерами, силами учащихся отделений китайского и европейского классического танца) и Р.В. Захаровым («Бахчисарайский фонтан», 1962). В 1964 в училище недолго преподавала английская артистка балета Б. Грей (поставила pas de deux из «Спящей красавицы»). В 1960 была основана Шанхайская балетная школа, где имелись отделения китайского и европейского классического танцев. Преподавали в школе выпускники Пекинского хореографического училища. К 1964 школа подготовила 2-й акт «Лебединого озера», фрагменты из «Щелкунчика», «Дон Кихота», балет «Пламя Парижа» и др.

В 1953 в Пекине открылся Центральный театр оперы и балета. Среди первых постановок – балеты «Белая змейка» (созданный на основе одноименной музыкальной драмы (1957, Лян Кэсяна), балетмейстеры Ван Пин, Ван Сисянь и др.); «Волшебный фонарь» (музыка Чжан Сяоху, балетмейстеры Ли Чжунлин, Хуан Бошу под руководством Цаплина и Ли Шаочуня); «Пять красных облаков» (на тему революционной борьбы китайского народа (1959, Гуанчжоуский армейский ансамбль, Экспериментальный театр)).

Среди танцовщиков старшего поколения – Дай Айлянь, У Сяобан, Цзя Цзугуан, Ху Гоган, Чжао Дэсян (один из первых балетмейстеров, овладевших европейским классическим танцем) и др. В 1952 создан Союз хореографов (руководитель Оуян Юйцянь; в начале 60-х гг. прекратил существование). Известность получили артисты балета Чжао Цин, Бай Шусян, Лин Амэй, Лю Дэкан, Сун Тяньлу и др.

В начале 60-х гг., в связи с особым политическим курсом китайского руководства, методы администрирования были перенесены и в область искусства. Под лозунгом превращения танца в революционное массовое и национальное искусство из репертуара были изъяты все балетные спектакли предшествующих лет. Их заменили дивертисменты, чаще всего на военные сюжеты. В 60-е гг. поставлен балет "Седая девушка" на сюжет одноименной оперы. В период "культурной революции" был создан балет "Красный женский батальон" (1964, сценарий и постановка Ли Чэнсяна, Чон Цзуци, Ван Сисяня) на основе европейской хореографии, он был поставлен в Рабоче-крестьянской солдатской балетной труппе (организована в 1963). В последующие годы балет имел несколько редакций и вошёл в число 8 "образцовых" спектаклей, разрешённых руководством КНР.

Изначально Пекинская академия танца, основанная в 1954 г., называлась Школой. Она стала первой профессиональной школой танца, созданной после провозглашения Китайской Народной Республики. Ее ректором стала г-жа Дай Айлян – знаменитая танцовщица и патриот, родившаяся за рубежами Китая. В 1978 г. Пекинская школа танца была официально переименована в Академию (BDA), что было утверждено Китайским министерством культуры. В настоящее время Академия танца, славящаяся профессионализмом подготовки, является ведущим учебным заведением в КНР в своей области, а также одним из крупнейших танцевальных учебных заведений в мире. 

Русский  балет оказал благотворное влияние на развитие школы классического танца в Китае. На ранних этапах китайский балет развивался при поддержке экспертов именно из России. Вся система основывалась на русском стиле, включая  учебные планы, материалы, а также систему проведения занятий. По прошествии шестидесяти лет в КНР создана собственная система образования, имеющая китайскую специфику.  С 1957 по апрель 1960 г. эксперты из России оказывали помощь Академии с репетициями балетов «Тщетная предосторожность», «Лебединое озеро», «Корсар», «Жизель» и других известных произведений классического репертуара. Кроме того, русские эксперты также внесли вклад в образование и подготовку первого поколения китайских хореографов.  Госпожа Джианг Зукуй закончила Российскую театральную академию в октябре 1961 г. со специализацией по хореографии. В 1963 и 1964 гг. в Китае состоялись триумфальные постановки ее замечательных балетов «Нотр Дам» и «Революционный женский отряд».

В Пекинской академии танца пятнадцать факультетов и очень широкий спектр специальностей. В ней готовят танцовщиков, хореографов, балетмейстеров, специалистов по китайскому и народному танцу, мюзиклу.

          Современный китайский классический балет представляет собой некое  сплетение русской школы классического танца с национальным танцем и национальной культурой КНР.

Можно с уверенностью сказать, что китайский балет стал одним из ярких звезд в созвездии национальных искусств мира.

Сведения об авторе

Наталья Олеговна Буколова

магистр 1-го года обучения

Московского государственного института культуры

Направления подготовки «Хореографическое искусство»

Программа «Педагогика балета: Классический танец»

 

К оглавлению выпуска

#танец#танцевальное искусство#стилизация#классический танец#композиция#поза#Дай Айлянь#dance#the art of dancing#stylization#classical dance#composition#pose#Dai Ailan’

24.09.2015, 3585 просмотров.