Мельникова Е.П. РОЛЬ АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А.Я. ВАГАНОВОЙ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Прежде чем перейти к оценке значения Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой для совершенствования хореографического образования, представляется необходимым дать оценку нынешнему состоянию хореографического образования, ведь, как гласит известный афоризм, «Понимание того, куда нам надо идти, проистекает от знания того, откуда мы пришли в данную точку».

Применительно к искусству танца трактовка данного изречения означает, что без максимально полного, объективного и критического анализа прошлого балетной педагогики существует риск выбора ошибочного вектора дальнейшего развития, не учитывающего богатейший опыт и достижения предшествующих поколений педагогов, которые внесли неоценимый вклад в теорию и практику танца. Следует подчеркнуть, что в дальнейшем акцент тезисов и суждений будет связан, прежде всего, с «классическим танцем». Связано это с тем, что классический танец является той областью танцевального искусства, в которой автор достаточно компетентен.

Основная трудность комплексного анализа заключается не столько в оценке прошлого опыта, сколько в адекватной оценке нынешнего состояния специального образования. И связано это, в первую очередь, с недостатком информации, дефицит которой проистекает, прежде всего, из того, что в настоящий момент времени хореографическое искусство (во всех видах танца) широко распространено территориально и чрезвычайно популярно и востребовано практически во всех социальных категориях населения.

В данном контексте уместно будет привести выдержку из предисловия И.И. Соллертинского и Ю.О. Слонимского к «Программе по специальным дисциплинам» ЛГХТ, 1936 г.: «Большой разрыв между все возрастающим спросом на квалифицированные кадры и крайне слабым его удовлетворением привел к неизбежным последствиям. На периферии появилось большое количество танцовщиков, постановщиков и педагогов танца, лишенных правильного балетного образования, не имеющих перед собой высокохудожественных образцов и не располагающих научной литературой.  Как ни отраден сам по себе факт роста кадров, но он несет серьезную опасность снижения художественной ценности и порчи молодняка. Все чаще можно столкнуться с десятками и сотнями лиц, выдающих себя за педагогов по танцу, буквально калечащих детей настолько, что они делаются непригодными для получения балетного образования. В хореографическом деле больше, чем в каком-либо другом (в частности – оперном и драматическом), совершенно нетерпимы даже элементарные проявления дилетантизма. В то же время, именно в балетном образовании и расцвели пышным цветом шарлатанство и дилентантизм. Они с трудом поддаются проверке и выявлению, а специалистов танца, распознающих дилетантизм, на периферии очень мало. В таком положении особенно остро и неотложно встает на повестку дня проблема создания науки о танце и документации научно-методической основы хореографического образования». [1]

Нынешняя ситуация в хореографическом образовании дает нам все основания согласиться с вышеизложенным мнением практически без поправок. Вряд ли кто станет оспаривать, что такое понятие, как «высшее», «высший» воспринимается, прежде всего, как критериальный термин, оценочная категория, как признак некоего уровня качества (совершенства). Ввиду этого, не менее важная проблема – кадровая. По этому параметру (кадровое обеспечение) наиболее «пострадавшей» дисциплиной оказывается классический танец, так как в большинстве случаев его «ведут» специалисты, в лучшем случае владеющие содержанием (теорией) других танцевальных дисциплин. Без преувеличения можно сказать, что такое «высшее» образование наиболее негативно отражается на теории и практике именно классического танца, ведь уже сейчас на смену поколению преподавателям «советской школы» идет современное поколение дилетантов, а ведь классический танец по своей сути профессионален. Как отмечал выдающийся педагог современности П.А. Пестов, «при нашей обширной сети специальных хореографических школ молодые педагоги вынуждены сразу включаться в работу в любых классах». [2] Возможно, концепция «фрагментарного» образования отвечает задачам и уровню подготовки специалистов «широкого профиля»: руководителей танцевальных коллективов, кружков, ансамблей, но вряд ли отвечает комплексным требованиям, предъявляемым такой специфической областью искусства, каковой является классический балет.

Переходя к  теме статьи о роли и значении Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, следует отметить, что вопросы ближайшей и отдаленной  перспективы в хореографическом образовании неразрывно связаны с судьбой балетного искусства в целом. При этом в нынешних условиях роль Академии Русского балета как одного из столпов классического хореографического образования, думается, значительна не только для России, но и для всего мирового балета, поскольку в любых реформах и преобразованиях важным моментом является наличие лидера, который может взять на себя бремя решения назревших проблем и помочь вывести на качественно новый уровень теорию и практику классического танца и прочих специальных дисциплин.

Применительно к балетному искусству таким лидером на данный момент, несомненно, является Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, в наличии у которой колоссальный вековой опыт, традиции, научный и педагогический потенциал, учебно-методическая база – т.е. все необходимые признаки, качества и свойства, обязательные для решения назревших проблем и задач, которые ставит время, в особенности учитывая тот факт, что Академия Русского балета – это живая история, свидетель развития и становления взлетов и падений балетного искусства, давшая миру такое количество выдающихся исполнителей и педагогов, как ни одно другое учебное заведение мира.

А потому одной из актуальнейших задач для Академии Русского балета является необходимость занять твердую и однозначную позицию по отношению к некоторым так называемым «нововведениям» и «тенденциям» (как в теории, так и в практике классического танца), несущим угрозу «видовой» целостности классического танца.

Ближайшей же задачей на перспективу развития нашего вуза (Московского государственного института культуры) должна стать организация теснейшего контакта с системой  высшего образования, в особенности учитывая колоссальный научный, исследовательский и педагогический потенциал этой системы. На практике данная идея может найти реализацию в создании единого Научно-исследовательского методологического центра, основными задачами  которого могли бы стать стандартизация, аналитическая, исследовательская деятельность, перспективное планирование и т.п.

  Таким образом, для реализации вышеизложенного потребуется время, материальные и человеческие ресурсы. Однако следует еще раз подчеркнуть, что нынешняя ситуация вызывает серьезную озабоченность, и, в связи с этим, необходимы перемены, поскольку, как известно, перспективные планы хороши только тогда, когда из области теоретических выкладок и предложений они входят «в практику», т.е. реальную жизнь, конкретную область человеческой деятельности.

  Трансформация хореографического образования должна проводиться в жизнь исключительно такими лидерами современного хореографического образования, как Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, при этом не исключая, конечно же, кооперации с аналогичными учебными и научными учреждениями не только России, но и ближнего, дальнего зарубежья.

  Такая убежденность основывается в немалой степени и на том внимании, которое уделяет на данный момент Россия (в лице первых лиц государства, Минкульта РФ, Минобразования РФ) сохранению, развитию и приумножению мирового культурного наследия, к которому, бесспорно, принадлежит такая «культурная универсалия», как балетное искусство, одним из высших воплощений которого является, в частности, русский балет. 

Список литературы 

  1. 1. Учебные программы ЛГХТ /Под ред. И.И. Соллертинского и Ю.О. Слонимского. - Л.: Наркомпрос РСФСР, 1936.

  2. 2. Пестов П.А. Уроки классического танца. I курс. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Вся Россия», 1999.

  3. Сведения об авторе

  4. Екатерина Павловна Мельникова

    магистр 2-го года обучения

    Московского государственного института культуры

    Направления подготовки «Хореографическое искусство»

    Программа «Педагогика балета: Классический танец»

К оглавлению выпуска

классический балет#современное хореографическое образование#Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой#педагогические традиции#хореографический коллектив#classical ballet#modern choreographic education#A.Y. Vaganova Academy of Russian Ballet#pedagogical

24.09.2015, 806 просмотров.