Мурацев Т.Р. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАЛЬЦЕВОЙ ТЕХНИКИ В ОСЕТИНСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Далеко за пределами Осетии известны стремительно-темпераментные, величаво-грациозные танцы осетинского народа. Плавно выходят стройные, как гордые лани, девушки в легких, светлых платьях. Целомудрие и скромность, изящество и грация сквозят в каждом их движении. В головокружительном темпе несутся ловкие, подтянутые юноши в черкесках, виртуозно исполняя танец на носках.
Широким распространением пользуется в наше время старинный массовый хоровод «симд», воспетый в устном народном творчестве осетин – Нартовском эпосе (нарты – древние предки осетин, жившие более трех тысячелетий назад). «Симд» – излюбленный танец, которым завершались пиршества. В народном исполнении хореографический рисунок танца традиционен, хотя он в известной мере и определяется искусством импровизации ведущей пары. «Симд» отличается торжественностью и строгой величавостью движений.
Наряду с массовыми танцами у осетин издавна бытуют и парные танцы – это медленный, плавный танец приглашения «хонга кафт» и быстрый, энергичный «зилга».
«Зилга» сходен с лезгинкой, широко распространенной у народов Кавказа. Подобно лезгинке, «зилга» у осетин является парным танцем, его танцуют девушка и юноша; движения юноши отличаются легкостью и виртуозностью, движения девушки, наоборот, плавностью и изяществом. В наши дни в самодеятельных и профессиональных коллективах «зилга» или, как его называют иногда, «круговой танец» может исполняться и большим количеством участников (8–10 пар). Термин «круговой» означает, что исполнители движутся по кругу.
Особенно хочется отметить старинные танцы «плавный парный танец» и «соревнование на носках».
«Плавный парный танец» занимает особое место в осетинской хореографии. Далеко не каждый танцовщик в состоянии исполнить его, так как для этого надо обладать исключительным мастерством и грацией. Само определение «плавный» говорит о том, что танец исполняется величаво и плавно.
Юноша, исполняющий большую часть танца на носках, должен избегать резких поворотов и следить за тем, чтобы его движения не были скачкообразными. Резкое движение, допущенное юношей в танце, принимается как знак неуважения к девушке. Но из этого не следует, что его движения должны быть вялыми.
Девушка танцует плавно, женственно и грациозно. Она двигается с противоположной стороны круга, повернувшись лицом к юноше, с гордой осанкой и опущенными глазами. Движения танцующих сдержанны и строги. Корпус подтянут, голова гордо поднята. Юноша исполняет ход на носках, девушка – на высоких полупальцах. Движения рук мягкие, руки свободно колышутся вверх и вниз.
«Соревнование на носках» – своеобразный танец, сочетающий в себе пластичность, ритмическую четкость и виртуозность сложнейших движений на носках. Он исполняется исключительно признанными танцорами – юношами и девушками. Девушки и юноши танцуют по очереди и вместе. Двигаясь по кругу или в линию, они исполняют разнообразные движения на носках, стараясь превзойти друг друга в мастерстве. Юношам позволено делать прыжки вперед с ровной ногой с обязательным приземлением на носок. Девушка может позволить себе сойти с соревнования раньше юноши, а вот ему это не позволительно.
Исключительность этого танца в том, что какой-либо специальной обуви для исполнения этого танца у осетин никогда не существовало. Это или праздничная, или повседневная обувь («ичиги»), которая шьется из мягкой кожи. Подошва также кожаная, но более грубая.
В танце на пальцах задействованы лишь два (большой и второй) пальца ног. Непозволительно танцевать с согнутыми коленками. Также не допускается качание корпуса.
В сравнении с исполнением танца на пальцах в классическом направлении, исполнитель-пальцовщик в осетинском традиционном танце держит равновесие благодаря сильной части ноги – щиколотке. Нога ставится на носок, и только потом на ногу падает нагрузка веса тела. Колени слегка сгибаются только при переходе с одной ноги на другую. Позиции ног при движении – 6-я и 3-я. На каждый 3-й такт мелодии нога заходит за ногу. На движение тела это не должно влиять. Мастер должен сохранить плавность хода и не допустить колебания.
Нaибoлее хaрaктерные движения тaнцевaльнoгo фoльклoрa oсетин – этo движения нoг, oтличaющиеся мелкoй и филигрaннoй техникoй испoлнения. Среди них прoстые шaги, шaги нa пoлупaльцaх, нa нoскaх, шaги сo скoльзящим движением с переменным aкцентoм левoй и прaвoй нoг, переменнoе выбрaсывaние легким кругooбрaзным движением прaвoй нoги впрaвo, левoй – влевo, пружинящие пoдскoки с переменным кaсaнием земли «пяткa-нoсoк» и прaвoй и левoй нoг, тaкие же пoдскoки–«нoжницы» с нaрoчитым вывoрaчивaнием пятки, переменные прыжки нa пoлупaльцaх или нoскaх oднoй нoги.
Народное хореографическое искусство – одно из ярчайших проявлений национального творчества, воплотившее в себя отдельные стороны этических и эстетических представлений людей. Искусство танца неразрывно связано с музыкальным, а нередко и песенным творчеством; оно представляет собой национально-своеобразную форму синтетического искусства и с древнейших времен занимает важное место в жизни различных народов, в том числе и осетин. Правда, танец у осетин лишь в редких случаях имел обрядовое значение. Танец появился как способ выражения чувств посредством движения, жеста, пластики и мимики. Он являлся излюбленным видом развлечений молодежи на свадебных, семейных торжествах, на общественных празднествах. Однако не все танцы, известные народу, имеют распространение в быту. Некоторые из них постепенно утрачивают свое значение и уступают место другим танцам.
Никогда у осетин не возникал вопрос – почему они танцуют на носках.
В древних осетинских сказаниях о скифах, сарматах, аланах четко прослеживается танец. Главные герои эпоса танцуют именно на носках. Некоторым даже удается пробежаться на носках по краю большой чаши, в котором варится пиво.
Испокон веков на осетинских свадьбах лучшему другу (кунаку) жениха предоставлялась честь станцевать с невестой. И это был исключительно танец на носках.
Рисунки танцующих на носках животных, найденные учеными-историками при раскопках скифских курганов, говорят о присутствии танца на пальцах в древние времена.
Более глубокий анализ позволит найти связь древнего танца на носках и танца на пальцах в современном классическом балете.
Сведения об авторе
Тимур Романович Мурацев
магистр 1-го года обучения
Московского государственного института культуры
Направления подготовки «Хореографическое искусство»
Программа «Педагогика балета: Классический танец»
24.09.2015, 3250 просмотров.