Натолока О.И. ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА Э. ЧЕККЕТТИ В РУССКУЮ ШКОЛУ БАЛЕТА
Сегодня, в период расширения и развития культурных связей, особенно важно и актуально рассматривать и изучать методические разработки системы преподавания классического танца других стран. Балет, как и другие виды искусства, постоянно совершенствуется, поэтому интеграция лучшего опыта и достижений мирового балета в программы изучения классического танца является, несомненно, важным. Становление русского балета проходило в тесной связи с развитием классического танца в Европе. Именно Европа, особенно Италия, а затем и Франция, стали колыбелью развития хореографии вообще и классического танца в частности.
Первые попытки систематизации танцев, их упорядочения, записи и теоретического разбора движений и правил их исполнения начались еще в XV веке. Их основа – описание танцев, используемых в то время в так называемых «balletti della corte». Одним из первых хореографов этого времени, имя которого дошло до нас, был Доменико да Пьяченца, работавший при дворах семьи Сфорца в Ферраре, Милане и Венеции. Танец для него – это прямое выражение внутренней гармонии человека, созданной на основе музыкального ритма. Его книга «Искусство танца и руководство ведения хороводных плясок» (1416) – первая книга по хореографии и искусству придворного танца, показывающая переход танца из простого развлечения аристократии в науку движения, этики и эстетики, которой нужно серьезно заниматься. Он явился первопроходцем в становлении законов хореографии, основанных на объединении музыки и танцевальных движений. Его ученики Гульельмо да Пезаро (1420-1484) и Антонио Карназано (1430-1483) продолжили дело учителя, развивая и дополняя танцевальное искусство. Их книги являются первыми документами по искусству танца, где впервые сделана попытка описания танцевальных движений в их связи с музыкой.
Открытие хореографом Помпео Диобоно в Милане в 1545 году первой школы танцев, которая готовила исполнителей и учителей танцев для «balli della corte», дальнейшее широкое распространение танца в Европе и особенно во Франции дает новый виток развитию хореографического искусства. Чезаре Негри, Фабрицио Карозо, Эрколе Сантучи, Лютио Компосо, Ливио Люпи, Филиппо ди Алье и многие другие внесли свой вклад в развитие европейского танцевального искусства. Образование первой танцевальной Академии подготовки профессиональных танцовщиков в Париже (1661), выработка терминологии балета, попытки описания движений и правил их исполнения выявляют необходимость создания системы обучения. Пьер Бошан (1631-1705) стал создателем фундамента классического танца. Разделение танцев на три основных вида: серьезный танец, полухарактерный и комический, en dehors (выворотность) – основа классического танца, появление диагональных рисунков и развороты корпуса epaulеment, введение основных пяти позиций ног и рук – все это является его заслугой.
Книги «Искусство описания танца по знакам и рисункам» (1700) Р.-О.Фейе и «Учитель танца» (1725) П.Рамо стали первым описанием теории классического танца на основе разработок П.Бошана.
В эпоху Просвещения появляется «действенный балет». Его яркими представителями были хореографы Г.Ломбранци, Ф.Гильфердинг, Дж.Уивер, Д.Магри, С.Вигано, Дж.Рич, Г.Анджолини, Ж.Ж.Новерр, постановки и письменные труды которых способствовали дальнейшему развитию классического танца. Но во всех этих трудах хотя и есть стремление проникнуть в глубину предмета, осмыслить данные своих наблюдений, создать определенную систему, но пока еще нет методики преподавания классического танца.
Карл Блазис (1795-1878) стал первым педагогом, создавшим систему классического танца, а его книга «Элементарный учебник теории и практики танца» (1820) стала первым учебником по обучению. В ней не только подробно изложена теория новой танцевальной техники, методика преподавания, основанная на анатомии и законах равновесия, классификация движения и па, но и рассмотрены практические аспекты обучения.
Начиная с XVII века хореографическое искусство в России развивается в тесной связи с европейским. Этому способствовало постоянное присутствие и работа на русской сцене иностранных танцовщиков, хореографов и педагогов, среди которых Ф.Гильфердинг, Г.Анджолини, А.Фоссано, К.Блазис, Ф.Тальони, Ш.Дидло, А.Сен-Леон, М.Петипа и другие. С 1887 по 1909 в Санкт-Петербурге работает Энрико Чеккетти – виртуозный танцовщик, прекрасный мимический актер, хореограф и педагог. Его книга «Полное руководство по классическому танцу. Метод Э.Чеккетти» является логическим продолжением опыта практической и теоретической работы итальянских и французских хореографов и педагогов Г.Ламбранци, П.Бошана, Ж.Ж.Новерра, К.Блазиса, А.Сен-Леона, а также личных разработок и находок самого Чеккетти, к которым можно отнести:
- разделение сценического пространства по точкам на основе вертикальных и диагональных линий.
- четкая последовательность движений, основанная на постепенном разогреве мышц – построение экзерсиса идет в чередовании движений маленькой и большой амплитуды. Например, после plie идет grand battеment, а затем battеment tendu, что, по мнению Чеккетти, помогает лучше разогревать и укреплять мышцы.
- введение комбинаций port de bras, развивающих красивую линию, правильную постановку рук, корпуса и головы, особенно в положении epaulеment, оставив при этом исторический источник – классификацию позиций рук, предложенных П.Бошаном. «Эта классификация положений рук была разработана Бошаном, а потом заимствована другими учителями прошлого, поскольку она проста, удобна, доступна и рациональна. Поэтому изменения в этой классификации не несут ничего нового», – писал Чеккетти в своей книге.
- каждодневный план занятий на неделю; методика систематизированных уроков, построенных на принципе одного pas, помогает выработке конструктивно-механического начала, прочно входящего в мускулатуру и доведенного до автоматизма, является основным слагаемым координации.
- композиционное построение адажио с его releve, различными позами en l’air и en tournant, grand fouette, pas de bourre, прыжками, renverce и т.д., которые в дальнейшем станут основой техники адажио русской школы, более близкой в этом к методу Чеккетти, чем английская и итальянская школы;
- дальнейшее развитие и закрепление техники вращения с четким preparation, правильно взятым коротким force и финальным escappe в четвертую позицию со сменой ног. Особенностью исполнения пируэта en dehors на полупальцах, по Чеккетти, является чуть согнутое колено опорной ноги, тогда как в пируэте на пуантах колено должно быть сильно втянуто.
«Чеккетти давал прочные навыки вращений и чеканных остановок, устойчивых позировок и четких темпов. Движения рук, ног и корпуса приобретали уверенность и экспрессию», – пишет Г.Альберт.
- аллегро – заключительная часть урока, включающая прыжки, идущие от простого к сложному, заноски, пуанты, пируэты, legati, вариации и реверанс.
Метод Э.Чеккетти распространен во всем мире. Балетные школы Америки, Канады, Австралии, Дании, Италии, Англии работают на основе этой педагогической системы, которая является основой развития не только академического классического танца, но также неоклассики и танца contemporary.
Русская балетная школа представляет собой уникальную художественно-педагогическую систему, на становление и развитие которой, помимо других достижений французской и итальянской школ, большое влияние оказала интеграция педагогической системы классического танца Энрико Чеккетти.
Сведения об авторе
Оксана Ивановна Натолока
магистр 2-го года обучения
Московского государственного института культуры
Направления подготовки «Хореографическое искусство»
Программа «Педагогика балета: Классический танец»
24.09.2015, 3694 просмотра.