Оскерко Т.В. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРЕОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ БАЛЬНОГО ТАНЦА
В статье анализируется проблемная ситуация, сложившаяся в хореографической подготовке спортсменов бального танца. Рассматриваются вопросы, связанные с использованием средств классического танца с учетом особенностей бального танца. Содержание хореографической подготовки представлено как система упражнений различной координационной сложности и методов воздействия, направленных на воспитание творчества, двигательной культуры спортсменов, на расширение арсенала выразительных средств танцора.
Одним из видов подготовки спортсменов в танцевальном спорте является хореография (хореографическая подготовка). Ее содержание – система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры спортсменов, а также расширение арсенала их выразительных средств.
Хореография – одно из важнейших средств эстетического воспитания. Занимаясь классической хореографией, спортсмены соприкасаются с различными видами искусства. Например, музыка на уроках хореографии знакомит их с основами музыкальной грамоты. Спортсмены должны выполнять движения в соответствии с ритмом, темпом и характером музыкального сопровождения. Занятия хореографией также развивают творческие способности спортсменов. Воспитывается ощущение красоты движений, их гармонии с музыкой, формируется способность передавать в движениях определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Все это позволяет создавать художественный образ при выполнении соревновательных упражнений.
Занятия классической хореографией способствуют решению образовательных задач, расширяя объем двигательных умений и навыков.
Кроме того, в сложно координационных видах спорта (именно таковыми и являются бально-спортивные танцы) хореографическую подготовку относят к разделу специальной физической подготовки: на занятиях хореографией развиваются такие физические качества, как гибкость, координация движений, выносливость, улучшаются показатели скоростных качеств, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Формируется гармония различных танцевальных вариаций, высокое качество и эстетика исполнения соревновательных программ. Но все это возможно только при наличии методики, учитывающей логически обоснованную последовательность обучения.
Анализ научно-методической литературы показал, что спортивные танцы как вид спорта нуждаются в разработке научно-методических положений организации тренировочного процесса, в критическом переосмыслении имеющихся средств, форм и методов обучения. Многие специалисты считают, что все это возможно, если хореографическая подготовка станет одним из ведущих компонентов учебно-тренировочного процесса. Многие поддерживают данную точку зрения, считая необходимым применение средств классической хореографии в качестве неотъемлемой части подготовки спортсменов в сложно координационных видах спорта.
Специалисты утверждают, что хореография – важное средство эстетического воспитания. Занимаясь классической хореографией, по мнению Способина И.В. [1], спортсмены соприкасаются с различными видами искусства. Например, использование музыки на уроках хореографии знакомит с основами музыкальной грамоты. Спортсмены должны выполнять движения в соответствии с ритмом, темпом и характером музыкального сопровождения.
Занятия хореографией развивают также творческие способности спортсменов. Шароватова В.А. [2] считает, что у занимающихся воспитывается ощущение красоты движений, их гармонии с музыкой, формируется способность передавать в движении определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Все это при выполнении соревновательных упражнений позволяет создать художественный образ.
Занятия хореографией способствуют решению и образовательных задач. Так, за счет движений классического танца расширяется объем двигательных умений и навыков.
Кроме того, по мнению Шипилиной И.А. [3], в сложно координационных видах спорта хореографическая подготовка относится к разделу специальной физической подготовки, т.е. в процессе занятий хореографией развиваются такие физические качества, как гибкость, координация движений, выносливость, улучшаются показатели скоростно-силовых качеств, укрепляется опорно-двигательный аппарат.
Значение хореографической подготовки танцоров возрастает с каждым годом, тем более что динамика исполнения соревновательных программ постоянно увеличивается, а это диктует необходимость как совершенствования технического мастерства спортсменов-танцоров, так и повышения уровня развития их физических качеств, в том числе специальной выносливости.
Основой хореографической подготовки танцоров является хореография в самом объемном своем понимании с использованием разнообразных средств танцевального искусства. Так, Семенова И.Е. [4] считает целесообразными следующие хореографические дисциплины: классический танец, историко-бытовой танец, современные направления хореографии (джаз, модерн, степ), народно-сценический танец. Но возникает вопрос: упражнения какого танца должны превалировать на уроках хореографии, и в каком соотношении давать их с учетом специфики двигательной деятельности в танцевальном спорте?
Хореографическая подготовка в спортивных танцах базируется, главным образом, на основе классического танца. При занятиях классической хореографией с танцорами следует учитывать следующее: во время занятий классическим экзерсисом вырабатывается правильная постановка корпуса, обеспечивающая надежную опору и артистическую окраску pas. Именно такая постановка корпуса необходима, прежде всего, в танцах стандартной программы, следовательно, движения классической хореографией должны быть неотъемлемой частью средств хореографической подготовки танцоров.
Нет необходимости выполнять движения классического танца по выворотным позициям. Специфика выполнения данных движений диктуется особенностями техники танцоров. Проведенный Смелковской Е.В. [5] анализ положения опорной ноги при выполнении движений у спортсменов-танцоров и артистов балета свидетельствует о том, что в силу специфики исполнения европейской программы опорная и свободная ноги не могут быть развернуты, т.к. требуют параллельной постановки ноги. Но, с другой стороны, в спортивных танцах есть латиноамериканская программа, которая требует частичной выворотности (первая свободная позиция), и существуют еще правило: носок свободной ноги танцора должен быть вытянут.
Таким образом, в силу специфики движений в танцевальном спорте нет необходимости требовать от спортсменов выворотного положения опорной ноги при выполнении основных движений классического экзерсиса (как в балете), но следует обращать серьезное внимание на положение свободной ноги.
Также необходимо включать в занятия движения классического танца с поднимаем на полупальцы (releve). При занятиях хореографией, по мнению Рубштей Н.А. [6], важно включать в них упражнения, способствующие укреплению мышц ног, отвечающих за работу стопы.
Для решения данной задачи движения классического экзерсиса, такие, как дэми и гранд плие, батман тандю, батман жэтэ, батман фондю следует сочетать с релеве, т.е. с поднимаем на полупальцы.
Необходимо использовать формы пор дэ бра (всего их шесть). В уроке классического танца спортсменов-танцоров важным представляется организация (формирование) красивых линий и выразительной пластики верхней части тела, и прежде всего рук. Для решения данной двигательной задачи применяются формы пор дэ бра.
Должное внимание следует уделять изучению и совершенствованию приемов выполнения различных вращений, и прежде всего вращениям типа «шене», что необходимо при исполнении данной группы движений в бальных танцах.
Необходимо использовать в занятиях прыжки (движения группы аллегро). Упражнения этой группы, где уступающий режим работы мышц сочетается с преодолевающим, способствуют воспитанию силы мышц, отвечающих за работу голеностопного сустава. Кроме того, выполнение упражнений данной группы повторным методом с ординарными или жесткими интервалами отдыха будет способствовать воспитанию специальной выносливости.
Необходимо включать в занятия движения «партерной хореографии». Введение партерного экзерсиса рекомендуют самые различные авторы. Хавилер Д.С. [7] считает, что особенно это важно на этапе начальной подготовки. Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшей затратой энергии решить сразу три задачи: повысить подвижность суставов, улучшить эластичность мышц и связок, увеличить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног и эластичность стоп. Кроме того, при использовании упражнений данной группы активно развивается гибкость.
При выполнении классического экзерсиса развивается равновесие. Также занятия классической хореографией позволяют активно воспитывать такое многоструктурное физическое качество, как координационные способности.
Проводя занятия со старшими спортсменами, необходимо требовать от них точную манеру исполнения танца.
Анализ содержания и особенностей хореографической подготовки в танцевальном спорте позволяет сделать следующее заключение: хореографическая подготовка должна быть неотъемлемой частью тренировочного процесса спортсменов; хореография полифункциональна, ее воздействие многогранно, оно выражается в специально-технической, специально-физической, эстетической направленности.
С помощью хореографии решается целый комплекс задач, связанных с подготовкой спортсменов:
- всестороннее и гармоничное развитие спортсмена;
- совершенствование его технической подготовленности;
- повышение уровня физических качеств: координационных способностей, гибкости, быстроты, силы, выносливости;
- формирование осанки;
- воспитание эстетических и творческих способностей, развитие индивидуальности, танцевальности, пластичности, выразительности и культуры движений, артистичности исполнения спортивных программ.
При проведении занятий по хореографической подготовке в спортивных танцах необходимо учитывать специфические особенности избранного вида спорта.
Конкретное использование средств классической хореографии и их соотношение в тренировочном процессе будут зависеть от различных факторов:
-
задач тренировочного занятия;
-
возраста спортсменов;
-
уровня их подготовленности;
-
вида программы, в которой выступают танцоры;
-
индивидуальных особенностей танцоров;
-
задач, стоящих перед данным уроком.
Список литературы:
-
1. Способин И.В. Элементарная теория музыки. - Москва, «КИФАРА». - С.12-15
-
2. Шароватова В.А. Методические аспекты уроков классической хореографии для исполнителей спортивных танцев // Спортивные танцы: бюллетень. - 1999. - № 5. - С. 9-25.
-
3. Шипилина И.А. Хореография в спорте: Учебник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 224 с.
-
4. Семенова И.Е. Преподавание хореографических дисциплин для тренеров и исполнителей спортивных танцев. - М.: РГАФК, 1999. - 44 с.
-
5. Смелковская Е.В. Классический танец на отделениях «бального танца» в вузах культуры и искусств //Сборник тезисов научно-практической конференции; отв. ред. В.Н. Нилов. - М.: МГУКИ, 2001. - 28 с.
-
6. Рубштей Н.А. Что нужно знать, чтобы стать первым.- М.: Изд.дом "Один из лучших", 2002. - С. 25-31
-
7. Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. - М.: Новое слово, 2007. - С. 95-96
Сведения об авторе
Татьяна Валентиновна Оскерко
магистр 1-го года обучения
Московского государственного института культуры
Направления подготовки «Хореографическое искусство»
Программа «Педагогика балета: Классический танец»
24.09.2015, 6607 просмотров.