Папилова Е.В. РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.П. КАРСАВИНОЙ В РАЗВИТИИ БРИТАНСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ХХ ВЕКА

    В становлении хореографического искусства Великобритании в ХХ веке огромную роль сыграла русская балетная школа – гастроли Русских сезонов, деятельность российских артистов балета, эмигрировавших из страны, распространение методики А.Я. Вагановой. В статье исследуются направления деятельности Т.П. Карсавиной в Англии и ее значение для развития английского балета.

    Тамара Платоновна Карсавина – русская балерина, родилась в 1885 в Петербурге, в 1902 закончила Императорское театральное училище и попала в кордебалет Мариинского театра. Год за годом совершенствуя свое мастерство, стала примой-балериной. Постоянная (с 1909 года) участница Русских сезонов Дягилева, принесших ей европейскую славу в 1914, когда французская публика восторженно отзывалась о ней «La Karsavina». После Революции в 1918 году вместе с мужем, британским дипломатом Брюсом, и малолетним сыном покидает Россию. Живет сначала во Франции, продолжая участвовать в Русских сезонах, а в 1929 перебирается в Лондон. Последующие 49 лет Карсавина прожила в Великобритании, умерев там в 1978 году в возрасте 93 лет.

    Приехав уже состоявшейся, заканчивающей карьеру балериной, Карсавина всего два года протанцевала в лондонском театре «Балле Рамбер» и в 1931 году покинула сцену. В труппу Мари Рамбер балерина была приглашена выступать в качестве звезды. Она не только танцевала, но восстанавливала балеты Фокина, с которым работала во время Русских сезонов, для этой труппы («Карнавал», «Видение розы», «Призрак оперы», «Сильфиды», «Жар-птица»). Среди партнеров Карсавиной были Марго Фонтейн и Фредерик Эштон, вспоминавший впоследствии: «Когда она танцевала… мы следили за каждым ее движением, восхищаясь ее дисциплиной, ее изысканными манерами, ее скромностью и вместе с тем воздействием на публику; мы любили ее и почитали… Она как будто благословила нас, и мы пышно расцвели, навеки благодарные за привилегию прикосновения к “бахроме ее славы”». [1] Для Эштона общение с великой балериной было предметом гордости и лестным признанием его способностей. Благодаря Карсавиной, по его словам, им удалось «достичь… непередаваемых ощущений плавности и целостности движений, которые задумывались Фокиным». [2] Высокую оценку работы труппы Рамбер дает рецензия музыкального критика Ричарда Каппела, писавшего о первом спектакле труппы: «Его стоит увидеть, хотя бы ради Карсавиной, … танцующей свою старую роль… с невиданным чувством поэзии, печальной и величественной одновременно, поскольку ее искусство принадлежит старой петербургской школе». [3]

    В 1931 году состоялись прощальные выступления Карсавиной, на которых она исполняла партию Венеры (или Терпсихоры) в балете Ф. Эштона – Э. Сати «Меркурий» и партию Дженни в спектакле Сьюзен Саламанн «Ватерлоо и Крым». 

    В конце 1920 года начала свою работу Ассоциация преподавателей танца Британии во главе с Аделиной Жене, куда в числе других знаменитых деятелей была приглашена Карсавина. В рамках этой работы она ставила танцы для оперных спектаклей «Аида» и «Фауст» в Ковент Гардене – эти постановки впервые внедрили в оперный сезон Ковент Гардена балетные спектакли. 

    С 1930 по 1955 Карсавина занимала почетную должность вице-президента Королевской академии танца (Royal Ballet) в Лондоне. 

    Помимо выступлений, в конце 1920-х – начале 1930-х Карсавина занималась преподаванием, в том числе – в собственной студии, располагавшейся на Йорк-стрит. [4] Преподавание Карсавина считала чрезвычайно полезным для самой себя: «Мы учимся у своих учеников», – говорила она. [5] Среди воспитанниц студии Карсавиной – Салли Гилмур, ставшая впоследствии звездой труппы Рамбер, и Пегги ван Праг, основательница австралийского балета и известный педагог.

    Помимо собственно уроков хореографии Карсавина с успехом проводила занятия по искусству балетной пантомимы. Эти лекции,  пользовавшиеся особым вниманием, сопровождались демонстрацией пантомимных сцен не только из балетного репертуара (сцены из «Феи кукол», «Спящей красавицы»), но и на драматическом материале – на примере шекспировской «Бури». Британский критик А.Апплин в книге «Истории о русском балете» писал: «Безусловно, в профессии, призванной охватить триединство искусств, … артист способен выделиться только в одной из трех муз. К примеру, в совершенной пальцевой технике Гельцер – вне конкуренции, и нет другой танцовщицы, обладающей таким совершенством рук, как Павлова. А в мимике Карсавиной нет равных». [6]                                       

    Деятельность Карсавиной в Великобритании носила не только репетиционно-постановочный характер, она является также автором ряда статей и книг по классическому танцу. В конце 1920 года был организован журнал The Dancing Times, и Карсавина на протяжении сорока лет (с 1927 по 1968) являлась одним из постоянных его авторов. В своих работах она касалась проблем практического освоения классики. Так, в статье 1930 года, посвященной второму акту «Жизели», она подробно разбирала настроения и эмоции героев балета, вытекающие из каждого, даже самого незаметного движения. «Арабеск Жизели, – писала Карсавина, – не только позиция, он повествует историю любви на фоне могил. Арабеск погружает нас в неизвестность». [7] Карсавина была убеждена, что артист должен сначала ощутить внутреннюю сущность движений и поз, и только после этого постараться выразить их внешнюю линию.

    Помимо The Dancing Times, теоретические статьи Карсавиной печатались в The Ballet Annual и привлекали внимание публики не только как работы танцовщицы-практика, но и как исследователя классического танца. Известно также, что Карсавина разрабатывала новый метод записи танца.

    Перу Карсавиной принадлежит несколько книг. Первая – биографическая книга «Театральная улица» («The Theatre Street») (названа так в честь улицы в Петербурге, на которой располагалось Императорское театральное училище), вышедшая впервые в Лондоне в 1930 году. Написанная, по свидетельству писателя Джеймса Барри, на хорошем английском языке, она содержит воспоминания балерины о детских годах, учебе в училище, работе в Мариинском театре и в Русских сезонах, сотрудничестве с Фокиным, Нижинским, Кшесинской, Павловой, Дягилевым и другими, о бегстве в 1918 за границу. В 1931 книга вышла во Франции, и только в 1971 была переведена и опубликована в России. «Театральная улица» признана классикой автобиографической балетной литературы.

    Позже вышли теоретические работы по классическому танцу – «Техника балета» (Ballet Technique, 1956) и «Классический балет: течение движения» (Classical Ballet: the Flow of Movement, 1962). Книги были встречены с одобрением и готовностью к их изучению. «Не может быть более скучного занятия, чем чтение книг о балетной технике, любой, кроме той, что написана мадам Карсавиной… Ее 48 страниц содержат больше мудрости, чем многие громадные тома – и это увлекательное чтение» [8], – писал автор рецензии на книгу «Техника балета».

    Карсавина прожила в Великобритании более половины своей жизни (49 из 93 лет). Как будто предчувствуя предстоящую связь с этой страной, она задолго до эмиграции, во время своего первого визита в страну, писала: «Лондон абсолютно подходил бы мне, если бы от него можно было пешком дойти до моего родного города и Театральной улицы» [9], «Ты (Англия – Е.П.) с готовностью прощаешь необъяснимые странности чужеземцев, даже их опоздания к обеду, но ты никогда не примешь чужеземца всерьез до тех пор, пока какой-нибудь заслуживающий доверия поручитель не представит его тебе». [10] Таким «поручителем» Карсавиной в ее отношениях с Англией стал ее талант великой балерины.

   Будучи воспитанницей русской школы, Карсавина являлась полноправным представителем ее за рубежом. При этом расцвет ее деятельности как педагога, постановщика, автора печатных работ пришелся на период пребывания в Великобритании и оказал большое влияние на становление британского хореографического искусства. Разработка теории классического танца, обогащение техники танца и средств пантомимы зарубежных исполнителей, выбор репертуара театра Британии середины ХХ века во многом определялись деятельностью артистов балета из России, в первую очередь – Карсавиной.

Список литературы:

  1. 1. Gore W. Ballet Rambert: 1926-1946.- L., 1964.

  2. 2. Dominic Z., Selwyn Gilbert J.S. Frederick Ashton, a Choreographer and his Ballets. - Chicago, 1973.

  3. 3. Clarke M. Dancer of Mercury // Daily Mail. -1930, 24 June .

  4. 4. Уколова Ю.В. Педагогическая деятельность Тамары Карсавиной в контексте развития английского балетного искусства // Вестник Академии русского балета им. А.Я.Вагановой. - 2001.- №9.

  5. 5. Wildman C. Conversation with Karsavina // The Dancing Times. - 1965, June.

  6. 6. Applin A. The Stories of the Russian Ballet. - L., 1911.

  7. 7. Expression over Technique // The Dancing Times. - 1995, January.

  8. 8. P.W. Karsavina shows the way // Dance and Dancers. -  1956. - №10.

  9. 9. Карсавина Т. Театральная улица. Воспоминания. - М., 2010.- C.226.

  10. 10. Там же. С.246.

Сведения об авторе

Елена Вячеславовна Папилова- магистрант 1-го года обучения

Московского государственного института культуры

Направления подготовки «Хореографическое искусство»

Программа «Педагогика балета: Классический танец»

К оглавлению выпуска

#Т.П. Карсавина#британский балет#влияние русского балета#Русские сезоны#T.P. Karsavina#British ballet#the influence of Russian ballet#the “Russian seasons”.

24.09.2015, 830 просмотров.