Хорольская А.М. ТЕНДЕНЦИИ МАССОВИЗАЦИИ КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Процессы, происходящие в современной культуре, преобразили характер нашей эпохи. Причины изменений общественного сознания объясняются ведущими тенденциями, определяющими развитие культуры в наше время: глобализация, информатизация, технизация, массовизация. Процесс массовизации как актуальной и доминирующей формы развития современной культуры всё больше вызывает интерес у исследователей эпохи постмодернизма. Цель данной работы – выявить тенденции массовизации классического танца в России на современном этапе. Для достижения целей необходимо решить следующие задачи: во-первых, развести дефиниции массового и элитарного в культурологии; во-вторых, определить роль экранной культуры в формировании тенденций массовизации балета; в-третьих, сделать вывод о степени массовизации классического танца на современном этапе.

В культуре современности особенно чётко выделяется «дилемма историко-культурного развития – выделение элитарного и массового сознания». [1] Исследователи (Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз) подчёркивают, что элитарное сознание – это сознание интеллектуальной элиты общества, оно способно быть источником креативной деятельности, в то время как массовое сознание порождает ценности потребления и гедонизма, а также в настоящее время имеет свойство растворять в себе элитарное сознание. Всё это ведет к тому, что художественные и культурные ценности нивелируются. В области классического балета приобретается новый культурный опыт – массовизация образцов высокого искусства посредством приобщения к экранной культуре.

Относительно некоторых понятий и культурологических проблем в науке нет единого взгляда и решения. Разведём дефиниции элитарного и массового. Элитарное может восприниматься как «авангардное» [2], как отождествление с «образцовым-классическим» [3]; представителей элиты А. Шопенгауэр называл «люди гения», а Ф. Ницше ввёл характеристику «сверхчеловек». Считается, что первым из исследователей понятие элиты общества окончательно сформулировал Х. Ортега-и-Гассет. Элита – это не верхушка знати, не аристократический слой общества, а те люди, которые обладают особым «органом восприятия», способные создавать искусство и сохранять духовные ценности общества. И если элита – это меньшинство, то массы – это абсолютное большинство социума. Масса – это группа индивидов, которые объединяются общностью потребляемой продукции (товары, информация), а также символической общностью ценностей и приоритетов.

При постановке вопроса о степени элитарности классического балета в наше время интересно то, что сама балетная общественность зачастую на подобный вопрос отвечает однозначно – балет элитарен. Николай Цискаридзе отвечает на вопрос «А то, что вы делаете, вы не считаете модным или популярным?»: «Конечно, нет. Балет – элитарное искусство. Балет – искусство избранных. Нельзя, отключив мозг, созерцать классический балет, надо над ним думать». [4] Главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко отвечал: «Балет элитарен уже в силу того, что это абстрактное образное искусство». [5] Однако отметим, что цитаты из разговоров с танцорами и балетмейстерами носят обывательский характер, а, значит, несмотря на то, что эти ответы недвусмысленны, они не могут претендовать на истину в последней инстанции. Попадая в различные телешоу, программы, рекламу, представители высокого балетного искусства попадают под влияние экранной медиа-культуры, расширяя границы обыденного понимания элитарности балетного театра.

На рубеже XX-XXI вв. тенденции массовизации классического балета становятся ведущими, это можно объяснить стремлением удержать социальную востребованность и сохранить социокультурную значимость классического балета. Предположим, в дальнейшем классический балет будет развиваться в русле двух тенденций: во-первых, традиционный способ функционирования классического балета как искусства для узкого круга зрителей; во-вторых, неизбежность процессов массовизации. Выделим основные тенденции массовизации классического балетного искусства.

Одним из важнейших средств формирования ориентиров современного российского общества являются масс-медиа. О возрастающей роли СМИ в общественной жизни свидетельствует постоянное увеличение их количества, распространенность, а также вседоступность. Российское телевидение до последних лет не так часто обращалось к темам, в которых поднимался бы вопрос популяризации балетного искусства. Однако тема закрытого искусства всё чаще привлекает продюсеров телевизионных шоу, поскольку наполнение телеэфира различными танцевальными проектами требует определенного развития и движения. Затронуть балетную тему, при этом поддерживая миф о закрытости и элитарности балетного искусства, – достаточно выигрышный путь. Так, на сайте телеканала «Россия К» сформулирована цель проекта «Большой балет», запущенного в 2012 году: «открыть широкому зрителю новых звезд балета, дать возможность молодым артистам проявить себя, продемонстрировав не только безупречную технику, но и драматический талант, представить богатое наследие классического балета и лучшие образцы современной хореографии». [6] Автор идеи проекта Сергей Шумаков утверждал, что это «новый формат – телевизионный балетный конкурс» [7], а на протяжении проекта не раз заострялось внимание на том, что данный конкурс был призван открыть мир балета обычному рядовому зрителю. Балетные профессионалы из лучших театров страны показывали своё искусство на высшем уровне, а жюри было представлено известными в балетном мире людьми. Проект, направленный на то, чтобы донести до зрителя классику в её первозданном виде и заинтересовать широкую аудиторию, безусловно, нашел своего зрителя. На форуме телеканала «Россия К» можно найти множество положительных отзывов, подтверждающих силу воздействия проекта.

Совершенно по-другому можно рассмотреть проект, который выпустил в эфир Первый канал, главный телеканал России, в 2011 году. Режиссер и продюсер телепроекта «Болеро» Илья Авербух решил связать классический балет и современный танец. В его шоу действие разворачивается на театральной сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге, а главные герои – прима-балерины и солистки четырех крупнейших театров России в паре с олимпийскими чемпионами и призерами мировых первенств по фигурному катанию. Отчасти целью данного проекта также являлась массовизация классического балета, поскольку такие приглашенные балерины как Наталья Осипова, Евгения Образцова задали высокую профессиональную планку, и одним своим присутствием балетные танцовщицы повысили рейтинг Первого канала, поскольку публике интересно увидеть «элитарный» классический балет в пределах доступности, находясь в зоне комфорта.  На протяжении проекта, председателем которого, к слову, был великий классический танцовщик XX века Владимир Васильев, не раз заострялось внимание на важности этого шоу с культурно-просветительской точки зрения. Так, ведущий проекта Владимир Познер высказал свою независимую точку зрения следующим образом: «Такой проект все же повышает общий эстетический уровень зрителя. Это не чистый балет, но это танец, и это совершенно прекрасно». [8] Культурная ценность проекта также может быть косвенно подтверждена многочисленными отзывами на сайте Первого канала. Таким образом, поскольку в основу проекта взята идея показать, наряду с умениями спортсменов-фигуристов, мастерство классических балерин, пусть и не всегда в чисто классическом исполнении, всё же, если учесть огромную аудиторию телеканала, можно с уверенностью сказать, что одной из реакций российского общества стал всплеск интереса к классическому балету.

Следующий элемент массовизации классического балета вытекает из проведения на телевидении балетных шоу и обязательного наличия их сайтов в сети Интернет. Современный зритель нуждается в обратной связи, чтобы чувствовать свою сопричастность к общему делу. «Интерактивность – способность человека активно влиять на содержимое и направленность СМИ, возможность общаться с другими слушателями, свободно высказывая свое мнение», – пишет Наталья Шопен в статье «Интерактивность – пульс жизни». [9] Речь уже шла о возможности каждого зрителя высказаться на сайте телеканалов в разделах «Отзывы» или «Форум». Так создается впечатление, что желания публики могут быть услышаны, вызывается доверие у аудитории, хотя на самом деле доверие лишь позволяет управлять массами и диктовать определенную точку зрения. Кроме того, интерактивность проявляется также и в возможности интерактивного смс-голосования, в котором зрителю предлагается участвовать после каждого выступления. Интерактивное общение является обязательным условием функционирования телешоу, посвященных танцевальному искусству.

Одним из элементов массовизации классического балета выступает показ балетных спектаклей по телевидению со вставками в них образовательных программ. Телеканал «Россия К» в рамках программы «Шедевры мирового музыкального театра» периодически знакомит зрителя с оперными и балетными спектаклями разных стран. Перед началом показа всегда идет вставка с ведущим программы – Н. Цискаридзе, который рассказывает об истории создания балетного спектакля, балетмейстере, танцовщиках и балеринах, принимающих участие в балете. Небольшой объем научно-популярной и ознакомительной информации, выдаваемой аудитории, является прямым элементом массовизации, как и знакомство зрителя с классическим балетным наследием посредством передачи через экранное пространство.

Одним из элементов массовизации классического балета является феномен массового тиражирования на видеоносителях произведений «высокого» искусства с «доставкой их на дом». Сейчас не составит большого труда купить диск с любым балетом в магазине или заказать в сети Интернет, не выходя из дома, можно «скачать» или посмотреть балет в онлайн-режиме. «Тиражирование отнюдь не обязательно является опошлением высокого и уникального» [10], поэтому распространение произведений классического балетного искусства может быть и продуктивно.

Также тенденция массовизации проявляется в использовании образов-копий классического балетного искусства в рекламе. Реклама отражает насущные потребности массового общества, и использование возвышенных сюжетов «высокой» культуры способствует эстетизации современной жизни.  Балетные образы в настоящее время часто выступают как знак, как средство рекламирования товаров, не связанных с балетом. Абстрактный образ балерины несёт в себе нечто лёгкое, воздушное и невесомое, а, значит, создаёт в сознании массового зрителя уверенность в том, что товар столь же безупречен, сколь и танец балерины. Примеров можно привести множество: реклама шоколада «Вдохновение» с Н. Цискаридзе и артистками балета (здесь мы видим не только образ балерины, но и медийное лицо) [11], реклама автомобиля Лексус–«Балерина» (чувство абсолютного контроля) [12]. Таким образом, «рекламный образ балерины, метафоричный по своей природе, предлагает зрителю желанный образ-мечту» [13], идеализируя классическое балетное искусство на пуантах.

Распространение аудиовизуальных технологий принесло с собой новую тенденцию – показ балетных спектаклей на площадках кинотеатров. Например,  в сети кинотеатров Синемапарк ежегодно идет театральный сезон под названием «Theatre HD», в который включены балетные постановки – «Большой балет в кино». [14] С точки зрения распространения качественных образцов высокой культуры, это очень хорошая идея, поскольку не во всех городах России есть театры оперы и балета, а с такими показами у зрителей есть выбор и есть возможность увидеть классическое искусство в зоне доступности.

Среди тенденций массовизации классического балета можно выделить также тенденцию к увеличению количества коммерциализированных проектов – балетных антрепризных театров, которые вывозят балетные спектакли в провинцию, получая при этом коммерческую выгоду, что напрямую относит их к элементам массовой культуры. Отличительной чертой является то, что в их репертуаре в основном шедевры русского классического балета, которые на слуху и отлично воспринимаются провинциальной интеллигентной публикой, нуждающейся в духовной пище. Несомненное достоинство таких гастролей в том, что классический балет популяризируется и становится доступным во всех небольших городах, но есть и минусы: классический балет начинает носить массовую направленность, а качество выступлений в небольших городах порой оставляет желать лучшего.

Сделаем некоторые выводы относительно тенденций массовизации классического балета в современности. На протяжении последних десятилетий элитарность классического балета подвергается воздействию механизмов массовой культуры, но при этом классика остается классикой и не теряет свой высокий уровень. Массовизируясь, классика скорее не превращает балет в китч, а просвещает широкую публику и несёт в себе духовные ценности и особую эстетику. Среди тенденций массовизации можно выделить следующие: влияние экранной культуры и появление телешоу с балетной тематикой; трансляция балетов классического наследия на телеканале «Россия К» с включением образовательных и просветительских рассказов о балете; интерактивность как способ понять настроение публики и дать возможность публике высказаться о своих интересах и желаниях; феномен массового тиражирования классических балетов; использование образов-копий классического балетного искусства в рекламе; показ мировых балетных шедевров  в кинотеатрах в прямом эфире и в записи; появление гастрольных антрепризных балетных театров.

Массовизированный классический балет в наше время можно отнести к самому высокому уровню массовой культуры, по теории разделения массовой культуры А.Н. Ильина, – к арт-культуре. «Арт как форма культуры, будучи, в отличие от китча, менее тиражированным и непонятным для масс, далек от повседневности и являет собой нечто более высокое, духовное и надповседневное» [15], – писал А.Н. Ильин. Классический балет даже в формате массовой культуры по-прежнему играет важную роль в образовании и воспитании современного российского общества.

Список литературы:

  1. 1. Суворов Н.Н. Элитарное и массовое сознание в художественной культуре постмодернизма:  диссертация доктора философских наук... 24.00.01. - Санкт-Петербург, 2005. - С.4.

  2. 2. Филиппова В.А. Народная, элитарная и массовая культуры: сущность, характер, соотношение и влияние на развитие театра танца // Вестник СГТУ. - 2010.- №1. - С.333.

  3. 3. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник.- М.: Аспект Пресс, 1998. - С.228.

  4. 4. Шарандина А. Балет – это элитарное искусство. Интервью Анны Шарандиной с Николаем Цискаридзе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://highhatdance.narod.ru/tsiscaridze2.htm

  5. 5. К нам вернулся драмбалет  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.business-class.su/news/2011/10/24/78121

  6. 6-7. Проект "Большой балет" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tvkultura.ru/about/show/brand_id/22545/

  7. 8. ТВ-программа «Болеро» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1tv.ru/video_archive/projects/bolero/r213

  8. 9. Шопен Н. Интерактивность – это пульс жизни // Научно-культурологический журнал.- 2002.- №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=168   

  9. 10. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2000.- С.213.

  10. 11. Рекламный ролик шоколада «Вдохновение» [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.youtube.com/watch?v=xEH1H8xw-IY

  11. 12. Рекламный ролик Лексус-"Балерина" (чувство абсолютного контроля) [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.youtube.com/watch?v=tbf2vQU2jlQ

  12. 13. Кайгородова Е.Н. Балетные образы в рекламе // Вестник гуманитарного научного образования.- 2010. - №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tkavt.ru/index.php/stati/44-2009-10-13-07-34-35/2834-2010-12-08-10-19-54

  13. 14. Интернет-сайт кинотеатров «Синемапарк» [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.cinemapark.ru/main#

  14. 15. Ильин А.Н. Трехкомпонентная структура влияния массовой культуры на субъекта //  Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М).- 2010.- №30.- С.38.

 

Сведения от авторе

Александра Михайловна Хорольская

магистрант 1-го года обучения

Московского государственного института культуры

Направления подготовки «Хореографическое искусство»

Программа «Педагогика балета: Классический танец»

К оглавлению выпуска

24.09.2015, 2922 просмотра.