МАНОХИНА М.А. МУЗЕЙ – МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПРЕОБРАЖЕНИЯ ИСКУССТВОМ

Манохина М.А.

Музей – место социальной адаптации и преображения искусством 

MUSEUM - LOCATION SOCIAL ADAPTATION AND TRANSFIGURATION ART

    Всю большую актуальность приобретает развитие музеев в сфере безбарьерного посещения маломобильных групп. Посещая многие музеи России, становишься очевидцем того, как иностранные  группы туристов, как правило, в своем составе имеют несколько инвалидов - колясочников или людей с другими ограничениями по здоровью. Среди наших туристов - соотечественников явление более редкое. Обычно, люди с ограниченными возможностями приезжают специализированными группами, если в музее созданы для их приема условия. Важно сделать так, чтобы выезд в музей стал для людей с особыми потребностями простым и не требовал колоссальных физических, материальных средств и практика посещения ими музеев стало повсеместной.

    Музей - заповедник «Казанский Кремль» за последние десять лет стал самым посещаемым культурным объектом в Республике Татарстан, за последний год его посетили около 1,5 млн. человек. Мы понимаем всю ответственность перед теми людьми, которые наименее социально защищены и хотели бы непременно посетить Казанский Кремль. Музей- заповедник Казанки Кремль стал участником движения «Музей без барьер» и делает для инвалидов посещения музея возможным. Каждый музей, вставший на этот непростой путь, понимает сложность переоснащение музеев с технической стороны,  а так же обучение сотрудников тонкостям работы с особыми посетителями [2].  Как и многие музеи в развитии инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями мы начали с обустройства входной группы музея.

    Конечно, помимо технического оснащения музей - это место открытий. Открытия творческих и жизненных сил, преобразование человеческой жизни силой искусства. Центр «Эрмитаж – Казань» уже много лет ведет работу по созданию условий дружеской атмосферы для людей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Создаются специализированные программы по основным выставкам из Государственного Эрмитажа, а так же интерактивные программы и творческие занятия. Много лет «Эрмитаж – Казань» ведет работу с республиканской общественной организацией «Забота» и воспитанники этого центра являются постоянными и самыми благодарными посетителями.

    Главное сокровище центра Эрмитаж-Казань – это выставки, которые приезжают из Государственного Эрмитажа, и наша задача, чтобы люди с интеллектуальными отклонениями смогли близко познакомиться с историей и искусством прошлых эпох, погрузившись в мир красоты и гармонии. Сотрудниками центра «Эрмитаж-Казань» разрабатываются экскурсии, в которых используются методы работы с людьми с задержкой психического развития и интеллектуальными отклонениями. Особые потребности, которые стоит учитывать в разработке экскурсий - это внимание на переходы между экспонатами, объем подаваемой информации, жесты и мимика, предельная концентрация, спокойствие, дружелюбность экскурсоводов, охраны, смотрителей, безопасность посетителей и экспонатов, а так же постоянный контакт со слушателями. Экскурсии проходит в виде интерактивных программ, которые предполагают выполнение несложных заданий по выставке. Методы, применяемые в ходе экскурсии – поиск, анализ, сопоставление, сравнение, аналогия, представление, домысливание. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей [3], поэтому метод ассоциации с героем живописного полотна помогают экскурсантом лучше понять себя и разобрать причины тех или иных событий.

    Интерактивные программы и мероприятия для людей с особыми потребностями реализуются в центре «Эрмитаж – Казань» с  2006 года и сегодня являются неотъемлемой формой разговора с посетителями. Помимо интерактивных программ по выставке, центром разрабатываются творческие занятия, которые, как правило, проходят после экскурсии, где все могут поделиться своими впечатлениями от выставки и что-нибудь сделать своими руками. За время работы творческой мастерской с детьми  инвалидами мы делали куклы-обережки методом бесшовного скручивания, насыпали цветные мозаики из круп, рисовали в технике монотипии, лепили из пластилина животных, расписывали маски и стекло. Все занятия доставляют радость детям от того, что они могут проявить самостоятельность в процессе создания своего произведения искусства и забрать его с собой.  Здесь важно дать им больше времени и уметь ограничивать помощь, дать им возможность поверить в себя и работать самостоятельно, так как их эмоциональное состояние характеризуется внушаемостью, низкой самооценкой, неуверенностью, боязнью неудачи [1].

     В 2010 году был создан проект, который представляет собой работу по созданию нового музейного продукта «Казанский Кремль в моих руках», направленного на работу со школьниками коррекционных школ и интернатов, которые, как правило, не охвачены специальными экскурсионными программами музеев. Программа базируется на основе разработанной центром «Эрмитаж-Казань» игры-квеста «В поисках клада», признанной маршрутом 2008 года Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ и получившей номинацию «100 лучших товаров» РТ и РФ.

    За последний год музей-заповедник Казанский Кремль в лице 6 музеев, в том числе центра Эрмитаж-Казань, провел для людей с особыми потребностями такие мероприятия, как  мастер-классы по эбру, «Птица счастья», «Искусство носить платок», «Секреты домашнего уюта», Творческое занятие «Ваша кукла», Праздник «У Лукоморья» (на выставке «Один шаг – и в сказке»), Представление «У Кремлёнка в Новый год!», Научное шоу «Секретная Лаборатория Деда Мороза», Новогодний праздник «Волшебный караван», Игра-квест «Секреты новогоднего календаря», «Знакомые незнакомцы» (совместно с Клубом любителей крыс). Так же Казанский Кремль проявляет активное участие в празднике Дня защиты детей, Музейной весны, недели добра, международного дня инвалидов.

    Направление работы музеев с людьми с особыми потребностями требует много сил и вложений, но результат того стоит. Музей должен стать тем местом, где процесс реабилитации проходит с удовольствием и новыми личностными открытиями.  А формирование безбарьерной среды должно начинаться с преодоление барьеров внутри нас, отчасти, с помощью искусства.

Список литературы

1. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. 2-е изд., испр.- Москва, «Когито-Центр», 2001. — 351 c.

2. Реабилитация инвалидов музейными средствами: Материалы заседаний круглого стола. Круглый стол проходил 29 июня - 1 июля 2011 г. в Москве в рамках III Междунар. конфер. «Равные права – равные возможности. Универсальный дизайн: новые концепции и лучшие примеры» / Сост. канд. пед. наук С.Н. Ваньшин. – Москва, 2011. ‑ 148 с.

3. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990. – 96 с.

Сведения об авторе

Манохина Мария Александровна,  ведущий специалист, Центр Эрмитаж-Казань,


К оглавлению выпуска

Эрмитаж

22.12.2015, 2376 просмотров.