МИХАЙЛОВА Е.А. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ФОЛЬКЛОРНОМ КЛУБЕ
Михайлова Е.А.
Культурно-досуговая деятельность людей с нарушением опорно-двигательного аппарата в фольклорном клубе
CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IMPAIRED PEOPLE LOCOMOTOR IN FOLKLORE CLUB
Социальная специфика инвалидности заключается в правовых, экономических, коммуникативных, психологических и прочих барьерах, которые не позволяют людям с различными отклонениями здоровья активно включатся в жизнь общества и полноценно участвовать в ней.
Создание равных возможностей для людей с инвалидностью, как направление социальной политики, связанно с обеспечением доступности не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной и досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов и обладает способностью стимулировать процессы адаптации, социализации и интеграции личности. Опираясь на закономерности досуга, сфера свободного времени существенно расширяет возможности успешного решения задач самореализации, самоопределения, формирования отзывчивости на общественные проблемы, умения людей с инвалидностью приобретать новый социальный опыт. И чем выше уровень организации досуга, тем более его поведение приобретает творческий характер.
Творчество способствует развитию личностного потенциала человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, вкуса. Творчество имеет две главные составляющие: личность творца и его способности. Поэтому реабилитационный творческий процесс должен протекать по двум направлениям: 1. по линии совершенствования познавательных психических процессов (внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения); 2. по линии формирования особых свойств характера, в которые входят такие его качества, как стремление к самовыражению, оригинальность и быстрота мышления, смелость и настойчивость, и др.
Для нашего исследования важным является положение о том, что способности, характеризующие личность, выражают меру освоения ею деятельности, а уровень развития способностей определяется через понятие творчество. Опыт педагогической работы доказывает, что развитие творческих способностей у людей с инвалидностью не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии.
В Челябинском центре реабилитации инвалидов ЧООО ВОИ разработан и успешно реализуется целый комплекс коррекционных программ для обеспечения социально-творческой реабилитации людей с нарушением опорно-двигательного аппарата в кружках и ассоциациях различной направленности. Проблема заключается в том, что не всегда человек с инвалидностью может четко определить творческое направление которым он хотел бы заниматься в дальнейшем. Для таких людей была разработана коррекционная программа с опорой на народное творчество и создан фольклорный клуб «Иван да Марья».
Основу содержания деятельности клуба – составили сквозные культурно-досуговые программы, которые предлагают человеку с инвалидностью участие в различных видах досуговой деятельности. Занятия ведутся на базе творческих мастерских, и человек может параллельно заниматься в нескольких. Цель программы – развитие творческой активности через комплекс необходимых условий и разнообразное программное обеспечение, сохранение за человеком с инвалидностью права свободного выбора конкретной досуговой деятельности. Основными видами деятельности являются: учебно-познавательная, творческо-репетиционная, художественно-творческая, исполнительская и авторская. Необходимо отметить, что данная программа так же решает блок реабилитационных задач: по сенсорному, умственному, речевому, музыкальному, физическому, творческому и социальному развитию человека с инвалидностью. Возможность использования своего творческого и интеллектуального потенциала для людей с инвалидностью определяется такими видами деятельности, как занятия музыкой, литературой, театром, пластическими видами искусств, живописью, декоративно-прикладным творчеством.
Педагогической целью данной программы является создание специальных условий для того, чтобы каждый человек с инвалидностью мог полностью реализовать себя, свои творческие интересы и потребности, свои индивидуальные возможности и особенности как в одном, так и в разных направлениях. Поэтому занятия по программе клуба строятся в 4 этапа:
-
Подготовительный этап: цель – стимулирование человека на творческую работу, побуждение интереса к познавательной деятельности, развитие психологической уверенности в собственных силах, возможность участия в любом творческом направлении.
-
Творческий (основной) этап: цель – выполнение творческих заданий, неотъемлемой частью которых является практическая и социальная значимость.
-
Заключительный этап: цель – подведение итогов, положительная динамика, социальное одобрение, похвала, признание, усиление интереса к продолжению творческой работы.
-
Диагностический этап: цель – осознание человеком с инвалидностью своих возможностей, оформление выставок собственных работ, концертная деятельность, анализ возможных вариантов дальнейшего творческого пути.
Организация творческой деятельности в клубе носит комплексный характер и имеет многожанровую структуру. Реализация данной программы наглядно продемонстрировала значительные реабилитационные возможности клуба «Иван да Марья»: удовлетворенность разнообразных творческих интересов в рамках одного объединения; насыщенность этими интересами всего социального окружения человека с инвалидностью; новые резервы творческой активности, основанные на вариативности форм деятельности, нетрадиционная исполнительская и авторская деятельность.
Таким образом, изучая данную проблематику и активно используя реабилитационные технологии в досуговой деятельности людей с инвалидностью необходимо понимать, что у некоторых групп инвалидов с различными типами дефектов существуют барьеры, мешающие им принимать участие в обычных развлечениях. Для такой категории необходима квалифицированная разработка культурно-досуговых моделей и программ специально предназначенных для решения личностных проблем, обусловленных дефектом и способных его компенсировать.
Альтернативой специфически развивающей и адаптирующей формой может служить программа фольклорного клуба «Иван да Марья», так как, творческая деятельность в фольклорном клубе, являясь одним из видов досуговой деятельности для людей с инвалидностью, отвечает их социальным и индивидуальным потребностям, обеспечивает организацию содержательного разностороннего досуга, развивает творческие способности и тем самым компенсирует инвалидность.
Как показывает практика, активное использование такого рода программ, позволяет успешно решать основные социальные и психологические проблемы у людей с инвалидностью, повышает их самооценку и статус в обществе, способствует их становлению в качестве полноценных субъектов общественных отношений.
Список литературы
1. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч. – творч. форума. Челябинск, 6-8 ноября 2014 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Е.В. Швачко. – Челябинск, 2014. – Ч. 2. – 250 с.
2. Социокультурная реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями: Сборник тезисов и докладов межрегиональной научно-практической конференции Урала, Сибири и Приволжья. – Тюмень: Вектор Бук, 2012. – 72 с.
3. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2001. – 256 с.
Сведения об авторе
Михайлова Елена Александровна,
руководитель Челябинского городского центра реабилитации инвалидов ЧООО ВОИ, аспирант кафедры социально-культурной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств,
22.12.2015, 2509 просмотров.