СИВОВ С.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

  

    Современному человеку все труднее сохранить свою индивидуальность. Проблематично моделировать ежедневно окружающую обстановку для себя. Этот дефицит рождает вакуум и тревогу лишиться индивидуальности, что инстинктивно приводит людей к общению с искусством. Особые трудности испытывают люди с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в Российской Федерации свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами.

     За последнее время в Москве сделано очень много по медицинской и социальной поддержке инвалидов. Департаментом культуры Москвы проведена огромная работа по обеспечению доступности учреждений культуры для инвалидов разных категорий, причем руководители учреждений культуры относятся к этой работе неформально в отличие от руководителей многих общественных мест в Москве.

     В целях наиболее эффективной интеграции инвалидов в общество разрабатываются социокультурные меры, которые способствуют развитию потенциальных способностей, уверенности в себе у людей с ограниченными возможностями.

     Важнейшим условием для самореализации инвалида является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Социокультурная реабилитация позволяет использовать инвалидам свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения [6. C.3].

     Для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обратить на себя внимание окружающих через творчество является верной дорогой к исцелению. Творческому человеку легче найти решение в любой ситуации.

     Современные технологии социально-культурной деятельности предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности [1.C. 11].

     С помощью арт-терапии можно ввести искусство в жизнь людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и таким образом восполнить их желание в самовыражении. Правильное использование искусства и художественных приемов для решения психологических проблем можно сравнить с открытием « второго дыхания» у спортсмена. Актуальность применения методов арт-терапии на сегодняшний день очевидна, как никогда.

     Одной из задач арт-терапии является разрушение изолированного социума, в котором живут больные люди, и интеграция их в современное общество как равных. Поэтапное развитие детского творчества подчиняется своим законам. Прогрессивный педагог не будет вмешиваться в сферу творчества ребенка, пока не почувствует, что ребенок готов перейти на более высокий этап развития своего творчества и нуждается в поддержке. Чувства, эмоции и порывы, выраженные в художественной форме, выплеснутые на холст и бумагу, будут особенно результативны в реабилитации людей с эмоциональными нарушениями, замкнувшимися в себе и своих внутренних негативных переживаниях. Синтезирование приемов, позволяющих снять комплексы неполноценности стандартного мышления у детей, облачение их эмоций, чувств, грез в художественную форму, позволяют педагогам работать с подопечными, погрузившимися в себя, отказавшихся от радостей окружающего мира.

     Как метод работы с людьми арт-терапия  лояльна, эффективна и мягка, что позволяет человеку заниматься ей самостоятельно, поддерживая душевный баланс в нужном формате. Круг лиц, для которых можно рекомендовать арт-терапию, широк в силу своей доступности и естественности. Недуги, в которых поможет  арт-терапия, многолики. Это может быть врожденные или приобретенные физические и психологические дефекты, сложности в общении, проблемы социализации, последствия стрессов, а также трудности переходного возраста, как у подростков, так и пожилых людей.       Посредством арт-терапии мы находим причины проблемы и пути выхода из создавшейся жизненной ситуации. Арт-терапия является инструментом, посредством которого проводится самосовершенствование личности, ее гармонизация во всех ипостасях, будь то скульптура, рисунок, фотография, мода. 

     Арт-терапия помогает превозмочь апатию и безысходность, сближает людей, повышает самооценку, создает микроклимат доверия и терпимости к другим участникам. В изобразительном творчестве человек отображается, как на рентгеновском снимке, видны проблемы его настроения, душевное состояние. Наличие творческих способностей в арт-терапии уходит на второй план, ее прелесть и состоит в том, что она дает возможность человеку созидать свою судьбу и взгляды на жизнь. Возрастной ценз в арт-терапии отсутствует, исключение могут составлять некоторые формы для детей до шести лет, что делает ее еще более привлекательной.

     Большое распространение получила групповая арт-терапия, что особенно важно для пожилых людей, получающих возможность общения с другими участниками. Коллективная работа в данном случае помогает преодолеть нерешительность, застенчивость участников, боязнь выглядеть смешным.

Существуют различные варианты использования методов арт-терапии:

‑ Использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интеграцию клиентов.

‑ Побуждение клиентов к самостоятельному творчеству.

‑ Использование имеющихся произведений искусства и самостоятельное творчество.

‑ Творчество самого специалиста (лепка, рисование) направленное на установление взаимодействие с клиентом [2, С. 226].

Существует множество видов арт-терапии, но особое место в этом ряду занимает работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию (дети с ограниченными возможностями, дети из детских домов и др.). У многих из них сложились некоторые негативные стереотипы поведения в виде агрессии, отстраненности, замкнутости. Подчас эти дети имеют очень низкую самооценку. Одев маску безразличия, они могут игнорировать педагога, проводящего с ними занятия. Это не значит, что им не интересно. У всех детей своя оценка мира, некоторые бояться быть не понятыми, кому- то не хватает уверенности. Вывести их из этого состояния поможет изо-терапия, которую педагог будет проводить в музее. Создание атмосферы раскрепощенности и изменения настроения ребенка позволит поднять, как его самооценку, так и изменить восприятие мира. В работе с детьми данной категории необходимо соблюдать следующие рекомендации:

Объем информации на занятии в музее должен быть таким, какой дети в состоянии усвоить.

Давать информацию следует дозированно, не перегружая детей информацией ( датами, именами).

Проводить урок следует в простой доступной форме.

Необходимо проговаривать с детьми вслух термины, понятия, слова. Делая это, ребенок развивает свою речь и внимание.

На занятии нужно проявить интерес к каждому ребенку через вопросы и ответы, задавать один и тот же вопрос каждому ребенку.

Давать возможность каждому ребенку высказаться, выразить свое мнение перед другими детьми.

Педагогу на занятии с детьми нужно построить логические связи между изучаемой темой и реальной жизнью ребенка, между экспонатом музея и современным миром.

Создать на занятиях атмосферу успеха, поощрять и поддерживать инициативу детей ( хвалить, выделять, благодарить).

Способствовать взаимодействию детей друг с другом.

В конце занятия устраивать импровизированное обсуждение или выставку детских рисунков в студии, где дети смогу показать свою работу. [3.С. 16]

   Такие творческие действия, как рисование, дают возможность подопечному понять себя, ход своих мыслей, выразить эмоции, избавиться от мучительных переживаний и внутренних конфликтов, мечтать с помощью карандаша и палитры. Занимаясь рисованием, подопечный сам вкладывает в себя положительно заряженную программу, тем самым порой даже неосознанно освобождается от негатива.       Рисование способствует развитию мелкой моторики, образного мышления, связывает воедино важнейшие функции организма ( речь, зрение, образное мышление).

Через образы, созданные красками, подопечными познается реальный мир, рождаются эмоции. Благодаря этому рисование помогает многим снять неврозы, стрессы, психологические перегрузки.

Цели на занятии с детьми по рисованию могут быть самые различные:

Научить ребенка самостоятельно организовывать творческий процесс в работе с красками.

Сформировать умение смешивать краски.

Познакомить с приемами развития фантазии.  [3.c 22]

Научить детей рисовать линии.

Развивать способность выражать с помощью линий различные состояния и характеры персонажей. [3.c 35]

Научить выражать через различные линии различные чувства, ощущения и характеры.

Научиться перевоплощаться, проигрывать различные роли перед другими детьми.

Научить заполнять разнообразными линиями все пространство листа, развивать воображение. [3.c 36]

Научить участников с помощью линий изображать различных животных и сказочных героев.

Создать коллективную работу, где будут участвовать эти персонажи. Развивать фантазию и творческое воображение. [3.c 38]

Познакомить участников с различными формами: геометрическими фигурами, формами, взятыми из окружающего мира и фантастическими фигурами. [3.c 41]

Научить изображать и вырезать разные формы, комбинировать их в более сложные предметы и образы.

 Познакомить с приемами работы с формой и цветом – главными признаками в определении различных предметов. [3.c 44]

Научить творчески работать с формой круга, превращать его в различные предметы.

Познакомить с возможностью использования цвета в определении предмета.

Комбинируя различные фигуры, составить из них изображение домика, машины, человека. [3.c 49]

Большое воздействие изо-терапия имеет на детей в раннем возрасте. При этом на занятиях педагог реализует следующие функции:

Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.

Эмоциональная поддержка ребенка.

 Постановка креативной задачи и обучение ее принятия ребенком.

Тематическое структурирование задачи.

Помощь в поиске формы выражения темы.

Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и определенных в его продукте. [4.c 233]

Многие виды арт-терапии можно связать с народным творчеством. Музыкотерапия, то есть лечение звуком, - метод, который применяют как средство коррекции. В начале 19 века музыку использовали для лечения психических расстройств. В период Первой мировой войны военные врачи применяли музыку как обезболивающее средство при лечении туберкулеза. В ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 года в офицерских училищах СССР классическую музыку транслировали курсантам во время приема пищи. Музыкотерапия используется при нарушении координации движения, при расстройствах психики, страхах. Музыка оказывает сильное воздействие на органы и системы человеческого организма, на гормональные изменения, частоту дыхания, сердцебиение. Примером могут служить церковные песнопения. Так же в народе говорят- « сердце поет», « душа поет».

Для народных песен характерен глубокий уравновешенный ритм и мелодичность, что позитивно влияет и способствует нервно-психическому оздоровлению человека, меняет самооценку, наполняет внутренней энергией, пробуждает в человеке жажду деятельности.

Изучение влияния музыки на человеческую личность проводится и сейчас. В 1975 году в Великобритании был создан Центр музыкальной терапии. В 1985 году в Германии организован институт музыкальной терапии при медицинском факультете университета Виттен-Хердске.

В России влияние музыки на человека исследовались с 19 века. Труды Бехтерева, Сеченова, Тарханова показывают влияние музыки на системы кровообращения, нервной и дыхательной систем. От выбора музыкальной составляющей будет зависеть эффективность музыкотерапии. Гармония между эмоциями человека и музыкой дает устойчивый контакт.

В современном мире искусство является мощным фактором гармонизации и самовыражения личности. Кроме этого, искусство является проводником, который помогает навести переправы между людьми различных возрастов, национальностей, вероисповеданий, социального положения, между детьми и взрослыми, учениками и учителями. Этот диалог приведет к сближению и пониманию людей, поможет сохранить накопленное культурное наследие прошлых поколений.

Социокультурная реабилитация может оказать существенное положительное влияние на инвалидов всех возрастных и социальных групп, но особое значение она имеет для детей-инвалидов и молодых инвалидов вообще. В отношении этой категории лиц главная задача этого реабилитационного направления деятельности - приобщение молодежи к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. В основе подходов - идея свободной, гармонично развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремится к постоянному самоопределению, самосовершенствованию, а также к признанию важной роли искусства и культуры в формировании и развитии этой личности. Это - средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения и объединение индивидуальностей в общность [6.C.20].


Список литературы

1. Ганьшина Г.В., Григорьев И.Н. Социально–культурная анимация. Москва-Тамбов : Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». 2011. 168 с.

2. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие/под научной редакцией профессора Е.И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004 г.-512 с.

3. Дрезнина М.Г. Путешествие во времени в пространстве музея-Москва :  ЮНИСЕФ, 2011. 168 с.

4. Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие /Под научной редакцией Е.И. Григорьевой-2-е изд.; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина», Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес –Наука-Общество», 2011. 399 с.

5. Крамер Э. Арт-терапия с детьми / Пер. с англ. Москва : Генезис, 2014. 320 с.

6. Луценко Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов (на примере Еврейской Автономной области):  Автореф. дисс. … канд. социолог. наук. Хабаровск, 2007. 23 с.

Сведения об авторе

Сивов Сергей Александрович,
магистрант кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, г. Москва,


К оглавлению выпуска

22.12.2015, 4069 просмотров.