МОНАХОВ П.А. РОЛЬ ПСИХОДРАМЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Монахов П.А.

Роль психодрамы в реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья

PSYCHODRAMA ROLE IN REHABILITATION OF PERSONS WITH DISABILITIES

   В настоящее время реабилитация людей с ограниченными возможностями стоит в числе наиболее важных задач социальной политики нашего государства. Принят ряд нормативных документов, направленных на решение проблем, касающихся здоровья людей. Открываются центры реабилитации, готовятся специалисты данного направления.

   На фоне роста мер социального характера явным противоречием выступает недостаточная разработанность использования социокультурного потенциала в реабилитации людей с ограниченными возможностями.

   Важной составляющей социальной реабилитации инвалидов и их семей является социокультурная деятельность, которая помогает им установить социальные связи, развивать творческие способности, самоутвердиться и самореализоваться в сложной жизненной ситуации.

    Создатель психодрамы Джекоб Морено (Moreno, 1964) задумывал ее как систему ролевой игры, отражающую внутренний мир человека и социальное поведение. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира пациента. Психодрама, по существу, является таким видом драматического искусства, который отражает актуальные проблемы пациента, а не создаёт воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников. Именно психодрама является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, конфликтов, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни. Сегодня психодраматические техники успешно используются не только в медицине: весь ролевой тренинг, все игровые подходы в педагогике выросли из классической психодрамы. Правильно используя ее элементы, можно лечить, учить, воспитывать и стимулировать личностный рост. Можно обнаруживать внутренние конфликты и тут же работать с ними, моделировать будущее, оплакивать утраты и открывать в себе новые возможности [4].

    Основными компонентами психодрамы являются: ролевая игра, спонтанность, «теле», катарсис и инсайт. Ролевая игра— это одно из основных понятий психодрамы. И отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ролями, которые он играет в реальной жизни.

    Второе понятие — спонтанность — было выделено Морено на основе наблюдений за игрой детей. Он считал, что спонтанность — это тот ключ, который поможет открыть дверь в область творчества.

    Понятие «теле» описывает двусторонний поток эмоций между всеми участниками психодрамы. Катарсис, или эмоциональное освобождение, возникающее у актера в психодраме, представляет собой важную ступень в достижении конечного результата — инсайта, нового понимания имеющейся проблемы. Основные роли в психодраме — это режиссер, который является продюсером, терапевтом и аналитиком, протагонист, «вспомогательное Я» и аудитория. Психодрама начинается с разминки, переходит к фазе действия, во время которого протагонист организует представление, и заканчивается фазой последующего обсуждения, во время которого психодраматические действие и возникшие в ходе его переживания обсуждаются всей группой.

    «Психодрама в России играет важную роль как психотерапевтическое направление - это безусловно. Все больше психологов и непсихологов интересуются психодрамой, в разных регионах заказывают учебные курсы. Не оскудевает интерес к этому методу и к его приложениям - психотерапевтическим, педагогическим, организационным» [1].

     Экзистенциальная психодрама — одна из форм терапевтического театра, созданная под влиянием активной техники, предложенной одновременно Ш. Ференци в психоанализе и Я. Морено в практике, которую он сам назвал «шекспировской». Однако главной теоретической идеей, на которую я мог бы сослаться, — идеей, объясняющей основную интенцию моей практики, — остается «Экзистенциальный психоанализ»: именно так озаглавлена вторая глава четвертой части книги Ж.П. Сартра «Бытие и ничто». В 1943 году Сартр выдвигает новаторскую идею, что прошлое индивида не определяет его целиком и что его тревоги могут быть вызваны грядущим событием, а не обязательно какой-либо травмой, имевшей место в прошлом. Для излечения достаточно было бы вызвать эмоциональную реакцию на прошлое в ходе психоаналитического сеанса, используя силу катарсиса мореновской или психоаналитической фрейдовской психодрамы [5].

    Драматерапия – это лечебный метод, использующий техники действия. Он может быть использован не только для устранения симптомов и «поврежденных» моделей поведения, но и для ускорения личностного роста и развития; эффекты психодрамы наблюдаются и в помощи в управлении симптомом, и в высвобождении потенциалов внутреннего роста и творчества. Она работает как с проблемами ограниченного поведения, так и с незрелостью, связанной с задержкой развития. При работе с людьми с задержкой развития целью является проработка «блокировок» в психосоциальном развитии, чтобы человек мог достичь более полного и спонтанного самовыражения, более высоких жизненных успехов и более гармоничных взаимоотношений с другими. Термин «драматерапия» в том числе используется для обозначения клинических ролевых игр, моделирования поведения путем репетиций, анализа действия, креативной драматики, а также театра импровизаций. Таким образом, психодрама – это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация.

   Драматерапия может быть полезна различным типам клиентов в различные периоды жизни, как например во время сложных эмоциональных жизненных ситуациях. Данный метод наиболее эффективен при работе с клиентами, которые способны и достаточно мотивированы для того, чтобы принимать участие в довольно сложном психическом ритуале, характерном для данного подхода. Могут разыгрываться несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершенные ситуации, внутренние драмы, фантазии, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы, или неодушевленные объекты. Используются такие техники, как обмен ролями, дублирование, техника зеркала, конкретизация, максимизация или монолог. Психодраматическое воздействие было успешным для многих людей, включая заключенных, алкоголиков, наркоманов, страдающих заиканием, детей с психическими травмами, семей и людей, пребывающих в кризисном состоянии; в работе с подростками, аутичными детьми, закоренелыми преступниками, анорексиками, лицами, подвергшимися сексуальному насилию, алкоголикам и онкологическими больными. Описан положительный эффект в лечении некоторых психосоматических заболеваний. Таким образом, драматерапия может быть полезна широкому кругу людей, при различных диагностических категориях, в индивидуальных и социальных проблемных областях, в широком спектре поведенческих нарушений.

Драматерапевтическая сессия проводится в три этапа:

1. Подготовка к взаимодействию с другими людьми, взаимному раскрытию и активной групповой работе. На данной стадии создаётся атмосфера безопасности, доверия и поддержки.

2. Непосредственно драматическая стадия или стадия создания сценария, освоения ролей и экспериментирования с ними.

3. Стадия разотождествления с ролями и восстановление привычной для членов группы идентичности.

    Общей целью драматерапии является укрепление идентичности клиента и его взаимоотношений с окружающим миром. Эффективность терапии определяется поведенческими изменениями клиента, которые диагностируются психометрическими тестами.

    Драматерапия используется в работе с людьми с межличностными и внутриличностными проблемами, в семейной и детско-родительской терапии, в оргконсультировании, развитии креативности в определенной профессии, с пограничными расстройствами, психосоматикой.

    Театр исторически создавался как терапевтическое воздействие (теория катарсиса Аристотеля), и всегда театральное действие было чрезвычайно сильным по эмоциональному воздействию. Возвращение драмы в культуру, как психотерапевтического действа, началось с конца 19 в., когда стали возникать психотерапевтические театры в Германии, Австрии, США, России, Франции. Кроме всего, необходимо помнить, что драматерапия – это всегда игра, т.е. вид деятельности, ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе. Сила и глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать события и переживания ярко, ясно, точно, что дает возможность вспоминать и переживать иначе определенные жизненные события, посмотреть на них другими глазами. Существует серьезное различие между драматерапией и психодрамой. Оно заключается в том, что психодрама использует для драматизации конкретный биографический материал, драматерапия не фокусируется на реальной жизни клиента. Психодрама играет реальную жизнь клиента, драматерапия – что угодно и чью угодно жизнь, что не вызывает страха, тревоги, боли. Я могу играть кого угодно. «Жизнь – игра, театр». Уровень, на котором «работает» драматерапия, очень различен: от конкретной жизненной задачи (как это сделать) до глубинных экзистенциальных вопросов (зачем я живу, в чем мое предназначение?).

ЗАДАЧИ ДРАМАТЕРАПИИ

‑ осознание своих телесных и поведенческих паттернов,

‑ развитие спонтанности и импровизационности,

‑ развитие и совершенствование способности к «режиссуре» собственной жизни,

‑ возможность «переиграть» жизненные сценарии и паттерны,

‑ развитие телесной пластичности и пластики (телесной, эмоциональной, когнитивной),

‑ расширение репертуара поведенческих паттернов.

‑ возможность стать иным (развитие множественности личности),

‑ возможность «вернуться назад» и «сходить вперед».

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ ДРАМАТЕРАПИИ

‑ Сценические поклоны.

‑ Сценическая пластика.

‑ Работа с оружием.

‑ Работа с голосом.

Беспредметные этюды.

‑ Предметные этюды с символическими предметами (веревка, цепь, раковина, посох, корона, меч, маска, плащ, чаша, плат и т.п.).

‑ Пантомима (стили, танец, сцены).

‑ Театр импровизации («история театра», национальные ритуалы, национальный танец и др.).

‑ Средневековая драма.

‑ Драматизация сказки, мифа, легенды.

‑ Драматизации снов, фантазий, страхов.

‑ Театр абсурда.

‑ Комедия дель-арте.

‑ Работа с большими куклами.

‑ Площадные театры.

Карнавал («шествие умерших богов», «корабль дураков»).

    Сегодня человек, живущий в большом городе, становится заложником одиночества, депрессий и апатии, хотя, казалось бы, он имеет все, что нужно для активной и интересной жизни. Увы, технологии подарили нам небывалые скорости и возможности, но отняли элементарные навыки: как выразить свои чувства, как выразить симпатию, как побороть стеснительность в реальной жизни, как не пропасть в каждодневной гонке… Меняются вещи, среда, человек остается прежним: он хочет быть услышанным, понятым, любимым.

    Целый ряд приемов и методов психодрамы позволяет здоровым людям и людям с ограниченными возможностями здоровья овладеть навыками, которые помогают при налаживании деловых связей, при поиске решений в сложных жизненных ситуациях. Не случайно арт-терапия такого рода давно уже используется в социальной работе, в педагогике и даже бизнесе. Если Вы решили что-то изменить в своей жизни — начните с себя, войдите в мир ролей и масок, чтобы обрести уверенность в себе и поставить себе новые жизненные цели [6].

     В театре можно проектировать многие жизненные проблемы. Отработанные через призму театральной образности, в реальной жизни они покажутся легче. Театральная игра с ее перевоплощениями способствует адаптации. Обычно ограниченный в общении и понимании, человек с особенностями развития может здесь выражать свои чувства, постигать мир на высоком обменно-информационном уровне, участвовать в культурной жизни общества.

Примечания

1. Долгополов Н.Б. История психодрамы в России //Журнал практического психолога. -2002.- №2-3.

2. Кадыров И.М. Психодрама и психоанализ: два театра для психической драмы // Московский психотерапевтический журнал.-1996.- № 1.

3. Кадыров И.М. Психоанализ для глубокого и широкого читателя //Консультативная психология и психотерапия. 2012.- №2.

4. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика – Москва: Прогресс, 1994.

5. Лорэн К. Введение в экзистенциальную психодраму // Консультативная психология и психотерапия. 2012. - № 1.

6. Театральная школа «Бенефис» // http://www.teatr-benefis.ru/staty/psihologiya/ art-terapiya-lechenie-iskusstvom

Сведения об авторе

Монахов Павел Александрович,
магистрант кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, г. Москва,


 

 


К оглавлению выпуска

22.12.2015, 1288 просмотров.