КИРЕЕВА О.А. ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРИАДЫ «ПЕДАГОГ – УЧЕНИК — РОДИТЕЛЬ» В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Киреева О.А.
Творческое взаимодействие триады «Педагог – ученик — родитель» в процессе социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
CREATIVE INTERACTION TRIAD "TEACHER - STUDENT - PARENT" IN THE SOCIO-CULTURAL REHABILITATION CHILDREN WITH DISABILITIES AND DISABILITIES
Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью ставит перед родителями все новые и новые задачи, грамотное решение которых не может быть делом лишь семьи. Помощь особому ребенку могут оказывать специалисты разного профиля: психологи, педагоги, социальные работники, врачи и др. Привлечение специалистов для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении их проблем стимулирует деятельность родителей в процессе реабилитации своих детей. Наилучших результатов в реабилитационном процессе удается достичь тогда, когда родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
Эффективность социально-культурной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидов повышается при активном сотрудничестве педагога и родителей. Выполняя разные функции в связи со своими социальными ролями, они являются равноправными участниками целостного образовательного и реабилитационного процесса.
Иногда приходится сталкиваться с позицией родителей, перекладывающих ответственность за обучение и воспитание, а также за процесс реабилитации детей, на плечи специалистов. Родитель оправдывает свою неспособность оказать помощь ребенку дефицитом времени. Также распространена позиция: «Педагог все знает, всему научит». «Родители передают функции обучения и воспитания школе и, в то же время, продолжают оказывать сильное влияние на ребенка. В процессе его личностного формирования сказываются два мощных субъекта воздействия –семья и учитель. Ребенок всегда оказывается в ситуации конфликта, когда семья транслирует одну систему ценностей, школа – другую, он теряется в ориентирах, что нередко приводит к потере внутренней гармонии и нарушению психического здоровья». [3]
Воспитание ребенка-инвалида – одна из самых сложных и трудных задач. Поэтому повышение психолого-педагогических знаний родителей детей с ОВЗ и инвалидов – основа эффективного коллективного сотрудничества для достижения общей цели.
Все вышеперечисленные трудности, а также пожелания родителей были учтены при организации реабилитационного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью в Центре психолого-медико-социального сопровождения «Радинец» г. Москвы (после недавней реорганизации Центр вошел в состав Городского психолого-педагогического центра). Специалисты Центра уже пятнадцать лет работают по программам социально-культурной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидов.
Приоритетные направления деятельности центра:
- диагностика и консультирование по проблемам развития и воспитания детей;
- коррекционные и развивающие, групповые и индивидуальные занятия;
- профилактика и коррекция школьной неуспешности, школьной и социальной дезадаптации;
- социализация детей средствами дополнительного образования;
- просветительская работа по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов;
- развитие междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов, участвующих в процессе реабилитации детей с ОВЗ (инвалидов);
При первичном обращении в Центр, психолого-медико-педагогический консилиум разрабатывает индивидуальный маршрут для ребенка с ОВЗ и инвалидностью, в который входят необходимые программы и мероприятия социально-культурной реабилитации.
Важными организационно – педагогическими условиями для прохождения индивидуального маршрута реабилитации являются:
- использование различных видов культуротворческой деятельности в процессе социально-культурной реабилитации;
- осуществление процесса социально-культурной реабилитации на основе разработанных авторских программ, предполагающих включение педагогов, детей с ОВЗ (инвалидов) и их семей в совместную культуротворческую деятельность.
Принимая во внимание специфику деятельности Центра "Радинец", в качестве практических технологий социально-культурной реабилитации нами были предложены формы культуротворческой деятельности, включающие активное творческое взаимодействие триады «Педагог – ученик – родитель». Это проекты «Народная книга» с участием детей 6-10 лет, Фестиваль «Экотворец» с участием детей 7-18 лет и программа «Семейная студия фотофильма» для подростков 14-18 лет и членов их семей.
Названные проекты имеют коррекционную направленность и базируются на принципе коллективной деятельности, поскольку она создает условия для процесса интеграции и дифференциации межличностных отношений, что, в свою очередь, положительно влияет как на детский коллектив – учащихся, так и на коллектив педагогов.
Ожидаемый результат после реализации данных проектов:
- создание адаптивной социокультурной среды всеми субъектами образования (педагог, ученик и его семья);
- включение всех участников процесса реабилитации (педагог, ученик и его семья) в культуротворческую деятельность.
Подчеркнем, что взаимодействие триады «Педагог – ученик — родитель» – это процесс отношений равноправных участников единого взросло-детского сообщества, в котором стороны взаимно обогащают и дополняют друг друга.
Проекту «Народная книга» восемь лет. За это время выпущено 9 книг, одна из них была официально издана. Всего с начала реализации проекта в нем приняли участие около 100 человек – педагогов, воспитанников Центра и их родителей. Тематика книг разнообразна: несколько вариантов «Азбуки», «Книга памяти», посвященная людям, прошедшим Великую Отечественную войну, «Книга рецептов», «Любимые мелодии» и др.
С особой теплотой вспоминают участники проекта работу над двухтомником Азбука «Флора» и Азбука «Фауна». Работа над каждым томом заняла, в среднем, три месяца. Детям младшего школьного возраста было предложено выбрать 2-3 буквы русского алфавита и создать свои странички в книге азбуки, включающие литературный текст и оформление к нему. Два педагога дополнительного образования курировали, соответственно, литературную и художественную составляющие будущей книги.
В работе над Азбукой принимали участие как обычные дети, так и дети с ОВЗ и инвалидностью. Ученики понимали, что, не сделав вовремя задание, они подведут всю команду, – т. е. если в Азбуке будет меньше 33 букв, книга просто не состоится.
На первом, подготовительном этапе, проводились занятия по развитию связной речи, в ходе которых дети знакомились с устным народным творчеством, учились различать народные и авторские сказки, составлять описательные рассказы, понимать переносный смысл поговорок и пословиц, а также использовали имеющийся опыт в самостоятельном творчестве.
Параллельно шла работа над художественным оформлением буквы – дети делали эскизы и наброски в различных художественных техниках.
На втором этапе проводилась основная работа по сочинению детьми литературных текстов и оформлению букв.
Как мы уже отмечали, одно из приоритетных направлений деятельности Центра – это развитие междисциплинарного и межведомственного взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения. Поэтому на втором, основном этапе работы, к проекту присоединились психологи, логопеды и дефектологи. Например, бывало так, что ребенок, имеющий диагноз "общее недоразвитие речи" сочинял стихотворение, но правильно прочесть его не мог, из-за чего переживал. Давая ценные советы, на помощь приходил логопед, занимающийся с этим ребенком. И в домашней обстановке родители помогали ребенку отрабатывать наиболее трудные места в чтении стихотворения.
Психологи Центра интересовались непосредственно текстами, которые дети писали для Азбуки. Ведь содержание детских сочинений может, порой, сказать психологу больше, чем обычный консультативный прием.
Оформительская и литературная работа над книгой велась учениками дома и на занятиях в центре. Родители учеников могли присоединиться к проекту и в качестве соавторов – в этом случае их имена также были бы отмечены в книге. И это очень важно, ведь бывает, что работу, заданную ученику на дом, выполняют родители, выдавая ее за детскую. (Этим «грешат» практически во всех учебных заведениях – будь то школа, или центр дополнительного образования). Родители не хотят понять, что кроме вреда такая «помощь» ничего не принесет.
Педагоги центра в свое свободное время также участвовали в составлении Азбуки: кто-то смог реализовать давнее желание рисовать, а кто-то оказался замечательным поэтом – так или иначе, удовольствие от творческого процесса получили все.
Следующий проект – Фестиваль «Экотворец» родился как продолжение традиционного экологического праздника «День творчества», который ежегодно проводится в Центре «Радинец». Это – одна из форм коллективного взаимодействия, включающая совместную культуротворческую деятельность триады «Педагог – ученик — родитель».
Экологическое творчество – это декоративно-прикладное творчество и дизайн из бросового (бывшего в употреблении/мусорного) материала. Больше узнав о возможностях такого рода материала на празднике «День творчества», дети и их родители в течение учебного года приносят педагогу разнообразные бытовые «отходы». Все это ждет своего часа в так называемой «мусорной коробке» – дети часто заглядывают в нее, как для замещения отсутствующих традиционных материалов для творчества, так и в поисках оригинального материала для реализации своих идей.
Создавая условия для детского экологического творчества, мы предполагаем, что и дети могут влиять на эту среду, обогощая ее.
Фестиваль «Экотворец», носивший статус городского, прошел в Москве в 2013 году; в нем приняли участие более 350 человек. В отличие от обычных Фестивалей, наше мероприятие носило выраженный междисциплинарный характер, благодаря которому мир искусства шагнул навстречу природе.
В конкурсной программе могли быть представлены работы декоративно-прикладного искусства из бросового (бывшего в употреблении/мусорного) материала. Номинации соответствовали программе Правительства г. Москвы по раздельному сбору бытовых отходов–стекла, металла, бумаги/картона, пластика и иного материала.
В рамках Фестиваля было организовано:
- два тура конкурсного отбора работ;
- выставка работ финалистов конкурса;
- выставка печатной продукции по теме;
-мастер-классы для детей и педагогов;
- церемония награждения победителей и заключительный концерт.
На мастер-классах был представлен уникальный опыт художественно-прикладного творчества с использованием оригинальных методов и средств.
Фестиваль вызвал огромный интерес со стороны его участников – детей, членов их семей, педагогической общественности.
Критериями оценок конкурсных работ для жюри явились:
-
общее эстетическое впечатление, завершённость работы;
-
оригинальность идеи, её новизна;
-
универсальность идеи, т.е. возможность передачи опыта выполнения работы;
-
польза – т. е. практическое применение работы.
Членами Жюри было отмечено, что одна треть работ финалистов –продукт семейного творчества. Более половины работ-финалистов созданы учащимися в учреждениях дополнительного образования, и только незначительная часть работ, созданных в рамках урока в различных школах Москвы, дошла до финала. Это говорит о приоритете семейного творчества и творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования, что, безусловно, будет учтено при проведении следующего Фестиваля.[5]
Анализ итогов Фестиваля подтвердил предположение о целесообразности сочетания коллективных и индивидуальных форм взаимодействия триады «Педагог – ученик — родитель» в процессе культуротворческой деятельности.
Отметим, что формат Фестиваля «Экотворец» – это эффективная форма организации досуговой деятельности детей, создающая художественно-творческую адаптивную среду, которая оптимально служит не только целям творческого развития, но и социально-культурной реабилитации особого ребенка.
Программа «Семейная студия фотофильма» начала апробацию в 2011 году. За эти годы обучение по программе прошли 40 человек – педагоги, подростки 14-18 лет и члены их семей, в том числе, семьи с подростками-инвалидами.
Известно, что художественное восприятие, как осознанная и полноценная сотворческая деятельность, становится возможным только в подростковом возрасте. В художественном восприятиив этот возрастной период наиболее ярко проявляется такой субъективный фактор, как интерпретация художественного образа, сопоставляемая с собственным жизненным опытом подростка. В процессе взросления ребенка его возрастающая духовная активность требует новых сфер для своего приложения, поэтому задача педагогов и родителей – найти такие виды деятельности, которые по своим характеристикам соответствовали бы возрастным особенностям и возможностям подростка. В этой связи хотелось бы обратить внимание педагогов и родителей на обучение искусству фотографии с последующим созданием семейных любительских фотофильмов.
Фотофильм – это «разновидность визуального повествования в обычной или экранной форме, составленная из фотоснимков с последовательным развитием сюжета, подчиненным законам драматургии». [7] Как следует из сказанного, фотофильм существенно отличается от привычных нам и более распространенных: фото-презентации, фото-клипа и слайд-шоу, привязанность которых к сюжету совсем не обязательна.
Работа над фотофильмом объединяет людей общностью интересов, как в семье, так и за ее пределами. Эта специфика, унаследованная от любительского кино, позволяет считать создание фотофильма самодеятельным видом творчества с богатыми культурными традициями и, в то же время, качественно и принципиально новым видом творческой деятельности.
Совместная художественная деятельность помогает родителям подготовить подростков к глубокому восприятию художественных произведений, к осмыслению впечатлений от них, формирует эстетические потребности. Все это повышает культурный уровень семьи в целом, а также положительно влияет на укрепление детско-родительских отношений.
По творческому вкладу фотофильм может быть как коллективным, так и авторским, в котором один человек одновременно автор идеи, сценарист, режиссер и оператор.
При апробации программы нами отмечена некоторая закономерность в распределении функций: часто дети были авторами фотографий, а родители больше работали над монтажом и режиссурой. Были распространены команды, в которых роль режиссера отводилась педагогу. Ученики были актерами, а их родители выполняли функции сценариста и фотографа. Монтаж осуществлялся общими силами.
В программу «Семейная студия фотофильма» вошли тематические блоки: «Основы фотосъемки», «Фотоэстетика», «Основы экранной культуры», «Практика создания фотофильма».
В самом процессе создания фотофильма заложены перспективные культурно-просветительские, образовательные возможности, а сам фотофильм обладает большим потенциалом художественно-эстетического воздействия на аудиторию, в особенности, детско-юношескую. Это позволяет нам сделать вывод о необходимости целенаправленного обучения подростков созданию фотофильма в рамках социально-культурной деятельности, в том числе, детей с ОВЗ и инвалидов.[6]
Мониторинг эффективности трех вышеназванных проектов в процессе социально-культурной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидов проводится путем диагностических процедур, скрининговых обследований и отражается в специальных бланках и формах. Важно, что комплексный подход в решении проблем ребенка, междисциплинарное взаимодействие специалистов в единой мониторинговой системе позволяют значительно повысить эффективность оказываемой помощи ребенку.
Реабилитационный эффект оценивается по следующим основным критериям:
- корректировка самооценки ребенка с ОВЗ (инвалидов);
- снижение уровня изоляции от общества детей с ОВЗ (инвалидов);
- освоение детьми с ОВЗ (инвалидами) социокультурных норм и ценностей в процессе культуротворческой деятельности.
Уже сейчас можно говорить о возросшей интенсивности и продуктивности общения между педагогами, родителями и учащимися, что позволяет повысить эффективность процесса социально-культурной реабилитации особенных детей, успешнее интегрировать их в коллектив здоровых детей.
Опрос родителей воспитанников показал, что совместными усилиями в Центре создана комфортная адаптивная социокультурная среда.
Творчество ребенка – это возможность обратить на себя внимание, возможность влиться в любой коллектив, а значит, не чувствовать себя в чем-то ущемленным. И творческое взаимодействие педагогов с детьми и их родителями – это не только один из способов организации совместной деятельности и общения, но и возможность рука об руку идти к общей цели.
Список литература
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Воробьева Г. Е., Садовски М. В. Роль семьи как необходимое условие в системе комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. - 2014.- № 15.
3. Далецкая Е.Н. Психолого-педагогическая триада современной начальной школы // http://sch166.mskobr.ru/files/.doc
4. Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. - Саратов : Изд-во Научная книга, 2003.
5. Киреева О. А. Итоги фестиваля «Экотворец-2013» // Материалы научно-практической конференции «Развитие креативности в условиях адаптивной образовательной среды». - Москва: ИТИП РАО, 2013
6. Киреева О. А. Фотофильм в художественной деятельности подростка // Преемственность в образовании. - 2013.- № 5 (11).
7. Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура. Омск : Изд-во ОГУ, 2000.
Сведения об авторе
Киреева Олеся Андреевна,
магистрантка кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, г. Москва,
конференции, проекты, мероприятия
22.12.2015, 3254 просмотра.