АГАПОВА О.В. МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Агапова О.В.
Музицирование как фактор поддержания и сохранения здоровья детей-инвалидов
MUSIC-MAKING AS A FACTOR MAINTAINING AND PRESERVING HEALTH OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Ведущее место в системе социализации детей – инвалидов занимают реабилитационные центры, которые решают проблему социальной интеграции, включения детей-инвалидов во все аспекты жизни общества.
Важно не только ликвидировать болезненные проявления, связанные с инвалидностью, но и создать для каждого воспитанника условия социокультурной адаптации - полного включения в жизненную реальность средством приобщения к миру культуры, искусства и творчества.
Преобладание вынужденной гиподинамии, фрагментарность мировоззрения ребенка-инвалида, отсутствие равновесия в образовательной, лечебной и игровой деятельности, ведут к несоблюдению принципов здоровьесбережения. В течение многих лет на базе Центра был апробирован опыт работы, ориентированный на решение проблемы формирования здоровьесберегающих условий реабилитационно-развивающего процесса средствами музицирования.
Основная цель - сохранение и становление здоровья детей средствами музицирования для успешной социализации в обществе.
Элементарное музицирование – это музицирование с помощью элементарных звуков и движений: игра на инструментах друг с другом, разыгрывание сюжетов песен, совместная игра для создания атмосферы комфорта и радости, формирование невербального, чувственного контакта с окружающим миром, развитие координации простых движений.
Элементарное музицирование позволяет, независимо от возрастной категории воспитанников, повышать адаптивные возможности детского организма, проводить профилактику и коррекцию дыхательного и артикуляционного аппарата, сформировать умение концентрировать внимание и голосовую работу.
Если процесс музыкально-эстетического воспитания в специализированном учреждении построить на системе реабилитационных средств музицирования, то он поддержит и сохранит здоровье детей-инвалидов, активизируя защитные свойства организма, устойчивость к заболеваниям, будет способствовать проведению профилактики и коррекции дыхательного и артикуляционного аппарата.
Музицирование в этом случае выступает как фактор здоровьесбережения, и перед специалистами стоят задачи совершенствования условий социально-культурной реабилитации, поддержки и сохранения здоровья воспитанников.
Замедленное и искаженное речевое развитие детей с ДЦП приводит к задержке их умственного развития. Для таких детей музыкальные занятия выполняют не только воспитательную функцию, но и имеют корригирующую направленность.
Именно такое понимание музыкальной деятельности позволяет добиться положительных результатов в коррекционной работе по преодолению различных нарушений в развитии детей, независимо от тяжести заболевания.
Занятия по здоровьесберегающей технологии элементарного музицирования основаны на комплексном развитии элементарной музыкальности у детей. Методическими средствами выступают:
‑ метод подражания (метод «показа» и образность «ассоциативного метода») эффективно обеспечивает «наведение» и подсознательную функцию восприятия при выполнении педагогической задачи;
‑ фонетический метод, в основе которого лежит явление «Физиологической инерции», смысл которой заключается в психофизиологической особенности вокально-слуховых координаций сохранять изначальную установку определенного слога при последующих изменениях темброрегистровых, интонационных, динамических и фонетических «переходах» в упражнениях.
Задачи коррекционных занятий состоят в конкретных приемах проведения специальных коррекционно-развивающих (а не тренировочных) упражнений, способствующих развитию, а не «натаскиванию» ребенка.
Основными видами музыкальной деятельности при использовании методики элементарного музицирования выступают:
1. Слушание функциональной музыки (акустико-моторный рефлекс).
Под функциональной музыкой мы имеем в виду музыкальные произведения (или их части), которые наряду с эстетическим воздействием на человека оказывают иположительное влияние на психическую и эмоциональную сферу ребенка, его деятельность, способствуя сохранению (укреплению) здоровья. Музыка разряжает накопившиеся отрицательные эмоции, повышает общий тонус ребенка, мобилизует его энергию;
2. Артикуляционная гимнастика для устранения скованности артикуляционного аппарата, проводится в доступной, сказочно-образной, игровой форме;
3. Дыхательная гимнастика, помогающая снять излишнее статистическое напряжение, помочь расслаблению различных групп мышц, повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на художественно-творческую деятельность;
4. Вокально-интонационные упражнения, активизируя вегетативные механизмы высшей нервной системы, вызывают особые вибрационные ответы в подсознании, вследствие чего происходят реакции, способствующие более быстрому выздоровлению;
5. Совместное пение, способствующее развитию силы голоса, воспитанию плавной речи, а для заикающихся детей - исправлению дефекта речи.
Ценность данного подхода – в максимальном использовании компенсаторных возможностей каждого ребенка, независимо от тяжести его заболевания, что помогает добиться реальных положительных результатов в коррекционной работе по преодолению различных нарушений в развитии детей с ОВЗ.
В связи с использованием в реабилитационно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий возникает потребность в педагоге иного уровня - «педагоге творце», способном творчески проектировать коррекционную работу с воспитанниками с учетом условий здоровьесберегающей педагогики: понимать причины и мотивы поступка ребёнка, которые могут являться естественным проявлением его эмоциональной напряжённости.
Главное в работе педагога - принимать ребёнка-инвалида таким, каков он есть, а не таким, каким он должен сейчас быть, по-вашему, мнению. Трудный ребенок - не тот, с которым трудно, а тот – которому трудно!
За счет создания особой реабилитационно-воспитательной среды, позволяющей детям быть свободными, проявлять эмоциональность, непринужденность в певческом и ролевом исполнении удается добиться значительного снижения эмоционально – психического напряжения у детей с ДЦП, повышения уровня адаптивных возможностей детского организма (улучшения соматического здоровья).
Полученные в ходе апробации результаты говорят об эффективности использования данного опыта (данные за 2011-2015 г.г.)
Значительное снижение эмоционально – психического напряжения у 92% детей с ДЦП;
-
Наличие положительной динамики основных психических процессов (внимание, воображение, память, мышление) у 76% детей.
-
Наличие положительной динамики в формировании психомоторных способностей воспитанников: чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой – 69%
-
Повышение уровня музыкального развития у 88% детей, овладения воспитанниками навыками совместного пения, игротанца, креативной импровизации, навыками и приемами рефлексии.
-
Значительное улучшение эмоционального общения детей с окружающими, адаптация к публичному выступлению на сцене -54%
-
Более активное участие детей в музыкальных сказках-спектаклях, выступление в творческих вокальных конкурсах, фестивалях песни. В 2013 одна из воспитанниц Центра получила именную премию мэра Тольятти и губернатора Самарской области в номинации «вокальное пение».
Перспективы методов и приемов музицирования и нестандартных подходов в достижении реабилитационного эффекта очевидны: проблема сохранения и становления здоровья детей-инвалидов для их успешной социализации всегда будет актуальной.
Сведения об авторе
Агапова Ольга Витальевна,
методист Государственного казенного учреждения Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» городского округа Тольятти»,
22.12.2015, 2401 просмотр.