АГАПОВА О.В. МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Агапова О.В.

Музицирование как фактор поддержания и сохранения здоровья детей-инвалидов

MUSIC-MAKING AS A FACTOR MAINTAINING AND PRESERVING HEALTH OF CHILDREN WITH DISABILITIES

    Ведущее место в системе социализации детей – инвалидов занимают реабилитационные центры, которые решают проблему социальной интеграции, включения детей-инвалидов во все аспекты жизни общества.

  Важно не только ликвидировать болезненные проявления,  связанные с инвалидностью, но и создать для каждого воспитанника условия социокультурной адаптации - полного включения в жизненную реальность средством приобщения к  миру культуры, искусства и творчества.

    Преобладание вынужденной гиподинамии, фрагментарность мировоззрения ребенка-инвалида, отсутствие равновесия в образовательной,  лечебной и игровой деятельности, ведут к несоблюдению принципов здоровьесбережения.  В течение многих лет на базе  Центра был апробирован опыт работы, ориентированный на решение проблемы формирования  здоровьесберегающих условий реабилитационно-развивающего  процесса средствами музицирования.

   Основная цель - сохранение и становление здоровья детей средствами музицирования  для успешной социализации в обществе.

    Элементарное музицирование – это музицирование с помощью элементарных звуков и движений: игра на инструментах друг с другом, разыгрывание сюжетов песен, совместная игра для создания атмосферы комфорта и радости, формирование невербального, чувственного контакта с окружающим миром, развитие  координации  простых движений.

    Элементарное музицирование позволяет, независимо от возрастной категории воспитанников, повышать адаптивные возможности детского организма, проводить профилактику и коррекцию дыхательного и артикуляционного аппарата, сформировать умение концентрировать внимание и  голосовую работу.

    Если процесс музыкально-эстетического воспитания в специализированном учреждении построить на системе реабилитационных средств музицирования, то он поддержит и сохранит здоровье детей-инвалидов, активизируя  защитные  свойства организма, устойчивость к заболеваниям, будет  способствовать  проведению профилактики и коррекции дыхательного и артикуляционного аппарата.

     Музицирование в этом случае выступает как фактор здоровьесбережения, и перед специалистами  стоят задачи совершенствования условий социально-культурной реабилитации,  поддержки и сохранения здоровья воспитанников.

     Замедленное и искаженное речевое развитие детей с ДЦП приводит к задержке их умственного развития. Для  таких детей музыкальные занятия выполняют не только воспитательную функцию, но и имеют корригирующую направленность.

     Именно такое понимание музыкальной деятельности позволяет  добиться положительных результатов в коррекционной работе по преодолению различных нарушений в  развитии детей,  независимо от тяжести заболевания.

    Занятия по здоровьесберегающей технологии элементарного музицирования основаны на комплексном развитии элементарной музыкальности у детей.  Методическими  средствами выступают:

‑ метод подражания (метод «показа» и образность «ассоциативного метода») эффективно обеспечивает «наведение» и подсознательную функцию восприятия при выполнении педагогической задачи;

‑ фонетический метод, в основе которого лежит явление «Физиологической инерции», смысл которой заключается в психофизиологической особенности вокально-слуховых координаций сохранять изначальную установку определенного слога при последующих изменениях темброрегистровых, интонационных, динамических и фонетических «переходах» в упражнениях.

     Задачи коррекционных занятий состоят в конкретных приемах проведения специальных коррекционно-развивающих (а не тренировочных) упражнений, способствующих развитию, а не «натаскиванию» ребенка.

     Основными видами музыкальной деятельности при использовании методики элементарного музицирования выступают:

1. Слушание  функциональной  музыки (акустико-моторный рефлекс).

Под функциональной музыкой мы имеем в виду музыкальные произведения (или их части), которые наряду с эстетическим воздействием на человека оказывают иположительное влияние на психическую и эмоциональную сферу ребенка, его деятельность,  способствуя сохранению (укреплению) здоровья. Музыка разряжает накопившиеся отрицательные эмоции, повышает общий тонус ребенка, мобилизует его энергию;

2. Артикуляционная гимнастика для устранения скованности  артикуляционного аппарата, проводится в доступной, сказочно-образной, игровой форме;

3. Дыхательная гимнастика, помогающая снять излишнее статистическое напряжение, помочь расслаблению различных групп мышц, повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на художественно-творческую деятельность;

4. Вокально-интонационные упражнения, активизируя вегетативные механизмы высшей нервной системы, вызывают особые вибрационные ответы в подсознании,  вследствие  чего происходят реакции, способствующие более быстрому выздоровлению;

5. Совместное пение, способствующее развитию силы голоса,  воспитанию плавной речи, а для заикающихся детей - исправлению дефекта речи.

     Ценность данного подхода – в  максимальном использовании компенсаторных возможностей каждого ребенка, независимо от тяжести его заболевания, что помогает добиться реальных положительных результатов в коррекционной работе по преодолению различных нарушений в  развитии детей с ОВЗ.

    В связи с использованием в реабилитационно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий  возникает потребность в педагоге иного уровня - «педагоге творце», способном творчески проектировать коррекционную работу с воспитанниками с учетом  условий здоровьесберегающей педагогики: понимать причины и мотивы поступка ребёнка, которые могут являться естественным проявлением его эмоциональной напряжённости.

     Главное в работе педагога - принимать ребёнка-инвалида таким, каков он есть, а не таким, каким он должен сейчас быть, по-вашему,  мнению. Трудный ребенок - не тот,  с которым трудно, а  тот – которому трудно!

    За счет создания особой реабилитационно-воспитательной среды, позволяющей детям быть свободными, проявлять эмоциональность, непринужденность в  певческом и ролевом исполнении   удается добиться значительного снижения эмоционально – психического  напряжения у детей с ДЦП, повышения  уровня адаптивных возможностей детского организма  (улучшения соматического здоровья).

     Полученные в ходе апробации результаты говорят об эффективности использования  данного опыта (данные за 2011-2015 г.г.)

Значительное снижение эмоционально – психического  напряжения у 92% детей с ДЦП;

  1. Наличие положительной  динамики основных психических процессов (внимание, воображение, память, мышление) у 76% детей.

  2. Наличие положительной динамики в формировании психомоторных способностей воспитанников: чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой – 69%

  3. Повышение  уровня музыкального развития у 88% детей,  овладения  воспитанниками  навыками совместного пения, игротанца, креативной  импровизации,  навыками и приемами рефлексии.

  4. Значительное улучшение эмоционального общения детей с окружающими, адаптация к публичному выступлению на сцене -54%

  5. Более активное участие детей в музыкальных сказках-спектаклях, выступление в творческих вокальных конкурсах, фестивалях песни. В 2013 одна из воспитанниц Центра получила именную премию мэра Тольятти и губернатора Самарской области в номинации «вокальное пение».

Перспективы методов и приемов  музицирования и нестандартных подходов в достижении реабилитационного эффекта очевидны: проблема сохранения и становления здоровья детей-инвалидов для  их успешной  социализации всегда будет актуальной.

Сведения об авторе

Агапова Ольга Витальевна,
методист Государственного казенного учреждения Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» городского округа Тольятти»,



К оглавлению выпуска

22.12.2015, 2401 просмотр.